Весть Христа к Церкви в Лаодикии (3:14-22) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Весть Христа к Церкви в Лаодикии (3:14-22)



14 «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
17 Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.
22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам».

Примечания

3:14 "Лаодикия ". Лаодикия (современный Ески-хисар) находилась примерно в сорока пяти милях к юго-востоку от Филадельфии, и примерно в сорока милях к востоку от Ефеса. Благодаря своему благоприятному расположению на пересечении римских дорог, город стал одним из самых больших центров торговли и финансов древнего мира. Лаодикия была необыкновенно богата, и очень гордилась этим. Когда около 60 г. н.э. город был разрушен землетрясением, его жители, согласно римскому историку Тациту, отказались от помощи империи и восстановили город за счет собственных средств. (Анналы 14.27). Большая часть городского благосостояния приходила от пошива одежды и банковских сделок. Лаодикия была хорошо известна своим качественным производством мягкой и блестящей черной шерсти, из которой изготовлялись различные одежды и ковры, расходившиеся по всему миру. Это коммерческое благосостояние делало город большим банковским центром, где хранилось большое количество золота.

Вдобавок ко всему, Лаодикия была знаменита своей школой медицины, известной в древнем мире лечением глазных болезней при помощи мази, делавшейся из «Фригийского порошка», смешанного с маслом. Торговый, финансовый и ремесленный успех наполнял сердца горожан гордостью, которая со всей очевидностью так же пропитала и церковь: "Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"(Откр. 3:17).

"…Начало создания Божия… " Греческое arche может иметь разное значение: «начало (во времени)», «происхождение», «источник» или «начальник». То же самое слово используется в Кол. 1:18, где Христос «начаток» творения; «все Им и для Него создано» (Кол. 1:16; cр. Ин. 1:3). Тот факт, что Лаодикия находилась рядом в Колоссами, и то, что Павел призывал Колоссян дать Лаодикийской церкви прочитать его послание к ним, предполагает, что Лаодикийцы были хорошо знакомы с описанием Христа как «начатка» творения Божия. Перевод слова как «источник», «происхождение» или «начальник» будет согласоваться с контекстом.

3:15 "…Холоден или горяч... " Греческое psuchros может значит «ледяной» (ср. Сирах 43:20 говорит о холодном северном ветре, охлаждающем воду до состояния льда). Греческое zestos означает «кипящий». Глагол zeo, «кипятить», обычно переводится как «гореть» (cр. Деян. 18:25; Рим. 12:11).


3:16 "…Ты тепл... " Большинство исследователей толкуют это выражение в свете географического окружения города. Несмотря на богатство и состоятельность города, самой большой проблемой Лаодикии была плохая вода. В шести милях от Лаодикии находился город Иераполь. Пенящиеся горячие минеральные источники текли там со склона холма, эта вода использовалась, в основном, в медицинских целях. Так как в Лаодикии не было естественных источников воды, она пользовалась водой из этих горячих источников, прошедшей по акведуку длиной около 6 миль. К тому времени, когда вода доходила до города, она остывала и становилась теплой. Она вполне годилась для купания, но на вкус была неприятной и бесполезной для лечения больных.[61]

3:17 "Беден ". Греческое ptochos означает «крайне беден», «беден, как нищий».[62]

3:18 "…Срамота наготы твоей..." Нагота в древнем мире означала быть под судом, быть жестоко униженным. (cр. 2 Цар. 10:4-5; Ис 20:4; Иез. 16:37-39; Наум. 3:5; Откр. 17:16). Одеть нагого - значит покрыть его срамоту (Лк. 15:22; Откр. 16:15). Быть одетым в хорошие одежды, с другой стороны, было знаком особой чести (cр. Быт. 41:42; 4 Цар. 25:29; Есф. 6:6-11; Дан. 5:29).

 

3:19 "Покайся ". См. Примечание на Откр. 2:5.

3:20 "Стучу". Настоящее время предполагает длящееся действие, постоянный стук.

"Вечерять". Греческое deipneo означает «ужинать». Это слово относится к вечернему приему пищи, который был «основным приемом пищи и обычным поводом для гостеприимства».[63] Основываясь на священных обрядах принятия пищи в Греко-римской религиозной практике, Дэйвид Аун предполагает, что дверь, в которую стучит Христос, отражает тот факт, что дома христиан в первом веке «обычно использовались как место собрания для поклонения». Но Аун признает, что этот отрывок адресован каждому христианину в отдельности, а не общине. Пища, принимаемая совместно Христом и верующим, может быть, по его мнению, «вечерей Господней, но возможно, что это просто пища, предназначенная только для двоих – Иисуса и его последователя».[64] Так как в тексте скорее имеется в виду каждый христианин в отдельности, а не собрание общины, то прием пищи, о котором здесь говорится, скорее всего – вечеря общения.

3:21 "Побеждающему ".См. Примечание на Откр. 2:7.

"…Дам сесть со мною на престоле Моем… " В древности на Ближнем Востоке престолы были похожи на ложе.[65] Сидеть по правую руку царя на его престоле означало, таким образом, самую великую почесть (cр. 3 Цар 2:19; Пс. 109:1; cр. так же 1 Ездры 4:29).

Толкование

Лаодикийской церкви Христос представляет Себя с помощью трех титулов. Во-первых, Христос – Аминь. Слово «аминь» приходит к нам из еврейского языка через греческий и означает в основном «действительно». Согласно Баркли, оно использовалось «чтобы подтвердить и гарантировать, что утверждение полностью истинно и заслуживает доверия.[66] Этот титул напоминает о Ис. 65:16, где Бог назван «Богом истины» (по-еврейски, «Богом аминь»). В евангелиях Иисус часто начинает Свои высказывания со слов «Истинно, истинно говорю вам» (amen в греческом; см. Ин. 1:51; 3:3, 5, 11).

Далее, Иисус открывается как «свидетель верный и истинный». Он свидетель, на которого мы можем полностью положиться. Скорее всего, именно это имел в виду Павел, когда сказал: «Ибо все обетования Божии в Нем «да» и «аминь», - в славу Божию, через нас» (2 Кор. 1:20). И, наконец, Иисус – «начало создания Божия»; т.е. Он источник происхождения мира и имеет абсолютную власть над ним. Самодовольной церкви Лаодикии Христос представляет Себя как «Аминь» Бога в верности и верном свидетельстве, как единственный, имеющий абсолютную власть над миром, потому что Он - источник происхождения всего творения».[67] Его верное свидетельство раскрывает реальное положение церкви, отпадающей от Него. Поэтому, когда Он говорит, церковь должна слушать и исполнять.

Оценка церкви Иисусом (3:15-17). Оценка Иисуса церкви Лаодикии начинается с очень серьезного обличения: «З наю твои дела; ты ни холоден, ни горяч». Далее следует очень серьезная угроза: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Эта образность взята из обеспечения города водой. Лаодикия обеспечивалась водой из горячих источников Иераполя, которые были почти в шести милях от города. Когда вода достигала его, она становилась теплой, и, хотя в ней можно было купаться, но она была неприятна для питья.
«Иисус бы предпочел, чтобы церковь была либо холодна, либо горяча. Теплое состояние означает компромисс. Лаодикийцы находились между Христом и миром. Их теплое состояние говорило о том, что они впали в безразличие и самодовольство. Они потеряли первоначальный энтузиазм и рвение к духовному» (см. 3:19). Их теплое состояние не давало «ни свежести духовно утомленным, ни исцеления духовно больным».[68] Кажется, что больше надежды в духе противления и противоборства, чем в таком отношении компромисса и безразличия. Христос питает отвращение к половинчатому подчинению и служению: «Никто не может служить двум господам» (Mф. 6:24; Лк. 16:13).

Лаодикийцев не обвиняют в отступлении или ереси. Иисус не находит серьезного греха в них. Но и доброго о них сказать не может. Они даже не терпят ни от кого гонений. Их самая большая проблема – равнодушие. Кажется, что они заразились той же присущей горожанам гордостью и самонадеянностью, это видно из их слов: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды».

Город Лаодикия гордился своим материальным благосостоянием, изготовлением одежды, известной глазной мазью. Этот дух явно проник и в церковь. Лаодикийские христиане все надежды возлагали на свое благополучие. При этом они могли считать его «благословением от Бога», таким образом, заблуждаясь в отношении своего «истинного духовного состояния».[69] Это напоминает нам похвальбу Ефрема в Ветхом Завете: «Однако я разбогател; накопил себе имущества, хотя во всех моих трудах не найдут ничего незаконного, что было бы грехом» (Ос. 12:8). Когда церковь Смирны кажется бедной, являясь на самом деле богатой (Откр. 2:9), тогда Лаодикийцы думают, что они богаты, а на самом деле бедны в своей духовной гордыне: «А не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». Они не видят своего собственного духовного состояния: считают себя не теми, кем они являются. Духовно они крайне бедны (как говорит греческий текст), наги и слепы. Церковь находится в очень опасном положении.

Совет Иисуса церкви (3:18-20). Тот факт, что Христос почти готов извергнуть теплых Лаодикийцев из уст Своих, говорит о том, что они все еще имеют возможность покаяния (cм. 3:19). Совет Иисуса церкви соответствует ее состоянию самообмана. Сначала Христос советует им купить у него золото, огнем очищенное, чтобы обогатиться. Тот факт, что их призывают купить, предполагает, что у них что-то есть в обмен на то, что они могут его получить. У них есть очевидная нужда в том, чтобы оставить свою гордость и самодостаточность. Текст Нового Завета, помогающий нам понять, что Имеет в виду Иисус, предлагая «золото огнем очищенное», записан в1 Петр. 1:7, где говорится об испытанной вере: «Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа». Человек может иметь богатство, но за все богатство не купишь счастья и духовности.

Христос далее увещевает церковь купить у Него «белую одежду», чтобы прикрыть «срамоту наготы своей». Белые одежды – это частый в книге Откровение символ спасения и верного положения пред Богом (cм. Откр. 3:4-5; 6:11; 7:9, 13-14). Светлые и чистые одежды – это «праведность святых» (Откр. 19:8). «Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня», - восклицает Исайя (Ис. 61:10). Белые одежды явно говорят как о настоящей реальности, так и об обетовании будущего (cм. Откр. 3:4-5). Быть одетым в белые одежды означает быть избавленным от унизительного состояния наготы и срама греха. Когда блудный сын возвратился домой, на него была одета лучшая одежда, чтобы покрыть позор его наготы (Лк. 15:22). Одежды отличают Божий народ последнего времени в ходе битвы Армагеддон: «блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим, и чтобы не увидели срамоты его» (Откр. 16:15; cр. Mф. 22:11-14). Лаодикийцам нужна одежда Христовой праведности, чтобы покрыть никчемное и жалкое состояние наготы.

Больше всего этой церкви нужна «глазная мазь», чтобы помазать глаза свои, чтобы видеть и понимать свое истинное духовное состояние. Когда их глаза откроются, они увидят, что не таковы, какими считают себя. Автор 118 псалма молится: «Открой очи мои, и увижу…»(118:18). Подобно этому, Павел молится о Ефесянах: «Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» (Eф. 1:17-18). В чем Лаодикийцы нуждаются, так это в распознающем, действенном влиянии Духа Божьего в их жизни.

Лаодикийцы не оставлены в безнадежной ситуации; им все еще дается возможность покаяния: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю.Итак, будь ревностен и покайся». Это прямая аллюзия на Притч. 3:12 «Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну». (cр. Иов 5:17). Христос любит их, поэтому наказывает и исправляет. Павел говорит, что мы «наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». (1 Кор. 11:32). Цель божественного наказания далее объясняется автором послания к Евреям:

«Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей -- для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».(Евр. 12:5)

Что особенно интересно: из всех семи церквей только Филадельфийской и Лаодикийской прямо сказано, что Христос их любит. Христос любит своих верных, но даже те, кто не верны, также являются объектом Его любви. Однако эта любовь выражается в наказании и порицании для того, чтобы сделать их ревностными (а это эквивалентно «горячими») к покаянию. Покаяние – это обращение и разрыв с настоящим положением. Баркли указывает на тайное высказывание, приписываемое Христу в апокрифе «Деяния Петра»: «Если только вы не сделаете правую руку левой, и левую – правой, то, что вверху – тем, что внизу, и то, что спереди – тем, что сзади, то не узнаете Царства Божьего». Баркли далее объясняет:

«Когда правое оказывается слева, и то, что перед, оказывается сзади? Явно, что когда человек обращается. Когда то, что вверху оказывается как то, что внизу? Когда человек, так сказать, стоявший на голове, начинает видеть мир в обратном направлении, когда его ценности переворачиваются и то, что он считал важным, становится не важным, когда те вещи, которыми он пренебрегал, становятся самыми важными в жизни. Покаяние означает переворот в направлении жизни для того, чтобы повернуться лицом к Богу».[70]

Именно таким образом христианам Лаодикии предлагается покаяться.

Любовь Христа к Лаодикийской церкви лучше всего иллюстрируется впечатляющей картиной Христа, стоящего у двери: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Эта сцена напоминает нам о возлюбленном из Песни Песней, который стучится в дверь своей любимой и умоляет впустить его (5:2-6). «На Ближнем Востоке совместная трапеза говорит о формировании крепких уз привязанности и общения. Как таковая, она стала общепринятым символом близости, которой будут наслаждаться в грядущем мессианском царстве».[71] В слепоте своего самодовольства Лаодикийцы удалили Христа из своей жизни. Их религия не была сосредоточена на нем. Леон Моррис замечает: «До этого момента послание обращалось к церкви в целом, но теперь происходит перемена. «Если кто» - это призыв к отдельному человеку. Даже если вся церковь в целом не примет предостережения, но некоторые люди могут это сделать».[72] Иисус стоит у двери сердца человека и просит, чтобы его пригласили на вечерю взаимной задушевной любви. Он не врывается. Теплые и равнодушные Лаодикийцы должны сделать свой выбор, ибо скоро будет уже слишком поздно.

Обетование победителю (3:21). Иисус обещает побеждающим верным последователям из Лаодикийской церкви: «Дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его». Здесь мы встречаемся с реальным положением христиан. Это обетование Лаодикийской церкви включает в себя все остальные обетования. Так же как Иисус Христос был вознесен к престолу Вселенной и находится одесную Отца, так же Бог нас «воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе.» (Eф. 2:6). На Ближнем Востоке престол «был больше похож на ложе, чем на отдельное сидение».[73] Зная это, картина становится еще более определенной. Верному народу Божьему обещано, что они разделят с Иисусом Его престол. Они уже вознесены в небесные дворы (cр. Откр. 1:6; 5:9-10). Но окончательное исполнение обетования о разделении престола со Христом, данного побеждающему, осуществится при Втором Пришествии (cр. Откр. 20:4-6).

Призыв услышать Духа. Весть к Лаодикийской церкви направлена ко всем, кто возлагает свои надежды на временное материальное благополучие – к тем, кто в состоянии самонадеянности считает, что их материальное богатство – это знак Божьего расположения к Ним. Когда современные христиане, подобно Лаодикийской церкви, выглядят равнодушными и чувствуют отсутствие посвящения в своих отношениях с Христом, лучше всего прислушаться к словам Христа: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.» (Откр. 3:18).
Больше всего Лаодикийская церковь нуждается в глазной мази, чтобы ясно увидеть свое реальное положение. То, что они свободны от отступления или ереси, в них не найдено серьезного греха и то, что они хорошего о себе мнения, это еще не гарантия их отношений со Христом. Христос страстно желает стать центром внимания церкви – центром жизни, поклонения, дел и поведения. Даже если церковь в целом находится в состоянии самодовольства и полупосвященного служения Богу, призыв к покаянию обращен к каждому члену. Иисус ожидает, что люди откликнутся. Именно это и принесет пробуждение и реформу вялой и лишенной энтузиазма Лаодикийской церкви

* * * * * * *

То, что Иоанн предназначал вести к Лаодикии быть моделью для церкви последнего периода земной истории, подтверждается вербальными и концептуальными параллелями между вестью к Лаодикии и последним предостережением христианам в преддверии битвы Армагеддон (Откр. 16:15). Эта церковь находится в наиболее затруднительном положении. Она проходит через великие политические, религиозные и светские волнения, ей бросаются такие вызовы, какие не были брошены ни одному предыдущему поколению христиан. Но все же она равнодушная и самодовольная церковь, ей присуще отсутствие ревности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.014 с.)