Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объясняйте наглядно и образно.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проведите маленький эксперимент. Подумайте о чём- нибудь пару минут (вслух ничего не говорите). Заметили, как в такт вашим мыслям шевелится и язык? Речь, эта вторая сигнальная система, усвоена нами так прочно, что трудно представить, что можно мыслить и передавать информацию как- то иначе. А вот для маленьких детей речь ещё не вышла на первый план. И они запросто обходятся другими средствами. Покажите малышу незнакомый предмет (хоть ту же погремушку) - и он немедленно потянется к нему. Пощупать, потрясти- послушать, попробовать на зубок - вот верный способ освоиться с предметом, узнать что- то новое. И мыслят детки, видимо, иначе: образами, картинками. (Сначала мышление наглядно- действенное, потом - наглядно- образное, и только потом ребёнок дорастёт до логического.) Чтобы ребёнок как следует запомнил что- либо, ему мало услышать. Он должен увидеть, ощутить, воспринять через органы чувств и эмоционально (к слову сказать, наше подсознание работает так же, для него родной язык - образы и чувства). Вы можете сказать, как опасно наступать на крышку колодезного люка, и как он глубок, и какие там трубы, и... ваш ребёнок тут же забудет. В его сознании этот самый люк с опасностью не свяжется, наоборот, захочется посмотреть, и потрогать, и потопать по нему ножками. Но если вы подведёте своего шустрого сынишку, и покажете ему толстую крышку и этот глубокий колодец, да ещё если бросите туда, в темноту, камешек, и поговорите, что будет, если туда свалится человек, и предложите понюхать, чем (фу, как противно!) оттуда пахнет (и т. д., и т. п.), - такая информация врежется в его память, и прочно там обоснуется, и в нужный момент напомнит: «Внимание, опасность!» - то есть сработает на уровне рефлекса.
Итак, хотите, чтобы ребёнок вас понял, по- настоящему понял, - создайте образ и задействуйте его органы чувств. Кстати, и для больших детей образ полезнее, чем долгие речи и слова. Он прямым ходом идёт в подсознание, а что туда попало - никогда не пропадёт.
Играйте. Игра - лучший способ донести до ребёнка нужные сведения. Причём так, чтобы они прочно закрепились в его памяти и в нужный момент «вынырнули» оттуда. Пока ребёнок маленький, все «уроки безопасности» должны проходить вот так, неназойливо, в игровой форме. Впрочем, и дети постарше усваивают важные понятия лучше, если ненавязчиво, «играючи» объяснять им. Почему? Потому что играть для детей так же естественно, как ходить и дышать. Предположим, ваш малыш сдирает все шапочки и панамки даже на пляже, даже когда солнце печёт голову. Можно, конечно, пообещать сотню неприятностей и «никаких купаний». Но это будет силовой метод, а нам надо, чтоб дети понимали, почему и как надо беречь себя. Солнечный удар и вредные последствия из- за него - понятие для ребёнка слишком абстрактное (и неинтересное), ведь так? Куда проще «поговорить» и всё объяснить на «детском языке» - через игру, разбудив воображение и хорошее настроение (себе, у детей с этим - без проблем). Например, как кукла Барби забыла дома шляпку и пошла гулять, и что с ней случилось, и как она лечилась... Игра удобна и тем, что на неё не нужно специально отводить время. Вот печёте вы на кухне блины- и играете. Блин - это солнце, посмотри, какой от него жар, пощупай- потрогай, вот так и солнце, когда горячее... (и так далее - объясняете в игровой/образной/доступной форме) все причины и последствия теплового удара. Вы можете вместе даже нарисовать солнышко с увесистой дубинкой... Вам надо, чтоб ребёнок крепко- накрепко запомнил: пришёл домой - запри дверь и никому не открывай. Постройте вместе гараж из кубиков. «Кто здесь живёт? А, синенькая машинка. Вот приехала она в гараж и забыла закрыть ворота, а тут огромный грузовик (или шустрый/вредный спортивный автомобиль) взял и ворвался... стал хулиганить, выпил весь бензин, стащил запасное колесо... и бедная машинка теперь не может кататься», и т. д., и т. п. Проигрывайте разные ситуации, показывайте (находите вместе) варианты решений, ищите выход из почти безвыходного положения... Когда играете - любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы на равных, вы партнёры, вы соучастники и друзья.
Уроки между делом. Вспомните ненавистный предмет перед экзаменом и то, как быстро и благополучно вы его забыли, как только сдали. Тут то же самое. То, что надоело и из- под палки, - усваивается с трудом. (Тот самый внутренний протест виноват!) Уроки безопасности тоже лучше всего проводить неназойливо, вызывая любопытство и желание узнать. Чем интереснее будут ваши уроки, тем больше гарантия, что ребёнок усвоит их на «отлично». Главный принцип обучения - учить так, чтоб ребёнок захотел учиться. Посадить ребёнка и прочитать ему лекцию - это возможно. Невозможно заставить его слушать это целый час. Если вы начали говорить, говорить, говорить, говорить, говорить и видите, что глаза он поднял к потолку, рукой подпер голову, голову склонил вбок, шевелит губами, дергает ногой или что- то рисует,- можете быть уверены, он уже давно не в этой комнате, не с вами. Лекции можно читать, если вы: · хороший оратор и обладаете даром убеждения; · чувствуете неутихающий интерес ребёнка. Лекция даже взрослыми усваивается и откладывается в долгую память процентов на пять. Так что говорите чётко, кратко и образно.
Покажите, как надо делать правильно. Все дети обожают лазить по деревьям. И ничего тут ужасного нет. Это и тренировка вестибулярного аппарата, и физическая сноровка. А вот объяснить, что такое сухая ветка и как она предательски может обломиться, как слазить, а не слетать с дерева - это уже наши заботы. Конечно, запретить легче, тем более если у вас есть печальный опыт из своего детства, каково это - падать и получать травмы, но кроме деревьев есть заборы, брёвна, стройки и помойки с очень привлекательным для детворы хламом. (И если вы твёрдо уверены, что в «подозрительные места» ваша детка не сунется никогда и ни за что, - плохо вы знаете детей.)*
В большом магазине рабочие то ли забыли, то ли зачем- то оставили высокую лесенку- стремянку. Она блестела всеми своими ступеньками прямо посреди торгового зала, и взрослые покупатели обходили её стороной, а мелкие - кто цапал пальчиками, кто подныривал. И вдруг одна девица лет 4- 5 подвела маму заручку, сказала «ага?» и полезла вверх по ступенькам. Мама стояла внизу, мельком поглядывала на дочку и преспокойно болтала с подругой. (Ведь она- то видела, как недавно по этой лестнице лазал объёмный рабочий, и понимала: значит, стоит лестница надежно, а лазить и цепляться ребёнок её явно умел.) Как пчёлки на мёд, со всех сторон немедленно притянулись к этой лестнице все другие «магазинные» дети. И начался маленький содом. Детвора умирала от зависти и визжала: им тоже хотелось туда, наверх и повыше, мамы грозились, и запрещали, и ахали, и оттаскивали детей, и шумливо поругивали «эту непутёвую мать». Мы не о том, права или не права была мама (в смысле культуры), мы о другом. О том, как любят вмешиваться случайные зрители. И что делают они это чаще всего не от благих побуждений, а просто потому, что «так не положено», а «положено этак». Водить за ручку - пожалуйста, давать нагоняи - пожалуйста; бегать и прыгать, шуметь и смеяться громко - нельзя. Нельзя, зацепившись ногами за крепкую ветку, висеть вниз головой. Нельзя пробежаться по лужам (даже если брызги не задевают других). Нельзя раскачаться на качелях до самого верха (даже если качели крепки и надёжны). Нельзя... впрочем, кто позволяет своим детям тренироваться так, нестандартно - тот знает.
Если вы хотите дать ребёнку расти и развиваться, вам придется научиться противостоять общественному мнению. Трафаретам, привычкам, правилам давней давности, мнению каких- то прохожих, которым до всего есть дело. Легче согласиться с воплями из подворотни, лучше- думать своей головой. Но думать придётся или заранее, или о последствиях. Кстати, и ребёнку тоже не помешает учиться сначала думать, а потом делать (лазить, прыгать, бегать, скакать...).
Коварное «нет». Оковарстве «нельзя» мы уже говорили. С «нет» и «не...» дело обстоит ещё хуже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать! Вот прямо сейчас подойдите к своему чем- нибудь занятому ребёнку и скажите ему (или ей) «Не заходи на кухню...» Можете не сомневаться, что в ближайшие 15 минут ваша детка там объявится. Вы думаете, из вредности? Ничего подобного, его уши ваше «не» пропустили. Любой запрет наша психика встречает в штыки. И чтобы послушаться и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через своё собственное «не хочу - не буду». Вспомните, как вы сами злитесь на запреты в семье или на работе. А детям такое усилие сделать ещё труднее (хотя бы потому, что они - народ свободолюбивый). Вот и получается: мы говорим «Нет! Нельзя!», а ребёнок услышать нас не готов, у него «бананы в ушах». Мы говорим «не делай», а ему слышится «делай, и поскорее...». С риторическими вопросами происходит почему- то то же самое: и детей, и даже ваше подсознание они скорее раздражают, потому что на них не требуется ответа. Особенно злятся подростки, когда из- под вашего вопроса выглядывает что- то ехидное и запретительное типа «Я тебе русским языком говорю: до каких пор...?!». Что из этого следует? · Старайтесь строить фразы так, чтоб обойтись без «не», «нет» и «нельзя». · Избегайте риторических вопросов (особенно когда у вас плохое настроение). · Будьте осторожно- тактичны со слегка ироничными намёками, это очень часто выглядит как вариант этакого изощрённого подкалывания и тоже сердит, особенно подростков (они и так не уверены в себе). · А если вам всё- таки приходится говорить «нет», подсластите пилюлю... Итак, ваша речь должна быть положительна и конкретна, добра, но не иронична.
ТЕСТ ПО ТАБЛИЦЕ В виде образца мы приводим таблицу с примерами, как мы обычно говорим, обращаясь к детям (левая колонка), и как стоит говорить, если вы хотите, чтоб вас поняли. Вы можете не просто читать, а провести Тест. Проверьте себя: закройте ладонью правую сторону таблицы и сами переводите все фразы на более понятный (приятный) и позитивный язык.
Почему это хорошо работает? Вы даёте ребёнку инструкцию. Вы хорошие родители: ничего не запрещаете, а лишь направляете своё ненаглядное чудо... Вы даёте прямое указание (подсказку): что ему надо делать, чтоб вы были им довольны. А дети, как существа практичные и романтичные одновременно, вправду любят, когда довольны их родители.
Повторяйте по- разному. Любая новая информация поступает в кратковременную память. Там она хранится примерно дня три, а потом или стирается, или переходит в память долговременную, то есть запомнится, и уже надолго. Информация переходит в долговременную память: · когда информация яркая, эмоциональная; · когда человек повторяет её, возвращается к ней. Этим он как будто говорит мозгу: мне пригодится, это важно, помни! В идеале должно быть так: освоил новый материал, затем - повторять: через три дня, через неделю - через месяц. И повторение должно проходить разными способами: так интереснее и запоминательнее! Об одном и том же - по- разному. Например, о том же опасном мухоморе вы: · рассказали; · показали (как гордо он стоит в лесу, как соблазнительно- красиво, но никто из лесных жителей его не ест, даже червяки); · ответили на вопросы по теме (кратко, без лекций); · показали в книжке, на картинке; · сочинили сказку; · поиграли в «злую колдунью, которая варила мухоморы и...»; · нарисовали и прокомментировали; · задали вопрос по подходящему случаю (когда, например, в мультике показывают грибы с красными шляпками) и т. п. · поговорили и обсудили - и пусть это будет диалог (особенно со старшеклассниками). Так же - последовательно, постепенно, углубляя и возвращаясь к пройденному - надо говорить и о более сложных вещах. Ребёнок растёт, но правила не меняются. Они лишь
дополняются и расширяются, появятся новые подпункты, новые повороты, но суть одна. Рассказывайте сказки. Лучший способ что- то донести до ребёнка - поиграть в это, проживая в игре всяческие сложные ситуации, в которые может попасть маленький человек. Или рассказать сказки, где в такие ситуации попадают милые персонажи, которых ребёнок, может быть, несознательно соотносит с собой.
Глава 6 СКАЗОЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.182 (0.011 с.) |