ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Весть Христа к церкви в Пергаме (2:12-17)



12 «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч:
13 знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.
14 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.
15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.
16 Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.
17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получае»т.

Примечания

2:12 "Пергам". В дни Иоанна Пергам был столицей Римской провинции Асия, он находился примерно в сорока милях к северо-востоку от Смирны. Помимо своей политической значимости, Пергам был знаменитым центром интеллектуальной жизни во всем эллинистическом мире. Его известная библиотека, состоявшая из 200.000 книг, была второй по величине и уступала только Александрийской. Этот город был родиной Галена, известного врача древнего мира, учившегося в медицинской школе Эскулапа.

Пергам также был важным религиозным центром. Он был знаменит своими пышными храмами, возведенными в честь Зевса, Афины, Диониса и Эскулапа. На холме, возвышающемся над городом, находился величественный алтарь Зевса, центральная часть которого выставлена в музее Пергама в Берлине. «Сорок футов высотой, он находился на выдающемся уступе скалы. Он выглядел как огромное кресло или трон на склоне горы; и каждый день он дымился дымом жертв, приносимых Зевсу».[34] Рядом с городом находилась огромная рака Эскулапа, змееподобного бога врачевания. Во времена Иоанна рака была очень популярна, люди со всего мира приходили за исцелением к богу Эскулапу. Действительно, Пергам был важнейшим местом паломничества за исцелением.[35] Как Зевса, так и Эскулапа называли «Спасителями», их символом была змея (эта эмблема сегодня символизирует медицину). Пергам был первым городом в Асии, который поддержал культ императора. В нем имелся храм, посвященный Римскому императору. Возможно, это объясняет, почему про город сказано, что в нем «престол сатаны»

2:13 "…Ты живешь там… " Греческое слово katoikeo «поселиться» означает жить постоянно.

"…Престол сатаны…." Греческое thronos означает «трон», «престол власти» (cм. Мф. 19:28; Лк. 1:32). Возможно, это говорит о городе, как о цитадели языческой религиозной жизни и поклонения императору. Пергам был известен культами Зевса и Эскулапа, которые привлекали людей из окрестностей и издалека. Религия и символ змея, который рассматривался как воплощение божества и носил звание «Спасителя», могли внушать христианам лишь ужас, напоминая им о сатане, «древнем змее» (Откр. 12:9). Возможно, поэтому христиане называли Пергам местом, где находился престол сатаны.

Кроме того, самая большая опасность для христианской церкви исходила от требований поклоняться императору. Город был центром поклонения императору в провинции Асия. Во времена Иоанна поклонение императору рассматривалось как священная обязанность всех граждан. Каждый гражданин провинции должен был раз в год предстать перед магистратами Пергама и принести курение перед изображением императора, произнося: «Кесарь – Господь», после этого ему выдавали свидетельство. Поклонение императору было проверкой на верность Риму, а отказ от поклонения и получения свидетельства влекло за собой преследования и смерть.[36] Христиане Пергама жили в том месте, где был «престол сатаны». Их, конечно же, уговаривали отречься и оставить свою веру во Христа. (cм. Откр. 2:13).

"…Верный свидетель Мой Антипа…" "Антипа» - обычное греческое имя. Скорее всего, так звали христианина из Пергама, который стал мучеником за веру, но остался верным. Мы ничего не знаем о нем. Возможно, мученичество – это та цена, которую ему пришлось заплатить за отказ поклоняться императору. Согласно более поздним сведениям, его «сожгли внутри бронзового быка» в правление императора Домициана.[37] Греческое слово martus обычно значит «свидетель». Позже, после того, как многие верные свидетели были умерщвлены за веру, слово martus стало также означать «мученик», а именно, «тот, кто свидетельствует до смерти». (См. Примечание на Откр. 1:5).

2:14 "…Держащиеся учения Валаамова…" Здесь явно относится к Николаитам (см. Откр. 2:15), что говорит о том, что последователи Валаама и Николаиты были одной и той же группой. Так символически названы лжеучителя Пергамской церкви, которые призывали своих собратьев-христиан к нравственному и религиозному компромиссу в отношении идоложертвенного и блуда. (См. Примечание на Откр. 2:6).

2:16 "Покайся". В греческом аорист повелительного наклонения предполагает решительное действие разворота (См. Примечание на Откр. 2:5).

2:17 "Побеждающему". См. Примечание на Откр 2:7.

"…Сокровенную манну..." Согласно традиции иудаизма, ковчег завета, в который положили сосуд с манной в воспоминание (Исх. 16:32-34; cм. Евр. 9:4), был взят Иеремией во время разрушения храма Соломона и спрятан в расщелине горы Синай. Он должен оставаться там до прихода Мессии.[38] Затем манна снова станет пищей мессианского царства: «И случится в то время, что сокровищница манны сойдет с высоты, и они будут вкушать от нее в те дни».[39] В контексте положения церкви в Пергаме, сокровенная манна означает участие во вкушении небесной манны, «хлеба ангельского» (Пс. 77:25) в противовес вкушению пиши, посвященной языческим богам.

"…Белый камень…" Много было сделано предположений в отношении «белого камня», так как в древности белые камни давались во многих случаях. Ни один взгляд не кажется полностью удовлетворительным. Скорее всего, белый камень – это tessera, награда победителя игр. На нем было написано имя победителя, и он давал ему право на особые почести и привилегии, включая вход на общественные праздники. Белый камень дает право победителю из церкви Пергама участвовать в небесном пире (Откр. 19:7-9).

Толкование

Иисус представляет Себя церкви Пергама Тем, Кто имеет «острый с обеих сторон меч» (cм.также Откр. 1:16). Римский правитель, чья штаб-квартира находилась в Пергаме, имел право носить меч, то есть он претендовал на власть над жизнью и смертью. По его команде каждый мог быть умерщвлен на месте, и он мог использовать свой меч в любую минуту против любого христианина. Уже самое начало вести к церкви убеждает христиан не забывать, что последнее слово все еще остается за воскресшим Христом, у которого обоюдоострый меч. Согласно посланию к Евреям, слово Божье острее любого обоюдоострого меча (4:12). Хотя преследователи народа Божьего могут быть «дьявольски сильны», но власть воскресшего Христа все же больше.[40] «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Действительно, Он управляет всем.

Оценка церкви Иисусом (2:13-15).Иисус все знает о положении церкви: «что ты живешь там, где престол сатаны». Иисус признает, что Пергам – это очень опасное место. Христиане Пергама жили в обстановке религиозной и моральной вражды по отношению к их вере. Греческий текст говорит, что они жили там постоянно. С одной стороны, они были окружены язычеством с его великолепными и пышными храмами, с другой, они подвергались опасности со стороны образа жизни и безнравственности языческой религии. Не удивительно, что языческий образ жизни, по-своему, был привлекателен для некоторых христиан Пергама. Кроме всего, поклонение императору создавало очень тяжелую обстановку для церкви. В любое время власти могли вызвать христиан и потребовать от них поклониться императору и отречься от Христа под страхом гонений и смерти; тот, кто уступал, получал свидетельство. Все это делало город местом, «где живет сатана», где его власть была особенно сильна. Это дважды повторяющееся утверждение 13-го стиха о городе, как о месте обитания и правления сатаны, показывает, насколько опасен мог быть Пергам для живущих там христиан

Несмотря на такие обстоятельства, христиане Пергама оставались верны. Ты «содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа». Не взирая на факт, что Пергам был очень опасным местом для жизни и веры христиан, что у них было много причин убежать и поселиться где-нибудь в другом месте, христиане решили твердо стоять, жить и свидетельствовать о Христе там, куда их забросила жизнь, а именно, где власть сатаны была сильнее всего. Они твердо стояли и хранили верность даже перед лицом преследований и смерти, через что прошел Антипа, который, вероятно, был одним из верных в церкви Пергама.

 

Особое значение имеет то, что Иисус называет Антипу «верный свидетель Мой». Это титул Самого Христа в книге Откровение (Откр. 1:5; 3:14). Для ранней церкви греческое слово martus значило как «свидетель», так и «мученик». Иначе говоря, быть свидетелем истины часто означало стать мучеником. Иисус – верный свидетель/мученик, и тем, кто свидетельствуют о Нем, часто приходится страдать с Ним и за Него. Даже сегодня тот, кто свидетельствует о Христе, очень часто является мучеником Христа, не столько в смысле отдачи жизни за Христа, сколько в смысле страданий за христианские принципы. Одну вещь нужно помнить: тем, кто верен, как Антипа, Христос присваивает звание «ничуть не меньшее, чем Свой собственный титул». Страдать за Христа - значит проходить через то, через что однажды прошел Христос, и в конце разделить с Ним славу.[41]

Вторая часть оценки Иисуса этой церкви, однако, совсем не приятна. Очевидно, что церковь Пергама – разделенная церковь. Некоторые из них, подобно Антипе, держатся имени Христова и не отрекаются от веры, а именно, противостоят всякому компромиссу с мирским образом жизни и поведением. Другие же в Пергаме держатся учения Валаамова и Николаитов. Если Ефесяне увидели разрушительное влияние лжеучения Николаитов, то церкви в Пергаме и Фиатире терпят лжеучителей, и компромисс входит в их веру. Тот факт, что последователи Валаама и Николаиты упоминаются вместе, говорит о том, что они как-то связаны. Мы их уже встречали в Ефесе, и еще встретим в вести церкви Фиатиры. Эти лжеучителя защищали компромисс и хотели убедить своих единоверцев-христиан, что нет ничего плохого в «благоразумном подчинении мирским стандартам» ради того, чтобы избежать гонений (cм. 2 Петр 2:15; Иуда 11).[42]

Христиане призваны к святости, то есть быть отделенными от мира: «Выйдите из среды их и отделитесь» (2 Кор. 6:17). Это отделение, однако, не предполагает изолированности от других людей в мире и ненависти к ним. Иисус молился об учениках, чтобы они не были взяты из мира, но сохранены от «зла» (Ин. 17:15-16). Чтобы спасать мир, последователи Христа должны стать «всем для всех» (следуя примеру Павла), чтобы они могли спасти некоторых (1 Кор. 9:22). Христиане «идут на некий компромисс», если так можно выразиться, скорее, чтобы поднять людей до уровня христианской веры и жизни, а не для того, чтобы низвести христианство до уровня мира. Проблема Николаитов была в том, что они следовали «политике компромисса» в своем следовании за Христом для того, чтобы избежать неудобства и неприятностей в мире. [43]


Совет Иисуса церкви(2:16). Совет всей церкви Пергама тот же, что и совет, данный Ефесянам: «Покайся». Если те, кто призывают к компромиссу, не покаются, в результате будут страшные последствия. Христос говорит, что Он придет «скоро и сразится с ними мечом уст Своих». Это напоминает об угрозе Божьего наказания мечом Валааму (Числ. 22:23, 31-32). В войне против Мадианитян Валаам был убит мечом (Числ. 31:8) наряду с теми, кто прилепился ко греху (Числ. 25:5). Подобный же суд направлен против Вааламитов и Николаитов в Пергаме. Согласно автору послания Евреям, слово Божье острее всякого меча обоюдоострого, оно «судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Павел так же говорит о «мече духовном, который есть Слово Божье» (Еф. 6:17). Меч, таким образом,- это слово Христа. Настоящее время греческого языка говорит о реальной угрозе. Христос уже готов начать войну и совершить суд «мечом уст Своих» (cм. Откр. 19:13-15). Единственный путь избежать нависшего суда – это совершить решительный поворот и покаяться.

Обетование победителю(2:17). Тем, кто покается, дано обетование из трех частей: им будет дана сокровенная манна, белый камень и новое имя, написанное на этом камне. Лжеучителя в Пергаме предлагали пойти на компромисс и употреблять языческую пищу, посвященную идолам, чтобы получить свидетельство и избежать неудобств. Грядет день, когда оставшиеся верными и не участвовавшие в языческих пирах примут участие в пире, где пищей будет сокровенная манна, «хлеб ангельский» (Пс. 77:25), приготовленный только для победителей, которые отвергли компромисс и твердо держались имени Христова. Вместо свидетельства Рима они получат «белый камень с новым именем», написанным на нем в качестве награды за верность и послушание Христу.

Новое имя в Библии говорит о новых отношениях человека с Богом (cм. Быт. 17:5; 32:27-28; Ис. 62:2; 65:15; Откр. 14:1). В контексте преследований и ложных обвинений церкви Пергама, «новое имя» значит восстановление чести, «доброго имени». Белый камень с новым именем на нем одаряет побеждающего особым преимуществом участия в «брачной вечере Агнца», которая состоится в небесном городе после пришествия. «Блаженны званные на брачную вечерю Агнца» (Откр. 19:9).


Призыв слышать Духа. Положение христиан в Пергаме ясно показывает, что можно быть последователем Христа в любых обстоятельствах. Христиане призваны к жизни «верных свидетелей», куда бы жизнь не забросила их. Если они в «Пергаме», где влияние и власть сатаны особо сильны, то они должны своей жизнью показать, что они – последователи Христа, Который и Сам был «верным свидетелем».[44]

* * * * * * *

Те, кто желает соотнести весть к церкви Пергама с историей христианства, находят, что она особенно подходит к периоду после обращения императора Константина в христианство в 313 г. н.э. Церковь, наконец, выиграла битву с язычеством, и христианство стало государственной религией. Христианам не нужно было больше бояться гонений и давления извне. Хотя многие христиане оставались непоколебимыми и хранили верность евангелию в этот период, но четвертый и пятый век христианской эры был отмечен духовным упадком и отступлением. На протяжении этого периода церковь боролась с искушением пойти на компромисс.

Весть Христа к церкви в Фиатире (2:18-29)

18 «И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:
19 знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.
20 Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.
21 Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.
22 Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.
23 И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.
24 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;
25 только то, что имеете, держите, пока приду.
26 Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,
27 и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего;
28 и дам ему звезду утреннюю.
29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам».

Примечания

2:18 "Фиатира". Фиатира находилась примерно в сорока милях к юго-востоку от Пергама. Это был самый маленький и незначительный из всех семи городов. У него не было особой религиозной или политической значимости. Однако это был важный коммерческий центр, особо известный производством краски, изготовлением материи царского багряного цвета и шерстяных вещей. Лидия, торговавшая багряницей в Филиппах, – первая обращенная в христианство на территории Европы – была из Фиатиры (Деян. 16:14). Жителями города были, в основном, бедные ремесленники, в отличие от тех, кто жил в Пергаме.

Христиане Фиатиры, конечно, не испытывали опасности со стороны великолепия языческой религии или образа жизни язычников. Не были они и под давлением поклонения императору, их не злословили противники - иудеи. Угроза для этой церкви исходила не извне, а изнутри. Фиатира была известна большим количеством торговых союзов. Возможно, что опасность, угрожавшая церкви, исходила именно от этих союзов торговцев. Купец или торговец не мог работать и выручать деньги, если он не принадлежал к своей гильдии. Это создавало реальную трудность для христиан Фиатиры, так как они не могли вступать в эти союзы. Члены гильдий должны были участвовать в языческих праздниках и вместе вкушать трапезу, которая состояла в основном из мяса, посвященного богу-покровителю гильдии. Праздники часто заканчивались попойками и безнравственными действиями. Те, кто отказывался участвовать в трапезе, страдали от насмешек и испытывали тяготы изоляции от общества, к ним применялись экономические санкции

2:19 "Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое..." Греческий союз kai ("и") здесь означает «а именно», «то есть».

2:20 "…Жене Иезавели..." "Иезавель". Так, возможно, символически названа одна из выдающихся женщин фиатирской церкви, которая претендовала на пророческий дар и имела большую власть, которая, как она считала, исходила от Бога. Она названа Иезавелью в честь жены ветхозаветного царя Ахава, который исказил веру Израиля, введя поклонение Ваалу и Астарте (3 Цар. 16:31-33). Кем бы ни была эта фиатирская Иезавель, она имела большое влияние в церкви.

Как уже было отмечено выше, острой проблемой церкви в Фиатире был вопрос участия в языческих пирах и праздниках, организованных торговыми гильдиями, а также в делах, связанных с ними. Иезавель возглавляла движение, с большой силой призывавшее к компромиссу с мирскими стандартами. Она побуждала единоверцев-христиан участвовать в деятельности торговых союзов, которые часто выражались в принятии идоложертвенной пищи, пьянстве и половой распущенности. Все это делалось «в интересах бизнеса и коммерческого процветания».[45] Ее учение попустительства компромиссу было тем же, что и учение Николаитов и последователей Валаама в Ефесе и Пергаме, которые нанесли большой вред поместным общинам в провинции Асия. Возможно, она была лидером Николаитов в церкви Фиатиры (см. далее Примечание на Откр. 2:6). Большая часть церкви, явно, была обольщена этой пророчицей, пошла на компромисс и стала «любодействовать и есть идоложертвенное». (Откр. 2:20).

2:23 "…Детей ее поражу смертью…" Это явная аллюзия на семьдесят сыновей Ахава, которые были заколоты по приказу Ииуя. (4 Цар. 10:6-8). Конечно, это выражение в Откр. 2:23 должно пониматься символически

"…Испытующий сердца и внутренности…" - Это утверждение взято из Иер. 17:10, где право испытывать внутренности (часто это переводится «умы») и сердца принадлежит только Богу (cм. 3 Цар. 8:39; Притч. 24:12). В древности внутренности (буквально с англ. – «почки» - прим. перв.) рассматривались «как местонахождение эмоций», а сердце - «местонахождение рассудка и воли».[46]

2:24 "…Которые не знают так называемых глубин сатанинских…" Павел говорит о глубинах Божиих, знание которых человек может получить через Духа Святого (1 Кор. 2:10; см. также. Рим. 11:33-34). Фраза «так называемые глубины сатанинские» относится к ложному учению Николаитов, суть которого может кратко представлено так: христианин, знающий «глубины сатанинские» (испытавший грех в полноте) может наслаждаться свободой во Христе, и может по-настоящему оценить благодать. На тех же, «кто остается в начальном учении апостолов, боится участвовать в делах торговых гильдий и остается отделенным от мира» можно только смотреть с жалостью.[47]

"…Не наложу на вас иного бремени…" Здесь язык похож на язык решения совета в Иерусалиме: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда». (Деян. 15:28-29).

2:26"…Кто побеждает…" См Примечание на Откр. 2:7.

Толкование

Весть к церкви в Фиатире – самая длинная из семи. К христианам там он приходит как «Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» (cр. Откр. 1:14-15). В вводном видении Иисус появляется как Сын Человеческий (1:13), но здесь Он – Сын Божий. Его описание напоминает нам описание божественного вестника из книги Даниила: «Очи его как горящие светильники, руки его и ноги его по виду как блестящая медь» (10:6). Огненные очи символизируют способность Христа проникать внутрь, видеть сокровенное в сердцах людей. Ноги, подобные халколивану, («отполированной меди» – англ. перев. – прим. перев.) отражают Его бескомпромиссную устойчивость. Церковь определенно находится под пристальным и неусыпным надзором «Того, кто испытывает сердца и внутренности» (Откр. 2:23).


Оценка церкви Иисусом (2:19-23).Очевидно, что церковь в Фиатире – это разделенная церковь. Внешне это очень активная церковь, полная любви и веры, которые проявляются в служении и терпении. Любовь и вера идут рука об руку в Новом Завете (cр. Гал. 5:6; Еф. 1:15; 6:23; 1 Фесс. 3:6; 2 Тим. 1:13; Филим. 5). Служение – это проявление любви (1 Фесс. 1:3; Евр. 6:10), а терпение - результат веры (Кол. 1:23; 2 Фесс. 1:4; Евр. 6:12). В книге Откровение вера и терпение – главные характеристики верного Богу народа (14:12;13:10). Кроме того, Фиатира – это развивающаяся церковь, так как ее «последние дела больше первых».

В глазах Христа, однако, активность не всегда соответствует верности. Как замечает Баркли, угроза церкви исходит не извне – от гонений, заманчивых языческих служений или поклонения императору. Угроза исходит, скорее, изнутри, от тех, кто претендует на власть от Бога, но уводит церковь в сторону с помощью самой опасной доктрины для христианской церкви – «доктрины компромисса».[48] Эта группа отступников здесь описана с помощью имени Иезавели, ветхозаветной царицы, которая ввела в грех Израиля, заменив поклонение истинному Богу на поклонение Ваалу. Иезавель Фиатиры «называет себя пророчицею». (2:20). В ранней церкви женщины так же получали дар пророчества (Лк. 2:36; Деян. 21:9). Дар пророчества очень ценился, так как на пророков смотрели как на тех, кто непосредственно получает откровения от Бога.

Иезавель из Фиатиры претендует на этот дар. О ней сказано: « Она учит рабов Моих любодействовать и есть идоложертвенное». То же самое мы встречали в церквях Ефеса и Пергама. Ложное учение осаждало эти две церкви, но церковь в Фиатире, как ясно говорит греческий текст, попустительствовала ему, терпела его присутствие. Пророчица открыто учила и побуждала к компромиссу с мирскими стандартами, она делала это с большим успехом, так как большинство общины следовало ее лживому учению. Только меньшинство, названное «прочими» (Откр. 2:24), не уступило ее сильному влиянию и сохранило верность евангелию, проповеданному Иоанном. Если церковь Ефеса страдала недостатком пылкой любви и сосредотачивалась только на послушании Богу, вследствие этого становясь законнической и жесткой в обращении с теми, кто уклонился в ложные доктрины и их исправлении, то церковь Фиатиры впала в противоположную крайность. Сделав акцент на евангельской любви, эта церковь терпела ложное учение, которое извращало верную доктрину и поведение, нанося большой вред чистоте евангелия и единству церкви.

Христос не был доволен подходом этой женщины и ее последователей. Он предпринял несколько решительных шагов. Во-первых, Он «дал ей время покаяться». Поскольку она упорствовала и не каялась, Он предупреждал, что пошлет большую скорбь ей и тем, кто «любодействует с нею» (то есть, ее последователям). В Библии неверность Богу часто описана словами, обозначающими супружескую неверность (Исх. 34:15-16; Втор. 31:16; Ос. 9:1; Мф. 12:39; Мк. 8:38). Здесь, об Иезавели и ее приверженцах, шедших на компромисс и подстраивающихся под мир, сказано, что они совершают духовную измену. Таким образом, последний шаг Иисуса заключается в предупреждении поразить смертью ее детей. Это очень серьезная угроза, хотя это выражение нужно понимать символически. Суд над этой группой соглашателей должен был послужить уроком для спасения других: «И уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (2:23). Право исследовать внутренности (где находятся эмоции) и сердца (где находятся разум и воля) принадлежит только Богу (Иер. 17:10; см. 3 Цар 8:39; Притч. 24:12). Христиане Фиатиры находятся под испытующим оком Того, Кто может проникать в тайные мысли, чувства и ведущие мотивы. Ничто не сокрыто от всепроникающего взгляда Христа (Евр. 4:13).

Совет Иисуса церкви(2:24-25). Иисус называет « прочими» тех, кто остался верными в Фиатире. Этим словом назван в книге Откровение верный Божий народ времени конца. (12:17). «Прочие» – это те, кто не знает глубин сатанинских. Глагол «знать» в Библии значит больше, чем интеллектуальное знание, он обозначает знание, полученное из опыта, включая интимные взаимоотношения (cм. Быт. 4:1; 19:5, 8). Эти оставшиеся не участвовали в духовной измене, не испытали в своей жизни глубин сатанинского ложного учения, но остались послушными и не задетыми этим обольщением. Иисус обещает, что не наложит на них иного бремени; только то, что имеют, они должны держать, пока он не придет. «Иное бремя» отсылает нас к наставлениям, данным апостолами на совете в Иерусалиме (cм. Деян. 15:28-29).


Обетование победителю(2:26-28). Победителям Фиатиры, тем, кто остался верен Христу, дано двойное обетование. Во-первых, им будет дана власть над язычниками («народами»- буквально с англ. – прим. перев.). Мы вспоминаем слова из Пс. 2:8-9: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

Иисусу была дана власть править над народами (Откр. 12:5; 19:15; cр. Мф. 28:18; Откр. 12:10). Церкви в Фиатире Он обещает, что недалек тот день, когда верный и послушный остаток разделит власть с Иисусом, они будут царствовать с Ним (cр. Откр. 1:6; 3:21). Исполнение этого обетования, данного в Пс. 2 осуществляется в Откровении 20-22, когда народ Божий на престоле царствует вместе с Иисусом в небесных дворах.

Второе обетование заключается в следующем: и дам ему звезду утреннюю. В Откр. 22:16 Иисус называет Себя «звездой светлой и утренней». Все это напоминает нам пророчество Валаама: «Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» (Числ. 24:17). Как указывает Баркли: «Обетование об утренней звезде - это обетование о Самом Иисусе».[49] Победители не только будут с Христом и воцарятся с Ним, у них еще будут особые, тесные отношения с Ним, они никогда не потеряют Его и будут с Ним всю вечность.

Призыв услышать Духа.Опыт меньшинства в церкви Фиатиры доказывает, что любовь и вера, проявленные в христианском служении и терпении, могут существовать даже там, где большинство церкви выбрало компромисс с мирскими стандартами и восприняло нехристианский образ жизни. Христианское служение и терпение – это результат работы и преобразующего влияния на сердце Духа Святого; они не зависят от наличия благоприятных обстоятельств.

* * * * * * *

Некоторые считают, что Средние века, так называемое Мрачное Средневековье (с шестого по шестнадцатый век), хорошо подходят по времени к церкви Фиатиры. Это был темный и трудный период в истории христианской церкви, когда церковные традиции подменили собою Библию и стали источником учения и образа жизни. Вместо того, чтобы учить Библейским истинам и поведению, церковь допускала грех, ложное учение и то, что противоречит Библии. Таким образом, люди отступили от простоты евангелия. Дела стали рассматриваться как средство получения спасения. Те, кто сопротивлялся отступлению и тлетворному влиянию государственной церкви, терпели гонения и преследования. К концу этого периода раздавались многочисленные голоса в пользу реформ, и это привело к Реформации и возврату к простоте и чистоте евангелия.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.016 с.)