Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип систематичности и последовательности обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Педагогическая наука требует, чтобы каждое новое положение или новая задача основывались на знаниях и навыках, усвоенных ранее, чтобы нарастание трудностей было постепенным. Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между-последую-щими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет.
В связи с передачей уроков изобразительного искусства в начальных классах специалистам перед учителем рисования общеобразовательной школы сегодня встают новые задачи: — соблюдение преемственности в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста; — последовательное усложнение учебно-воспитательных задач, предусмотренных программой детских садов и программой по изобразительному искусству в начальных классах общеобразовательной школы; — достижение единства методов всестороннего развития личности ребенка. Некоторые учителя игнорируют опыт работы детей дошкольного возраста, в результате нарушается принцип систематичности и последовательности не только в навыках рисования, но и во всем духовном развитии ребенка. Они часто начинают свои занятия с таких слов: "Вы ничего не знаете и ничего не умеете. Только я смогу вас чему-то научить". Такое начало всегда на учащихся оказывает сильное впечатление и, как правило, импонирует им. С этических и педагогических позиций так начинать работу недопустимо. Учащиеся первого класса действительно очень мало знают и умеют, но считать, что они абсолютно ничего не знают и ничего не умеют — грубая ошибка. Согласно "Программе воспитания в детском саду" ' дети младшей группы (2—4 года) учатся правильно держать карандаш и кисть и пользоваться ими, изображать формы округлых и прямоугольных предметов (мяч, флажок). В старшей группе (5—7 лет) дошкольники составляют несложные декоративные композиции, учатся передавать в рисунке свои впечатления от реальной действительности (темы "Лес зимой", "Моя мама", "Наша собака", "Сад летом", "Папа за работой" и т. п.). В период обучения в институте студент художественно-графического факультета, готовя себя к педагогической деятельности, должен не только ознакомиться с характером деятельности ребенка в дошкольном возрасте, но и понять, в чем заключается преемственность в обучении. Здесь можно рекомендовать следующие пособия: Е. И. И г н а т ь е в. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961; Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1972; Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников. / Под ред. В. С. Кузина. М., 1974; В. Б. К о с ь м и н с-к а я и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1977; С. Д. Л е в и н. Ваш ребенок рисует. М., 1979. 1 Программа воспитания в детском саду. М., 1978.
При организации учебно-воспитательной работы во втором и третьем классах следует следить за соблюдением принципа систематичности и последовательности в усложнении учебных задач. Очень часто мы не делаем особых различий в методике преподавания изобразительного искусства в первом и во втором классах. Во втором классе методика преподавания та же, что и в третьем. Обычно все это объединяется одним понятием — методика преподавания в начальных классах. Между тем для каждого класса характерны свои специфические особенности. Все это следует учитывать педагогу. Для соблюдения принципа систематичности и последовательности большую помощь учителю оказывают рабочие и тематические планы, методические разработки, иллюстрированные годовые планы, позволяющие наглядно проследить за системой последовательного усложнения учебных задач. Принцип систематичности в обучении рисунку требует строгого правила — не переходить к новому учебному материалу, пока не усвоен и не закреплен предыдущий. Школьник должен последовательно закреплять отдельные разделы учебного рисунка, так как каждый предыдущий раздел входит составной частью в последующий. Иногда из-за бедности натюрмортного фонда учитель пользуется одними и теми же предметами для различных постановок, ставит их и в разных классах, и в одном и том же по нескольку раз. Дети это замечают и теряют интерес к заданиям. Натурные постановки не должны быть случайными. Ученикам надо дать почувствовать, что трудность учебной задачи от постановки к постановке возрастает. На каждом уроке учитель должен ставить перед классом новые задачи. Серьезный момент в педагогической работе — связь между отдельными уроками, которая дает возможность построить из этих уроков единую систему. Занятия оказываются плодотворными только в том случае, если педагог в процессе проведения уроков сознательно и систематически связывает каждый урок с комплексом занятий по изобразительному искусству. Преподавателя должно интересовать не проведение эпизодических уроков, а систематические занятия, входящие в состав всего курса обучения. В практике школьной работы отдельные виды занятий часто проводятся изолированно друг от друга и имеют как бы самостоятельные программы: по декоративному рисованию, по беседам об искусстве, по тематическому рисованию. Связь между ними не всегда соблюдается. Между тем декоративное и тематическое рисование должно быть связано с рисованием с натуры, беседы об искусстве — со всеми остальными видами занятий. Один вид занятий должен дополнять другой, все они должны помогать учащимся получать полное и широкое представление об искусстве.
72. Пример стилизации цветка в орнаменте. Например, на уроках декоративного рисования мы знакомим детей с тем, как художник использует природные формы растений в своих декоративных композициях, как перерабатывается рисунок с натуры в декоративно-прикладной, какие методы стилизации возможны. Лучше всего это показывать на примерах образцов декоративно-прикладного искусства (рис. 72). Конечно, сразу овладеть методом обобщения и упрощения живой формы природы дети не смогут, их надо к этому подвести через систему специальных упражнений, начиная с натурных зарисовок. В художественных учебных заведениях, где готовятся художники-прикладники, студенты учатся, рисуя с натуры, сразу вводить элементы стилизации. На рисунках 73, 74 показаны примеры подобной стилизации. Таким методом обучения может воспользоваться и учитель общеобразовательной школы. В то же время надо следить, чтобы сведения по отдельным видам изобразительного искусства излагались в определенной системе и последовательности. Для этого весь учебный процесс следует разбить на отдельные звенья-уроки, где четко предусмотреть объем знаний и навыков, который учащиеся должны усвоить. Этот принцип деления темы на звенья нужно сохранить и на занятиях кружков. Такая система заставляет учащихся работать по строго намеченному плану, воспитывает у них умение работать размеренно и организованно. Особое внимание должно быть уделено принципу систематичности и последовательности при обучении основам живописи и композиции. В практике принцип систематичности и последовательности по этим дисциплинам соблюдается формально: по живописи — в порядке перечисления и усложнения натюрмортных постановок, по композиции — в порядке усложнения тематики. Какова последовательность изложения научно-теоретического материала, какой объем знаний и навыков должен быть предусмотрен в каждом классе, — за этим мало следят. Мало кто задумывается над систематичностью и последовательностью усложнения научно-теоретического материала.
73. Пример стилизации. Строя систему изложения учебного материала, педагог не только разбивает теоретический курс по классам, исходя из учебной программы, но и продумывает методику изложения этого материала. Одни и те же законы (цветоведения, композиции) требуют разного по объему и содержанию изложения. Например, об основах композиции приходится говорить и в начальных классах, и в средних — говорить, по сути дела, об одном и том же, но в начальных классах в более элементарной форме, чем в пятых-шестых. Эта неизбежная повторяемость учебного материала иногда приводит к тому, что учитель начинает нарушать систему последовательного усложнения научно-теоретического материала.
Чтобы избежать этого, педагогу следует наметить для себя, что нового он будет давать детям в каждом классе. Например, из области цветоведения педагог наметил: в первом классе ознакомить детей с основными и составными цветами спектра — красным, синим, желтым и оранжевым, зеленым, фиолетовым; а также с правилами смешения цветов — красного с синим для получения фиолетового, синего с желтым для получения зеленого и красного с желтым для получения оранжевого. Во втором классе — ознакомить детей с названиями художественных красок: лимонно-желтая, крон желтый, охра светлая, охра золотистая, сиена натуральная, сепия, кадмий оранжевый, краплак красный, краплак фиолетовый, ультрамарин синий, кобальт синий, изумрудная зелень, кобальт зеленый; научить школьников различать эти цвета. В третьем классе знакомим детей с законами дополнительных цветов. Третьеклассники должны знать, что смешивать синюю краску с оранжевой не нужно — получится грязь; то же самое — если мы будем смешивать красную краску с зеленой или желтую с фиолетовой. В четвертом классе детей надо познакомить с законами цветового контраста: на темном фоне светлое поле кажется еще светлее, а на светлом, наоборот, темное поле в окружении светлого фона кажется темнее. Здесь же можно объяснить, что цветовой контраст имеет много общего с дополнительными цветами, однако это относится только к синему и оранжевому, желтому и фиолетовому. Остальная часть спектра цветов уже не имеет одновременного закона контраста. Так, например, к желто-зеленому цвету контрастным является оранжевый, но к тому же оранжевому цвету контрастным будет уже не желто-зеленый, а сине-голубой. В пятом классе знакомим учащихся с более широкой палитрой художественных красок и учим их различать эти цвета. Желтые краски Стронциановая желтая — лимонно-желтого оттенка; крон желтый — ярко-желтая; кадмий желтый — светлый и темный, светлый имеет цвет спелого лимона, темный — с оранжевым оттенком; охра — желтая с коричневатым оттенком, бывает светлая, золотистая, красная (коричневато-красного оттенка); бакан — яркая, коричневато-зеленого оттенка; индийская желтая — краска изумительной красоты, теплого, золотистого цвета; гуммигут — лимонно-желтого цвета с коричневатым оттенком.
Коричневые краски Сиена натуральная — светло-коричневого оттенка, близкая к охре; сиена жженая — красно-коричневого оттенка; сепия — светло-коричневая с зеленоватым оттенком; умбра — светлая с коричневато-зеленоватым оттенком и жженая красновато-коричневого оттенка; ' марс — красновато-коричневая краска; Ван-Дик коричневый — темная коричневая краска с красивым глубоким оттенком. Красные краски Киноварь — яркая оранжево-красная краска; кадмий красный — красивого красного цвета, близкого к киновари; сурик — огненно-красного цвета; кармин — краска поразительной красоты малинового цвета; краплак — светлый напоминает кармин и темный — глубокого красного цвета; краплак фиолетовый — краска темно-красного цвета с лиловым оттенком. Синие краски Церулеум — краска небесно-голубого цвета; кобальт синий — светлый напоминает синее небо в марте и темный имеет светло-синий цвет теплого оттенка; ультрамарин — краска красивого синего цвета; берлинская лазурь — темно-синяя, холодноватого тона; индиго — темно-синяя, теплого тона. Зеленые краски Перманент зеленый — яркого светло-зеленого цвета; изумрудная зелень — яркая краска темно-зеленого цвета; кобальт зеленый бывает светлого и темного оттенка, светлый напоминает зелень декоративной ели, незрелого овса, темный — морскую волну; зеленая земля — мутно-зеленого цвета; окись хрома — зеленая с тепловатым оттенком; волконскоит — темно-зеленая краска с мутноватым оттенком. В шестом классе учащихся надо ознакомить с законами тоновых и цветовых отношений, с законами колорита и правилами использования этих законов на практике. Например, при работе с натуры в помещении освещенные поверхности предметов всегда будут иметь холодный оттенок, а теневые — теплый. На пленэре, наоборот, освещенные поверхности, в особенности освещенные лучами солнца, будут иметь теплый оттенок, а теневые — холодный. Тени, падающие
от предметов, также подчиняются этому закону: в помещении они кажутся теплого тона, на пленэре — холодного (синие тени от деревьев на снегу). В области теории композиции можно составить следующую последовательность изложения материала: Первый класс. Элементарное понятие о композиции — рациональное размещение изображения на плоскости в пределах заданного формата. Ритм в композиции (повторяемость элементов изображения) — на примерах декоративного искусства (узоры, орнаменты). Второй класс. Симметрия в композиции. Закон равновесия — симметричное расположение объектов изображения в заданном формате, с учетом рисунка и тона. Третий класс. Симметрия и асимметрия в композиции. Композиционный центр. Эскиз композиции и его развитие при решении композиционного замысла. Четвертый класс. Статика и динамика в композиции. Главное и второстепенное в композиции. Правила подчинения второстепенного главному. Пятый класс. Идейное содержание композиции. Сюжет и тема, раскрытие этих понятий. Перспектива в композиции — высокий и низкий горизонт и их влияние на выразительность композиции. Шестой класс. Форма и содержание — раскрытие этих понятий. Единство формы и содержания. Композиционное единство графических, тоновых и цветовых отношений. Здесь дано условное разграничение последовательности усложнения учебного материала. Объем и содержание того или иного материала для каждого класса определяются преподавателем в зависимости от состава учащихся, их подготовленности. Однако, разрабатывая систему последовательности усложнения учебных задач и определяя объем учебного материала для каждого класса, надо помнить о принципе доступности и посильности обучения. Этот принцип в средней общеобразовательной школе имеет особое значение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.41 (0.009 с.) |