Мини- тест на «потеряустоичивость» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мини- тест на «потеряустоичивость»



Важно не только учить, но и убедиться в том, что ребёнок всё это запомнил и может вести себя в соответствии с выученными правилами.

«Потеряйтесь» в магазине и понаблюдайте, как малыш будет себя вести. Не доводите, конечно, его до отчаяния и, если видите, что совсем растерялся, срочно «найдитесь». Но в идеале ребёнок должен сделать всё, чему научился от вас: не бегать, не паниковать, а отойти в сторонку (но не уходить от этого места далеко) - и стоять и ждать. Или (если ребёнок старше шести лет) сориентироваться и подойти к месту встречи, о котором вы заранее договорились. И тоже ждать.

Хорошо, чтобы у него был мобильный телефон, но и кроме этого, чтобы он знал свой и ваш номер наизусть - если, потеряв телефон, придётся звонить с чужого.

Проверьте, как реагирует он на уговоры посторонних людей. Можете даже заранее договориться с кем- то (кого ребёнок не знает), чтоб чужой человек (добрый, симпатичный, располагающий к себе) пособлазнял его, пытаясь увести куда- то.

Совет: Не таитесь долго. И не проводите сразу две проверки (и теряться самой, и тётенек насылать). Ваша задача - не перепугать ребёнка, а научить его на практике пользоваться усвоенными знаниями. Не прошедший «тестирование» (закалку на прочность) ребёнок может сильно испугаться и запаниковать. А вот маленький стресс (и маленький первый испуг, который он сумеет победить, когда поймёт, что мама потерялась, он остался один) только пойдёт на пользу.

 

 

Если ребёнок сделал всё правильно - оцените это по заслугам, наградите, расскажите, вернувшись домой, как мужественно он вёл себя. Как правильно он себя вёл! Этот миг победы над страхом поможет ребёнку выйти победителем и из куда более сложной ситуации.

 

 

Глава 8

ЧЕМУ НАУЧИТ СНЕЖНАЯ ГОРКА

 

Идёт наша дочка из садика и жалуется:

Я сегодня даже на качелях не покачалась. Все качались, только мне не давали...

Так много желающих было?

Мно- ого! (Начинает похныкивать.) Целая очередь. Все стояли... стояли...

А ты бы тоже в очередь встала...

Кончилась очередь! Мне даже очереди не хватило!!!

 

Во дворе нашего детсадика залили горку. Причём по всем правилам: ровную, широкую, с длинным пологим скатом. На ней ни колдобин, ни трамплинчиков - как раз для малышей. Теперь родители платят ежевечернюю дань: детки не желают уходить домой, пока вволю не накатаются. У горки вечерами всегда людно. Малышня катается, взрослые стоят- ждут- уговаривают. То одна, то другая мама не выдерживает (мороз, холодно, да и некогда, как всегда) и, выдернув детку из общей кучи, уводит (или уволакивает - у кого как).

Интересное место - ледяная горка. Здесь отношения взрослый- ребёнок как на ладони. Здесь можно понять и то, насколько родители понимают ребёнка, и как умеют договариваться с ним, и насколько у ребёнка родители в авторитете.

Здесь каждый ребёнок сосредоточен в первую очередь на себе, на своих внутренних ощущениях, и потому спонтанно выдаёт те самые реакции, которые в другое время, может быть, и сдержал бы. Мамы, кстати, тоже выдают, и тоже спонтанно. В основном - замечания.

Все замечания, которые обрушиваются на детские головы (и успешно пролетают мимо ушей), можно поделить на две группы: социально- адаптационные и воспитательно- карательные. (Да простят нам психологи эти произвольные термины!)

Первые явно предназначены не для детей - для взрослых, которые стоят рядом.

— Ты зачем её за руку тянешь, так нельзя!

— Не сиди на ступеньках, Вика, видишь, сколько народу ждёт! (По правде говоря, мелкий народец ждать не намерен и лезет на горку со всех сторон, кому как удобнее. Вика им нисколько не мешает.)

— Катя, осторожнее! Съезжай медленно, смотри, внизу дети!

— Алёша, не лезь! Сначала надо девочку пропустить! Алёша!!!

- Лиза, малышам уступать надо, ну разве так можно!

Лиза не слышит, Алёша девочку пропускать не желает, Катя, ясное дело, скатываясь, не сможет притормозить. Апофеозом всего становится фраза: «Не визжи! Ты мешаешь. Разве можно так громко кричать?!»

Пожалуй, мамы и бабушки втайне понимают сами, что слова их - только слова, и говорят- то их, в сущности, не для детей, а друг для друга (так принято?). Словно соревнуются, кто воспитанней и культурней. Этакая компенсация за «недо- воспитанность» ребёнка; мол, я понимаю, что моя детка неправильно ведёт себя... Не подумайте чего, я хорошая мама, я исправляюсь, я культурная, ну честное слово!!!

Второй блок замечаний несколько иной. Они выдают искреннюю родительскую обеспокоенность: как бы не вышло чего. Как бы дитя не споткнулось, не грохнулось, не разбило себе нос.

 

— Оля! Оля- а- а! Не стой наверху, слазь, тебе говорю... свалишься...

— Павлик, не смей так кататься, упадёшь!

Вот две девочки сцепляются и едут «лежачим паровозиком». И тут же две мамы хором кричат:

- Ты куда лёжа едешь, куда!!!

- Сию минуту прекрати, сколько тебе говорить!

Родители на самом деле волнуются, как бы не вышло чего...

И почему- то не замечают, что выходит- то как раз из- за них.

Девчушка съезжает вприсядку и боком, перепуганная бабушка кричит: «Оленька, осторожнее! Я кому говорю... О- о- оля! Ты меня слышишь?! Оля... сейчас упадёшь!» Оля слышит, оглядывается и тут же теряет равновесие - бац! - падает. (Оглушительный рёв.)

Вот мальчишка пробует прокатиться стоя. Раз у него получилось, а потом резво вмешалась мама: «Илья! Сядь сейчас же! Не смей!!!» Илья спотыкается и валится в рыхлый снег. Благо, окрик сразил его в самом низу.

Некоторые родители, наоборот, подначивают своих, по их мнению, слишком осторожных детишек.

Я думаю, если бы озабоченные мамы и прочая родня перестали так заботиться о безопасности детей, то и неприятностей, и ушибов было бы наамного меньше.

 

Ребёнок знает, на что он способен

Если присмотреться, легко увидеть, что дети лезут на горку по- разному и по- разному скатываются с неё. Как умеют и как понадёжнее. На корточках, например, ребёнок поехать не рискнёт, пока не освоит катание «на пузичке» и «на попе». И в кучу не полезет за просто так. У детей прекрасно действует инстинкт самосохранения. Каждый ребёнок знает, на что он способен, знает свой предел, и переходят его лишь самые бесшабашные и самые пугливые дети. Но и им одёргивания и бесконечные замечания пользы не принесут. Наоборот.

Нужно не дёргать ребёнка, а дать ему освоиться на горке!

А если вы хотите предостеречь, то скажите, как надо с горки съезжать, а не как нельзя. Так понятнее малышу.

«Не опускай голову! Серёжа, голову не опускай!» - твердит, как заведённая, мама. А что, ведь действительно сапожком въедут.

 

Вопрос для родителей: а как лучше сказать, чтоб ребёнок услышал? Правильно: «Серёжа, подними выше голову!» А если он не послушался вас и опять носом около льда? Правильно, вы отводите в сторонку и говорите: «Посмотри на Алёшу, вот молодец! А ты так умеешь? Я знаю: умеешь! Ещё выше можешь? Вот это да- а- а! Молодец!»

 

Опасаетесь за ребёнка? Прокатитесь вместе, хотя бы пару раз. Вы покажете, как надо залазить, как надо съезжать. Тогда вы действительно притормозите торопящегося ребёнка, ободрите и поддержите (морально) слегка перепуганного малыша... Маленькие дети пока не умеют мысленно рассчитывать (прогнозировать) свои действия, и им часто нужен наглядный пример. А не указка: «Всё, раз не слушаешься, больше кататься не будешь!»

Это не значит, что вы запустили ребёнка на горку и стоите помалкиваете. Несмотря ни на что. Понаблюдайте - и вы получите полезную информацию для размышления. Вы узнаете много интересного о ребёнке и о себе.

 

Чем полезна горка

Обычно мы не думаем, как передвигаемся по земле. Нам не надо задумываться о том, как сгибается нога, как поставить стопы, как движутся руки, как координирует тело свои движения, чтобы не упасть.

На ледяной горке движение совсем иного рода. Это не шаг, не бег, а скольжение. В обычной жизни ни дети, ни взрослые так не ходят. Тут надо полностью контролировать своё тело, каждый взмах или жест, и это совсем иной букет чувств, свежих, изначальных. Мы будто заново ощущаем своё тело, чувствуем слитность и согласованность с ним. Энергичное скольжение - это и профилактика застойных явлений (например, в ногах), и выход энергии (через те же ноги), и контакт с Землёй. Ведь чтобы не свалиться кулём, надо ощутить, прочувствовать и себя, и то, что под тобой, - опору, буквально - почву под ногами. И этот тесный контакт очень важен. Это и разгрузка (уход в себя, в свои внутренние ощущения), и чувство единения - Земля вновь ощущается как опора, как поддержка, как то, без чего мы не можем обойтись.

Такие ощущения, почти забытые, из очень раннего детства, вновь возвращаются, когда мы стремительно скользим вниз - по ледяной горке. По Земле...

 

На что вам стоит обратить внимание, пока стоите рядом:

1. На общефизическую подготовку.

Катание развивает сноровку, ловкость и умение увёртываться, быстро думать и действовать.

Посмотрите, как катается ваш ребёнок, что умеет и чего не умеет, что получается, а что - нет. Здесь как раз тот случай, когда полезно сравнивать (мысленно, для себя). Сравните сынишку/дочку с другими детьми того же возраста - будете знать, над чем работать. Как физически развит ваш ребёнок, насколько он скоординирован, умеет ли быстро принимать решения и выполнять их (например, совершать необходимые маневры), - всё «выдаст» снежная горка.

Многие дети, даже хорошо освоив всевозможные «приёмчики», с удовольствием скатываются лёжа, распластавшись.

Довольно часто это свидетельствует о том, что ребёнку не хватает тактильных ощущений. Горка поможет понять, хватает ли ребёнку обычного телесного контакта с вами, часто ли вы его обнимаете, гладите, просто держите за руки. Особенно важно понимать это тем родителям, у которых дети постарше. Такие дети уже стараются проявлять независимость, но телесный контакт с родителями по- прежнему им нужен.

На работу воображения.

Шустрый народец - дети! Редко останавливается на достигнутом. Освоил одно - пора переходить к следующему. Они придумывают себе всё новые и новые задания. По сути, это творческий поиск, экспериментирование, поиск себя не только в проявлениях физических, но и в поведенческих. Интересно же, где предел собственных сил - и маминого терпения.

Детка- трехлетка уже с полчаса елозит по горе, мама замерзла. «Все, ещё пять раз, и идем домой». Малышка кивает головой, скатывается, обегает горку, поднимается по снежным ступенькам, скатывается - раз, второй, третий, а на четвёртый... начинает лезть по горке вверх, прямо по ледяному скату. Конечно, у неё ничего не получается, она сползает вниз и - начинает штурм по новой. НО! На вполне законных основаниях. Ведь пятого раза (последнего, после которого надо уходить) все ещё нет! Гениально!

 

Социальные контакты

Горка диктует нормы и правила поведения, и обычно дети легко подчиняются им. Они разберутся без взрослых, как правильно подниматься, кому уступить, как съезжать опасно, а за кем можно и повторить. Обратите внимание: умеет ли ваш малыш быть в коллективе. Каковы его отношения с другими.

 

Каков характер вашего ребёнка (ведь дома он/она часто не такой, как в детском кругу). Кто он - лидер или ведомый? Конфликтует или нет? Умеет ли находить выход из сложной ситуации? Сдастся или полезет с кулаками?

Детские контакты часто определяют то, как человек будет держать себя с другими людьми, став взрослым. Сейчас он экспериментирует. Что можно, чего нельзя и где тот предел, за который переходить не стоит: себе дороже. А заодно узнаёт, где предел вашего терпения, где край, за который нельзя переступать.

Зачем делать дежурные замечания? Займитесь делом. Покатайтесь или посмотрите. Первое (скатывание) поднимет вам настроение, поможет снять напряжение, второе - подскажет, чего не хватает вашему ребёнку и что вы ему в силах дать. Мы покупаем игрушки, одежду, мультики на кассетах, но самый большой дар, которого ожидает от нас ребёнок, - наше общение с ним. Интересное, азартное, полезное.

Посмотрите на катание с горки с точки зрения того, что не умеет ваш ребёнок, - и постарайтесь понять, чем в ближайшее время стоит заняться. Вместе.

Здесь как на ладони видны его знания, умения, навыки: контактность, умение избегать и налаживать социальные контакты.

Если, штурмуя горку, малыш избегает соприкосновения с кем- либо, подумайте: почему? Если, напротив, цепляется, старается цапнуть, задеть кого- то, обнять или повалить - постарайтесь понять: почему? Чего ребёнку не хватает? Может, контакта с вами, и он тут, на горке, возмещает этот «пробел»?

 

Не суетитесь

А теперь посмотрите, не мешаете ли вы (вы!) освоить ребёнку то, что в жизни ему очень и очень понадобится.

 

И стоит ли ради того, чтоб себя показать (как ты стараешься - воспитываешь, какой ты культурный родитель) и выплеснуть своё беспокойство, бесконечно к детям приставать?

Лучше - договориться, сколько катаемся, когда уходим, что делаем потом.

А уж если вмешиваетесь - то не говорите впустую. Доведите дело до конца. Сделайте то, что обещали. Сказали «нельзя» - выдёргивайте, как редиску из грядки, «уведу» - уводите.

Дорогие родители, поработайте над собой. С любовью... к себе.

Хвалите себя за каждый «проглоченный» лишний окрик. Награждайте себя за то, что удержались от совета «под руку».

Посмотрите на других родителей (и на себя, по возможности) глазами своих детей.

Представьте, что снежная горка - это большой тренажёр, и для детей, и для взрослых.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.224.114 (0.027 с.)