Раздел 1 «ЛОГИКА, МЫШЛЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 «ЛОГИКА, МЫШЛЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ»



Раздел 1 «ЛОГИКА, МЫШЛЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ»

101. Расположите по порядку ступени познавательного процесса:

восприятие (2)

ощущение (1)

представление (3)

 

 

102. Формальная логика появилась в

Средние века;

Античности;

Новое время;

XX веке.

 

 

104. Логика изучает формы

любого мышления

Мышления, протекающего в языке

мышления, не учитывающего психического состояния мыслящего

безоценочного мышления

 

 

105. Доказательство - это

интеллектуальная деятельность, цель которой – убеждение самого себя и других в истинности доказываемого положения

способ сделать высказывание интуитивно очевидным

Демонстрация истинности высказывания с формальной точки зрения

 

 

106. Основатель формальной логики –

Сократ;

Платон;

Аристотель;

Лейбниц.

 

 

107. По возрастанию сложности расположите формы выражения мысли

понятие (1)

высказывание (2)

умозаключение (3)

 

 

108. Правильность рассуждения в логике определяется

содержанием высказывания

Логической формой

смыслом высказывания

значением входящих в состав высказывания терминов

 

 

109. Значений истинности в формальной логике

три

одно

Два

бесконечно много

 

111. Концепт – это

Смысл имени

значение имени

 

 

112. Что из перечисленного относится к логическим терминам:

знаки предметных функций

знаки свойств и отношений

Модальные операторы

единичные имена

Связки логики высказываний

 

 

113. Раздел семиотики, в котором изучается строение (структура) речи

семиотика

Синтаксис

прагматика

семантика

 

114. Раздел семиотики, в котором изучается отношение человека к знакам, а также отношения между людьми в процессе знакового общения, называются

семиотика

синтаксис

Прагматика

семантика

 

 

115. Язык логики является языком

естественным

Искусственным

Формализованным

семантически замкнутым

 

 

21. Раздел семиотики, в котором изучается отношение между знаком (десигнатом) и означаемым (денотатом), называются

семиотика

синтаксис

прагматика

Семантика

 

18. Традиционная (формальная) логика называется также

двухзначной;

многозначной;

символической;

математической.

 

27. Логика – это…

-: учение о морали

-: учение о бытии

+: наука о способах и формах правильного мышления

-: мера лучшего, совокупность наиболее благоприятствующих условий

 

45. Расставьте следующие труды по логике в порядке их написания:

1: «Органон» Аристотеля

2: «Новый органон» Ф. Бэкона

3: «Наука логики» Г. Гегеля

4: «Логика и логическая семантика» Г. Фреге

 

55. Разработчиком диалектической логики является:

-: Платон

-: К. Поппер

-: Н. Бердяев

+: Г. Гегель

 

56. Логические методы являются:

+: теоретическими

-: эмпирическими

-: математическими

-: экспериметальными

 

 

28. Мысленное расчленение целого на части называется:

-: синтез

+: анализ

-: синергетика

-: этика

 

29. Логический прием, с помощью которого осуществляется соединение частей разъединенных анализом называется:

+: синтез

-: стиль

-: сукцессия

-: бихевиоризм

 

30. Установите соответствие:

L1: анализ

L2: абстрактное

L3: индукция

R1: синтез

R2: конкретное

R3: дедукция

 

 

Раздел 2 «ПОНЯТИЕ»

 

116.

(1) случайный признак (2) присущ только этому предмету или качеству

 

(2) отличительный признак (3) необходимо присущ предмету или качеству

 

(3) существенный признак (1) может принадлежать, а может и не принадлежать предмету или качеству

 

117. Отношения объемов внутри каждой пары понятий являются

(1) студент и любитель сыра (2) отношениями противоречия

 

(2) неживой и живущий (3) отношениями соподчинения

 

(3) безусловный рефлекс и рефлекс (4) отношениями противоположности

 

(4) скупой и щедрый (1) отношениями пересечения

 

119.

(1) несовместимые понятия (2) объем одного понятия целиком входит в объем другого, но не исчерпывает его

 

(2) подчиненные понятия (1) в содержании имеются признаки, исключающие возможность полного и/или частичного совпадения объемов

 

(3) совместимые понятия (4) объемы совпадают

 

(4) равнозначные понятия (3) в содержании отсутствуют признаки, исключающие возможность полного или частичного совпадения объемов

 

120. Какое из определений является правильным?

Либерал – это человек либеральных убеждений

Верблюд – это корабль пустыни

Доказательство – это процедура установления истинности теоретических высказываний

Лечение – это способ сделать больного человека здоровым

 

 

118. Остенсивное определение является определением через

описание совокупности специфицирующих определяемое экспериментально-измерительных операций

описание способов образования, возникновения, получения, построения определяемого

формулировку значения некоторого знакового выражения

выделение, спецификацию определяемого по некоторому отличительному признаку

Непосредственный показ, ознакомление с определяемыми предметами, действиями и ситуациями

 

 

121. Генетическое определение является определением через

описание совокупности специфицирующих определяемое экспериментально-измерительных операций

описание способов образования, возникновения, получения, построения определяемого

формулировку значения некоторого знакового выражения

выделение, спецификацию определяемого по некоторому отличительному признаку

непосредственный показ, ознакомление с определяемыми предметами, действиями и ситуациями

 

 

122. Операциональное определение является определением через

Описание совокупности специфицирующих определяемое экспериментально-измерительных операций

описание способов образования, возникновения, получения, построения определяемого

формулировку значения некоторого знакового выражения

выделение, спецификацию определяемого по некоторому отличительному признаку

непосредственный показ, ознакомление с определяемыми предметами, действиями и ситуациями

 

 

123. Номинальное определение является определением через

описание совокупности специфицирующих определяемое экспериментально-измерительных операций

описание способов образования, возникновения, получения, построения определяемого

Формулировку значения некоторого знакового выражения

выделение, спецификацию определяемого по некоторому отличительному признаку

непосредственный показ, ознакомление с определяемыми предметами, действиями и ситуациями

 

124. Определение через род и видовое отличие является определением через

описание совокупности специфицирующих определяемое экспериментально-измерительных операций

описание способов образования, возникновения, получения, построения определяемого

формулировку значения некоторого знакового выражения

Выделение, спецификацию определяемого по некоторому отличительному признаку

непосредственный показ, ознакомление с определяемыми предметами, действиями и ситуациями

 

 

158. Выберите правильный вариант логической операции обобщения понятия "электрон"

проводник

атом

молекула

Элементарная частица

 

 

159. Выберите правильный вариант логической операции ограничения понятия "общество"

совокупность людей

результат деятельности людей

кампания

объединение людей

Первобытное общество

 

 

1. Чего в мире больше – яблок или неяблок:

+: неяблок

 

2. Чего в мире меньше черных предметов или некрасных:

+: черных

 

3. Чего в мире больше рыб или окуней:

+: рыб

 

10.Отметьте отношения совместимости:

+: совпадение объемов

+: пересечение

+: подчинение

-: исключение понятий по объему

-: противоречие

-: противоположность

 

11. Отметьте отношения несовместимости:

-: совпадение объемов

-: пересечение

-: подчинение

+: исключение понятий по объему

+: противоречие

+: противоположность

 

12. В каком отношении находятся понятия: «А.С. Пушкин» и «автор поэмы «Руслан и Людмила»:

+: совпадения объемов

-: противоречия

-: взаимного исключения объемов

-: подчинения

 

13. В каком отношении находятся понятия: «овощ» и «картофель»:

-: пересечения

-: взаимного исключения объемов

+: подчинения

-: совпадения объемов

 

14. В каком отношении находятся понятия: «красное яблоко» и «зеленое яблоко»:

+: противоречия

-: пересечения

+: противоположности

-: подчинения

 

15. В каком отношении находятся понятия: «фрукт» и «груша», «апельсин», «яблоко»:

-: противоречия

-: совпадения объемов

-: противоположности

+: соподчинения

 

16. В каком отношении находятся понятия: «храбрость» и «трусость»:

-: совпадения объемов

+: противоположности

-: подчинения

-: пересечения

 

17. В каком отношении находятся понятия: «желтый» и «не-желтый»:

-: совпадения объемов

-: пересечения

+: противоречия

-: подчинения

 

33. Понятия, объем которых равен нулю называются:

-: единичными

-: относительными

+: нулевыми

-: переходными

 

34.Какое из нижеприведенных понятий являются нулевыми:

+: русалка

+: вечный двигатель

+: треугольный квадрат

-: Солнце

-: человек

-: морковь

 

35. Единичными понятиями являются:

+: Солнце

-: планета

+: ООН

-: овощ

+: Великобритания

-: кентавр

 

36. Установите пары понятий по содержанию:

L1: положительные

L2: собирательные

L3: конкретные

L4: безотносительные

R1: отрицательные

R2: несобирательные

R3: абстрактные

R4: соотносительные

 

37. Понятия, отражающие свойства присущие предмету, называются:

+: положительными

-: абстрактными

-: собирательные

-: ассоциативными

 

38. Понятия, содержание которых указывает на отсутствие у предмета определенных свойств, называются:

-: конкретными

-: положительными

+: отрицательными

-: рабочими

 

4. Определить отношения между следующими понятиями: Законченная повесть, незаконченная повесть:

-: подчинение

+: противоречие

-: соподчинение

-: совпадение объемов

 

5. Определить отношения между следующими понятиями: Строение, дом, деревянный дом, беседка, недостроенное строение:

+: подчинение

-: противоположность

-: совпадение объемов

-: пересечение

 

6. Определить отношения между следующими понятиями: Трусливый человек, нетрусливый человек:

-: подчинение

-: противоположность

+: противоречие

-: совпадение объемов

-: пересечение

 

7. Определить отношения между следующими понятиями: Карлик, великан:

-: подчинение

+: противоположность

-: противоречие

-: совпадение объемов

-: пересечение

 

8. В каком отношении находятся понятия город и Санкт-Петербург:

+: подчинение

-: пересечение

-: совпадение объемов

-: противоречие

-: противоположность

 

9. Отметьте те понятия, которые находятся в отношении пересечения:

+: спортсмены и отличники

+: пенсионеры и врачи

-: женщины и мамы

+: футболисты и врачи

+: студенты и рабочие

-: цветные телевизоры и черно-белые

 

57. Определите, в каких случаях имеет место логическое (таксономическое) деление:

+: животные делятся на позвоночных и беспозвоночных

-: год делится на 12 месяцев

+: углы делятся на острые, прямые, тупые

+: дома делятся на одноэтажные и многоэтажные

-: университет делится на факультеты

-: метр делится на сантиметры

 

58. Определите, в каких случаях имеет место физическое (мереологическое) деление:

-: животные делятся на позвоночных и беспозвоночных

+: год делится на 12 месяцев

-: углы делятся на острые, прямые, тупые

-: дома делятся на одноэтажные и многоэтажные

+: университет делится на факультеты

+: метр делится на сантиметры

 

64. Определите тип логического отношения между объемами понятий: человек, студент:

+: подчинение

-: противоположность

-: противоречие

-: совпадение объемов

-: пересечение

 

65. Определите тип логического отношения между объемами понятий: мужество, умеренность, добродетель:

-: противоположность

-: противоречие

+: соподчинение

-: совпадение объемов

-: пересечение

 

66. Определите тип логического отношения между объемами понятий: гастрит, заболевания желудочно-кишечного тракта:

+: подчинение

-: противоположность

-: противоречие

-: совпадение объемов

-: пересечение

 

67. Определите тип логического отношения между объемами понятий: ученые, писатели:

-: подчинение

-: противоположность

-: противоречие

-: совпадение объемов

+: пересечение

 

68. Определите тип логического отношения между объемами понятий: белый, небелый:

-: подчинение

-: противоположность

+: противоречие

-: совпадение объемов

-: пересечение

 

69. Определите тип логического отношения между объемами понятий: белый, черный:

-: подчинение

+: противоположность

-: противоречие

-: совпадение объемов

-: пересечение

 

90. Установите к какому виду относится следующее определение: «Щелочь - это жидкость, при погружении в которую лакмусовой бумажки последняя окрашивается в синий цвет»

-: атрибутивное

+: операциональное

-: определение предиката

-: генетическое

 

91. Установите к какому виду относится следующее определение: «Фасовать - раскладывать на части определенного веса или объема»

-: атрибутивное

-: операциональное

+: определение предиката

-: генетическое

 

92. Установите к какому виду относится следующее определение: «Окружность - замкнутая кривая, образованная движением точки, не меняющей расстояния от другой неподвижной точки»

-: атрибутивное

-: операциональное

-: определение предиката

+: генетическое

 

93. Является ли правильным следующее определение (да, нет): «Что такое возможность? - Потенциальная действительность. Что такое действительность? - Реализованная возможность»

+: нет

 

94. Является ли правильным следующее определение (да, нет): «Прекрасное есть закон в его ограниченном временем, пространством и конкретной исторической формой проявлении»

+: нет

 

95. Является ли правильным следующее определение (да, нет): «Метагалактика - это совокупность звездных систем-галактик, движущихся в наблюдаемой нами части Вселенной»

+: да

 

96. Является ли правильным следующее определение (да, нет): «Либеральный человек - это человек, имеющий либеральные убеждения»

+: нет

 

97. Установите, к какому виду относится следующее деление: «Право делится на уголовное, уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое»

+: неполное мереологическое деление

-: сбивчивое таксономическое деление

-: правильное мереологическое деление

-: таксономическое деление с излишним членом

 

98. Установите, к какому виду относится следующее деление: «Сделки могут быть односторонними, двусторонними, многосторонними и письменными»

-: неполное мереологическое деление

+: сбивчивое таксономическое деление

-: правильное мереологическое деление

-: таксономическое деление с излишним членом

 

99. Установите, к какому виду относится следующее деление: «В книге можно выделить введение, заключение, основную часть и список литературы»

-: неполное мереологическое деление

-: сбивчивое таксономическое деление

+: правильное мереологическое деление

-: таксономическое деление с излишним членом

 

100. Установите, к какому виду относится следующее деление: «Живые существа подразделяются на животных, растения и белки»

-: неполное мереологическое деление

-: сбивчивое таксономическое деление

-: правильное мереологическое деление

+: таксономическое деление с излишним членом

 

 

Раздел 3 «ВЫСКАЗЫВАНИЕ»

125.

(1) соединительные высказывания союз «И» (коньюнкция)

 

(2) условные высказывания союз «ЕСЛИ…, ТО» (импликация)

 

(3) разделительные высказывания союз «ИЛИ» (дизьюнкция)

 

160. Сопоставьте группы модальностей и наименования групп

(1) деонтические модальности (3) истинно, ложно, вероятно; доказуемо, опровержимо, неразрешимо; полагает, сомневается, отвергает, допускает

 

(2) временные модальности (2) всегда, иногда, никогда; раньше, одновременно, позже

 

(3) эпистемические модальности (1) обязательно, нормативно безразлично, запрещено, разрешено

 

 

161. Сопоставьте группы модальностей и наименования групп

(1) онтологические модальности (1) необходимо, случайно, возможно

 

(2) логические модальности (3) хорошо, безразлично, плохо; лучше, равноценно, хуже

 

(3) аксиологические модальности (2) логически необходимо, логически возможно, логически случайно

 

 

180. Высказывание, в котором отсутствует модальный оператор, называется

Ассерторическим

аподиктическим

проблематическим

 

54. Два противоречащих суждения об одном предмете должны быть

одновременно истинными;

одновременно ложными;

одно – истинным, другое – ложным;

одновременно ложными.

 

77. Импликацией не является следующее высказывание:

Если пойдет дождь, в бадминтон не поиграем

Если в огороде бузина, то в Киеве дядька

Посеешь ветер – пожнешь бурю

Курить – здоровью вредить

 

103. Какое из следующих суждений является отрицанием суждения «Некоторые студенты курят»

Все студенты курят

Некоторые студенты не курят

Некоторые не студенты курят

Ни один студент не курит

 

130. Какое из перечисленных суждений является общеотрицательным

Они верят в Бога

Ни один политик не лжет

Многие логики – узкие специалисты

Некоторые деятели культуры не говорят правды

 

 

131. Какое из перечисленных суждений является общеутвердительным

Они верят в Бога

Ни один политик не лжет

Некоторые нелюбезные замечания вызывают раздражение

Некоторые деятели культуры не говорят правды

 

 

132. Какое из перечисленных суждений является частноутвердительным

Они верят в Бога

Ни один политик не лжет

Частноутвердительным

общеотрицательным

частноотрицательным

 

 

127. Каким по количеству и качеству является суждение «Папуасы обожают ананасы»

Общеутвердительным

частноутвердительным

общеотрицательным

частноотрицательным

 

 

128. Каким по количеству и качеству является суждение «Большинство скряг не пьет много пепси»

общеутвердительным

частноутвердительным

общеотрицательным

Частноотрицательным

 

 

129. Каким по количеству и качеству является суждение «Ни один вымерший птеродактиль не любит овсянку»

общеутвердительным

частноутвердительным

Общеотрицательным

частноотрицательным

 

19. Из приведенных ниже суждений противоречащим суждению «Все студенты сдают экзамены» является:

-: Некоторые студенты сдают экзамены

-: Ни один студент не сдает экзамены

+: Некоторые студенты не сдают экзамен

 

20. Определите, в каком отношении находятся простые суждения: «Все слоны живут в Африке» и «Некоторые слоны не живут в Африке»

: подчинение

: контрадикторность

: контрарность

: субконтрарность

 

22. В каком из категорических суждений и субъект, и предикат обычно нераспределен?

: частноутвердительном

: частноотрицательном

: общеутвердительном

: общеотрицательном

 

39. Форма мысли, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами называется:

+: суждение

-: умозаключение

-: понятие

 

40. В суждении: «Новосибирск расположен в Западной Сибири» субъектом является:

+: Новосибирск

 

41. В суждении: «Человек идет домой» предикатом является;

+: идет

 

42. Суждение: «Если пойдет дождь, то нужно взять зонтик» является:

-: разделительным

+: условным

-: эквивалентным

-: сравнимым

 

110. Определите вид высказывания «Ничто не существует беспричинно»

Экзистенциальное

реляционное

атрибутивное

 

162. Определите вид высказывания "Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа"

экзистенциальное

Реляционное

атрибутивное

 

163. Определите вид высказывания "Некоторые страны имеют однопартийную систему"

экзистенциальное

реляционное

Атрибутивное

 

46. Суждение «Все львы – хищники» является:

+: общеутвердительным

-: общеотрицательным

-: частноутвердительным

-: частноотрицательным

 

47. Суждение «Ни один студент не является школьником» является:

-: общеутвердительным

+: общеотрицательным

-: частноутвердительным

-: частноотрицательным

 

48. Суждение«Кенгуру не живут в Антарктиде» является:

-: общеутвердительным

+: общеотрицательным

-: частноутвердительным

-: частноотрицательным

 

49. Суждение «Некоторые дома – трехэтажные» является:

-: общеутвердительным

-: общеотрицательным

+: частноутвердительным

-: частноотрицательным

 

50. Суждение «Некоторые птицы не летают» является:

-: общеутвердительным

-: общеотрицательным

-: частноутвердительным

+: частноотрицательным

 

59. Определите вид суждения «Некоторые растения не являются лекарственными»:

-: общеутвердительное

-: частноутвердительное

-: общеотрицательное

-: частноотрицательное

 

60. Определите вид суждения «Всякий металл имеет свою температуру плавления»:

-: общеутвердительное

-: частноутвердительное

-: общеотрицательное

-: частноотрицательное

 

61. Определите вид суждения «Некоторые олимпийские чемпионы являются мастерами спорта по фигурному катанию»:

-: общеутвердительное

+: частноутвердительное

-: общеотрицательное

-: частноотрицательное

 

62. Определите вид суждения «Все ромбы - четырехугольники»:

+: общеутвердительное

-: частноутвердительное

-: общеотрицательное

-: частноотрицательное

 

63. Определите вид суждения «Ни один океан не имеет пресную воду»:

-: общеутвердительное

-: частноутвердительное

+: общеотрицательное

-: частноотрицательное

 

83. В каком отношении находятся суждения: Если подсудимый виновен, то у него был сообщник. Подсудимый виновен, но у него не было сообщника.

-: подчинения

-: контрарности

+: противоречия

-: субконтрарности

 

176. Какое отношение в логическом квадрате отражает данное положение:

"Два суждения могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными"

подчинения

противоречия

Частичной совместимости

противоположности

 

177. Какое отношение в логическом квадрате отражает данное положение:

"Из истинности общих суждений следует истинность частных, но из истинности частных суждений истинность общих не обязательна"

Подчинения

противоречия

частичной совместимости

противоположности

 

178. Какое отношение в логическом квадрате отражает данное положение:

"Оба суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть ложными"

подчинения

противоречия

частичной совместимости

Противоположности

 

179. Какое отношение в логическом квадрате отражает данное положение:

"Из двух суждений одно должно быть истинным, а другое - ложным"

подчинения

Противоречия

частичной совместимости

противоположности

 

 

Раздел 4 «УМОЗАКЛЮЧНИЕ»

134. Предположим, что суждение относится к типу А и является истинным. Будут ли истинными суждения, относящиеся к типу

О

I

E

 

 

135. Предположим, что суждение относится к типу О и является ложным. Будут ли истинными суждения, относящиеся к типу

А

I

E

 

 

136. Предположим, что суждение относится к типу А и является ложным. Будут ли истинными суждения, относящиеся к типу

О

I

E

 

 

137. Предположим, что суждение относится к типу О и является истинным. Будут ли ложными суждения, относящиеся к типу

А

I

E

 

 

138. Предположим, что суждение относится к типу Е и является истинным. Будут ли истинными суждения, относящиеся к типу

О

I

E

 

 

139. Предположим, что суждение относится к типу Е и является ложным. Будут ли истинными суждения, относящиеся к типу

О

I

E

 

 

140. Предположим, что суждение относится к типу I и является истинным. Будут ли ложными суждения, относящиеся к типу

А

О

E

 

 

141. Предположим, что суждение относится к типу I и является ложным. Будут ли истинными суждения, относящиеся к типу

А

О

E

 

 

147.

(1) тождественно-истинная формула логики высказываний (3) любое распределение значений истинности входящих в такую формулу переменных дает значение формулы «ЛОЖЬ»

 

(2) нейтральная формула логики высказываний (1) при любых значениях истинности входящих в нее переменных принимает значение «ИСТИНА»

 

(3) противоречие (2) различные значения истинности входящих в нее переменных дают различные значения истинности всей формулы

 

 

143. Как называется умозаключение, в котором заключение выводится из одной посылки

дедуктивным

категорическим силлогизмом

Непосредственным

индуктивным

 

 

145. В каких парах второе суждение является следствием первого

Нет

да

 

 

144. Какой из методов научной индукции применен для получения вывода в рассуждении: «Квартиру ремонтировали Иванов, Петров, Брегадзе и Сидоров. Ремонт завершен: постелен линолеум, побелены потолки, заменена сантехника и наклеены обои. Иванов стелил линолеум, Брегадзе белил потолки, Петров менял сантехнику. Следовательно, Сидоров клеил обои»

метод единственного сходства

Метод остатков

метод единственного различия

метод сопутствующих изменений

 

 

142. Какое из следующих рассуждений является умозаключением по аналогии

Если бог существует, то душа бессмертна. Бог существует, следовательно, душа бессмертна.

Май в этом году был дождливым, март и апрель тоже. Следовательно, все весенние месяцы в этом году были дождливыми.

Практически бесконечно

 

 

149. Закон логики можно отождествить с

устойчивой связью между мыслями

общезначимой формулой

правилом мышления

Необходимому выводу

действительному выводу

возможному выводу

случайному выводу

 

 

151. Формула р\/не-р выражает

Закон исключенного третьего

закон тождества

закон непротиворечия

закон достаточного основания

 

 

154. Формула «неверно, что р/\не-р» выражает

закон исключенного третьего

закон тождества

Закон непротиворечия

закон достаточного основания

 

 

152. Всякий логический закон фиксирует отношение

Дедуктивного следования

индуктивного следования

 

 

153. Закон исключенного третьего утверждает, что

Не преобразовывается.

4) Ни один невропатолог не является не врачом.

 

78. Определите фигуру силлогизма:

Ни одно цветковое растение не размножается спорами.

Папоротники размножаются спорами.

Папоротники не суть цветковые растения.

II фигура

 

79. Определите фигуру силлогизма:

Все тела, имеющие меньшую плотность, чем вода, плавают на воде.

Все тела из дерева имеют меньшую плотность, чем вода.

Следовательно, все тела из дерева плавают на воде.

I фигура

 

80. Определите фигуру силлогизма:

Все врачи имеют высшее образование.

Некоторые врачи работают а поликлинике.

Следовательно, некоторые работающие в поликлинике имеют высшее образование

III фигура

 

81. Определите фигуру силлогизма:

Страусы не могут летать.

Страусы суть птицы.

Следовательно, некоторые птицы не могут летать

III фигура

 

82. Какие правила силлогизма нарушает следующий модус: ОЕI

1) если одна их посылок есть суждение частное, то и заключение должно быть частным;

2) из двух частных суждений нельзя сделать заключение;

3) из двух отрицательных суждений нельзя сделать заключение;

4) если одна из посылок отрицательна, то и заключение должно быть отрицательным;

5) модус правильный.

 

84. Какие правила силлогизма нарушает модус АIА

1) если одна из посылок есть суждение частное, то и заключение будет частным;

2) модус правильный;

3) из двух отрицательных посылок заключение не следует;

4) из двух частных суждений заключение не следует;

5) средний термин ни в одной из посылок не распределен.

 

85. Найдите умозаключение, построенное на основе полной индукции:

Все слоны имеют бивни.

Все лебеди белые.

Энтимемой

соритом

простым категорическим силлогизмом

условно-категорическим умозаключением

 

181. Дано умозаключение, в котором составляющие суждения помечены буквами в конце предложения. Указать, какой буквой помечено заключение.

Большинство семей, в которых есть животные, имеют маленьких детей (А). У Ивановых есть ребенок (Б), значит, у них в доме есть животные (В).

 

182. Дано умозаключение, в котором составляющие суждения помечены буквами в конце предложения. Указать, какой буквой помечено заключение.

Мы не поедем сегодня в город (А), ведь у нас неисправна машина (Б), а без машины до города добираться трудно (В).

 

183. Дано умозаключение, в котором составляющие суждения помечены буквами в конце предложения. Указать, какой буквой помечено заключение.

Тот, кто не убивал, сюда бы не пришел (А), значит, Джон убийца (Б), потому что он был единственным человеком, который сюда пришел (В).

 

184. Дано умозаключение, в котором составляющие суждения помечены буквами в конце предложения. Указать, какой буквой помечено заключение.

Когда мы выехали из города, было пять часов (А). Мы едем уже около двух часов (Б). Сейчас должно быть семь (В).

 

185. Дано умозаключение, в котором составляющие суждения помечены буквами в конце предложения. Указать, какой буквой помечено заключение.

Все утки летают (А). И Серая Шейка летает (Б), так как она утка (В).

 

186. Дано сокращенное умозаключение. Нужно указать, какой из его элементов пропущен

Платон – сноб, так как все рабовладельцы снобы.

Все снобы.

Платон много знает.

Платон – рабовладелец.

Платон жил в рабовладельческом обществе.

 

187. Дано сокращенное умозаключение. Нужно указать, какой из его элементов пропущен

Если нечто представляет собой опасность для общества, то с этим надо быть очень осторожным. Поэтому с преступностью надо быть очень осторожным.

Все опасное для общества - преступно.

Все, что требует осторожности, опасно.

Слова

эмоционального воздействия

внушения

силы

 

 

173. Укажите, к каким элементам аргументации относятся следующие ошибки

(1) обращение к чувствам участвующих в дискуссии (споре) (2) к демонстрации

 

(2) отсутствие отношений логического следования между тезисом и аргументами (3) к тезису

 

(3) отход от обсуждаемого положения, его «потеря» или подмена (1) к аргументам

 

 

174. Определите, к какому типу правил аргументации относятся следующие

(1) в доказательстве не должно быть «круга» (2) правило тезиса

 

(2) обосновываемое положение должно оставаться неизменным на протяжении всего рассуждения (3) правило аргумента

 

(3) доводы должны быть полность


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.011 с.)