Древняя Индия и Древний Китай 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древняя Индия и Древний Китай



Логика Древнего мира

Логика Древнего мира обязана своим появлением философам Китая, Индии и Греции.

¾ Большое внимание в этот период уделялось умозаключению, а последнее практически отождествлялось с доказательством.

¾ законы мышления приравнивались к законам бытия

¾ Толчок к развитию логики дала риторика.Ораторское искусство использовало зачатки логических знаний для достижения основной цели.

¾ Философия как совокупность научных знаний зародилась и развивалась одновременно в государствах древности, имеющих разные взгляды на окружающий мир.

Древняя Индия и Древний Китай

В истории индийской логики выделяют три основных периода:

- первый период ( ранняя буддистская логика) -VI-V вв. до н.э. - II в. н.э.;

- второй период (деятельность школ вайшешиканьяя) - III-V вв.;

- третий период (расцвет буддийской логики) VI-VIII вв.

Первый период Уже в ранний буддистский период: в центре внимания стоял вопрос о сущность, виды и место произнесения речей. Важное значение придавали психологии мышления

Тогдашние мыслители различали шесть видов речей:

· речь о себе;

· красивая речь, что дает наслаждение (художественное слово);

· «глупая речь», в которой излагается ложное учение

· правильная речь, которая согласуется с истинным учением и ставит целью донести до слушателей истинное знание;

· речь, в которой излагается истинное учение.

Второй период. Логика школы ньяя: До второго периода развития индийской логики относят деятельность родственных философских школ вайшешика и ньяя. Первая занималась преимущественно натурфилософскими проблемами, а вторая - логикой.

Третий период:Этот период индийской логики называют периодом ее расцвета.

Главным произведением этого мыслителя является труд «Об источниках познания».

Логика Древнего Китая: считают логику мыслителей периодов Чуньцю и Чжаньго. Они исследовали имена, понятия, вопросы искусства спора, ввели понятие "философская дискуссия".

Была создана более или менее целостная логическая концепция.

· теория имен (имя отражает качественную определенность, присущую различным вещам);

· теория "цы" (высказываний, которые должны точно и ясно отражать факт действительности и выражать мысли);

· теория "шо" (рассуждения) и "бянь" (спора);

· об основных законах мышления.

Древнекитайский мыслитель Конфуций выступает за четкость суждений, образность выражений, логическую обоснованность мыслей.

 

Древняя Греция

Именно здесь проблемы логики были рассмотрены и разработаны наиболее обстоятельно.

Логические вопросы здесь рассматривают такие философы, как:

Демокрит и Аристотел

Демокрит

· Он разработал первую систему логики.

· Выделял суждения в субъекте и предикате.

Сократ: главным считался метод, который позволял получить истину.

· Достижением знания Сократ считал нахождение закономерностей и определение понятия для ряда вещей.

Платон наибольшее внимание в своем учении он уделял анализу понятий и суждений.

· Платон создал систему объективного идеализма.

Логика Аристотеля.

· Аристотель сформулировал закон противоречияности

· закон исключенного третьего и закон тождества.

· Аристотель подробно исследовал основные формы мышления (понятие, суждения, умозаключения),

· главной его заслугой в сфере логической науки было учение о силлогизм, создание дедуктивной логической системы.

Средневековая логика

Средневековая логика является, по большей части, трактовкой и анализом античных философских теорий.

Главная ее задача состояла в:

· обосновании догматов религии,

· доказательстве существования Бога,

· объяснении вопросов создания мира и бессмертие человеческой души и др.

· теория семантических парадоксов.

Наиболее известными учеными, являются:

¾ Вильям Оккам,

¾ Дунс Скотт,

¾ РаймундЛуллий,

¾ Жан Буридан,

Вильям Оккам: создал логическое орудие под названием «лезвие Оккама».

 

Логика Возрождения

характериcтики логики эпохи Возрождения, можно свести к следующим трем положениям:

· активные поиски формально-логических методов познания, альтернативных дедукции;

· развитие математики и распространение ее средств на различные сферы познания;

· выявление диалектических противоречий, которые не согласовывались с законами формальной логики.

Одним из ученых в эпоху Возрождения, был Френсис Бэкон: он считал, что единственно правильным подходом к изучению предмета является не только сбор информации, но и ее интеллектуальная переработка и создание, таким образом, научных теорий.

 

Логика Нового времени

Иммануил Кант (1724–1804), известный ученый периода Нового времени, предлагал деление логики на два типа:

формальную и трансцендентальную. Трансцендентальная логика исследует формы мышления, а знание рассматривает как предшествующее опыту и независимое от него.

По И. Канту, формальная логика характеризуется тремя особенностями:

· она является основой всех других наук, вместе с тем это — пропедевтика всякого употребления рассудка.

· Поэтому она совершенно отвлекается от всяких объектов;

· она не может быть органом наук. Математика — это органон, а логика — канон;

· она должна учить нас правильному употреблению рассудка.

По И. Канту, познание осуществляется в трех формах:

· чувственности (способность ощущений);

· рассудка (способность понятий и суждений)

· разума (способность умозаключений).

 

Ощущение, восприятие и представление как формы познания окружающего мира

Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета в момент его непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие — это целостный образ совокупности свойств предмета, который возникает в момент непосредственного воздействия последнего на органы чувств.

Творческое представление основывается на рассказах, описаниях какого-либо предмета или явления. Такое представление может возникнуть и в воображении человека.

Наприме:

· возникающий в процессе деятельности художника образ несуществующего человека или животного.

· Или географическое место, где человек никогда не был, может быть воссоздано им по рассказам очевидцев.

· Также может возникнуть представление о внешности человека.

8.Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение

Мышление - это высший познавательный процесс. - это движение идей, раскрывающее суть вещей.

Абстрактное мышление – это мышление при помощи абстрактных понятий.

Абстрактное мышление имеет три основные формы:

Понятие — это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких существенных признаках.

Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание об окружающем мире, его предметах, закономерностях и взаимосвязях.

Пример суждения.

¾ Все деревья – растения.

¾ Клен – дерево.

¾ Клен – растение.

Умозаключение — это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения.

Пример: " Маша уже покушала, на улице тепло и сухо, значит, Маша будет сейчас играть в песочнице

Значение мышления в достижении истины. Логические формы

Мышление — это всегда активный процесс, так как он направлен на достижение определенного результата, осознание, изменение, дополнение информации.

Абстрактное мышление — это средство познания, с помощью которого логическая наука рассматривает и изучает явления окружающего мира.

Логические формы: Это формы, в которых протекает логическое познание, характеризуют способ связи составных частей мысли, ее структуру.

необходимо сказать о таких понятиях, как кванторное слово, связка, субъект и предикат. Субъект — это категория, дающая понятие о предмете суждения, логическую форму которого необходимо определить. Предикат — дает понятие о признаке предмета.

В качестве примера логической формы «все S есть P» можно привести следующие суждения: Все люди — млекопитающие

Виды понятий

¾ Положительными: называются понятия, в содержании ко­торых мыслится какой-либо присущий предмету признак. На­пример, «достоинство», «мужество», «Д. О. Омолло».

¾ Отрицательными: называются понятия, содержание кото­рых указывает на отсутствие у предмета определенного при­знака.
Конкретными называются понятия, которые отражают предмет, явление или процесс. Например, понятия «зачетно-экза­менационная сессия»,— конкретные.

¾ Абстрактными называются понятия, обозначающие свойст­ва или отношения предметов. Напр: неистовый, мужество, смекалка, лукавство, причинность и т. д.

¾ Соотносительными называются понятия, обозначающие предметы мысли, не существующие вне отношения друг к другу. Например, пациент и врач, дед и внук, брат и сестра.

¾ Безотносительными называются понятия, мыслимые отдель­но, вне отношений с другими понятиями. Например, кодекс, сдел­ка, договор, нотариус.

¾ Собирательными: называются понятия, отражающие груп­пу предметов, мыслимых как одно целое. Например, коллектив, созвездие, учебная группа, квартет и т. д.

12.Логические приемы образования понятий

¾ Абстрагирование — это прием образования понятий, при котором необходимо отвлечься от ряда несущественных признаков предмета, отринуть их и оставить лишь существенные.

¾ Анализ — это мысленное дробление предмета, процесса или явления на составные части с целью установления взаимодействия этих частей и взаимосвязей между ними, а также выявления происходящих внутри исследуемого объекта процессов.

¾ Синтез — это мысленная сборка составных частей предмета, явления или процесса воедино.

Синтез — это процесс, обратный анализу, и обычно используется, когда последний уже проведен. Синтез применяется для создания новых понятий на основе уже существующих.

¾ Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

¾ Обобщение — мысленное объединение группы предметов в новый ряд или добавление одного предмета в уже существующий на основе присущих этим предметам признаков.

Содержание и объем понятий

Любое понятие имеет содержание и объем.

Содержанием понятия является совокупность характеризующих его предмет существенных признаков, подразумевающихся в данном понятии.

· Содержание понятия называется его интенсиональностью, а его отношение к каким-либо объектам — экстенсиональностью.

· Экстенсиональность понятий. Любое понятие отражает какой-либо предмет, содержит признаки, характеризующие и отделяющие его от других предметов.

 

Объем понятия составляет совокупность или множество предметов, которое мыслится в понятии. Например:

· объем понятия «река» включает в себя множество, состоящее из рек, носящих имена Обь, Дон, Енисей, Волга и др.

· Объём понятия «ученик» включает в себя всех людей, которые когда-либо учились (чему-нибудь и как-нибудь), учатся сейчас или будут учиться.

 

Определение понятия

Определение понятия — это логическая операция, направленная на выявление правильного значения термина или содержания понятия.

Определить понятие — значит полно раскрыть его содержание и отличить объем данного понятия от объемов иных понятий.

Явные определения содержат определяемое и определяющее понятие, при их равных объемах.

Неявные определения. Определение через род и видовое отличие — это очень удобный и эффективный инструмент раскрытия содержания понятий.

Контекстуальное — «соединение», «связь») определение характеризуется тем, что оно позволяет выяснить суть, значение слова, смысла которого мы не знаем, через контекст.

Индуктивные определения раскрывают смысл термина при помощи самого этого термина, через понятия, в которых содержится его смысл. Примером этого служит определение натуральных чисел. Так, если 1 — натуральное число и n — натуральное число, то 1 + n тоже есть натуральное число.

 

18.Правила определения понятия

Дихотомия

Языковое выражение суждений

В языке суждения выражаются в форме предложений. Как известно, предложение состоит из языковых единиц — слов.

Виды Языковое выражение суждений

¾ Языковое выражение "Все... есть" является выражением
• связей в простых суждениях, соединяющих субъект и предикат

¾ выражение "если... то..." относится к:
• связкам, образующим сложное суждение из простого

¾ Языковое выражение "и" относится к:
• связкам, образующим сложное суждение из простого

¾ Языковое выражение "или" относится к:
• связкам, образующим сложное суждение из простого

¾ Языковое выражение "либо" относится к:
• связкам, образующим сложное суждение из простого


¾ 24.Понятие и виды простых суждений.Категорические суждения

Простым называется такое суждение, ни одна логическая часть которого не является суждением. Пример. «Математика – абстрактная наука».

Виды простых суждений.

¾ Атрибутивными называются суждения, в которых утверждается или отрицается наличие некоторого свойства у предмета. Логическая форма атрибутивного суждения имеет вид: S (не) есть Р. Пример. «Солнце (S) есть раскаленное небесное тело (Р)»; «Великобритания (S) является конституционной монархией (Р)»; и тд.

¾ Экзистенциальными называются суждения, в которых утверждается или отрицается существование предмета. Пример. «Змея-Горыныча (S) не существует в действительности (Р)»; «Природные аномалии (S) существуют (Р)»;.

¾ Реляционные – это суждения, в которых утверждается или отрицается отношение между некоторыми предметами. Пример. «Земля вращается вокруг Солнца»; «Петр – брат Ивана»; «Москва расположена между Петербургом и Екатеринбургом»

Понятие сложных суждений

Сложным является такое суждение, которое содержит в качестве своей правильной части, т.е. части, не совпадающей с целым, некоторое другое суждение.

Пример. «Если вы будете хорошо учиться, то обязательно получите диплом».

Виды сложных суждений

Отрицание - суждение, образованное с помощью союза «не». Например, имеем суждение: «Человек совершил преступление» (р). Его отрицанием будет: «Неверно, что человек совершил преступление» p).

Конъюнктивное (соединительное) суждение - суждение, которое включает в качестве составных частей другие суждения, объединяемые союзом «и». Например: «Мы поедем в Санкт-Петербург и посетим Русский музей».

Дизъюнктивное (разделительное) суждение - это суждение, которое включает в качестве составных частей суждения, объединяемые союзами «или», «либо» «или... или», «либо... либо».. Например: «Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме»

Импликативное (условное) суждение - это сложное суждение, образованное из простых суждений с помощью логического союза «если.., то». Например: «Если человек совершил преступление, то он должен быть наказан».

Эквивалентность - суждение, образованное из простых суждений с помощью союза «тогда, и только тогда, когда».

Например: «Если человек награжден орденами и медалями, то лишь в этом случае он имеет право на ношение соответствующих орденских планок».

Выражение высказываний

Выражение высказываний: происходит при помощи символовпеременных и знаков, обозначающих логические термины.

¾ Переменные высказывания выражаются в виде букв латинского алфавита (a, b, c, d и т. д.)

¾ Знаки: использующаяся для выражения высказываний в виде формул. Они обозначают логические термины, такие как конъюнкция и дизъюнкция, которая может быть строгой и нестрогой, отрицание, эквиваленция и импликация.

· Конъюнкция отображается в виде галочки, направленной вверх (^),

· дизъюнкция как галочка, направленная вниз (Ъ).

· Импликация имеет знак «®»,

· отрицание (-),

· эквиваленция (є).

Примеры высказываний:

  1. Москва – столица России.
  2. Число 27 является простым.
  3. Волга впадает в Каспийское море.

Отрицание сложных суждений

Отрицание суждения в логике – это замена существующей связки внутри сложного высказывания на другую, противоположную последней.

 

Обычно в речи выражение отрицания сводится к добавлению приставки «не». Действительно, так как указанная приставка является отрицательной, ее применение для установления противоположности вполне оправдано.

Понятие умозаключения

Аналогия — подобие, сходство предметов в каких либо свойствах или отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны.

Умозаключение по аналогии — рассуждение, в котором на основе сходства двух предметов (систем предметов) Л и В в ряде признаков делается вывод о возможном сходстве их и в других признаках.

Дедуктивные умозаключения

Дедуктивными -называются умозаключения, в которых переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Виды дедуктивных умозаключений:

Непосредственные умозаключения – умозаключения, заклю-

чение в которых выводится из одной посылки. Например, исходное

суждение: «Все львы хищники», новое – «Ни один лев не является не-

хищником».

Опосредствованные умозаключения – умозаключения, заклю-

чение в которых выводится из двух и более посылок. Например:

- смертен – Сократ

- человек – Сократ

- смертны люди Все

31.Условные и разделительные умозаключения

Условные умозаключения называются так потому, что в качестве посылок в них используются условные суждения (если а, то b).

Условные умозаключения можно отразить в виде следующей схемы.

· Если а, то b.

· Если b, то с.

· Если а, то с.

Выше указана схема умозаключений, являющихся видом условных. Для таких умозаключений характерно, что все их посылки являются условными.

Разделительные умозаключения делятся на простые разделительные и разделительно-категорические умозаключения.

Разделительно-категорическое умозаключение — это умозаключение, в котором одна из посылок разделительное, а другая — категорическое суждение.

Структура простого разделительного умозаключения отражается следующим образом.

S есть А или В, или С.

А есть А1 или А2.

S есть А1 или А2, или В, или С.

Примером такого умозаключения является следующее.

Путь бывает прямым или окружным.

Окружный путь бывает с одной пересадкой или с несколькими пересадками.

Путь бывает прямым или с одной пересадкой, или с несколькими пересадками

32.Понятие умозаключения по аналогии

Аналогия - это недедуктивное умозаключение, в котором суждение о принадлежности признака некоторому объекту выводится на основании его сходства с другим объектом.

Умозаключение по аналогии — рассуждение, в котором на основе сходства двух предметов (систем предметов) Л и В в ряде признаков делается вывод о возможном сходстве их и в других признаках.

В умозаключениях по аналогии используются следующие понятия:

· образец аналогии - объект, признак которого переносится на другой объект

· субъект аналогии - объект, на который переносится признак;

· термины аналогии - это образец и субъект аналогии;

· переносимый признак - признак, который переносится с образца на субъект;

· основание аналогии - признак, одновременно присущий обоим терминам аналогии и служащий основанием для переноса интересующего нас признака.

Виды и правила аналогии

Аналогия: представляет собой сходство, подобие предметов (явлений) в каких-либо свойствах, признаках, отношениях.

¾ Аналогия предметов — умозаключение, в котором объек­том уподобления выступают два сходных единичных предмета, а переносимым признаком — свойства этих предметов.

¾ Аналогия отношений — умозаключение, в котором объек­том уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком — свойства этих отношений.

¾ Строгая аналоги: содержит связь общих признаков с переносимым признаком.

¾ Нестрогая аналогия дает не достоверное, а лишь вероятностное заключение.

 

правила аналогии:

· Первое — это всестороннее изучение предметов и их свойств.

· Второе — выявление сходных признаков между рассматриваемыми предметами.

· Третье — выявление взаимосвязей между предметами с целью найти между ними переносимое свойство.

Гипотеза

Гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления.

Виды гипотез

· Простые). В них указывается на одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы. Пример: «Срок действия доверенности не может превышать трех лет;

· Сложные. В них действие нормы права ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Пример. Условия заключения брака для вступающих в брак;

  • общие. В них указываются общие признаки, например общее условие действия всех уголовно-правовых норм — достижение возраста уголовной ответственности;
  • частные. В них указываются более конкретные признаки.

· положительные - указывают на необходимость определенных условий для действия нормы;

· Отрицательные - предполагают, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий.

Логика Древнего мира

Логика Древнего мира обязана своим появлением философам Китая, Индии и Греции.

¾ Большое внимание в этот период уделялось умозаключению, а последнее практически отождествлялось с доказательством.

¾ законы мышления приравнивались к законам бытия

¾ Толчок к развитию логики дала риторика.Ораторское искусство использовало зачатки логических знаний для достижения основной цели.

¾ Философия как совокупность научных знаний зародилась и развивалась одновременно в государствах древности, имеющих разные взгляды на окружающий мир.

Древняя Индия и Древний Китай

В истории индийской логики выделяют три основных периода:

- первый период ( ранняя буддистская логика) -VI-V вв. до н.э. - II в. н.э.;

- второй период (деятельность школ вайшешиканьяя) - III-V вв.;

- третий период (расцвет буддийской логики) VI-VIII вв.

Первый период Уже в ранний буддистский период: в центре внимания стоял вопрос о сущность, виды и место произнесения речей. Важное значение придавали психологии мышления

Тогдашние мыслители различали шесть видов речей:

· речь о себе;

· красивая речь, что дает наслаждение (художественное слово);

· «глупая речь», в которой излагается ложное учение

· правильная речь, которая согласуется с истинным учением и ставит целью донести до слушателей истинное знание;

· речь, в которой излагается истинное учение.

Второй период. Логика школы ньяя: До второго периода развития индийской логики относят деятельность родственных философских школ вайшешика и ньяя. Первая занималась преимущественно натурфилософскими проблемами, а вторая - логикой.

Третий период:Этот период индийской логики называют периодом ее расцвета.

Главным произведением этого мыслителя является труд «Об источниках познания».

Логика Древнего Китая: считают логику мыслителей периодов Чуньцю и Чжаньго. Они исследовали имена, понятия, вопросы искусства спора, ввели понятие "философская дискуссия".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.128 с.)