Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Древняя Индия и Древний Китай↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Логика Древнего мира Логика Древнего мира обязана своим появлением философам Китая, Индии и Греции. ¾ Большое внимание в этот период уделялось умозаключению, а последнее практически отождествлялось с доказательством. ¾ законы мышления приравнивались к законам бытия ¾ Толчок к развитию логики дала риторика.Ораторское искусство использовало зачатки логических знаний для достижения основной цели. ¾ Философия как совокупность научных знаний зародилась и развивалась одновременно в государствах древности, имеющих разные взгляды на окружающий мир. Древняя Индия и Древний Китай В истории индийской логики выделяют три основных периода: - первый период ( ранняя буддистская логика) -VI-V вв. до н.э. - II в. н.э.; - второй период (деятельность школ вайшешиканьяя) - III-V вв.; - третий период (расцвет буддийской логики) VI-VIII вв. Первый период Уже в ранний буддистский период: в центре внимания стоял вопрос о сущность, виды и место произнесения речей. Важное значение придавали психологии мышления Тогдашние мыслители различали шесть видов речей: · речь о себе; · красивая речь, что дает наслаждение (художественное слово); · «глупая речь», в которой излагается ложное учение · правильная речь, которая согласуется с истинным учением и ставит целью донести до слушателей истинное знание; · речь, в которой излагается истинное учение. Второй период. Логика школы ньяя: До второго периода развития индийской логики относят деятельность родственных философских школ вайшешика и ньяя. Первая занималась преимущественно натурфилософскими проблемами, а вторая - логикой. Третий период:Этот период индийской логики называют периодом ее расцвета. Главным произведением этого мыслителя является труд «Об источниках познания». Логика Древнего Китая: считают логику мыслителей периодов Чуньцю и Чжаньго. Они исследовали имена, понятия, вопросы искусства спора, ввели понятие "философская дискуссия". Была создана более или менее целостная логическая концепция. · теория имен (имя отражает качественную определенность, присущую различным вещам); · теория "цы" (высказываний, которые должны точно и ясно отражать факт действительности и выражать мысли); · теория "шо" (рассуждения) и "бянь" (спора); · об основных законах мышления. Древнекитайский мыслитель Конфуций выступает за четкость суждений, образность выражений, логическую обоснованность мыслей.
Древняя Греция Именно здесь проблемы логики были рассмотрены и разработаны наиболее обстоятельно. Логические вопросы здесь рассматривают такие философы, как: Демокрит и Аристотел Демокрит · Он разработал первую систему логики. · Выделял суждения в субъекте и предикате. Сократ: главным считался метод, который позволял получить истину. · Достижением знания Сократ считал нахождение закономерностей и определение понятия для ряда вещей. Платон наибольшее внимание в своем учении он уделял анализу понятий и суждений. · Платон создал систему объективного идеализма. Логика Аристотеля. · Аристотель сформулировал закон противоречияности · закон исключенного третьего и закон тождества. · Аристотель подробно исследовал основные формы мышления (понятие, суждения, умозаключения), · главной его заслугой в сфере логической науки было учение о силлогизм, создание дедуктивной логической системы. Средневековая логика Средневековая логика является, по большей части, трактовкой и анализом античных философских теорий. Главная ее задача состояла в: · обосновании догматов религии, · доказательстве существования Бога, · объяснении вопросов создания мира и бессмертие человеческой души и др. · теория семантических парадоксов. Наиболее известными учеными, являются: ¾ Вильям Оккам, ¾ Дунс Скотт, ¾ РаймундЛуллий, ¾ Жан Буридан, Вильям Оккам: создал логическое орудие под названием «лезвие Оккама».
Логика Возрождения характериcтики логики эпохи Возрождения, можно свести к следующим трем положениям: · активные поиски формально-логических методов познания, альтернативных дедукции; · развитие математики и распространение ее средств на различные сферы познания; · выявление диалектических противоречий, которые не согласовывались с законами формальной логики. Одним из ученых в эпоху Возрождения, был Френсис Бэкон: он считал, что единственно правильным подходом к изучению предмета является не только сбор информации, но и ее интеллектуальная переработка и создание, таким образом, научных теорий.
Логика Нового времени Иммануил Кант (1724–1804), известный ученый периода Нового времени, предлагал деление логики на два типа: — формальную и трансцендентальную. Трансцендентальная логика исследует формы мышления, а знание рассматривает как предшествующее опыту и независимое от него. По И. Канту, формальная логика характеризуется тремя особенностями: · она является основой всех других наук, вместе с тем это — пропедевтика всякого употребления рассудка. · Поэтому она совершенно отвлекается от всяких объектов; · она не может быть органом наук. Математика — это органон, а логика — канон; · она должна учить нас правильному употреблению рассудка. По И. Канту, познание осуществляется в трех формах: · чувственности (способность ощущений); · рассудка (способность понятий и суждений) · разума (способность умозаключений).
Ощущение, восприятие и представление как формы познания окружающего мира Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета в момент его непосредственного воздействия на органы чувств. Восприятие — это целостный образ совокупности свойств предмета, который возникает в момент непосредственного воздействия последнего на органы чувств. Творческое представление основывается на рассказах, описаниях какого-либо предмета или явления. Такое представление может возникнуть и в воображении человека. Наприме: · возникающий в процессе деятельности художника образ несуществующего человека или животного. · Или географическое место, где человек никогда не был, может быть воссоздано им по рассказам очевидцев. · Также может возникнуть представление о внешности человека. 8.Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение Мышление - это высший познавательный процесс. - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Абстрактное мышление – это мышление при помощи абстрактных понятий. Абстрактное мышление имеет три основные формы: Понятие — это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких существенных признаках. Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание об окружающем мире, его предметах, закономерностях и взаимосвязях. Пример суждения. ¾ Все деревья – растения. ¾ Клен – дерево. ¾ Клен – растение. Умозаключение — это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения. Пример: " Маша уже покушала, на улице тепло и сухо, значит, Маша будет сейчас играть в песочнице Значение мышления в достижении истины. Логические формы Мышление — это всегда активный процесс, так как он направлен на достижение определенного результата, осознание, изменение, дополнение информации. Абстрактное мышление — это средство познания, с помощью которого логическая наука рассматривает и изучает явления окружающего мира. Логические формы: Это формы, в которых протекает логическое познание, характеризуют способ связи составных частей мысли, ее структуру. необходимо сказать о таких понятиях, как кванторное слово, связка, субъект и предикат. Субъект — это категория, дающая понятие о предмете суждения, логическую форму которого необходимо определить. Предикат — дает понятие о признаке предмета. В качестве примера логической формы «все S есть P» можно привести следующие суждения: Все люди — млекопитающие Виды понятий ¾ Положительными: называются понятия, в содержании которых мыслится какой-либо присущий предмету признак. Например, «достоинство», «мужество», «Д. О. Омолло». ¾ Отрицательными: называются понятия, содержание которых указывает на отсутствие у предмета определенного признака. ¾ Абстрактными называются понятия, обозначающие свойства или отношения предметов. Напр: неистовый, мужество, смекалка, лукавство, причинность и т. д. ¾ Соотносительными называются понятия, обозначающие предметы мысли, не существующие вне отношения друг к другу. Например, пациент и врач, дед и внук, брат и сестра. ¾ Безотносительными называются понятия, мыслимые отдельно, вне отношений с другими понятиями. Например, кодекс, сделка, договор, нотариус. ¾ Собирательными: называются понятия, отражающие группу предметов, мыслимых как одно целое. Например, коллектив, созвездие, учебная группа, квартет и т. д. 12.Логические приемы образования понятий ¾ Абстрагирование — это прием образования понятий, при котором необходимо отвлечься от ряда несущественных признаков предмета, отринуть их и оставить лишь существенные. ¾ Анализ — это мысленное дробление предмета, процесса или явления на составные части с целью установления взаимодействия этих частей и взаимосвязей между ними, а также выявления происходящих внутри исследуемого объекта процессов. ¾ Синтез — это мысленная сборка составных частей предмета, явления или процесса воедино. Синтез — это процесс, обратный анализу, и обычно используется, когда последний уже проведен. Синтез применяется для создания новых понятий на основе уже существующих. ¾ Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. ¾ Обобщение — мысленное объединение группы предметов в новый ряд или добавление одного предмета в уже существующий на основе присущих этим предметам признаков. Содержание и объем понятий Любое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия является совокупность характеризующих его предмет существенных признаков, подразумевающихся в данном понятии. · Содержание понятия называется его интенсиональностью, а его отношение к каким-либо объектам — экстенсиональностью. · Экстенсиональность понятий. Любое понятие отражает какой-либо предмет, содержит признаки, характеризующие и отделяющие его от других предметов.
Объем понятия составляет совокупность или множество предметов, которое мыслится в понятии. Например: · объем понятия «река» включает в себя множество, состоящее из рек, носящих имена Обь, Дон, Енисей, Волга и др. · Объём понятия «ученик» включает в себя всех людей, которые когда-либо учились (чему-нибудь и как-нибудь), учатся сейчас или будут учиться.
Определение понятия Определение понятия — это логическая операция, направленная на выявление правильного значения термина или содержания понятия. Определить понятие — значит полно раскрыть его содержание и отличить объем данного понятия от объемов иных понятий. Явные определения содержат определяемое и определяющее понятие, при их равных объемах. Неявные определения. Определение через род и видовое отличие — это очень удобный и эффективный инструмент раскрытия содержания понятий. Контекстуальное — «соединение», «связь») определение характеризуется тем, что оно позволяет выяснить суть, значение слова, смысла которого мы не знаем, через контекст. Индуктивные определения раскрывают смысл термина при помощи самого этого термина, через понятия, в которых содержится его смысл. Примером этого служит определение натуральных чисел. Так, если 1 — натуральное число и n — натуральное число, то 1 + n тоже есть натуральное число.
18.Правила определения понятия Дихотомия Языковое выражение суждений В языке суждения выражаются в форме предложений. Как известно, предложение состоит из языковых единиц — слов. Виды Языковое выражение суждений ¾ Языковое выражение "Все... есть" является выражением ¾ выражение "если... то..." относится к: ¾ Языковое выражение "и" относится к: ¾ Языковое выражение "или" относится к: ¾ Языковое выражение "либо" относится к: ¾ 24.Понятие и виды простых суждений.Категорические суждения Простым называется такое суждение, ни одна логическая часть которого не является суждением. Пример. «Математика – абстрактная наука». Виды простых суждений. ¾ Атрибутивными называются суждения, в которых утверждается или отрицается наличие некоторого свойства у предмета. Логическая форма атрибутивного суждения имеет вид: S (не) есть Р. Пример. «Солнце (S) есть раскаленное небесное тело (Р)»; «Великобритания (S) является конституционной монархией (Р)»; и тд. ¾ Экзистенциальными называются суждения, в которых утверждается или отрицается существование предмета. Пример. «Змея-Горыныча (S) не существует в действительности (Р)»; «Природные аномалии (S) существуют (Р)»;. ¾ Реляционные – это суждения, в которых утверждается или отрицается отношение между некоторыми предметами. Пример. «Земля вращается вокруг Солнца»; «Петр – брат Ивана»; «Москва расположена между Петербургом и Екатеринбургом» Понятие сложных суждений Сложным является такое суждение, которое содержит в качестве своей правильной части, т.е. части, не совпадающей с целым, некоторое другое суждение. Пример. «Если вы будете хорошо учиться, то обязательно получите диплом». Виды сложных суждений Отрицание - суждение, образованное с помощью союза «не». Например, имеем суждение: «Человек совершил преступление» (р). Его отрицанием будет: «Неверно, что человек совершил преступление» p). Конъюнктивное (соединительное) суждение - суждение, которое включает в качестве составных частей другие суждения, объединяемые союзом «и». Например: «Мы поедем в Санкт-Петербург и посетим Русский музей». Дизъюнктивное (разделительное) суждение - это суждение, которое включает в качестве составных частей суждения, объединяемые союзами «или», «либо» «или... или», «либо... либо».. Например: «Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме» Импликативное (условное) суждение - это сложное суждение, образованное из простых суждений с помощью логического союза «если.., то». Например: «Если человек совершил преступление, то он должен быть наказан». Эквивалентность - суждение, образованное из простых суждений с помощью союза «тогда, и только тогда, когда». Например: «Если человек награжден орденами и медалями, то лишь в этом случае он имеет право на ношение соответствующих орденских планок». Выражение высказываний Выражение высказываний: происходит при помощи символов – переменных и знаков, обозначающих логические термины. ¾ Переменные высказывания выражаются в виде букв латинского алфавита (a, b, c, d и т. д.) ¾ Знаки: использующаяся для выражения высказываний в виде формул. Они обозначают логические термины, такие как конъюнкция и дизъюнкция, которая может быть строгой и нестрогой, отрицание, эквиваленция и импликация. · Конъюнкция отображается в виде галочки, направленной вверх (^), · дизъюнкция как галочка, направленная вниз (Ъ). · Импликация имеет знак «®», · отрицание (-), · эквиваленция (є). Примеры высказываний:
Отрицание сложных суждений Отрицание суждения в логике – это замена существующей связки внутри сложного высказывания на другую, противоположную последней.
Обычно в речи выражение отрицания сводится к добавлению приставки «не». Действительно, так как указанная приставка является отрицательной, ее применение для установления противоположности вполне оправдано. Понятие умозаключения Аналогия — подобие, сходство предметов в каких либо свойствах или отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны. Умозаключение по аналогии — рассуждение, в котором на основе сходства двух предметов (систем предметов) Л и В в ряде признаков делается вывод о возможном сходстве их и в других признаках. Дедуктивные умозаключения Дедуктивными -называются умозаключения, в которых переход от общего знания к частному является логически необходимым. Виды дедуктивных умозаключений: Непосредственные умозаключения – умозаключения, заклю- чение в которых выводится из одной посылки. Например, исходное суждение: «Все львы хищники», новое – «Ни один лев не является не- хищником». Опосредствованные умозаключения – умозаключения, заклю- чение в которых выводится из двух и более посылок. Например: - смертен – Сократ - человек – Сократ - смертны люди Все 31.Условные и разделительные умозаключения Условные умозаключения называются так потому, что в качестве посылок в них используются условные суждения (если а, то b). Условные умозаключения можно отразить в виде следующей схемы. · Если а, то b. · Если b, то с. · Если а, то с. Выше указана схема умозаключений, являющихся видом условных. Для таких умозаключений характерно, что все их посылки являются условными. Разделительные умозаключения делятся на простые разделительные и разделительно-категорические умозаключения. Разделительно-категорическое умозаключение — это умозаключение, в котором одна из посылок разделительное, а другая — категорическое суждение. Структура простого разделительного умозаключения отражается следующим образом. S есть А или В, или С. А есть А1 или А2. S есть А1 или А2, или В, или С. Примером такого умозаключения является следующее. Путь бывает прямым или окружным. Окружный путь бывает с одной пересадкой или с несколькими пересадками. Путь бывает прямым или с одной пересадкой, или с несколькими пересадками 32.Понятие умозаключения по аналогии Аналогия - это недедуктивное умозаключение, в котором суждение о принадлежности признака некоторому объекту выводится на основании его сходства с другим объектом. Умозаключение по аналогии — рассуждение, в котором на основе сходства двух предметов (систем предметов) Л и В в ряде признаков делается вывод о возможном сходстве их и в других признаках. В умозаключениях по аналогии используются следующие понятия: · образец аналогии - объект, признак которого переносится на другой объект · субъект аналогии - объект, на который переносится признак; · термины аналогии - это образец и субъект аналогии; · переносимый признак - признак, который переносится с образца на субъект; · основание аналогии - признак, одновременно присущий обоим терминам аналогии и служащий основанием для переноса интересующего нас признака. Виды и правила аналогии Аналогия: представляет собой сходство, подобие предметов (явлений) в каких-либо свойствах, признаках, отношениях. ¾ Аналогия предметов — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два сходных единичных предмета, а переносимым признаком — свойства этих предметов. ¾ Аналогия отношений — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком — свойства этих отношений. ¾ Строгая аналоги: содержит связь общих признаков с переносимым признаком. ¾ Нестрогая аналогия дает не достоверное, а лишь вероятностное заключение.
правила аналогии: · Первое — это всестороннее изучение предметов и их свойств. · Второе — выявление сходных признаков между рассматриваемыми предметами. · Третье — выявление взаимосвязей между предметами с целью найти между ними переносимое свойство. Гипотеза Гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления. Виды гипотез · Простые). В них указывается на одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы. Пример: «Срок действия доверенности не может превышать трех лет; · Сложные. В них действие нормы права ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Пример. Условия заключения брака для вступающих в брак;
· положительные - указывают на необходимость определенных условий для действия нормы; · Отрицательные - предполагают, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий. Логика Древнего мира Логика Древнего мира обязана своим появлением философам Китая, Индии и Греции. ¾ Большое внимание в этот период уделялось умозаключению, а последнее практически отождествлялось с доказательством. ¾ законы мышления приравнивались к законам бытия ¾ Толчок к развитию логики дала риторика.Ораторское искусство использовало зачатки логических знаний для достижения основной цели. ¾ Философия как совокупность научных знаний зародилась и развивалась одновременно в государствах древности, имеющих разные взгляды на окружающий мир. Древняя Индия и Древний Китай В истории индийской логики выделяют три основных периода: - первый период ( ранняя буддистская логика) -VI-V вв. до н.э. - II в. н.э.; - второй период (деятельность школ вайшешиканьяя) - III-V вв.; - третий период (расцвет буддийской логики) VI-VIII вв. Первый период Уже в ранний буддистский период: в центре внимания стоял вопрос о сущность, виды и место произнесения речей. Важное значение придавали психологии мышления Тогдашние мыслители различали шесть видов речей: · речь о себе; · красивая речь, что дает наслаждение (художественное слово); · «глупая речь», в которой излагается ложное учение · правильная речь, которая согласуется с истинным учением и ставит целью донести до слушателей истинное знание; · речь, в которой излагается истинное учение. Второй период. Логика школы ньяя: До второго периода развития индийской логики относят деятельность родственных философских школ вайшешика и ньяя. Первая занималась преимущественно натурфилософскими проблемами, а вторая - логикой. Третий период:Этот период индийской логики называют периодом ее расцвета. Главным произведением этого мыслителя является труд «Об источниках познания». Логика Древнего Китая: считают логику мыслителей периодов Чуньцю и Чжаньго. Они исследовали имена, понятия, вопросы искусства спора, ввели понятие "философская дискуссия".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.24 (0.014 с.) |