Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность в группе: социальные роли и виды ролей, социальные статусы и виды статусов, феномены лидерства и авторитета и их взаимосвязь.

Поиск

Виды вербального общения.

Различают внешнюю и внутреннюю речь.

Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь, в свою очередь, – на диалогическую и монологическую. При подготовке к устной речи и особенно – к письменной, индивид «проговаривает» речь про себя. Это и есть внутренняя речь. В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь может быть непосредственной (например, обмен записками на совещании, на лекции) или отсроченной (обмен письмами).

Особенности:

- К главной особенности вербальной коммуникации можно отнести вербальное общение, которое присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка

- Вербальная коммуникация является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации

- Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.).

Невербальное общение -- вид общения без использования слов.(голос, песня, внешний вид, одежда, поза выражения лица, улыбка, взгляд, движения, танец, походка жесты, кивок и мотание головой, покачивание конечностями, направление конечностей, имитация некоторого поведения (например качание двумя направленными вниз пальцами напоминает идущее ноги);

Невербальная коммуникация:

Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.

Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).

Тактильная система (такесика) (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).

Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).

 

29. Интерактивная сторона общения: содержание, виды взаимодействий и их характеристика, механизмы влияния в процессе интерактивного общения.

Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний).

Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:

-уместностью принятых управленческих решений;

-четким распределением обязанностей среди сотрудников;

-умелым разрешением конфликтов.

Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция

Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой.
Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

Важное значение имеют факторы организации процесса общения(дистанция между взаимодействующими людьми; взаимная ориентация; наличие внешних барьеров).

30. Раскройте содержание, уровни и особенности межличностного взаимодействия по теории трансактного анализа Э. Берна.

Трансактный анализ (ТА) - направление психотерапии, которое рассматривает структуру личности человека с позиций определенных поведенческих стереотипов. Создателем этого метода занимался в 1950-х годах XX века американский психолог и психиатр Эрик Берн, который опирался на представления З.Фрейда о структуре личности. Берн утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного использования

Опираясь на работы Э.Берна, концепция трансактного анализа выглядит следующим образом.

1. Концепция трансактного анализа

Трансактный анализ включает в себя:

1) структурный анализ (теория эго-состояний);

2) собственно трансактный анализ деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействие эго-состояний; двух вступающих в общение индивидов;

3) анализ психологических «игр» - скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу);

4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария - «скрипта») - индивидуального жизненного сценария, которому

Трансактный анализ - это интеракционная психотерапия, которая проводится в групповой форме.человек невольно следует.

Целью работы является осознание членами группы того, в пределах какого эго-состояния они обычно функционируют (структурный анализ). Развивая это осознание, пациенты исследуют раннее программирование, послания (сообщения), которые они получали от родителей, и свои ранние решения в отношении собственного достоинства и жизненной позиции. Главная цель терапии состоит в пересмотре ранних решений.

Важнейшая часть трансакционного анализа - это выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками (отец хочет видеть сына ученым вопреки его желаниям), а также структурный анализ состояний Я индивида. Этих состояний, по Э. Берну, существует три: Родитель, Взрослый и Ребенок. В разных ситуациях общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретную структуру «трансакций» (единиц общения). Важнейшим видом такой структуры является «игра» (или система трансакций со скрытой мотивацией, предсказуемым исходом). Анализу различного рода игр, используемых людьми в общении, посвящены основные работы Э.Берна.

31. Перцептивная сторона общения: понятие и содержание социальной перцепции в процессе общения, виды феноменов психики, влияющих на формирование восприятия и впечатления, возможности формирования перцептивной компетентности личности.

Социальная перцепция- процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Социальная перцепция зависит от эмоций, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.

Выделяют четыре основных функции межличностной перцепции:
. познание себя
. познание партнера по общению
. организация совместной деятельности
. установление эмоциональных отношений

Восприятие и оценка партнера по общению представляет важную сторону данного процесса. Воспринимая качества собеседника, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения о внутренних психологических свойствах человека. Данные умозаключения основаны на наблюдении внешнего облика собеседника (физические качества и оформление внешности) и поведения (то есть совершаемых действий и экспрессивных реакций). Это дает возможность сформировать определенное к нему отношение. Перечисленные феномены принято относить к социальной перцепции.

Социально-перцептивная компетентность - это социально-психологическое свойство, отражающее определенный уровень развития личности и включающее в себя следующие составляющие: знания закономерностей социальной перцепции, умения и эмоциональные отношения, связанные с восприятием, оценкой и пониманием людей.

Основу социально-перцептивной компетентности составляют социально-перцептивные способности, которые в межличностном восприятии проявляются в качестве социально-перцептивных умений, таких как: восприятие себя через другого, восприятие другого через соотнесение с собой, восприятие себя через результаты собственной деятельности, непосредственное восприятие внешнего облика другого и т.д.

 

32. Малая группа как объект научного познания в психологии: понятие и виды групп, их классификация,, структура и динамические процессы в малой группе, методы изучения малых групп.

Малая группа - это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах.

Виды:семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Классификация:

-Первичная (базовая) группа- относится к тем личным отношениям, которые являются прямыми, лицом к лицу, относительно постоянными, и глубокими, такие, как отношения в семье, группе близких друзей и тому подобное.

-Вторичные группы -относится ко всем другим лицом-к-лицу отношениях, но особенно к таким группам или ассоциациям, как производственным, в которой человек относится к другим через формальные, часто юридические или договорные отношения[8]

-формальные является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда

-неформальные- возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

Групповая динамика включает следующие процессы:

-сплочение или разобщение групп;

-процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;

-становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.

Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.

33. Коллектив: понятие, основные признаки и качественные характеристики коллективов, отличающие их от малых групп, «психологическая структура» коллектива, способы формирования и сплочения коллективов.

Коллектив- группа, совокупность людей, работающих в одной организации, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.

Основные признаки:

-наличие общей цели

- психологическое признание(интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов)

-практическое взаимодействие людей

Отличительными признаками коллектива являются:

-совместная деятельность;

-наличие общих интересов, целей и задач;

-единая организация и управление;

-относительная устойчивость и длительность функционирования.

Социальная структура коллектива - это его строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. Под социальной группой понимают совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и регулярно взаимодействующих для достижения какой-либо цели. Социальная структура коллектива - это важный параметр, влияющий на эффективность деятельности предприятия

Способы сплочения:

тренинги (деловые игры и выездные тренинги, для больших групп – реалити-игры), корпоративные вечера, просто разнообразные игровые мероприятия (на природе, туристические походы, спортивные соревнования, спортивные игры).

34. Коллективное мнение: понятие, особенности формирования и проявления, способы оценки и учёта, механизм воздействия на членов коллектива, феномен групповых норм и конформного поведения.

коллективное мнение- разновидность общественного мнения, представляющая собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива к различным событиям и явлениям в жизни общества, данного коллектива.

Общественное мнение коллектива возникает не по любому поводу, а только по тем событиям и фактам, которые близко затрагивают их интересы, например, достижение общей цели. Ответ на вопрос, вокруг каких событий, фактов и т. д. существует общее мнение, свидетельствует о моральном облике коллектива, его воспитательных возможностях.

Известно, что каждый сотрудник вольно или невольно соизмеряет свои поступки и деятельность с мнением руководителя и большинства личного состава, а также наиболее авторитетных сослуживцев. Побудительная сила коллективного мнения объясняется также тем, что личность опасается отрицательных оценок и упреков большинства, которые могут снизить ее авторитет в коллективе. Очень важно, чтобы коллективное мнение служебной группы соответствовало требованиям коллектива подразделения, требованиям к личности сотрудника органов внутренних дел. В этом случае оно будет играть решающую роль в формировании у сотрудника профессионально важных качеств.

Феномен группового давления. Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество».

Конформизм – термин социальной психологии, который напрямую связан с поведением человека в малой группе и означает форму приспособления, подчинения и соглашательства с нормами и правилами, установленными в группе, независимо от того, насколько они соответствуют этическим, культурным и правовым нормам и правилам в обществе в целом.

Конформное поведение: а) внешняя уступчивость – внутренне при своих интересах; б) одобрения действий меняют убеждения человека.

35. Коллективное настроение: понятие, общая характеристика формирования и развития коллективных настроений, особенности проявления, пути и методы влияния на него в интересах формирования положительных эмоциональных реакций сотрудников.

Коллективное настроение- это совместное переживание, длительное эмоциональное состояние, влияющее на проявление личности, качество общей и индивидуальной работы.

От настроения людей зависит их поведение, результаты деятельности и воспитательных воздействий. Настроение коллектива способно влиять на его членов. Настроение зависит от мировоззрения, характера, темперамента, опыта человека, и поэтому в одной и той же обстановке индивидуальные настроения могут быть разными.

Коллективное настроение обладает заразительностью, большой импульсивной силой и динамичностью. Оно мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений, влияет на стиль руководства коллективом. Все это подчеркивает необходимость тщательного изучения различных форм коллективного настроения, знания причин, когда оно переходит из одной формы в другую: из положительной – в отрицательную, из неосознанной – в осознанную, из скрытой – в открытую.

Исследования свидетельствуют о необходимости постоянного контроля индивидуального и группового настроения. Если такого контроля нет, то руководитель иной раз сам находится под влиянием настроения большинства и не в силах предупредить эмоциональные конфликты и нервные срывы. Руководитель коллектива, не обладающий способностью тонко чувствовать эмоциональное состояние подчиненных, т. е. эмпатией, во многих случаях сам является источником отрицательных переживаний коллектива.

36. Коллективные традиции: понятие, виды традиций, особенности создания и развития, методы использования коллективных традиций для сплочения членов коллектива, способы профилактики негативных традиций.

Традиции - укоренившиеся в коллективе четко определенные действия и отношения, соблюдения которых стало общественной потребностью.
Условно традиции можно поделить за рядом признаков:
- по смыслу - боевые, труду, служебные, быту, спортивные.
- за сферами проявления - моральные, правовые, художественные, религиозные.
- за принадлежностью разных общностей людей - национальные, территориальные, профессиональные, групповые, мешанные, семейные

Коллективные традиции позволяют определить, насколько для каждого человека коллективная деятельность стала осознанной потребностью, насколько она сплачивает коллектив, повышает трудовую и общественную активность его членов, т. е. служат критерием социально-психологичес­кого климата. Но, помимо этого, традиции коллектива выступают как самостоятельный активный элемент, влияющий на внутренние процессы в группе.


Так называемые негативные традиции – противоречащие служебным нормам поведения, могут появляться в любом подразделении независимо от нашего желания как в качестве протеста против ограничения свободы и привлечения внимания к личности сотрудника, так и в качестве сложившего отрицательного группового отношения к работе.

Чаще всего они связаны с определенными вехами в службе (уходом в отпуск, присвоением следующего специального звания, празднованием дней рождения, нового года и др.)
Способы профилактики негативных традиций:
-если принять участие в событии, возглавить его, подготовить сценарий, то, переводя объективно существующую традицию в разряд официальных, мы автоматически получаем традицию со знаком плюс.

Вопрос №37

Коллективные устремления: понятие, содержание, виды и формы коллективных устремлений, методы и приёмы формирования единых потребностно-мотивационных, ценностных и целеполагающих установок в поведении членов коллектива.

КУ – направленность деятельности коллектива, вектор приложения усилий всех сотрудников

Формирование и развитие коллективных устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей.

Виды:

· Корпоративные

· Общественно-значимые

· Позитивные

· Негативные

В устремлениях членов группы комплексно и обобщенно выражаются прежде всего общие для всех и индивидуальные для каждого задачи и цели, а также реализуются конкретные потребности и интересы, отвечающие чаяниям и запросам каждого в отдельности и всех вместе в целом. Устремления ориентируют и ведут людей в определенном, постоянно выдерживаемом направлении. Они позволяют периодически опосредованно контролировать промежуточные результаты жизни и деятельности членов группы, в интегрированном виде непрерывно регулировать совместные усилия и непосредственную активность каждого в различных обстоятельствах и условиях объективной реальности.

В системе совместной деятельности членов коллектива устремления выполняют определенные функции:
1. Ценностно-нормативная - свидетельствует о возможности групповых устремлений отражать запросы всех членов группы.
2. Организационно-функциональная - в ходе реализации которой групповые устремления в контексте средств и условий их реализации выступают в качестве способа организации внутри- и межгруппового взаимодействия;
3. Индивидуально-мотивационная - фиксирует личностный смысл и значимость совместной деятельности для членов малой группы.

1. Межличностные отношения: понятие, содержание и характер, уровни и каналы оценки межличностных отношений, эмоциональная основа и способы субъективной оценки состояния отношений в коллективе (малой группе).

Межличностные отношения - различные формы психических связей между членами коллектива, которые формируются на основе взаимного познания, оценки и межличностных действий.

Характер МЛО:

• Поведенческий

• Отношение с другим человеком

• Познание другого человека

Содержание МЛО:

• материальное (обмен продуктами и предметами деятельности)

• когнитивное (обмен знаниями)

• Деятельное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

• Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями; при кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга)

• мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

Уровни МЛО:

• Деловой (предполагает повышенную направленность на партнера как на участника коллективной деятельности)

• игровой (на этом уровне больше ценится возникшая человеческая связь, а не информативная компонента общения)

• манипулятивный (реализуется схема «партнер — соперник», попытки использовать слабые места партнера)

• духовный (дружба, любовь)

• Примитивный (предполагает реализацию схемы общения, в которой собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет; подобный уровень общения предлагается в состоянии опьянения, озлобления, в состоянии конфликта)

• Конвенциональный (уровень равноправного общения в рамках принятых правил поведения, требует от партнеров высокой культуры общения, является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах)

Канаты оценки межличностных отношений

• на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов)

• на основании задач, решаемых обследованием (выявление групповой сплочённости, совместимости)

• на основании особенностей используемых методик опросники, проективные методики, социометрия)

• на основании исходной точки отсчёта диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления субъективного отражения межличностных отношений)

Эмоциональной основой межличностных отношений в коллективе служит психологическая совместимость участников.

Виды совместимости:

• Социально-идеологическая (сходство взглядов в оценке фактов действительности, совпадение духовных запросов и ценностных ориентаций)

• Социально-психологическая (взаимопонимание, отсутствие негативных межличностных установок, отсутствие внутригрупповой конкуренции за статус)

• Психологическая (эмоционально-волевая, интеллектуальная, психомоторная)

• Психофизиологическая (тип высшей нервной деятельности, биоритмы)

Способы субъективной оценки:

• Симпатия

• Антипатия

• Амбивалентные чувства (присутствует и симпатия и антипатия)

 

Разнообразие статусов.

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы.

За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

1. когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;

2. когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

· из ролевого ожидания (экспектации) и

· исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Виды социальных ролей

В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

 

В психологии существует огромное количество определений и суждений, касательных феномена “лидерства”. Если взять этот феномен как общее понятие, то оно может объясняется так: лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство рассматривается как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре, своего рода иерархическая лестница, вершину которой, безусловно, занимает лидер.

Авторитет — это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным

Авторитет заключается в признании за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе, их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, науки.

 

Определение самосознания.

Самосознание – осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе производственных отношений, своих общих интересов и идеалов. В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно поднимается на уровень теоретического мышления. Самосознание формируется на определённой ступени развития личности под влиянием образа жизни, который требует от человека самоконтроля собственных поступков и действий, принятия полной ответственности за них.

Критерии самосознания.

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической и социальной среды);

2) осознание своей активности («Я управляю собой»);

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

Понятие образа-Я.

Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного возраста, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой»; в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я – образа» в зависимости от успехов / неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я – образ».

Понятие Я-концепции.

Я-КОНЦЕПЦИЯ (англ. self-concept) – развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-концепции родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в области Я-концепции бесспорно принадлежат У.Джеймсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).

Билет №41

Психоаналитическая концепция З. Фрейда: история возникновения и развития психоанализа, структура психики, содержание метода психоанализа, роль бессознательных процессов в жизни человека.


1) история возникновения и развития психоанализа

ПСИХОАНАЛИЗ – понятие, введенное Зигмундом Фрейдом (1856–1939) для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Впервые понятие «психоанализ» он использовал в статье об этиологии неврозов, опубликованной сперва на французском, а затем на немецком языках, соответственно 30 марта и 15 мая 1896 г.
Предыстория возникновения психоанализа начиналась с так называемого катартического метода, использованного австрийским врачом Й. Брейером (1842–1925) при лечении случая истории молодой девушки в 1880–1882 гг. Связанная с катарсисом (очищением души) терапия основывалась на воспоминаниях о переживаниях, вызванных к жизни душевными травмами, их воспроизведением в состоянии гипноза и соответствующим «отреагированием» больного, которое ведет к исчезновению симптомов заболевания.
История возникновения психоанализа началась с отказа З. Фрейда от гипноза и использования им техники свободных ассоциаций. На смену гипноза приходит новая техника, основанная на том, что пациенту предлагается свободное высказывание всех мыслей, возникших у него в процессе обсуждения с врачом тех или иных вопросов, рассмотрения сновидений, построения гипотез, связанных с поиском истоков заболевания.По словам З. Фрейда, учение о вытеснении и сопротивлении, о бессознательном, об этиологическом (связанном с происхождением) значении сексуальной жизни и важности детских переживаний являются «главными составными частями учения о психоанализе».

Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в разнообразные сферы знания, включая науку, религию, философию. По мере его выхода на международную арену само понятие психоанализа стало столь распространенным и широко используемым в медицинской, психологической и культурологической литературе ХХ столетия, что превратилось в многозначное и неопределенное.

 

2) Структура психики

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

3) Содержание метода психоанализа

Основные методы работы, которые используются в психоанализе это:

1. Метод свободных ассоциаций

2. Метод толкования сновидений

3. Метод интерпретации

 

Метод свободных ассоциаций – метод исследования психического, разработанный в психоанализе. Пациент говорит обо всем, что ему приходит в голову, не обращая внимания на то, насколько это пристойно, обыденно или фантастично. Метод толкования сновидений – толковать сновидения означает выявление их смысла.
Метод интерпретации – перевод важной значимой информации о человеке с бессознательного уровня на сознательный

 

4) Роль бессознательных процессов в жизни человека.

В бессознательном отображаются скрытые желания человека, закладываются основы мыслей, желаний, поступков, и проч. Именно в бессознательном берет основу все то, что в последствие находит отражение в сознании. Можно даже сказать, что именно бессознательному необходимо определить главенствующую роль в психике, ибо именно то, что заложено в бессознательном оказывает в последствие влияние на сознание, т.е. на те реальные поступки человека, по которым окружающие судят о его деяниях.

 

1. Основные идеи глубинной психологии К.Г. Юнга.

 

Аналитическая психология.

Это одно из направлений психоанализа, автором которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Юнг (Jung С. G., 1875-1961).

Основные понятия и методы Аналитической психологии сформулированы автором в тавистокских лекциях (Лондон, 1935). Структура психического бытия человека, по Юнгу, включает две фундаментальные сферы - сознание и психическое бессознательное. Психология - в первую очередь и по преимуществу наука о сознании.Так как пока не представляется возможным непосредственное изучение бессознательного, поскольку неизвестна его природа, то выражается оно сознанием и в терминах сознания. Сознание - в значительной мере продукт восприятия и ориентации во внешнем мире, однако, по словам Юнга, оно не состоит целиком из чувственных данных, как утверждают психологи прошлых столетий.xyu Автор оспаривал также позицию Фрейда, выводящего бессознательное из сознания. Он ставил вопрос противоположным образом: все, что возникает в сознании, вначале с очевидностью не осознается, и осознание вытекает из неосознанного состояния. В сознании Юнг различал эктопсихические и эндопсихические функции ориентации. К эктопсихическим функциям автор относил систему ориентации, имеющую дело с внешними факторами, получаемыми посредством органов чувств; к эндопсихическим - систему связей между содержанием сознания и процессами в бессознательном. В эктопсихические функции входят:

1. ощущения

2. мышление,

3. чувства,

4. интуиция.

Эктопсихическими функциями не исчерпывается сознательная сфе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.5 (0.017 с.)