Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Была создана более или менее целостная логическая концепция.

Поиск

· теория имен (имя отражает качественную определенность, присущую различным вещам);

· теория "цы" (высказываний, которые должны точно и ясно отражать факт действительности и выражать мысли);

· теория "шо" (рассуждения) и "бянь" (спора);

· об основных законах мышления.

Древнекитайский мыслитель Конфуций выступает за четкость суждений, образность выражений, логическую обоснованность мыслей.

 

Древняя Греция

Именно здесь проблемы логики были рассмотрены и разработаны наиболее обстоятельно.

Логические вопросы здесь рассматривают такие философы, как:

Демокрит и Аристотел

Демокрит

· Он разработал первую систему логики.

· Выделял суждения в субъекте и предикате.

Сократ: главным считался метод, который позволял получить истину.

· Достижением знания Сократ считал нахождение закономерностей и определение понятия для ряда вещей.

Платон наибольшее внимание в своем учении он уделял анализу понятий и суждений.

· Платон создал систему объективного идеализма.

Логика Аристотеля.

· Аристотель сформулировал закон противоречияности

· закон исключенного третьего и закон тождества.

· Аристотель подробно исследовал основные формы мышления (понятие, суждения, умозаключения),

· главной его заслугой в сфере логической науки было учение о силлогизм, создание дедуктивной логической системы.

Средневековая логика

Средневековая логика является, по большей части, трактовкой и анализом античных философских теорий.

Главная ее задача состояла в:

· обосновании догматов религии,

· доказательстве существования Бога,

· объяснении вопросов создания мира и бессмертие человеческой души и др.

· теория семантических парадоксов.

Наиболее известными учеными, являются:

¾ Вильям Оккам,

¾ Дунс Скотт,

¾ РаймундЛуллий,

¾ Жан Буридан,

Вильям Оккам: создал логическое орудие под названием «лезвие Оккама».

 

Логика Возрождения

характериcтики логики эпохи Возрождения, можно свести к следующим трем положениям:

· активные поиски формально-логических методов познания, альтернативных дедукции;

· развитие математики и распространение ее средств на различные сферы познания;

· выявление диалектических противоречий, которые не согласовывались с законами формальной логики.

Одним из ученых в эпоху Возрождения, был Френсис Бэкон: он считал, что единственно правильным подходом к изучению предмета является не только сбор информации, но и ее интеллектуальная переработка и создание, таким образом, научных теорий.

 

Логика Нового времени

Иммануил Кант (1724–1804), известный ученый периода Нового времени, предлагал деление логики на два типа:

формальную и трансцендентальную. Трансцендентальная логика исследует формы мышления, а знание рассматривает как предшествующее опыту и независимое от него.

По И. Канту, формальная логика характеризуется тремя особенностями:

· она является основой всех других наук, вместе с тем это — пропедевтика всякого употребления рассудка.

· Поэтому она совершенно отвлекается от всяких объектов;

· она не может быть органом наук. Математика — это органон, а логика — канон;

· она должна учить нас правильному употреблению рассудка.

По И. Канту, познание осуществляется в трех формах:

· чувственности (способность ощущений);

· рассудка (способность понятий и суждений)

· разума (способность умозаключений).

 

Ощущение, восприятие и представление как формы познания окружающего мира

Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета в момент его непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие — это целостный образ совокупности свойств предмета, который возникает в момент непосредственного воздействия последнего на органы чувств.

Творческое представление основывается на рассказах, описаниях какого-либо предмета или явления. Такое представление может возникнуть и в воображении человека.

Наприме:

· возникающий в процессе деятельности художника образ несуществующего человека или животного.

· Или географическое место, где человек никогда не был, может быть воссоздано им по рассказам очевидцев.

· Также может возникнуть представление о внешности человека.

8.Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение

Мышление - это высший познавательный процесс. - это движение идей, раскрывающее суть вещей.

Абстрактное мышление – это мышление при помощи абстрактных понятий.

Абстрактное мышление имеет три основные формы:

Понятие — это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких существенных признаках.

Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание об окружающем мире, его предметах, закономерностях и взаимосвязях.

Пример суждения.

¾ Все деревья – растения.

¾ Клен – дерево.

¾ Клен – растение.

Умозаключение — это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения.

Пример: " Маша уже покушала, на улице тепло и сухо, значит, Маша будет сейчас играть в песочнице

Значение мышления в достижении истины. Логические формы

Мышление — это всегда активный процесс, так как он направлен на достижение определенного результата, осознание, изменение, дополнение информации.

Абстрактное мышление — это средство познания, с помощью которого логическая наука рассматривает и изучает явления окружающего мира.

Логические формы: Это формы, в которых протекает логическое познание, характеризуют способ связи составных частей мысли, ее структуру.

необходимо сказать о таких понятиях, как кванторное слово, связка, субъект и предикат. Субъект — это категория, дающая понятие о предмете суждения, логическую форму которого необходимо определить. Предикат — дает понятие о признаке предмета.

В качестве примера логической формы «все S есть P» можно привести следующие суждения: Все люди — млекопитающие

Общая характеристика понятий

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.

¾ Признаками могут быть свойства предмета, которые объединяют или отделяют предметы один от другого.

¾ Любые свойства, черты, состояние предмета, которые так или иначе характеризуют предмет.

¾ Любой предмет имеет множество, целый комплекс определяющих его признаков. Такие признаки могут определять свойства только этого предмета и быть единичными или отражать характерные черты целого ряда предметов. Такие признаки называются общими.

Для подтверждения этих слов можно привести следующий пример: каждый человек имеет ряд характеризующих его признаков, часть из которых характеризуют только его. Это черты лица, телосложение, походка, мимика и др.

Общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, которые характеризуются обязательной принадлежностью к предмету (т. е. обязательно присущие ему) и выражают сущность этого предмета, принято называть существенными. Они могут быть как общими, так и единичными.

 

Виды понятий

¾ Положительными: называются понятия, в содержании ко­торых мыслится какой-либо присущий предмету признак. На­пример, «достоинство», «мужество», «Д. О. Омолло».

¾ Отрицательными: называются понятия, содержание кото­рых указывает на отсутствие у предмета определенного при­знака.
Конкретными называются понятия, которые отражают предмет, явление или процесс. Например, понятия «зачетно-экза­менационная сессия»,— конкретные.

¾ Абстрактными называются понятия, обозначающие свойст­ва или отношения предметов. Напр: неистовый, мужество, смекалка, лукавство, причинность и т. д.

¾ Соотносительными называются понятия, обозначающие предметы мысли, не существующие вне отношения друг к другу. Например, пациент и врач, дед и внук, брат и сестра.

¾ Безотносительными называются понятия, мыслимые отдель­но, вне отношений с другими понятиями. Например, кодекс, сдел­ка, договор, нотариус.

¾ Собирательными: называются понятия, отражающие груп­пу предметов, мыслимых как одно целое. Например, коллектив, созвездие, учебная группа, квартет и т. д.

12.Логические приемы образования понятий

¾ Абстрагирование — это прием образования понятий, при котором необходимо отвлечься от ряда несущественных признаков предмета, отринуть их и оставить лишь существенные.

¾ Анализ — это мысленное дробление предмета, процесса или явления на составные части с целью установления взаимодействия этих частей и взаимосвязей между ними, а также выявления происходящих внутри исследуемого объекта процессов.

¾ Синтез — это мысленная сборка составных частей предмета, явления или процесса воедино.

Синтез — это процесс, обратный анализу, и обычно используется, когда последний уже проведен. Синтез применяется для создания новых понятий на основе уже существующих.

¾ Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

¾ Обобщение — мысленное объединение группы предметов в новый ряд или добавление одного предмета в уже существующий на основе присущих этим предметам признаков.

Содержание и объем понятий

Любое понятие имеет содержание и объем.

Содержанием понятия является совокупность характеризующих его предмет существенных признаков, подразумевающихся в данном понятии.

· Содержание понятия называется его интенсиональностью, а его отношение к каким-либо объектам — экстенсиональностью.

· Экстенсиональность понятий. Любое понятие отражает какой-либо предмет, содержит признаки, характеризующие и отделяющие его от других предметов.

 

Объем понятия составляет совокупность или множество предметов, которое мыслится в понятии. Например:

· объем понятия «река» включает в себя множество, состоящее из рек, носящих имена Обь, Дон, Енисей, Волга и др.

· Объём понятия «ученик» включает в себя всех людей, которые когда-либо учились (чему-нибудь и как-нибудь), учатся сейчас или будут учиться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.144.139 (0.008 с.)