Управление в различных секторах современной экономической системы: сравнительный анализ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление в различных секторах современной экономической системы: сравнительный анализ.



Экономическая система государства представляет собой совокупность всех экономических процессов общества и базируется на сложившихся в ней формах собственности и способах регулирования

Научной базой экономической политики государства является макроэкономика, которая предлагает общезначимые пути, пригодные для решения экономических задач. Задача политиков — выбор из предложенного набора решений оптимального.

Социально-экономические отношения являются основным элементом экономической системы и определяются характером отношений людей, которые складываются под влиянием отношений собственности в обществе. На сегодняшний день в мировой практике насчитывается несколько типов экономических систем, наиболее распространенные — рыночная и административно-командная.

Характерными чертами административно-командной являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, адресное директивное планирование, обеспечивающее прямое управление экономикой из единого центра, полный контроль государства за производством и распределением, преобладание административно-распорядительных методов в управлении. Такая система свела на нет самостоятельность основных звеньев экономики — предприятий, заинтересованность работников в результатах своего труда. Показав возможность успешного функционирования в чрезвычайных и экстремальных ситуациях (голод, война, разруха), командно-административная система продемонстрировала свою несостоятельность и поставила постсоциалистические государства перед проблемой реформирования их экономических систем.

Основными чертами рыночной экономики являются частная собственность и свобода всех участников экономической деятельности. Основное преимущество рыночной экономики состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов в максимальном приближении их к общественным потребностям. Но, если рыночный механизм экономики свободной конкуренции все фундаментальные задачи экономического развития решал через рынок и цены, в современной рыночной экономике наблюдается активное вмешательство государства в процессы развития национальной экономики. Это говорит о том, что в современных условиях частная собственность хотя и является определяющим, но не единственным элементом рыночной системы.

С учетом вышесказанного система государственного регулирования должна строиться с учетом ряда объективных требований:

— во-первых, она должна быть адекватна объективным условиям функционирования и состоянию развития экономики на соответствующем историческом этапе. Так, например, формируясь в условиях переходного периода, она должна исходить из высокой доли госсектора, из неадекватности структуры производства имеющимся возможностям и т.д.;

— во-вторых, она должна строиться на комплексном подходе, который предполагает, что механизм регулирования будет охватывать с разумной степенью «погружения» все экономические и социальные процессы и в равной степени будет срабатывать на всех уровнях управления;

— в-третьих, государственное регулирование должно учитывать такие особенности регулируемых систем, как организованность, иерархичность и многоуровневость, неразрывное единство с внешним окружением и др. Например, организация регулирующего воздействия государства на развитие национальной экономики означает воздействие на ее отдельные подсистемы (регионы, отрасли, социально-экономические процессы и явления и т.д.) в заданном направлении.

Управление государственным сектором экономики

Важнейшая роль в реализации функций государства по обеспечению общих условий функционирования экономики для осуществления жизнедеятельности общества принадлежит государственному сектору. Государственный сектор — это «часть экономики страны, представляющая собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным органам, полностью контролируемая государством».

В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования, где государство является собственником, инвестором, организатором научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, госсектор — самостоятельный инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию ряда принимаемых государством мер, касающихся частного сектора либо экономики в целом.

На сегодняшний день государственный сектор есть практически во всех странах с рыночной экономикой, но он занимает различный удельный вес, что и предопределяет меру его влияния на экономику страны. В США и Великобритании, например, отдается приоритет развитию частного сектора, во Франции — государственного. В Республике Беларусь масштабы государственного сектора достаточно велики. В дореформенный период государство являлось собственником около 95 % средств производства, объектов непроизводственного назначения и управляло ими непосредственно. За последние 10 лет в Беларуси был реформирован 31% государственныx объектов, в том числе 780 республиканской и 2410 коммунальной собственности. Этo составило 28% от общегo числа госпредприятий, подлежащиx приватизации.

Как правило, госсектор занимает сферы и отрасти, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и незначительной скорости оборота капитала (энергетика, транспорт, сферы образования и здравоохранения, др.). Кроме того, через государственный сектор осуществляется «оздоровление» отраслей, переживающих кризис. Нередко государство создает новые объекты в регионах, отраслях, куда частный капитал идет неохотно, тем самым государство поддерживает определенную структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. Наибольшую значимость государственный сектор как инструмент регулирования экономики приобретает в условиях экономической депрессии или кризиса.

Тем не менее, в рамках государственного сектора экономики существует большая возможность проявления таких негативных явлений, как бюрократизация (например, рост численности управленческого персонала предприятий, основанных на государственной форме собственности), неэффективный механизм использования ресурсов, негибкое реагирование на изменения конкурентной ситуации, высокий уровень политизированности. Негосударственный сектор имеет приростные показатели в 1,5 раза более высокие, чем государственный сектор. Поэтому увеличение доли государственного сектора часто отрицательно сказывается на экономическом развитии страны.

В России произошла потеря функций государственной вертикали власти в регионах, результатом чего явилось отсутствие регулирующих директив централизованно планируемой экономики и стимулов для цивилизованного рыночного ведения хозяйства. По сравнению с Россией экономическая политика в Беларуси проводится с помощью созданной жесткой государственной структуры — президентской вертикали, причем происходит ориентация на формирование рыночного социализма белорусской модели: рыночный социализм = смешанная собственность + государственная координация (по Яношу Корнаи: рыночный социализм = государственная собственность + рыночная координация). Последствием реализации такой политики является государственный, ведомственный и производственный монополизм, который ведет к застою во всех сферах экономики.

Несоответствие производства потреблению и наличным ресурсам вызывает необходимость совершенствования структуры производства — проведения государственной структурной политики, которая направлена на качественное совершенствование и восстановление объемов производства при активной государственной поддержке перспективных отраслей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.176.3 (0.005 с.)