Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормы устной и письменной речи↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нормы устной и письменной речи Учебно-методическое пособие для студентов технических специальностей Нижний Новгород Составители: I раздел - Н.С.Конищева II раздел - Н.Н.Кириллова III раздел - Л.Г.Шарина
УДК
Нормы устной и письменной речи: Учебно-метод. пособие для студентов технических специальностей / НГТУ; Сост.: Н.С.Конищева, Н.Н.Кириллова, Л.Г.Шарина, 2002. 40 с.
Пособие представляет собой сборник нормативных сведений и практических заданий, касающихся трудных случаев произношения, словоупотребления, использования грамматических форм русского литературного языка. Предназначено для студентов технических вузов всех специальностей.
Редактор И.И.Морозова
Подп. к печ. 05.06.02. Формат 60 84/1/16. Бумага газетная. Печать офсетная. Печ.л. 2,5. Уч.-изд.лит. 2,1. Тираж 1000 экз. Заказ 437. Нижегородский государственный технический университет. Типография НГТУ. 603600, Н.Новгород, ул. Минина, 24. ã Нижегородский государственный технический университет, 2002 I. Орфоэпические нормы
Справка. Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произ-ношения. Да и проявиться орфоэпические ошибки могут не только в устной речи. Например, читаем в газете: ¢¢Трудности? Языковый барьер.¢¢ Но язык о вым может быть, например, паштет (в значении – сделанный из языка), а барьер – только языков ы м (связанный с языком – речью). Каковы же правила литературного произношения, которых надо придерживаться? Перечислим те, которые чаще всего нарушаются.
Произношение согласных
Справка. Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление. В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб, са[т] – сад, смо[к] – смог, любо[ф¢] – любовь и т.д. Это оглушение является одним из харатерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] – лёг, дене[к] – денег и т.д. Произнесение в этом случае звука [х] недопустимо как диалектное: лё[х], дене[х]. Исключение составляет слово Бог - Бо[х]. Уподобление происходит и при сочетании согласных. Например: сочетания сш и зш произносятся как долгий твёрдый согласный : ни ий – низший, вы ий – высший, ра уметься – расшуметься. Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук . В настоящее время вместо долгого мягкого всё шире употребляется долгий твёрдый звук :по и и по е – позже, дро и и дро и – дрожжи. Следует обратиь внимание на сочетание чн, так как при его произношении нередко допускаются ошибки. В произношении слов с этим сочетанием наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского произношения. По нормам современного русского литературного языка сочетание чн обычно так и произносится [чн] (алчный, беспечный, закусочная, игрушечный, посадочный, маскировочный, яблочный). Произношение [шн] вместо орфографического чн в настоящее время требуется в женских отчествах на –ична. Ильини[шн]а, Лукини[шн]а, Никити[шн]а, Савви[шн]а, Фоми[шн]а, - и сохраняется в отдельных словах: горчи[шн]ый, коне[шн]о, пере[шн]ица, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, наро[шн]о. Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с современными нормами литературного языка произносятся двояко: було[шн]ая и було[чн]ая, копее[шн]ый и копее[чн]ый, порядо[шн]ый и порядо[чн]ый, сливо[шн]ый и сливо[чн]ный. В отдельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смыслового различия слов: серде[шн]ый друг - серде[чн]ый удар.
Задание 1. Прочтите слова. Проверьте правильность произношения звука, обозначенного буквой «г» (см. ключ): а) гул, год, год, город, дуга, гудок, гром, град, глина, могла, огня, игра; б) ага, ого, эге, гоп; в) снег, плуг, шаг, пирог, рог, друг, флаг, биолог, вокруг, овраг, берег; г) прекрасного, тёмного, великого, громкого, зимнего, красивого; д) лёгкий, мягкий, легчайший, мягчайший; Ключ: а) буква «г» обозначает звонкий взрывной звук [г]; б) буква «г» обозначает звук [g]; в) буква «г» обозначает глухой взрывной звук [к]; г) буква «г» обозначает звук [в]; д) сочетание букв «гк» и «гч»звучат [х‘к‘], [х‘ч‘]
Задание 2. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «чн».
Булочная, горчичник, горячечный, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, коричневый, молочная, Кузьминична, Никитична, Саввична, ночной, порядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочный, яблочный, яичница, ячневая.
Вариативность ударений
Справка. В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов ударений. Варианты могут буть равноправными: барж а и б а ржа, волн а м и в о лнам, бижут е рия и бижутер и я, зап а сный и запасн о й, по ср е дам и по сред а м. Варианты нормы, из которых один признаётся основным: твор о г идоп. тв о рог, о тдал идоп. отд а л, б у дней идоп. б у ден, кулин а рия идоп. кулинар и я. Первый вариант является предпочтительным, второй оценивается как менее желательный, но всё-таки находится в пределах правильного. Однако чаще всего варианты, допускаемые в литературном языке, характеризуются как неравноправные. Семантические варианты – разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию: острот а (лезвия) – остр о та (остроумное выражение), тр у сить (бояться) – трус и ть (бежать), погр у женный (помещённый на транспорт) – погруж ё нный (опущенный в воду). Стилистические варианты: прик у с (общеупотребит.) – пр и кус (спец.), ш ё лковый (общеупотребит.) – шелк о вый (поэтическое), к о мпас (общеупотребит.) – комп а с (спец.). Нормативно-хронологические варианты: запасн о й (соврем.) – зап а сный (устар.), укра и нский (соврем.) – укр а инский (устар.), р а курс (соврем.) – рак у рс (устар.), индустр и я (соврем.) – инд у стрия (устар.).
Задание 8. Расставьте ударения в следующих существительных. А. Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, матырство, пасквиль, похороны, созыв, упрочение, феномен. Б. Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, гренадер, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, диалог, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, кремирование, пурпур, ракурс, столяр, фарфор, христианин, экслибрис.
Задание 9. Объясните значение слов с разными ударениями, составьте словосочетания. А. А тлас – атл а с, в и дение – вид е ние, и рис – ир и с, кл у бы – клуб ы, л о скут – лоск у т, мокр о та – мокрот а, х а ос – ха о с. Б. Л а вровый – лавр о вый, у гольный - уг о льный, характ е рный – хар а ктерный, языков о й – язык о вый.
Задание 10. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. а) Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения. Видение (способность видеть) – видение (мираж, призрак), хаос (стихия) – хаос (беспорядок, неразбериха), характерный (упрямый, своенравный, выразительный) – характерный (типичный, особенный). б) Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними предложения. А тлас – атл а с, бр о ня – брон я, зап а сник – запасн и к, кр у гом – круг о м, подв и жный – подвижн о й, з а нятый – занят о й, без о бразный – безобр а зный, к и рка – кирк а. Ресурсов языка Точность словоупотребления
Справка. Точность как качество речи связана с умением ясно мыслить, сознанием предмета речи (понятийная и предметная точность) и возможностей лексической системы языка. Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их семантику (т.е. значение), стилистическую окраску, сферу употребления, сочетаемость с другими словами. Нарушение хотя бы одного из этих критериев может привести к речевой ошибке: искажается смысл сообщения, создается возможность двойного толкования и т.д. Напр.: Я одолжила у Жанны пять рублей. (Лексическая норма здесь нарушена, т.к. одолжить имеет значение «дать в долг», правильно будет заняла или взяла в долг.) Другой пример: Граненые стаканы звенели. Жестяные кружки хрустел и. (Грамматические нормы здесь соблюдаются, однако звуки, которые реально издают стаканы и кружки не соответствуют значениям употребленных глаголов.)
Справка: 1. Речевые ошибки возникают при употреблении слова в несвойственном ему значении. К сожалению, такие ошибки встречаются не только в устной речи, но и письменной. Пример из объявления в газете: Продаются пельмени сибирские ручные. (Слово ручной в данном контексте воспринимается в значении «прирученный, домашний», что не соответствует действительности. Чтобы восстановить истинный смысл фразы, следует видоизменить ее: пельмени ручной работы.) 2. Ошибки возможны при употреблении как знаменательных, так и служебных слов без учета их семантики. Напр.: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. (В современном языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно в тех случаях, когда говориться о причинах, вызвавших желательный результат. В данном случае используемый предлог неуместен, его следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.) 3. Отмечаются случаи непомерного расширения или сужения значения слова, что ведет к искажению смысла. Прим.: Бунтовщики быстро и незаметно удалились из города к партизанам. (В нормативном языке удалиться значит «уйти, не спеша, с достоинством». Последние компоненты в данном случае отбрасываются, таким образом, значение слова расширяется, приравнивается по семантике к глаголу «уйти».) 4. Речевые ошибки могут быть связаны с нечетким различением конкретной и отвлеченной лексики. Прим.: Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний. (Коль скоро речь идет о заболеваниях, то слово алкоголики следует заменить на алкоголизм. Последнее является отвлеченным понятием, а слово алкоголики относят к разряду конкретной лексики. Подобные взаимозамены порождают ошибку.)
Задание 1. Укажите, в каких примерах ошибка связана с непониманием значения слова, в каких - с неправомерным расширением или сужением его значения. 1. Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян. 2. Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений. 3. «Слово о полку Игореве» до сих пор привлекает внимание современников. 4. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П.Чехова. 5. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь».
Задание 2. Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов с отвлеченным и конкретным значением. 1. Керн в мышлении Пушкина осталась всего лишь мимолетным видением. 2. В Риге выявлен притон наркомании. 3. Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго. 4. Чем отличается холерик от других типов нервной деятельности? 5. В парке стоит архитектура. 6. Почти все изделия безымянны, только немногие имеют авторство. 7. Дво-рянство числом в двести человек вышло ему на встречу.
Омонимия и многозначность Справка. Определенную сложность при функционировании языковых средств в различных контекстах представляют явления омонимии и многозначности. Омонимы - слова, которые совпадают по звучанию (омофоны) или же написанию (омографы), но выражают различное значение. Примеры омофонов: Вот тебе под ушки Мягкие подушки, Одеяльце на пуху И платочек наверху. (С.Маршак)
Примеры омографов: Мы чудно провели вечер. Вы говорите чудно. Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Однако возможность употребления омонимов в одном и том же контексте создает двусмысленность. Напр.: Вы прослушали объявление. (То есть услышали переданную информацию или же, напротив, ее пропустили.) Экипаж находится в отличном состоянии. (Повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно, но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.) Справка. Омонимию иногда трудно отграничить от явления многозначности (полисемии). Многозначность отличается от омонимии тем, что разные значения одного слова сохраняют некоторую общность. Например, в разных значениях глагола заводить присутствует смысл «движение». Вот толкование этих значений (по словарю Ожегова): «Заводить (завести). 1. Ведя (т.е. заставляя двигаться), доставлять куда-нибудь мимоходом, по пути. Заводить детей в школу. 2. Ведя, направлять куда-нибудь очень далеко, не туда, куда следует. Такие рассуждения могут далеко завести. 3. Оттаскивая в сторону конец чего-нибудь, ставить. Заводить невод. 4. Приводить в движение. Заводить часы. Запускать мотор.» Большая часть слов в русском языке - слова многозначные. Значения многозначного слова реализуются в разных контекстах и поэтому разграничиваются на основе их различной сочетаемости. Задание 3. Прочитайте стихотворные фрагменты. Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Раскройте скобки. Подумайте, как омонимия влияет на правописание слов. Подберите самостоятельно аналогичные примеры. А. Вижу: прячется хищник (за) вяз, Я в обход, да в трясине (за) вяз. Б. Раку гусь твердил (о)дно: "Ты ударь клешней (о)дно И на берег (из)реки, Вылезь, мудрость (из)реки." В. Солнце еще облаков не (за)дело, Трава на лугу еще росы пила, А плотник проснулся и взялся (за)дело. Слышится, как зазвенела пила. (Я. Козловский) Г. Журавль был южный, но за(то) Он в гости к нам пожаловал! Благодарю его за(то), Что мне перо пожаловал. (С. Кирсанов) Задание 4. Укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях и устраните ее. 1. После повторного анализа были получены отличные данные. 2. Эту особенность поведения модели просмотрели. 3. Телеграмма доставлена Ива-новым. 4. К вечеру все будут готовы. 5. Заключение было довольно продол-жительным. 6. Чтение Маяковского восхитило меня. 7. Паровоз тянет электро-воз. 8. Петров назначен директором. 9. Ребятишки завели собаку. 10. Лук был прекрасен. 11. Я не нашла ключ.
Задание 5. Объясните, почему выделенные слова употреблены неудачно. Исправьте ошибки в словоупотреблении. 1. Перспективная неизбежность перехода к новым отношениям неизбежна. 2. После тяжелого приступа больной начал отходить. 3. Новое перераспределение денег связано с торговлей новыми технологиями, а также с перераспределением фирменных услуг. 4. Врач обошел седьмую палату. 5. Не-достаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов. 6. Об-становка выглядит мрачной. 7. Компания РИКО обует всю страну. 8. Док-тор решил это лекарство оставить.
Задание 6. Составьте предложения, в которых бы реализовывались различные значения многозначных слов. А. Брать: - принимать в руки, схватывать руками (зубами, щипцами); - уносить, уводить, увозить (с собой); - принимать (обычно с какой-либо целью, обязательством); - получать в свое владение, пользование; - взимать, взыскивать; - добывать; - завладеть кем-, чем-либо; захватить; - овладевать, охватывать (перен.); - преодолевать; - отнимать, поглощать, требовать. Б. Дама: - женщина, принадлежащая к состоятельному или интеллигентному кругу; - замужняя женщина в отличие от барышни, девушки; - женщина или девушка, танцующая в паре с кавалером; - третья по старшинству игральная карта с изображением женщины. В. Дух: - психические способности, сознание, мышление; - внутренние состояния, моральная сила человека, коллектива; - бесплотное, сверхъестественное существо (доброе или злое), прини-мающее участие в жизни природы и человека; - дыхание (обычно в устойчивых выражениях); - воздух; - запах, аромат.
Задание 7. Докажите многозначность следующих слов, составив словосочетание (или небольшое предложение) с каждым значением. Автомат, стол, свежий, патрон, корпус, нота, среда.
Лексическая сочетаемость и паронимия
Справка. При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость, т.е. способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Границы сочетаемости определяются смысловыми особенностями слова, функционально-стилистической принадлежностью, эмоционально-экспрессивной окраской, грамматическими свойствами и т.д. Например: 1. Глагол повысить сочетается со словами, к которым приложим параметр высокий: высокая урожайность - повысить урожайность, высокая скорость - повысить скорость. Следовательно, фраза повысить подготовку специалистов безграмотна (можно улучшить подготовку), также нельзя повысить выпуск станков (правильно будет увеличить выпуск станков). 2. Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена. Определение сильный употребляется в основном со словами, к которым применим параметр физическая и духовная сила (сильный мужчина, сильный характер). По отношению к дружбе данный показатель не применим. Дружба сочетается со словом крепкий, что значит надежный, прочный. Таким образом, несмотря на то, что сильный и крепкий - синонимичные понятия, последнее будет более точным в данном контексте. Недопустимы сочетания слов, которые содержат отрицающие друг друга смысловые признаки: ...Эти установки имеют высокую глубину осушки... (Следует сказать высокую степень осушки.)
Задание 8. Восстановите рассыпавшиеся словосочетания и составьте с ними предложения. Иметь роль предпринять значение играть впечатление произвести шаги допустить требования отвечать дефекты удовлетворять затраты взыскать потребности возместить уровень знаний улучшить ущерб повысить качество одержать поражение облечь победу облить доверием потерпеть презрением Задание 9. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения. 1. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собствен-ностью. 2. Проходит процесс формирования рыночных структур. 3. По мере относительного насыщения простейших потребностей в еде, одежде, жилье на первое место выходят потребности в самореализации, творчестве и т.д. 4. В переходный период многие предприятия и организации не могут вести пос-тупательное развитие и вкладывание инвестиций в производство. 5. Во время инспекционной поездки префект Северного округа проверил состояние чистоты на улицах. 6. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году. 7. Ломка феодальных пут дала свои результаты. Задание 10. Найдите и устраните ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости. 1. Вглядываясь все глубже в толщу веков отечественной истории, мы за-метим, что надстройка обладает относительной самостоятельностью. 2. Это важный шаг, и его надо пройти. 3. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 4. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 5. Нельзя не сказать несколько радушных слов о наших строителях. 6. Первая трудность произошла со стройматериалами. 7. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе. 8. Более глубокое значение стал придавать молодой специалист технике, его требования к сохранению техники усилились. 9. Транспортные издержки при перевозках по железной дороге многократно меньше, чем при морских и авиационных.
Справка. Паронимы - близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова, относимые к одной грамматической категории: запасный - запасливый, тактичный - тактический, поступок - проступок, представить - предоставить. Члены паронимических пар обычно сочетаются с разными словами. Напр., сытный сочетается с неодушевленными существительными (сытный ужин), а сытый - с одушевленными (сытый ребенок). Иногда паронимы сочетаются с одним и тем же словом, но значение полученных словосочетаний разное: инженерская мысль - мысль, принадлежащая инженеру; инженерная мысль - любая техническая мысль.
Задание 11. Объясните разницу в значении словосочетаний: опасный человек - опасливый человек; освоить прочитанное - усвоить прочитанное; осудить действия - обсудить действия; представить возможность - предоставить возможность; тактичные шаги - тактические шаги; техническое исполнение - техничное исполнение; хозяйские дела - хозяйственные дела. Задание 12. Объясните различия между приведенными паронимами, составьте словосочетания с каждым из них и развернутые предложения с 2-3 парами слов. А. Бережливый - бережный, веский - весомый, выборный - выборочный, жилищный - жилой, исполнительный - исполнительский, драматичный - драматический, мифический - мифологический, основание - обоснование, абонемент - абонент, адресант - адресат, типичный - типовой. Б. Представить - предоставить, жалование - жалованье, романтичный - романтический, эффектный - эффективный, динамичный - динамический, осудить - обсудить, земельный - земляной, командированный - командировочный, нетерпимый - нестерпимый, человечный - человеческий, логический - логичный, усвоить - освоить.
Задание 13. Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого слова. Авантюрный - болотный - проблемный - статичный - доходный - злой - искусно - факт - каменистый - каменный - опечатка - классный - удачливый - поступок - явно - трагический. Задание 14. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов. 1. Ученый стоял у источников ракетостроения. 2. Артист завоевал признательность зрителей. 3. Главное для писателя - душевный мир человека. 4. Она пришла в цветистом платье. 5. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 6. Он дал мне дружественный совет. 7. Он привык работать без надрыва, методически, четко выполняя все методичные рекомендации. 8. Мы с вами должны собраться и оговорить те вопросы, которые не были осуждены. 9. Прошу представить мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца. 10. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть спасительные жилеты. 11. Верховенство права и закона - общий и заглавный принцип правового государства. 12. Отсутствие научно основанных механизмов прогнозирования, оценки рынка труда привело к известному дисбалансу в этой сфере.
Употребление синонимов Справка. Синонимы - слова, различные по звучанию (написанию), но близкие или тождественные по значению. Большинство синонимов различается либо оттенками смысла, объемом понятия, заключенного в них (ср .: способный - талантливый - гениальный), либо сферой употребления или экспрессивной окраской (ср.: похитить - украсть - стащить). Употребление синонимов без учета всех этих факторов может привести к речевой ошибке. Например: Вчера мне было печально. (Наречие печально употребляется, в основном, в книжных стилях речи, тогда как сама фраза носит разговорный характер, где более уместным было бы использование нейтрального синонима грустно.) Задание 15. Дайте стилистическую характеристику слов, входящих в синонимический ряд. Составьте с приведенными ниже синонимами словосочетания, в которых реализовались бы стилистические и смысловые особенности, отличающие их друг от друга. 1) Особа, персона, лицо, фигура птица. 2) Очень, весьма, сильно, здорово, больно, шибко. 3) Невзрачный, неприглядный, незаметный, неприметный, непри-мечательный, непрезентабельный, невидный, неказистый, плюгавый. 4) Бедный, неимущий, несостоятельный, нищий. 5) Бессознательно, инстинктивно, машинально, автоматически, меха-нически. Задание 16. Составьте словосочетания с данными синонимами, обратите внимание на различия лексической сочетаемости синонимов. Натуральный - естественный, фальшивый - искусственный - сусальный, вакуум - пустота, антагонистический - враждебный, вибрировать - дрожать, дискутировать - спорить, демонстрировать - показывать, дистанция - расстояние, оптимистический - жизнерадостный, индифферентный - равнодушный, монолитный - единый.
Задание 17. Подберите синонимы к следующим словам. Легальный, компетентный, конфиденциальный, кардинальный, деликатный, тривиальный, корректный, банальный, коммерция, коммуникация, босс, вердикт, депортация, антагонизм, идентификация, иммунитет, коалиция, авторитарный, адаптация, адекватный, догма, фальсификация.
Задание 18. С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы. 1) Что общего между словами рынок и базар? Чем они различаются? 2) В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких - кушать? 3) Как правильно: Мой отец - по профессии терапевт, а по специальности - врач или Мой отец - по профессии врач, а по специальности терапевт? 4) Как правильно: Завтра я не сумею к тебе зайти или Завтра я не смогу к тебе прийти? Чем различаются глаголы зайти и прийти, суметь и смочь? 5) Можно ли спросить: Кем трудится твоя мама? 6) Можно ли так сказать: В нескольких городских школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы? Чем различаются слова педагог, учитель, преподаватель? Задание 19. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов. 1. Я мыслю, что сдам экзамены. 2. Учитель литературы поведал о жизни и творчестве писателя. 3. В этот день Марина, которая осенью прошлого года стала владелицей приза, была именинницей. 4. Прежняя практика создания и развития предприятий крупной промышленности, требующих огромных инвестиций, навечно ушла в прошлое. 5. Старые порядки и прежние организационные структуры уже отброшены. 6. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значительным. 7. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 8. У нового аппарата дежурит один из его строителей - аспирант В.Е.Суханов. 9. Создание социальной инфраструктуры в районе диктовалось только надобностью поддержать промышленное производство.
Многословие и лексическая неполнота высказывания
Справка. Плеоназм - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов: штурвал руля, памятные сувениры, десять рублей денег, отступить назад на два шага и т.д. С точки зрения языковой нормы лексический плеоназм, как правило, недопустим, но некоторые плеонастические выражения закрепились в языке: экспонат выставки, букинистическая книга. Справка. Тавтология - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем: проливной ливень, сгруппировать в группы, нарисовать рисунок и т.д. Тавтологичны неправильные грамматические формы: *более красивее (можно: красивее или более красивый); *самый наилучший (можно: самый лучший или наилучший). Тавтологические сочетания, как правило, относят к разряду речевых недостатков, однако повторы допускаются в официально-деловом стиле речи в тех случаях, когда употребление синонимов или близких по смыслу выражений затрудняет точное, однозначное понимание фразы. Кроме того, повторы являются одним из художественных языковых приемов и используются мастерами слова как средство создания особой речевой выразительности. ...Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. (А.С.Пушкин)
Справка. Одной из серьезных речевых ошибок является лексическая неполнота высказывания. Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова, в результате чего искажается смысл сообщения. Пример из сочинений: Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. (В этом предложении для понимания смысла не хватает даже нескольких слов ... что в его прозе нет ничего лишнего.) Задание 20. Определите стилистическую функцию тавтологических сочетаний в указанных ниже фрагментах. Подберите примеры из художе-ственной литературы, где повторы использовались бы как речевой прием. 1. Знать не знаю, ведать не ведаю (фолькл.). 2. Служить бы рад, прислуживаться тошно (А.Грибоедов). 3. И устарела старина, и старым бредит новизна (А.Пушкин). 4. Вернулся он домой туча-тучей (М.Алексеев). 5. Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой белей белил (Б.Пастернак). 6. Без вины виноватые (А.Островский). 7. И это нисколько не удивительно, а удивительно то, что вы находите это удивительным (В.Белинский).
Задание 21. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы. 1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание "Соглашения о национальном согласии". 2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3. В отличие от становления предпринимательства в 19 веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство 20 сто-летия являет собой более пеструю картину. 4. Риск пошива швейных изделий в Иванове последующей реализации в странах СНГ оказался слишком велик. 5. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 6. На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции выполняет пока инженер по маркетингу.
Задание 22. Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме. Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, период времени, огромная махина, реальная действительность, памятный сувенир, информационное сообщение, мизерные мелочи, внутренний интерьер, демо-билизация из армии, временной цейтнот.
Задание 23. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения. 1. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 2. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 3. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. 4. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 5. У нее были очень огромные глаза. 6. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 7. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.8. К тому же право подписи под документом - исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 9. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 10. К концу сорев-нований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела». 11. Участ-ники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. Задание 24. Найдите ошибки, связанные с неполнотой высказывания, и дополните предложения необходимыми лексическими элементами. 1. Центр «Русская книга» объявляет конкурс на лучшую аннотацию к любой книге из нашего ассортимента. Лучшие будут приглашены к сотрудничеству в газете. 2. Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении. 3. На уроках ребята хорошо ведут. 4. Необходимо повысить эффективность. 5. Я уже чувствую после болезни хорошо.
Задание 25. Найдите и устраните ошибки; укажите характер ошибок: а) избыточность, б) недостаточность, в) нарушение норм сочетаемости, г) неточный выбор слова. 1. Коллектив принимает усилия для выполнения договорных обяза-тельств. 2. Предприятие оснащено новой техникой, механизированными автоматическими конвейерными линиями. 3. В октябре состоялся форум строителей, на котором состоялся деловой разговор о повышении качества строительных работ. 4. Для окончательного утверждения в бюджет необходимо внести коррективы и поправки. 5. Награды вручили при широкой аудитории людей. 6. Государственная экзаменационная комиссия за эту работу поставила максимально высший балл. 7. Необходимо в кратчайшие сроки ликвидировать и устранить дефекты и недостатки. 8. Необходимые и насущные вопросы обучения детей должны быть решены в кратчайшее время. 9. Мой отец окончил университет и получил высшее образование. 10. Докладчик привлек общее внимание всех присутствующих. 11. Коренные аборигены Америки - индейцы. 12. Попробуем определить нашу будущую перспективу.
Функционально-стилистическая окраска слова Справка. Функциональный стиль - это разновидность языка, которая определяется условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стил
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 988; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.231 (0.022 с.) |