Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к количественной оценке качества продукции определяет наука Квалиметрия – наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.

Поиск

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Цели, принципы и формы подтверждения соответствия в РФ

2. Методы квалиметрии

3. Сущность и принципы технического регулирования в РФ

4. Показатель качества. Номенклатура показателей качества с позиций иерархической структуры свойств

5. Трансформация методов государственного управления качеством продукции

6. Назначение и классификация эталонов в комплексной оценке качества

7. Участие РФ в международном сотрудничестве в области стандартизации

8. Стандарты ИСО, устанавливающие требования к системам качества

9. Методы измерения абсолютных значений свойств качества

10. Области практического применения квалиметрии

11. Качество: философское и прикладное содержание

12. Механизм управления качеством продукции

13. Методы определения весомости отдельных свойств качества в квалиметрии

14. Цели и принципы стандартизации в РФ

15. Цели и принципы сертификации в РФ. Сертификация систем качества

16. Классификация затрат на обеспечение качества продукции

17. Политика предприятия в области качества

18. Методы управления качеством продукции. Матрица применения методов управления качеством по этапам ЖЦП

19. Характеристики, виды технических регламентов

20. Статистическое регулирование технологических процессов в системе методов управления качеством продукции

21. Качество как объект управления

22. Расчет затрат на обеспечение качества продукции

23. Защита прав потребителя в системе государственного управления качеством продукции

24. “Семь инструментов качества” в системе методов управления качеством продукции

25. Права потребителя в отношении товаров надлежащего и ненадлежащего качества

26. Групповые методы анализа и решения проблем в системе методов управления качеством продукции

27. Защита прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг)

28. Диаграмма Парето в системе методов управления качеством продукции

29. Причинно–следственная диаграмма Исикавы в системе методов управления качеством продукции

30. Принципы квалиметрического подхода к изучению качества

31. Управление качеством продукции. Система управления качеством продукции

32. Комплексная оценка качества. Алгоритм комплексной оценки качества

33. Общефирменная система управления качеством продукции

34. Эволюция менеджмента качества

35. Система управления качеством продукции, соответствующая критериям национальных и международных премий по качеству

36. Процессный подход к менеджменту качества

37. Статистический приемочный контроль в системе методов управления качеством продукции

38. Виды контроля качества продукции

 

Список литературы:

Базовый учебник

1. Агарков,А.П. Управление качеством: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. / П.П. Агарков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 228 с.

2. Аристов, О.В. Управление качеством: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 240 с.: ил. – (Высшее образование).

3. Ильенкова, С.Д. Управление качеством: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100)/ под ред. С.Д. Ильенковой. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 352.

Основная литература

3. Мазур, И. И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Упр. Качеством» / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. - 4-е изд., стереотип. - М.: Омега-Л, 2007. - 399 с. - (Высшая школа менеджмента)

4. Мишин, В. М. Управление качеством: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» (061100) / В. М. Мишин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 463 с.

5. Михеева, Е.Н. Управление качеством: Учебник / Е.Н. Михеева, М.И. Сероштан. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 708 с.

6. Огвоздин, В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие / Огвоздин В.Ю. – 6-у изд. Перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. – 304 с.

 

 

Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленное ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрить и обеспечить функционирование эффективных систем менеджмента качества.

- ИСО 9000 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.

- ИСО 9001 определяет требования к системам менеджмента качества, в случае если организация стремится продемонстрировать свои возможности предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным законодательным требованиям, а также повысить удовлетворенность своих потребителей.

- ИСО 9004 представляет собой методические указания, касающиеся эффективности и результативности систем менеджмента качества. Целью внедрения этого стандарта является улучшение деятельности организации, а также удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

- ИСО 19011 представляет собой методические указания по организации и проведению аудитов систем менеджмента качества и окружающей.

Вместе они образуют согласованный комплекс стандартов для систем менеджмента качества, содействующий достижению взаимопониманию в национальной и международной торговле.

 

Метод измерений – это способ или комплекс способов, посредством которых производится измерение данной величины, т. е. сравнение измеряемой величины с ее мерой согласно принятому принципу измерения.

Существует несколько критериев классификации методов измерений.

1. По способам получения искомого значения измеряемой величины выделяют:

1) прямой метод (осуществляется при помощи прямых, непосредственных измерений);

2) косвенный метод.

2. По приемам измерения выделяют:

1) контактный метод измерения;

2) бесконтактный метод измерения. Контактный метод измерения основан на непосредственном контакте какой—либо части измерительного прибора с измеряемым объектом.

При бесконтактном методе измерения измерительный прибор не контактирует непосредственно с измеряемым объектом.

3. По приемам сравнения величины с ее мерой выделяют:

1) метод непосредственной оценки;

2) метод сравнения с ее единицей.

Метод непосредственной оценки основан на применении измерительного прибора, показывающего значение измеряемой величины.

Метод сравнения с мерой основан на сравнении объекта измерения с его мерой.

Подходы к количественной оценке качества продукции определяет наука Квалиметрия – наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.

Квалиметрия является частью качество ведения – комплексной науки о качестве, состоящей из квалинтологии, т. е. общей теории качества, квалиметрии и учений об управлении качеством, в котором рассматриваются организационные, экономические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей.

Статистическое регулирование технологических процессов

Статистическое регулирование технологических процессов – корректирование значений параметров технологического процесса по результатам выборочного контроля контролируемых параметров, осуществляемое для технологического обеспечения требуемого уровня качества. При этом технологический процесс должен быть статистически управляемым и стабильным [8].

Принято считать, что процесс находится в “статистически управляемом состоянии” или “статистически управляем или контролируемым”, если источником его изменчивости являются только случайные (обычные) причины, которые имеют стабильное и повторяемое распределение во времени. Такую изменчивость процесса называют собственной.

Любой процесс, находящийся в статистически управляемом состоянии, стабилен и характеризуется тем, что ход процесса предсказуем, его параметры со временем не отклоняются от целевых значений, а разброс параметров находится в прогнозируемых пределах.

Однако естественный ход процесса может нарушаться из-за изменений, обусловленных неслучайными (особыми) причинами, внутренне не присущими процессу. Применительно к производственному процессу такими непредсказуемыми и нестабильными причинами могут быть поломка инструмента, неправильная настройка станка, его износ, недостаточная однородность обрабатываемого материала, нарушение рабочим требований документации из-за усталости или недомогания, ошибки контрольно-измерительного оборудования, колебания источников энергии, изменения окружающей среды и т.д.

При воздействии на процесс неслучайных (особых) причин изменчивости он выходит из статистически управляемого состоянии, ход процесса становится непредсказуемым, его параметры могут существенно отклониться от целевых значений, разброс параметров может оказаться неприемлемым, а выход процесса нестабильным во времени. Когда процесс оказывается в “статистически неуправляемом состоянии”, необходимо возможно быстрее обнаружить неслучайные изменения процесса с тем, чтобы выявить их причину и своевременно внести необходимые корректировки в процесс. Тем самым предотвращаются существенные отклонения характеристик процесса от целевых значений, и обеспечивается поддержание процесса на приемлемом и стабильном уровне, гарантируя соответствие продукции и услуг установленным требованиям [5].

Статистическое регулирование технологических процессов заключается в том, что в определенные моменты времени или через определенное количество изготовленных единиц продукции отбирается мгновенная выборка установленного объема и производится измерение контролируемого параметра.

По результатам измерений определяют статистическую характеристику контролируемого параметра, значение которой наносят на контрольную карту и, в зависимости от этого значения принимают решение о корректировке технологического процесса или о продолжении процесса баз корректировки, т.е. на основании данных о состоянии технологического процесса в предшествующие моменты времени прогнозируется его состояние в последующие моменты времени.

Значение статистической характеристики контролируемого параметра качества продукции, при котором наступает разладка операции или процесса, должно определяться, исходя из выборочной характеристики [8].

Выявление разладки технологического процесса основано на результатах периодического контроля малых выборок, осуществляемого по количественному или альтернативному признакам. Для каждого из этих способов контроля используются свои статистические методы регулирования.

Контроль по количественному признаку заключается в определении с требуемой точностью фактических значений контролируемого параметра у единиц продукции из выборки. Фактические значения контролируемого параметра необходимы для последующего вычисления статистических характеристик, по которым принимается решение о состоянии технологического процесса. Такими характеристиками являются медиана и выборочное среднее; квадратическое отклонение и размах. Первые две характеристики – характеристики положения, а последние две – характеристики рассеивания случайной величины Х.

Контроль по альтернативному признаку заключается в определении соответствия контролируемого параметра или единицы продукции установленным требованиям. При этом каждое отдельное несоответствие установленным требованиям считается дефектом, а единица продукции, имеющая хотя бы один дефект, считается дефектной.

При контроле по альтернативному признаку не требуется знать фактическое значение контролируемого параметра – достаточно установить факт соответствия или несоответствия его установленным требованиям. Поэтому можно использовать простейшие средства контроля: шаблоны, калибры, контроль по образцу и др.

Каждый из перечисленных способов контроля имеет свои преимущества и свои недостатки. Преимущество контроля по количественному признаку состоит в том, что он более информативен (по сравнению с контролем по альтернативному признаку) и поэтому требует меньшего объема выборки. Однако такой контроль более дорогой, поскольку для него необходимы такие технические средства контроля, которые позволяют получать фактические значения контролируемого параметра. Кроме того, для статистического регулирования при контроле по количественному признаку необходимы вычисления, связанные с определением статистических характеристик.

Преимущество контроля по альтернативному признаку заключается в его простоте и относительной дешевизне, поскольку можно использовать простейшие средства контроля или визуальный контроль. К недостаткам такого контроля относится его меньшая информативность, что требует значительно большего объема выборки при равных исходных данных [4].

Управление качеством на предприятии является одним из звеньев описываемого цикла управления. Иначе говоря, это круговой цикл, который вверен группе предварительного контроля и анализа конструкций изделий и является основой в управлении качеством

Функция планирования, подразумевающая проектирование, заключается в использовании руководством предприятия стратегии и тактики при анализе и учете результатов изучения рынков, коэффициента эффективности капитальных затрат, технического уровня своего предприятия, эффективности контроля, предполагаемой себестоимости, ожидаемой реализации и т.д. и предусматривает определение уровня качества изделий.

Функция осуществления - это воплощение запроектированного качества конструкции в готовую продукцию. Она предусматривает проектирование технологических процессов, определение вида используемого оборудования, машин, инструментов, а также методов работы и контроля. Функцией осуществления предусматриваются обучение и тренировка исполнителей работ. Все это в комплексе преследует цель - сохранить степень соответствия продукции техническим требованиям или по возможности улучшить эти показатели.

Функция контроля осуществляется как на стадии изготовления продукции, так и путем выявления истинных достоинств товара после поступления его на рынок. Иными словами пригодность товара подтверждается посредством сбыта.

Функция управляющего воздействия подразумевает меры по реализации продукции и соблюдению способов продажи товара, предусмотренных планом, проведение мероприятий по техническому обслуживанию (сервису) в случае, когда реализованный товар не отвечает требованиям качества. Кроме этого она включает сбор информации о качестве реализованного на рынке товара, выявление возможности улучшения качества, изучение мнения потребителя о качестве товара для внесения необходимых изменений в процессе производства.

Для четкого управления перечисленными функциями планирования - осуществления - контроля - управляющего воздействия необходимо, чтобы все службы и отделы предприятия, владея техникой управления и контроля, специальной технологией, а также статистическими методами и располагая представлениями о важном значении качества, с ответственностью за его уровень выполняли возложенные на них обязанности.

Таким образом, можно утверждать, что управление качеством на предприятии - это «такой вид руководящей деятельности, который обеспечивает проектирование, изготовление и реализацию товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей».

 

Анализ затрат на качество

В международном стандарте ИСО 9004-2001 зафиксировано, что повышение результативности и эффективности СМК положительно сказывается на финансовых результатах организации:

внутренне, посредством сокращения отказов процессов и продукции или расточительного расходования материалов и времени;

Улучшение качества.

Управление качеством - это часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

 

Обеспечение качества - часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены.

Улучшение качества - часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнения требования к качеству.

Вышеуказанные виды деятельности могут влиять на увеличение объема прибыли через снижение себестоимости продукции, полученной за счет уменьшения затрат, связанных с качеством продукции. Затраты на обеспечение качества представляют собой суммарные затраты по всем мероприятиям, осуществляемым на предприятии и направленным на обеспечение качества выпускаемой продукции. Целью анализа затрат на обеспечение качества продукции является экономическое обоснование принимаемых решений. Особое внимание следует уделять направлению, связанному с обеспечением качества, которое является интенсивным путем повышения эффективности.

Анализ затрат на обеспечение качества проводится в следующих направлениях:

анализ эффективности мероприятий, направленных на обеспечение качества продукции, в т. ч. создание и функционирование СМК;

оценка влияния изменения качества продукции на конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, торговля, исполнители работ и услуг. Ежедневно мы вступаем в разнообразные правовые отношения: покупая товар в магазине - заключаем договор купли-продажи, заходя в лифт - пользуемся коммунальными услугами, отправляясь в путешествие - заключаем договор перевозки и т.д. Но в условиях нестабильной рыночной экономики предприятия торговли, производители, исполнители работ и услуг часто пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда товары даже опасны для жизни людей.

Основным органом, контролирующим соблюдение законодательства, является Государственный антимонопольный комитет (ГАК РФ). Территориальные органы ГАК РФ действуют во всех субъектах РФ. Федеральное подчинение даёт им возможность быть независимыми в отношениях с местной властью.

В более сложной ситуации находятся органы по защите прав потребителей, создаваемые при местных администрациях. Они действуют практически в каждом населённом пункте России. Практика показывает, что именно им приходится решать более 80% проблем потребителей товаров и услуг.

Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, позволяющих им участвовать в формировании потребительской политики.

Семь основных инструментов контроля качества - набор инструментов, позволяющих облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов.

Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

7. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

 

 

Групповые методы анализа и решения проблем. В отечественной литературе нашли отражение в форм кружков качества. Заключаются в организации на предприятии групп из числа работников предприятия, занимающихся на добровольных началах проблемами управления качеством.

 

 

 


Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услу
1. способом определения срока выполнения работ или услуг является договор.
Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)


Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
Статья 30. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
Статья 34. Выполнение работы из материала исполнителя
Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя
Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок
Статья 37. Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги).
Статья 38. Утратила силу. - Федеральный закон от 25.10.2007 N 234-ФЗ.
Статья 39. Регулирование оказания отдельных видов услуг

 

 

 


Диаграмма Парето – простой, но очень эффективный инструмент для наглядного изображения имеющихся вопросов и проблем. Значения частоты наступления событий распределяются по величине, и сразу же становится понятно, к решению каких вопросов нужно приступить в первую очередь. Это будут те отклонения и дефекты, на которые приходится максимальная доля расходов в процессе производственной деятельности. Причем можно утверждать, что приблизительно на 20 % всех внутренних проблем качества доведется 80 % расходов на выявление и устранение дефектов.

 

Результат процесса построения причинно-следственной диаграммы Исикавы зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа «причина — результат». Мы можем определить структуру или характер этих

многофакторных отношений благодаря систематическим наблюдениям. Трудно решить сложные проблемы, не зная этой структуры, которая представляет собой цепь причин и результатов. Диаграмма причин и результатов — средство, позволяющее выразить эти отношения в простой и доступной форме [1, 8-10, 38-45].

 

В 1953 г. профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов [1]. Она получила название «схема Исика- вы» (в японской литературе эту диаграмму из-за ее формы часто именуют «рыбья кость» или «рыбий скелет»),

 

3.4.1 Основные сведения о причинно-следственной диаграмме Исикавы

 

Диаграмма представляет собой [1, 8—10, 38—45] средство графического упорядочения факторов, влияющих на объект анализа. Главным достоинством диаграммы Исикавы является то, что она дает наглядное представление не только о тех факторах, которые влияют на изучаемый объект, но и о причинно-следственных связях этих факторов. В основе построения диаграммы лежит определение (постановка) задачи, которую необходимо решать.

 

3.1. Квалиметрия как наука о количественной оценке качества. Принципы квалиметрии

Управление качеством продукции предполагает действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления и поддержания необходимого уровня ее качества.

Для того чтобы эффективно управлять качеством, необходимо уметь его количественно определять.

Оценка качества — первый и основной этап системы управления качеством на любом предприятии.

Наука о количественных методах оценки качества называ­ется квалиметрией (от лат. qualitas — качество и греч. метрео — мерить, измерять}.

Объектом исследования в квалиметрии являются общие принципы и методы оценки качества, а предметом исследования — совокупность свойств продукции человеческого труда.

3.1.1. Принципы, лежащие в основе квалиметрического подхода к изучению качества

В разных странах и в разных отраслях производства предложено довольно большое количество различных методов и способов количественной оценки качества. При всем внешнем их разнообразии можно отметить несколько существенных особенностей, присущих всем без исключения такого рода методикам. Эти особенности отражают те основные принципы, на которых базируется квалиметрия.

Первый принцип. В квалиметрии качество рассматривается как некоторая иерархическая совокупность свойств, причем таких свойств, которые представляют интерес для потребителя данного продукта.

Для удобства можно принять, что качество, как некоторое наиболее обобщенное, комплексное свойство продукции, рассматривается на самом низком, нулевом уровне иерархической совокупности свойств, а составляющие его менее обобщенные свойства — на более высоком, первом уровне иерархии. В свою очередь, каждое из этих свойств также может состоять из некоторого числа еще менее общих свойств, лежащих на еще более высоком, втором уровне рассмотрения, которые также могут быть разложены на менее общие свойства следующего уровня и т. д.

Возникает так называемое дерево свойств, число уровней рассмотрения которого может неограниченно возрастать. Строя иерархическую структуру свойств, желательно подняться до такого высокого уровня, на котором находятся не разлагаемые на какие-либо другие, наименее общие, так называемые простые, свойства.

В большинстве случаев простые свойства могут подвергаться различным физическим измерениям. Правила и методы таких измерений разрабатывает метрология.

Таким образом, первый принцип квалиметрии может быть сформулирован следующим образом:

Свойство 1-го уровня определяется соответствующими свойствами (I + 1) уровня (I = О, 1, 2,..., т).

Второй принцип. Обозначим абсолютные численные показатели свойств, составляющих иерархическую структуру качества, как Рij, где ^ — число свойств, лежащих на i-м уровне,i=1, 2,..., п.

Однако абсолютные показатели сами по себе не дают возможности оценивать свойство, определить его уровень. Например, известно, что долговечность прибора составляет 1000 ч. Много это или мало? Поэтому конечным результатом квалиметрических расчетов является не абсолютный показатель Рij, а относительная оценка — Кij.

Оценка Кij представляет собой функцию двух абсолютных показателей — измеряемого Рijи принятого за базовый Рij баз.: Кij =/(Рij; Рубаз.).

 

 

 

Качество – совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида иусловий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствиясвоему назначению. Управление качеством на предприятии является одним из звеньев описываемогоцикла управления. Иначе говоря, это круговой цикл, который вверен группепредварительного контроля и анализа конструкций изделий и является основой вуправлении качеством Функция планирования, подразумевающая проектирование, заключаетсяв использовании руководством предприятия стратегии и тактики при анализе иучете результатов изучения рынков, коэффициента эффективности капитальныхзатрат, технического уровня своего предприятия, эффективности контроля,предполагаемой себестоимости, ожидаемой реализации и т.д. и предусматриваетопределение уровня качества изделий. Функция осуществления – это воплощение запроектированного качестваконструкции в готовую продукцию. Она предусматривает проектированиетехнологических процессов, определение вида используемого оборудования, машин,инструментов, а также методов работы и контроля. Функцией осуществленияпредусматриваются обучение и тренировка исполнителей работ. Все это в комплексепреследует цель – сохранить степень соответствия продукции техническимтребованиям или по возможности улучшить эти показатели. Функция контроля осуществляется как на стадии изготовленияпродукции, так и путем выявления истинных достоинств товара после поступленияего на рынок. Иными словами пригодность товара подтверждается посредствомсбыта. Функция управляющего воздействия подразумевает меры по реализациипродукции и соблюдению способов продажи товара, предусмотренных планом,проведение мероприятий по техническому обслуживанию (сервису) в случае, когдареализованный товар не отвечает требованиям качества. Кроме этого она включаетсбор информации о качестве реализованного на рынке товара, выявлениевозможности улучшения качества, изучение мнения потребителя о качестве товарадля внесения необходимых изменений в процессе производства.Для четкого управления перечисленными функциями планирования – осуществления– контроля – управляющего воздействия необходимо, чтобы все службы и отделыпредприятия, владея техникой управления и контроля, специальной технологией,а также статистическими методами и располагая представлениями о важномзначении качества, с ответственностью за его уровень выполняли возложенные наних обязанности.Таким образом, можно утверждать, что управление качеством на предприятии –это «такой вид руководящей деятельности, который обеспечивает проектирование,изготовление и реализацию товаров, обладающих достаточно высокой степеньюполезности и удовлетворяющих запросы потребителей.» 32

Комплексную оценку качества продукции можно рассматривать как процесс, состоящий из двух этапов: первый этап – оценка простых свойств, второй этап – оценка сложных свойств объекта и его качества в целом. Рассмотрим алгоритм комплексной оценки качества (рис. 2.15). Составляется иерархическая структура свойств объекта, т. е. дерево свойств, затем ведется оценка простых свойств с помощью единичных (частных) показателей качества, а затем ведется оценка качества в целом. Для оценки качества в целом выбирается математическая модель комплексного показателя качества, в которой с помощью коэффициентов весомости (весовых коэффициентов) учитывается важность (значимость) единичных показателей качества.

Классификация комплексных (обобщенных) показателей качества приведена на рис. 2.16.


Рис. 2.15. Алгоритм комплексной оценки качества

 

 

 

Система качества создается на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей в области качества. Первичным является формирование и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества.

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия. Система качества ИСО 9000 призвана обеспечить качество конкретной продукции, и поэтому на одном и том же предприятии, выпускающем различные виды продукции, система качества предприятия может включать подсистемы качества по определенным видам продукции. Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, который называется «петлей качества» и разделен на более мелкие этапы.

Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству.

 

 

 

Таблица 2 Мировая эволюция менеджмента качества

 

Наименование этапа Сущность этапа Характеристики этапа
1. Индивидуальный контроль качества Ответственность за изготовление всего изделия лежит на непосредственном исполнителе Самостоятельность отдельного работника за решение всех вопросов изготовления продукции требуемого качества (такая форма работ характерна для ремесленного производства, используется в некоторых видах современной индивидуальной трудовой деятельности)
2. Цеховой контроль качества Разделение функции и ответственности за качество между отдельными рабочими и цеховым руководителем или мастером Общие требования к качеству продукции и ответственность за качество выполненной цехом работы несет мастер цеха. Ответственность за качество выполнения конкретной операции лежит на рабочем цеха.
3. Приемочный контроль качества продукции Обособление технического контроля от производственных операций, его организационное оформление в самостоятельный профессиональный вид деятельности Формирование самостоятельных служб технического контроля со штатными контролерами во главе с начальником, который, как правило, подчинялся руководителю предприятия
4. Статистический контроль качества Перенесен акцент с допуско-вого подхода к управлению Переход от сплошного контроля качества к выборочному, при котором

 

  качеством на подход, направленный на обеспечение стабильности процессов и уменьшение их вариа


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 988; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.213 (0.018 с.)