III. Правильное использование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Правильное использование



Грамматических форм

 

Грамматические формы - это правила использования морфологичес-ких форм разных частей речи и синтаксических конструкций.

 

Употребление форм имен существительных

 

Справка. Род имен существительных. Категория рода, как правило, весьма стабильна. Если имена существительные употребляются то в одном, то в другом грамматическом роде, одна из таких форм рассматривается или как устаревшая, или как характерная для просторечного или профессиональ­ного употребления, т.е. лежащая за пределами литературной нормы современ­ного русского языка.

Род некоторых имен существительных в современном языке

 

Таблица 1

Мужской род Женский род Средний род  
  ботинок банкнот зал георгин жираф корректив картофель лебедь погон помидор путь рельс рояль санаторий толь тюль шампунь   бакенбарда вуаль заусеница калоша карусель конопля коленка манжета мозоль мышь плацкарта прорубь просека расценка туфля тапка фамилия     мочало повидло щупальце яблоко  

 

В некоторых случаях параллельные формы мужского и женского рода различаются своими значениями и обе формы принадлежат литературному языку, т.е. нормативны.

 

Дифференциация значений имен существительных в зависимости от родовых окончаний

Таблица 2

Мужской род Женский род
Взяток (у пчелы) Гарнитур (полный комплект мебели, белья)   Жар (в теле, в печке) Карьер (место разработки, ускорен-ный галоп) Манер (таким манером)   Метод (способ познания исследова-ния) Взятка (вид подкупа) Гарнитура (подбор однородных по рисунку шрифтов разных размеров и начертаний) Жара (зной) Карьера (сделать карьеру)   Манера (способ что-нибудь делать, особенность поведения) Метода (система практических прие-мов выполнения работы)

 

Задание 1. Употребите словосочетания в единственном числе.

Старинные рояли, ваши фамилии, заказные бандероли, наши плацкарты, старинные банкноты, новые расценки, спелые яблоки, большие мозоли, маленькие мыши, кожаные туфли, широкие проруби, лесные просеки, спелые помидоры, молодые жирафы, черные ботинки, войлочные тапки.

Задание 2. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова в единственном числе. Раскройте скобки, употребляя слова в нужной форме.

1. (Всякий)… свое время. 2. Не тряси…, покуда (зелен), созреет - (сам) упадет. 3. … и (тот) еду на зиму запасает. 4. Наступить на (любимый) мозоль.

5. (Невелик) …, да зубок остер. 6. (Здоровый)… не падает с ветки. 7. …(боль-шой) (он) видней. (Высоцкий).

Слова для справок: жирафы, яблоки, овощи, мыши, мозоли.

 

Справка. Род несклоняемых имен существительных иноязычного происхождения определяется следующим образом:

- слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду (летнее пальто, шерстяное кашне). Исключение: кофе (мужского рода);

- существительные, обозначающие лиц женского пола, относятся к женскому роду, а мужского пола – к мужскому (старая леди, богатый рантье); обозначающие тех и других (визави, протеже, инкогнито, крупье) являются двуродовыми (мой визави – моя визави);

- существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы, относятся к мужскому роду (забавный пони), кроме случаев, когда имеется в виду именно самка (ш импанзе кормила детеныша.); слово колибри является двуродовым под влиянием слова птица, то же относится к словам цеце (муха), киви-киви (птица), иваси (рыба, сельдь);

- род существительных, обозначающих географические названия, определяется по родовому наименованию: река, остров и т.п. (Капри привлекал туристов – остров). По родовому наименованию определяется и род названий органов печати («Дейли Уоркер» писала - газета).

 

Задание 3. Укажите род несклоняемых существительных, употребив их с именами прилагательными или глаголами прошедшего времени.

Какао, кофе, алиби, жюри, атташе, кенгуру, такси, резюме, рандеву, Тбилиси, Дели, бренди, Чили, Гюго, «Дейли Ньюс», какаду, крупье, визави.

 

Задание 4. Допишите окончания, устно обоснуйте свой ответ.

А. Мы долго бродили по древн… Тбилиси; в зоопарке любовались маленьк.. пони, сер… кенгуру, пестр… какаду, ловк… шимпанзе; слушали сообщение о ядовит… цеце. Во время экскурсии поднялись на высок… Ай-Петри, видели многоводн… Арагви, ели жирн… иваси. Густ… контральто звучал… ровно и красиво. Здесь молодежь увлекалась популярн… тогда регби.

Б. Шумн…, многолюдн… Осло. На главн… авеню уютн.. кафе под названием «Розов… фламинго». За столиком у стены, где висит изящн… бра, сидят юн… леди и лохмат… хиппи. На леди свободн… кимоно, на хиппи – потертые джинсы, свитер и грязноват… кашне. Они жуют бутерброды с аппетитн… салями и салат из свеж… кольраби. Перед леди стоит крепк… черн… кофе и абрикосов… суфле, перед хиппи – не менее крепк… виски.

 

Справка. Род русских несклоняемых существительных

* Субстантивированные несклоняемые слова относятся к среднему роду (наше завтра).

* Сложносокращенные слова (аббревиатуры), образованные посредст-вом соединения начальных букв от слов полного названия, определяют свой род по роду ведущего слова составного наименования (бывший СССР – союз; МГУ объявил прием ­­­­­ университет ).

· Род иноязычных аббревиатур определяется по смыслу (ФИДЕ утвердила – Международная шахматная организация).

 

Задание 5. Прочитайте данные аббревиатуры, затем восстановите полностью составные наименования, которые они обозначают. Употребите сокращенные наименования в контексте, выявляющем их родовую принадлежность

ВПК, КГБ, ООН, ТЭЦ, АТС, МВФ, ФСК, СПИД, ЮНЕСКО, МКАД, МГУ.

 

Задание 6. Прочитайте предложения. Объясните употребление родовых форм в выделенных словах.

1. Некоторые химические вещества в момент сжигания не уничтожаются полностью, а остаются в концентрации в десятки тысяч раз выше предельно допустимой ПДК. 2. Институт занимается производством отравляющих веществ ОВ. На основе нового ОВ было разработано эффективное оружие. 3. Тактико-технические характеристики ТТХ оружия составляют государст-венную тайну. Ни одна из них не становится достоянием печати.

 

Справка. Склоняются имена и фамилии русского и иноязычного происхождения, оканчивающиеся на согласный и принадлежащие лицам мужского пола: встретить Бориса, Альберта; встретиться с Борисовым, с Нейманом; но встретить Элен, Николь; встретиться с Линн Джонс, услышать Эдит Пиаф (несклонение фамилии говорит о том, что она принадлежит женщине).

В современных текстах обычно не склоняются украинские фамилии на -ко/-енко: выступление Гнатенко, рекорд Петренко. Не склоняются также фамилии, оканчивающиеся на -аго/-яго, -ово -ых/-их: уроки Петряго, лекции профессора Дурново, семинар П.Я.Черных.

В виде исключения допустимо не изменять русские фамилии, совпадающие в звучании с названиями животных или неодушевленных предметов; целесообразно употреблять такие фамилии в сочетании с именем, инициалами, указанием на должность, звание лица и т. д.: хор под управлением Клавдия Птицы, выступление скрипача Олега Крысы, сообщение профессора Л.Н.Шубы.

 

Задание 7. Объясните ошибки в употреблении имен собственных. Исп­равьте предложения.

1. В общежитии нас познакомили со студентом Сашей Кох. 2. Репертуар Михаила Рыбы обширен. 3. Защита сборной, возглавляемая Зеленовым и Соломкой, обеспечивала неприкосновенность наших ворот. 4. Оперетта И.Штраус «Цыганский барон» будет показана в октябре. 5. Лекция профессора А.П.Черныха отменяется. 6. Студенту Петренке Н.Н. срочно сдать учебную литературу. 7. Роман Жоржа Санда. 8. Студенту Г.Белыху срочно явиться на военную кафедру.

Справка. Обозначение лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию. Как правило, основными обозначениями должностей и званий служат существительные мужского рода: генерал, водитель, секретарь, бухгалтер и т.д. В официальных текстах предпочтение отдается им независимо от пола лица, обозначаемого существительным: Зачислить Иванову А.И. на должность лаборанта; Освободить Иванову А.И. от исполнения обязанностей заведующего складом.

Многие существительные женского рода, образованные при помощи суффиксов –ш(а), -их(а), -к(а), -ин(я), -иц(а), -ичк(а) (библиотекарша, дворничиха, геологиня, географичка и др.), совпадая в значении с соответствующими формами мужского рода, имеют разговорную, а нередко и просторечную окраску.

 

Задание 8. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия соответствия. Укажите, в каких функциональных стилях употребляются данные существительные женского рода.

Акушерка, банщица, балерина, баскетболистка, гонщица, доярка, массажистка, маникюрша, намотчица, санитарка, свинарка, секретарша, сиделка, солистка, стенографистка, телефонистка, ткачиха, фельдшерица.

 

Задание 9. Исправьте предложения

1. Ректор дал указание перевести на другую работу лаборанток кафедры Иванову и Сидорову. 2. Работа студенток – географинь была признана лучшей. 4. Опытная работница, она охотно помогает своей молоденькой коллеге и советом, и практическим показом. 5. С ответным словом выступила руководительница делегации.

 

Задание 10. Выберите один из заключенных в скобки вариантов, мотивируйте свой выбор.

1. В книге «Здравствуй, Валентина!» помещено около 100 фотографий, рассказывающих о визите первой женщины (космонавта – космонавтки) Валентины Николаевой–Терешковой в Чехословакию. 2. (Редактор - редакторша) журнала Елена Мясникова сказала, что новый журнал, безусловно, найдет своего читателя. 3. В ближайшие дни состоится защита диссертации (аспиранта – аспирантки) Л. И. Никитиной. 4. Девушка-(кондуктор – кондукторша) мило улыбается. 5. В недавно открытой женской парикмахерской (лучшим мастером – лучшей мастерицей) считается Тамара Леонова. 6. Вот и (бригадир – бригадирша) курносая Маруся пожаловала к нам! 7. (Чемпионом – чемпионкой) мира по шахматам среди женщин стала совсем еще юная студентка. 8. Входные билеты в кино проверяли две женщины-(билетеры – билетерши). 9. С ответным словом выступила (руководитель – руководительница) делегации.

 

Справка. Синонимы окончаний именительного падежа множест­венного числа существительных Книжным формам множествен­ного числа (с окончанием - ы или - и) противопоставлены формы:

- разговорные (договоры – договора,

инструкторы – инструктора,

цехи – цеха),

- профессиональные (боцманы – боцмана,

соусы – соуса,

торты – торта),

- просторечные (инженеры – инженера,

лекторы – лектора,

шоферы – шофера).

В некоторых словах формы с окончанием - а или - я стали равноправными с книжными (инспекторы – инспектора, корректоры – корректора, слесари – слесаря, токари – токаря).

Некоторые формы разграничиваются в зависимости от присущего им значения: ордена – «знаки отличия» и ордены – «рыцарские и монашеские общества», лагеря (военные, пионерские, туристские) и лагери – «политические группировки».

Запомните: слова французского происхождения на - ер,р с ударением на этом слоге образуют форму именительного падежа множественного числа с окончанием - ы (режиссёр – режиссёры, шофёр – шофёры).

 

Задание 11. Раскройте скобки, выберите подходящий, с вашей точки зрения, вариант. Мотивируйте свой выбор.

1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифициро-ванные (лекторы, лектора). 2. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы, кузова) их до краев были наполнены мешками и ящиками. 3. Крупные (лоскуты, лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперед, (лоскуты, лоскутья) его одежды развевались по ветру. 5. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны, тона). 6. Важнейшие отделы и (секторы, сектора) института были реорганизованы. 7. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели, штабеля) кирпичей. 8. Многочисленные (прожекторы, прожектора) ярко освещали площади и улицы города. 9. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, (учители, учителя), (бухгалтеры, бухгалтера), (инженеры, инженера), (кондукторы, кондуктора) железнодорожных поездов.

 

Задание 12. Поставьте существительные в форму именительного падежа множественного числа и выпишите их в три столбика: а) окончание только - а(-я); б) окончание только - ы(-и); в) возможны варианты.

Инженер, слесарь, токарь, маляр, столяр, шофер, пекарь, аптекарь, лекарь, доктор, инспектор, тренер, договор, выговор, квартал, рапорт, торт, порт, сорт, офицер, отпуск, пропуск, образ, вексель.

 

Справка. Вариантные падежные окончания

1. Родительный падеж единственного числа. Книжным стилям речи соответствуют падежные формы с окончанием – а существительных мужского рода в вещественном, собирательном и отвлеченном значениях: 30 тонн сахара. 15 килограммов меда; в разговорной речи используется окончание - у: стакан чаю, килограмм сахару, множество народу.

2. Предложный падеж единственного числа. Формы с окончанием в мужском роде на - е присущи книжно- письменным стилям: в отпуске, в цехе; формы на - у более свойственны разговорному словоупотреблению: в отпуску, в цеху.

3. Родительный падеж множественного числа. Использование ряда усеченных (без окончаний) форм множественного числа существительных мужского рода узаконено литературной традицией. К их числу относятся:

- название лиц по национальному признаку: грузин, лезгин, цыган и др., но белорусов, калмыков, киргизов и др.;

- названия лиц по военной специальности, званию: гусар, партизан, солдат и др., но минеров, саперов, капитанов и др.;

- названия предметов одежды и обуви (обычно парных): ботинок, сапог, чулок, погон, но носков, гольфов;

- наименование единиц измерения: ватт, вольт, герц и др., но гектаров, граммов, кулонов, микронов, люксов;

- книжно-письменным стилям свойственны полные формы названий плодов и овощей: абрикосов, апельсинов, мандаринов, помидоров, но яблок.

 

Задание 13. От данных существительных образуйте форму родитель­ного падежа множественного числа.

Ананасы, бананы, баклажаны, барышни, басни, бланки, гектары, граммы, грузины, дела, дно, иглы, карты, килограммы, носки, оладьи, по­гоны, полотенца, простыни, сапоги, сплетни, туфли, яблони, шарфы.

 

Задание 14. Раскройте скобки; выберите нужную форму.

1. На личном (счете, счету) этого работника много заслуженных благо­дарностей. 2. Руководители упускали из (вида, виду), что цеху не хватает ра­бочих. 3. Считать Сергеева в очередном (отпуске, отпуску). 4. Самолет со­вершил своевременную посадку в (аэропорту, аэропорте). 5. До сих пор (в цехе, цеху) нет радио. 6. На комбинате построено отделение объемной закалки (рельс, рельсов). 7. Из стеклянных шариков вытягивается нить диаметром не­сколько (микрон, микронов). 8. База отгрузила магазину четыре тонны (помидор, помидоров). 9. Больнице было передано двести комплектов одеял, наволочек и (простынь, простыней).

 

Употребление форм имен прилагательных

Справка. Употребление кратких и полных форм прилага­тельных может служить средством выражения дополнительных смысловых или стилистических оттенков.

В отдельных случаях краткие формы прилагательных могут выражать временные признаки, а полные - абсолютные. Ср.: Человек совсем болен (в данный момент). – Человек совсем больной (обладает плохим здоровьем); Квартира тесна (для большой семьи). – Квартира тесная (небольшая).

В официально-деловом стиле более употребительны краткие формы прилагательных, полные в таких текстах оказываются неуместными, ощуща­ются как явно разговорные и даже просторечные. Неправильно: Выводы ко­миссии обоснованные и справедливые (следует: обоснованы и справедливы); Решение об увольнение незаконное (следует: незаконно).

Стилистически различаются формы кратких прилагательных на - ен и - енен: безнравствен – безнравственен, искусствен – искусственен. Формы на - ен узаконены литературной нормой; формы на - енен придают тексту под­черкнуто книжную окраску.

 

Задание 15. Раскройте скобки; выберите нужную форму. Дайте сти­листическую характеристику возможных вариантов.

1. Предложенные поправки и дополнения (существенны, существен­ные). 2. Предложенные поправки и дополнения были (существенны, сущест­венные). 3. Каждый гражданин (ответственен, ответствен) за соблюдение норм общежития. 4. Изменение графика отпусков было (нежелательно, нежела­тельное). 5. Проведение консультаций (необходимо, необходимое). 6. Прове-дение консультаций сделалось совершенно (необходимо, необходимое). 7. Ученый (известен, известный) своими работами по физике твердого тела. 8. Учитель был (добр, добрый) к ученикам. 9. Юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен).

 

Задание 16. Найдите и исправьте ошибки в выборе формы прилага­тельного в составном именном сказуемом.

1. Ученик был способный к математике. 2. Девочка стала безразличная ко всему окружающему. 3. Администрация оставалась глухой к критике. 4. Этот человек тяжело больной туберкулезом. 5. Дети в детском саду здо­ровы, бодры, спокойные и веселые. 6. В резолюции утверждалось, что мы должны быть принципиальными как к браку, так и к бракоделам. 7. Я с этим не согласный.

 

Употребление форм имени числительного

Справка. Склонение количественных числительных. В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова: до шестисот шестидесяти рублей, с шестьюстами шестьюдесятью шестью рублями т.д.

Склонение этих числительных может вызвать трудности.

 

И. три четыре пять сорок девяносто сто

Р. трех четырех пяти сорока девяноста ста

Д. трем четырем пяти сорока девяноста ста

В. три четыре пять сорок девяносто сто

(трех) (четырех)

Т. тремя четырьмя пятью сорока девяноста ста

П.(о) трех четырех пяти сорока девяноста ста

 

И. двести тысяча полтора (ы)

Р. двухсот тысячи полутора

Д. двумстам тысяче полутора

В. двести тысячу полтора (ы)

Т. двумястами тысячей (тысячью) полутора

П. (о) двухстах тысяче полутора

 

Задание 17. Просклоняйте следующие числительные:

344; 693; 1145; 85764; 7825.

 

Задание 18. Запишите числа прописью.

1. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 2. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 3. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 4. Длина окружности равна 422 (сантиметр). 5. Ректор выступил перед 153 студентами. 6. Профессор про­читал лекцию 350 студентам. 7. Книга снабжена 34 чертежами. 8. Урожайность огурцов повысилась с 24,5 до 38 кг.

 

Задание 19. Правильно прочитайте текст.

Из докладной записки участкового милиционера

24 июля с.г. прошел концерт группы «Лютики-цветочки». После него выбито более 54 700 стекол, выломано 280 дверей и опрокинуто не менее 250 автобусов. Это немного в сравнении с 367 автобусами, перевернутыми нака­нуне «фанами» группы «Ну и ну!», но если к тем 367 прибавить эти 250, то можно сделать вывод, что в целом интерес молодежи к музыке не ослабевает. О 187 электричках, подвергшихся действиям поклонников группы «Карман», мною уже сообщалось.

 

Справка. Склонение собирательных числительных. Собирательные числительные употребляются в следующих случаях:

а) с существительными, называющими лиц мужского пола и с существительными общего рода: двое друзей, трое солдат, пятеро сирот;

б) со словами дети, ребята, люди, лица (в значении «человек»): двое детей, трое людей;

в) с существительными, имеющими только форму множественного числа: двое саней, трое суток;

г) с личными местоимениями мы, вы, они: нас было двое, их было четверо;

д) с названиями детенышей животных: трое бельчат, четверо медвежат.

Собирательные числительные не сочетаются:

а) с названиями лиц женского пола (нельзя сказать: «двое девушек»);

б) с названиями неодушевленных предметов (сочетание четверо столов является просторечным);

в) с названиями взрослых животных (нельзя сказать: «пятеро волков»);

г) с существительными, называющими лиц высокого общественного положения (сочетание пятеро академиков, трое профессоров имеет разговорную, сниженную окраску).

 

Задание 20. Составьте словосочетание числительных ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей: дерево, дорога, дочь, бланк, вакансия, директор, подпись, заявление, предложение, студентка.

 

Задание 21. Раскройте скобки; выберите нужную форму.

1. В пользу проекта высказались (два, двое; профессор). 2. Если раньше на участке работало более (десять, десятеро; рабочий), то теперь машину об­служивают только (три, трое; человек). 3. Медалей удостоены (три, трое; рос­сийские ученые). 4. В этот день было продано (четыре, четверо; мотоцикл). 5. Потребовалось (шесть, шестеро; носилки), чтобы вынести строительный му­сор. 6. Шли без отдыха (три, трое; сутки). 7. (Четыре, четверо; нарушители дисциплины) пришлось покинуть общежитие. 8. (Четверо, четыре; аспи­рантки) направляются в распоряжении института.

 

Задание 22. В приведенных ниже предложениях найдите случаи непра­вильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.

1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. В обоих странах скоро будут выборы.

 

Трудные случаи именного и глагольного управления

Справка. Управление при однородных членах предложения.

(Управление - выбор падежной формы подчиненного слова).Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции вполне правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу; трест создает, финансирует и снабжает предприятия и т.п.

Стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: трест организовал и руководил предприятиями (организовал что?, руководит чем?) и т.п. Чтобы исправить предложение, нужно ко второму управляющему слову добавить местоимение, заменяющее существительное при первом слове, например: трест организовал предприятия и руководил ими.

Задание 23. Составьте словосочетания, используя однородные члены (слева) и зависимые слова (справа):

подготовка и руководство аспиранты

помощь и сотрудничество родственные предприятия

руководство и контроль местные организации

надеяться и верить свои выпускники

понять и смириться трудности переходного периода

подбор и наблюдение факты

координировать и руководить деятельность смежных организаций.

 

Задание 24. Прочитайте предложения. Найдите в них грамматико- стилистические ошибки и отредактируйте.

1. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по ут­рам. 2. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финан­сами. 3. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распо­ряжаются внебюджетными фондами. 4. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме. 5. Левоцен­тристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 6. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

Справка. Нанизывание падежей (последовательное подчинение однотипных падежных форм). К числу стилистических недостатков относится так называемое нанизывание падежей, т. е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление падежей затрудняет понимание фразы, например: Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А.М. Пешковского ).

Чаще происходит нанизывание родительных падежей. Например: Для решения задачи ускорения подъема уровня сельского хозяйства … При правке отглагольные существительные заменяются инфинитивными или другими конструкциями, распространенные обороты – придаточными предложениями и т.д. Например: Чтобы ускорить подъем сельского хозяйства

Реже встречается нанизывание творительных падежей. Например: Нельзя было ограничиться принятыми студентами решениями. Исправить можно так: Нельзя было ограничиться решениями, которые приняли студенты.

Следует избегать падежных форм с одинаковыми предлогами, например: Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем (вместо: имеющим большой производственный стаж).

Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта (приезд брата) и родительного объекта (чтение рукописи). Например: Оценка Добролюбова «Темного царства». Правка текста производится путем замены родительного субъекта творительным падежом, например: о ценка Добролюбовым.

Задание 25. Прочитайте предложения. Исправьте, где это необхо­димо, нанизывание падежей, не оправданное текстом.

1. Инженер требовал неукоснительного выполнения правил техники безопасности. 2. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комис­сии. 4. В целях дальнейшего расширения участия студентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регу­лярные встречи за круглым столом. 5. Ведутся изыскания возможности соз­дания самостоятельных независимых издательств. 6. С выходом книгичита­тели могут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современ­ного писателя.

Выбор правильного падежа и предлога

Справка: 1. Для построения предложения важное значение имеет правильный выбор падежа и предлога. Наиболее типичны следующие ошибки:

- предложное сочетание вместо беспредложной конструкции, например: разъяснение о смысле указа (правильно: разъяснение смысла указа);

- беспредложная конструкция вместо предложного сочетания, напр.: потребность средств для производства (в норме: потребность в средствах);

- неправильный выбор предлога или неуместное его использование, напр.: указал о том … (в норме: указал на то…);

 

Справка 2. Многие предлоги образуют синонимичные ряды, например:

о работе

разговоры про работу

насчет работы

относительно работы и т.д.

у дома

при доме

сад возле дома

около дома

из-за болезни

по болезни

отъезд по причине болезни

в связи с болезнью

вследствие болезни

 

В синонимичном ряду вместе с непроизводными предлогами могут быть и производные (в течение, благодаря, согласно…). Предлог благодаря обычно указывает на причину, которая способствует осуществлению чего-либо (благодаря упорному труду …)

Предлоги благодаря, вопреки, согласно требуют после себя формы дательного падежа существительных: вопреки указанию, согласно приказу, благодаря сестре. Употребление этих предлогов с формой родительного падежа свойственно просторечию.

Некоторые глаголы (отлагательные существительные) могут иметь зависимые слова в разных падежах (или с разными предлогами), что связано с разными смысловыми или стилистическими оттенками:

 

Заслужить ( что ?) доверие Знать ( что ?) свое ремесло Поражаться ( чем ?) величием Удостоить ( чего ?) награды Упрекать ( в чем ?) в небрежности Заслуживать ( чего ?) внимания Знать ( о чем ?) о случившемся Поражаться ( чему ?) его отваге Удостоить ( чем ?) ответом Упрекать ( за что ?) за плохое поведение

Задание 26. Можно ли?

Одеть пальто, оплатить за проезд, интересоваться о новых технологиях, посвятить книгу для детей, скучать за родителей, оскорбиться на письмо, обидеться поведением друга, уделять внимание на форму и содержание, тормозить процессу, удивляться беспечностью, поражаться росту, возвращаться со школы.

Задание 27. Раскройте скобки, употребите слова из скобок в нужной форме.

1. Серьезность и глубина отличает (многие студенческие исследования). 2. В монографии дается характеристика (положение дела в отрасли). 3. В нас-тоящее время усилия направлены (модернизация производства). 4. Проис-шедшее с трудом вписывается (рамки демократических традиций). 5. Опубли-кованная статья содержит краткий обзор (научные достижения). 6. Достигну-тые успехи вселяют уверенность (дальнейшее повышение результативности). 7. Серьезная научная работа требует (самоотдача).

 

Задание 28. Придумайте словосочетания с данными словами.

Предполагать (что?); управляющий (чем?); отдавать отчет (в чем?); удостоен (чего?); радоваться (чему?); поражен (чем?); вписаться (во что?); курировать (кого? - что?); свойственный (кому? - чему?).

 

Задание 29. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

1. Об этом мы познакомим вас позже. 2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 3. Высказывается критика о том, что мы делаем. 4. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 5. Магазин, ориентированный специально для школьников. 6. Уверенность каждого за свой завтрашний день. 7. Контролировать за ходом лечения. 8. Озабоченность за безопасность границ. 9. Участвовать в выборах. 10. Факты говорят за возможность использования резервов.

 

Задание 30. В приведенных предложениях исправьте стилистические недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм.

1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения. 3. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 5. По окончании работы все должны собраться в зале. 6. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 7. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 8. Вследствие запланированной работы некоторым придется работать сверхурочно. 9. Благодаря трудностей, мы не успели выполнить задание в срок.

Задание 31. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужном падеже, используя, если это необходимо, нужные предлоги.

1. Проект заслуживает (одобрение ). Новый руководитель быстро заслужил (уважение). 2. В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). На схеме было обозначено изменение (направление). 3. Подготовка (текст доклада) поручена референтам. Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации. 4. Время доказало превосходст-во этого способа (другие). Победить команде помогло превосходство (техника). 5. Все это делается на благо (дети, родина).

 

Справка. Употребление деепричастных оборотов. При употреблении деепричастных оборотов следует помнить, что, как правило, называемое ими действие обозначает действие подлежащего. Например: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, и я вспомнил).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.

Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях.

1) Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Нельзя сказать: Возвращаясь домой, меня застиг дождь (правильно: Когда я возвращался домой …).

2) Если в безличном предложении есть логическое подлежащее и нет инфинитива. Нельзя сказать: Подходя к лесу, мне стало холодно ( правильно: Когда я подходил к лесу…).

3) Если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием. Нельзя сказать: Убежав из дома, мальчик был найден родителями ( два субъекта: убежал мальчик, нашли родители). Правильно: убежавший из дома мальчик.

 

Задание 32. Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте предложения.

1. Познакомившись со статьей, у меня возникло желание больше узнать об этом человеке. 2. Приняв смену, дежурные водители направляются диспетчером по объектам. 3. Рекомендуя в аспирантуру, кафедры должны быть ознакомлены с работой кандидатов в школе. 4. Соблюдая режим питания, ваше самочувствие улучшится. 5. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 6. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 7. При-давая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.

Задание 33. Замените деепричастные обороты параллельными синтаксическими конструкциями.

1. Нисколько не колеблясь, арендатор принял условие договора. 2. Окон-чив школу, приехал в Нижний Новгород и поступил в НГТУ. 3. Не зная правил дорожного движения, не садись за руль. 4. Выезжая из гаража, проверьте тормоза. 5. Получив письмо, он собрался в дорогу. 6. Проводя изыскания, отряд уходил все дальше в тайгу.

 

Задание 34. Исправьте ошибки, заменяя неправильно употребленный деепричастный оборот.

1. Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности. 2. В тот день, выезжая из гаража, тормоза барахлили. 3. Нажав на тормоз изо всех сил, машина все-таки врезалась в стол. 4. Не соблюдая правил дорожного движения, ждет опасность. 5. Он был спасен подоспевшим прохожим, вовремя подбежав к горящей машине.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения: Практикум: в 2-х ч. - Саратов, 2001.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2001.

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М., 2001.

4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2001.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993.

6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

7. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. - Ростов-на-Дону, 2001.

8. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. - Санкт-Петербург, 2001.

9. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2002.

10. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов. - М., 2002.

11. Львова Ф.И. Язык в речевом общении. - М., 1992.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1986.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.221 с.)