Медитация и фиксация на мышлении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медитация и фиксация на мышлении



 

Как я уже сказал выше, наибольшую сложность для достижения медитативного состояния представляет занятость ума теми вещами, которые не имеют отношения к текущей задаче.

Многие люди являются в прямом смысле слова «наркоманами мышления». Но даже самый пропащий наркоман может продержаться хотя бы несколько часов между дозами, тогда как большинство людей не может даже несколько секунд провести без того, чтобы не принять «дозу мышления».

Если нет чего-то важного, о чём можно подумать, мы заполняем пустоту фантазиями, ерундой или внутренней музыкой[7].

Говоря простыми словами, медитация разрывает привязанность к мышлению, и тогда вы оказываетесь в весьма желанной ситуации: если вы хотите полностью пережить слушание и чувствование (например, когда вы слушаете музыку), то вы можете сделать это без компульсивной вовлечённости в мысли, которые никак не относятся к музыке. Если вы хотите полностью пережить чувство вкуса, наслаждаясь едой, вы так же можете это делать без отвлечения и с полным присутствием. С другой стороны, если вам нужно о чём-то поразмыслить, вы обнаружите, что ваши мыслительные способности стали намного лучше. Это улучшение способности к мышлению имеет две причины. Первую легко понять, вторая же несколько более тонкая.

Устранение привязанности к мышлению означает попросту, что процесс мышления больше не рассеивается из-за бесконечных отвлекающих факторов. Так что если вы направляете внимание на какую-либо тему для размышления, вы можете проникнуть в неё с высокой степенью ясности и энергии. Когда мышление больше не зависит от рассеивающих факторов, то можно сказать, пользуясь метафорой из физического мира, что оно становится подобным пучку когерентных лазерных лучей. Я убеждён в том, что этот аспект медитации позволяет быть более успешным учеником и реально повышает ваш IQ.

Но есть и более тонкая причина того, почему с медитацией повышается способность к мышлению. Здесь пониманию также может помочь метафора. Когда люди работают с проблемой компульсивного переедания, они определённо не прекращают есть. Напротив, они обучаются наслаждаться едой принципиально новым способом. Подобным же образом, когда люди работают с проблемой компульсивной необходимости получать ответы, ответы начинают приходить совершенно по-новому. Личностные и духовные прозрения возникают сами и безо всяких усилий. На этой стадии уходит необходимость останавливать мыслительный процесс, чтобы войти в состояние медитации, потому что мыслительный процесс сам по себе снова становится частью безусильного потока Природы. Поскольку этот тип мышления столь разительно отличается от обычного закостеневшего мышления, в каждой из основных духовных традиций есть для него свой технический термин. В христианстве такой тип мышления называется софия, в иудаизме – хохма, в буддизме – праджня.

Медитация предоставляет две базовых стратегии для разрывания нашей привязанности к мышлению. Первая заключается в избегании отвлечений и постоянном возвращении фокуса на какой-то объект, к примеру, на дыхание или мантру. Вторая стратегия – позволить мышлению случаться ровно таким образом, как оно происходит, но наблюдать за ним пристально, хотя и без вовлечения.

Можно проделать небольшой эксперимент, чтобы лучше понять процесс мышления и его связь с медитацией. Сядьте ровно и позвольте телу успокоиться. После того как вы успокоитесь, направьте всё своё внимание на мыслительный процесс. Мысли будут приходить в виде внутренних разговоров, внутренних образов или и того, и другого одновременно. Внутренний разговор может происходить в виде отдельных слов, фраз или целых предложений. Вы можете слышать свой собственный голос или же голоса других людей. Образы могут быть довольно чёткими или же походить больше на неявные сочетания цвета и формы, едва напоминающие объекты, лица и ситуации. Займите отстранённую позицию по отношению к последовательности возникающих внутренних разговоров и образов ума. Позвольте им возникать и исчезать, начинаться и прекращаться, ускоряться и замедляться так, как им заблагорассудится. Но будьте бдительны! Каждые несколько секунд будут появляться новые слова и новые предложения. Каждые несколько секунд картинка будет меняться, иногда едва заметным образом, иногда – полностью.

Для более эффективного и точного исследования мышления предлагаю вам сделать следующее: когда вы обнаруживаете, что слышите внутренние слова или предложения, проговорите вслух: «Мысли». Когда вы будете видеть образы, скажите вслух: «Образы». Если мысли и образы приходят одновременно, отметьте: «Мысли и образы». После того как вы их отметите и назовёте, мысли и образы могут продолжиться, или же они могут мгновенно прекратиться. Оба варианта совершенно нормальны. Наша единственная цель – с полной ясностью сознавать в каждый момент времени, мыслим ли мы в этот момент словами, образами или и тем, и другим.

Если вы достигли достаточно хорошей концентрации, то через некоторое время вы можете перестать отмечать вслух то, что отслеживаете. Тогда вы можете либо продолжить проговаривать «мысли» и «образы» про себя, либо просто распознавать эти категории опыта без необходимости их обозначать. Если вы начнёте «выпадать» и «отключаться», или же обнаружите себя вовлечёнными в процесс мышления, немедленно начните снова вслух проговаривать эти обозначения. Разумеется, отмечать что-либо про себя – это тоже вид мышления, но вы не запутаетесь, если запомните простое правило: мы не отмечаем отмечание! Расценивайте эти отметки просто как особую категорию «искусственных» мыслей, которые помогают вам отслеживать поток мыслей естественных.

В процессе такой медитации могут возникнуть моменты, когда мыслительный процесс прекращается и сознание становится тихим и мирным. Парадоксально, но когда мы занимаем отстранённую позицию по отношению к мыслям и наблюдаем за ними без желания каким-либо образом подавлять их или контролировать, просто позволяя им возникать, ум иногда спонтанно сам по себе на некоторое время затихает и останавливается.

Ещё один вариант мыслительного процесса больше похож на фоновый шум, когда вы не можете распознать явные слова или образы. Где-то глубоко кипит работа ума, шестерёнки вращаются, но вы не понимаете или же имеете лишь смутное представление о том, какова тема и содержание этого мыслительного процесса. Такой тип мышления можно назвать «неявной обработкой», и это та досознательная или подсознательная активность ума, из которой возникают от мгновения к мгновению сознательные «разговоры» и «картинки». Поскольку этот неявный процесс представляет собой распространяющуюся волну из множества быстрых и текучих подсознательных ассоциаций, обычно оказывается невозможно, да и не нужно, знать их конкретное содержание. Попытки отслеживать их подобны попыткам различить каждую каплю воды в облаке. Мы можем, однако, наблюдать макроскопическую волновую форму облака целиком, как оно ускоряется и замедляется, расширяется и сжимается, возникает и исчезает.

Концепция неявной обработки может быть несколько сложной для понимания. Просто представляйте её так: когда ваш ум не находится в абсолютном покое, но вы не можете различить конкретные проявления мыслей в виде ясных внутренних слов или образов – значит, вы наблюдаете такую неявную обработку.

Обычно, когда человек только начинает медитировать, он может чётко отслеживать поверхностные сознательные мысли, которые выражаются в виде ясных образов и слов – особенно слов. По мере того как уменьшается степень вовлечённости и забывания себя в мыслительном потоке, мы начинаем больше замечать промежутки тишины и покоя между мыслями, а также неявные процессы. Ум обладает фрактальной структурой, подобно растениям. Если мы срежем кроны высоких деревьев, то увидим промежутки между ними, а также более мелкую растительность.

Неявную обработку можно описать ещё как «зародыши» мыслей, или досознательный процесс. Хотя он слишком быстротечен, чтобы наблюдать его конкретное содержимое, мы можем распознать его уровень активности – как он ускоряется и замедляется, становится более или менее интенсивным, – от момента к моменту. По мере того как мы наблюдаем за волновыми свойствами этого процесса, позволяя ему просто «делать свою работу», он постепенно разблокируется и становится всё более текучим.

Когда это происходит, глубинные уровни подсознательного мышления активизируются и становятся подобными энергетической волне. Это приводит к двум благоприятным эффектам: во-первых, это высвобождает нашу интуицию, и новые прозрения возникают прямо из текучей структуры подсознательных процессов, без необходимости обрабатывать их вначале на сознательном уровне. Во-вторых, процесс неявной обработки является, как правило, непрерывным, и в этом смысле наблюдать за ним даже проще, чем за словами и образами, поскольку слова и образы возникают более спорадически и мимолётны по своей природе. Мы можем направить наше внимание на непрерывный поток неявной обработки, что позволит переживать подобную волне вибрационную природу мышления.

 

Разделяй и властвуй

 

В основе медитации внимательности лежит принцип «разделяй и властвуй». Как вы увидите, это исключительно важный навык в работе с болью. Вот его основная идея: если вами овладело какое-либо сильное переживание, разделите его на составные части и отслеживайте то, как они возникают от мгновения к мгновению. Часто оказывается так, что с составными частями гораздо легче справиться по отдельности, и тогда общее переживание теряет свою силу.

Никакое переживание не сможет вас ошеломить и поглотить до тех пор, пока вы способны разделить его на части, с которыми можно справиться. Разделяя опыт на части, мы делим и ту силу, с которой он на нас давит. Стокилограммовый камень представляет собой сокрушающий вес, а с четырьмя камнями по двадцать пять килограмм уже можно справиться, пусть и приложив определённые усилия.

Этот принцип «разделяй и властвуй» можно применить к любому сенсорному переживанию. Например, силу, с которой нас захватывают мысли, можно существенно уменьшить через разложение мыслительного потока на внутренние звуки и внутренние образы[8]. Силу, с которой нами овладевает то или иное болезненное ощущение, можно уменьшить, если разложить его на отдельные «оттенки» – физическое ощущение, эмоциональное состояние и так далее, – подразделяя затем эти оттенки по зонам их локализации в теле. Само это выражение – «разделяй и властвуй» – появилось у древних римлян, однако здесь я использую его в несколько ином контексте. Мы, разумеется, не пытаемся «властвовать» над мыслью, болью или любыми другими сенсорными феноменами. Что мы побеждаем таким образом, так это одержимость, фиксацию и неосознанность, которые заполняют собой наш сенсорный опыт. Когда мы их побеждаем, мы побеждаем внутреннее страдание и властвуем над внешним, объективным поведением, которое возникает в результате внутреннего страдания.

Многие из нас оказываются порой захвачены негативными мыслями, такими как суждения о себе и других, ограничивающие представления, тревоги и навязчивые желания. Вы обнаружите, что если вы способны разделить подобные негативные мысли на составляющие их элементы, то оказывается возможным наблюдать за этими отдельными элементами без опасения, что они вами полностью завладеют. Ваши негативные привычки мышления теряют силу своей хватки. Они всё больше переживаются как облегчение и освобождение, идущее из глубины сознания, и всё меньше – как страдание на поверхности ума. Это катарсис в прямом смысле этого греческого слова – очищение.

По мере того как этот катарсис набирает силу, те причины, которые приводят к одержимости, фиксации и неосознанности мышления, постепенно прорабатываются. Вы обнаружите, что состояния бдительного покоя случаются чаще и длятся дольше – просто потому, что вы убрали всё то, что стояло на пути у этого естественного состояния. Вы начинаете ощущать то, что в Библии названо «миром, который превыше всякого ума».

 

Что такое равностность?

 

Равностность – это один из наиболее важных аспектов ума, которые вы можете развить при работе с болью. Это фундаментальный навык для самоисследования и эмоционального интеллекта. Это глубокое и тонкое состояние, которое часто понимают ошибочно и путают с подавлением чувств, апатией и отказом от самовыражения.

Слово «равностность» (англ. equanimity) происходит от латинского aequus, что значит «сбалансированный», и animus, что значит «дух» или «внутреннее состояние»[9]. Чтобы лучше разобраться в смысле этого понятия, давайте первым делом подумаем об обратном: что происходит, когда человек теряет внутренний баланс?

В физическом мире мы говорим, что человек потерял баланс, когда он падает в одну или другую сторону. По тому же самому принципу человек теряет внутренний баланс, когда впадает в одну из этих противоположных реакций:

 

подавление: когда возникает мысль и/или телесное ощущение, и мы пробуем справиться с ними через отрицание, подавление, закрепощение и напряжение.

идентификация: когда возникает мысль и/или телесное ощущение и мы фиксируемся на них, цепляемся за них и не даём им возникать, распространяться и уходить согласно их естественному ритму.

 

Между подавлением с одной стороны и идентификацией – с другой лежит третья возможность: состояние баланса, то есть равностность. Есть два способа развить равностность, уравновешенность и безмятежность: мы можем или учиться намеренно создавать их, или распознавать те моменты, когда спонтанно входим в подобные состояния.

Намеренное создание равностности в теле сводится, в сущности, к тому, что мы стараемся поддерживать длительное состояние расслабления во всём теле, в то время как через него проходят любые ощущения и чувства: приятные, неприятные, сильные, тонкие, физические и эмоциональные.

Намеренное создание равностности в уме означает, что мы стараемся отпустить негативные суждения по поводу любых наших переживаний, замещая эти суждения любящим принятием и мягким пониманием того, что всё происходит так, как и должно быть. Важно отметить, что мы именно отпускаем негативные суждения, когда они возникают, а не стараемся от них избавиться или подавить.

Позвольте дать вам ясный пример того, как можно создать равностность в вашем теле и уме. Предположим, вы переживаете сильное болезненное ощущение в одной из частей тела. Обращая внимание на то, что происходит во всём вашем теле в этот момент, вы можете обнаружить, что у вас стиснуты зубы, напряжён живот, вы сжимаете кулаки и подтягиваете плечи. И каждый раз, когда вы замечаете подобные напряжения в теле, вы сознательно расслабляете их настолько, насколько можете. В следующий момент вы, вероятно, обнаруживаете, что напряжение снова возникает в какой-либо части тела, и тогда снова мягко расслабляете это напряжение, насколько возможно. Если некоторые области не удаётся расслабить сколь-либо ощутимым образом, вы просто стараетесь принять эти ощущения напряжения и наблюдаете за ними.

Когда вы поддерживаете таким образом состояние расслабления во всём теле, вы, возможно, начнёте замечать тонкие оттенки ощущений, растекающихся от локальных болезненных зон через всё тело. Это те ощущения, которые раньше были замаскированы напряжением. Теперь, когда они открылись, постарайтесь подойти к ним с чувством принятия и неосуждения. Наблюдая за ними с мягким пониманием того, что всё происходит так, как и должно происходить, позволяйте им танцевать свой танец и течь сквозь ваше тело так, как они того хотят.

Распознавать спонтанные проявления равностности даже ещё более важно, чем уметь создавать её намеренно. Каждый из нас входит время от времени в подобные состояния уравновешенности и безмятежности. Если мы внимательны к тем моментам, когда это происходит, и используем их как возможность исследовать природу равностности, то они будут случаться чаще и длиться дольше.

Скажем, вы работаете с физическим дискомфортом и в какой-то момент замечаете, что хотя уровень дискомфорта сам по себе никак не изменился, он, кажется, беспокоит вас меньше. Проведя исследование, вы сознаёте, что спонтанно вошли в мягкое состояние когда-всё-так-как-должно-быть.

 

 

Когда чувства переживаются равностно, они перестают искажать поведение и быть его движущей силой и восстанавливают свою законную функцию мотиваторов и направляющих.

 

Если вы внимательны к подобным состояниям и изучаете их каждый раз, когда они возникают, вы тренируете ваше бессознательное, обучая его производить их чаще.

Культивация навыка равностности опровергает распространённое представление о том, что нельзя «гнаться за двумя зайцами». Когда вы применяете этот навык в работе с неприятными ощущениями, они текут по телу с большей лёгкостью и как следствие – причиняют меньше страданий. Когда вы применяете равностность к приятным ощущениям, они также начинают течь более свободно и как следствие – приносят более глубокое удовлетворение. Таким образом, один и тот же навык позитивно влияет на обе грани спектра наших ощущений. Отсюда – следующее уравнение:

 

 

Более того, когда любые чувства переживаются равностно и беспристрастно, они перестают искажать поведение и быть его движущей силой и восстанавливают свою законную функцию мотиваторов и направляющих. Поэтому равностность играет важную роль в изменении разного рода негативного поведения, такого как злоупотребление алкоголем и другими наркотическими веществами, компульсивное переедание, насилие и так далее.

Равностность совершенно не похожа на апатию. Равностность предполагает невмешательство в естественный поток субъективных ощущений, тогда как апатия означает безразличие к контролируемому результату объективных событий. Поэтому, несмотря на кажущуюся схожесть, на самом деле равностность и апатия являются противоположными состояниями. Равностность высвобождает внутреннюю энергию, которую можно пустить на эффективное взаимодействие с внешними ситуациями. По определению, равностность предполагает радикальное позволение чувствовать, а значит, является противоположностью подавления. Что касается внешнего выражения чувств, то, поскольку внутренняя уравновешенность даёт нам свободу выбора внешнего выражения, мы можем действовать исходя из того, что будет уместно в конкретной ситуации.

 

 

Глава 3

Новое отношение к боли

 

Оттенки боли

 

 

Теперь, когда я предоставил вам описание медитативного опыта и определил некоторые ключевые понятия, такие как равностность и принцип «разделяй и властвуй», давайте посмотрим, как мы можем применить это знание напрямую к работе с болью.

Боль ощущается нами через множество разновидностей и оттенков. Жжение, ломота, стреляющая, пульсирующая и ноющая боль, зуд и тошнота – всё это примеры различных подвидов боли. Можно ощущать несколько таких оттенков боли одновременно, а один конкретный тип боли может иметь разную интенсивность. Например, ломота в теле может варьироваться от мягкой до обморочной степени интенсивности. Метод «наблюдаем за болью и раскрываемся ей навстречу» работает с любыми типами болезненных переживаний, вне зависимости от их оттенка, интенсивности и причин. Именно это делает данный метод таким необыкновенным и мощным.

Что я имею в виду, когда говорю, что метод «работает»? Существует два позитивных следствия практики этого метода. Во-первых, он уменьшает страдание, идущее от конкретной боли, которую вы испытываете. Во-вторых – и это очень важный момент, – работа с болью таким способом ускоряет ваше личное развитие, растворяет психологические и духовные блоки и зажимы, глубоко и навсегда очищая самую сущность вашей души.

 

 

Что я имею в виду, когда говорю, что метод «работает»? Во-первых, он уменьшает страдание, идущее от конкретной боли, которую вы испытываете. Во-вторых, работа с болью таким способом ускоряет ваше личное развитие, растворяет психологические и духовные блоки и зажимы, глубоко и навсегда очищая самую сущность вашей души.

 

Можно сказать, воспользовавшись термином из христианской традиции, что ощущение боли перестаёт быть «адом», то есть бессмысленным страданием, и превращается в «чистилище», то есть такое очищение, которое открывает путь к прямой встрече с духовным Источником. В результате подобного очищения:

• вы будете всё сильнее чувствовать единство и связь со всем миром;

• уменьшатся негативные эмоции, такие как гнев, страх, тоска и чувство вины;

• появится ощущение счастья, не зависящего от ваших обстоятельств;

• постепенно станут пропадать ограничивающие условия и отпечатки прошлого.

 

С этой трансформацией сознания связано одно чувство, которое я называю «вкусом очищения».

Это то благое чувство, которое возникает от переживания болезненных ощущений искусным образом. Когда у вас развивается вкус к этому состоянию очищения, то даже самая жуткая боль оказывается осмысленной. Страдание будет уменьшаться, пока в конечном итоге его полностью не заслонит радость очищения. Именно это я подразумеваю под «погружением в боль». Даже если вы ощущаете невероятно сильную боль, но вам удаётся погрузиться в неё и раскрыться ей навстречу – то в этом состоянии вы можете потерять чувство «я» и пережить прямое соединение с духовным Источником.

Применять внимательность к работе с болью может быть очень непросто. Вначале вам может недоставать концентрации. Ваше внимание будет постоянно блуждать, и вам придётся вновь и вновь возвращать его обратно. Однако, как и с любым другим упражнением, навык нарабатывается практикой и временем. Так что будьте терпеливыми, и при попытках ума блуждать просто раз за разом возвращайтесь к своей технике медитации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.037 с.)