Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурно-функциональный подход к обществу и управлению. Понятия социальных функций, дисфункций, латентных функций; взаимосвязь структуры и функции. Работы Р. Мертона.

Поиск

 

 

Мы намеренно представили Р. Мертона как сторонника и структурного, и функционального подходов. Действительно, в 1949 г. он опубликовал работу «Парадигмы для функционального анализа» и явился миру социальных наук как последовательный приверженец функционализма. Но в 1975-м он написал книгу «Структурный анализ в социологии» и предстал теперь уже как структуралист. Это говорит о том, что Р. Мертон, как и многие другие современные социологи, рассматривает структурный и функциональный анализ как два метода, естественно дополняющие друг друга и друг другу не противоречащие.

Социальная жизнь представляется сторонникам структурно-функционального подхода как огромное множество разнообразных, разноуровневых взаимодействий людей, их переплетение и взаимовлияние. Все социальные позиции индивидов и групп в иерархии общества, понимаемые как суммарные внешние (социальные) связи и взаимоотношения, классифицирующиеся по различным индивидуальным и групповым признакам, и называются социальной структурой общества. Она помогает определить место, социальное положение, позицию, статус и роль каждой социальной группы и личности, каждого структурного элемента.

► Социальные функции – это то, что производится, пополняется структурными элементами. В то же время они характеризуют положение, статус каждого элемента в социальной структуре.

Таким образом, разделение общественной жизни на структуры и функции элементов становится весьма условным: то, что с одной точки зрения определялось как структура, может быть представлено как функция, и наоборот. Например, назначение офицера на вышестоящую должность можно понимать как изменение его социального статуса и как выполнение им новых функций; его статус можно считать набором функциональных обязанностей, а сумму его должностных обязанностей можно представить как его положение в системе власти, как социальный статус.

Каждая социальная система, по представлениям структурных функционалистов, должна отвечать определенным требованиям структурной и функциональной необходимости, или так называемых структурно-функциональных императивов. Основными императивами являются:

приспособление системы к окружающей среде (адаптация);

организация межличностного общения между его членами;

обеспечение контроля и профилактики конфликтов.

Поведение личности в такой системе определяется ее социальным статусом и социальной ролью.

Иерархическое построение статусов имеет мотивационное значение, толкающее индивида к достижению все более высокого статуса, так как это вознаграждается увеличением социальных льгот, социального престижа. Деятельность индивидов на своих социальных позициях в соответствии с их социальными ролями служит не только удовлетворению их индивидуальных потребностей, но и исполнению общественно-полезных функциональных императивов.

Сторонниками структурно-функционального анализа в современной социологии кроме Р. Мертона являются Т. Парсонс, А. Гидденс, Н. Луман и др.

Дисфу́нкция — социологическое понятие, означающее некорректное выполнение определённой функции. Другими словами, «социальная деятельность или институт имеет дисфункции тогда, когда некоторые из её или его последствий препятствуют другой деятельности или другому институту».

Латентные Функции - внешне не проявляющиеся (скрытые) функции социального института или лиц, представляющих его.

 

 

Управленческий анализ основных социальных структур: малые группы, социальные слои (страты), организации, институты.

 

 

Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов" (6, с. 227). Другими словами, малыми группами называются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Представим себе производственную бригаду, где все друг друга знают и общаются между собой в ходе работы, - это малая группа. С другой стороны, коллектив цеха, где работники не имеют постоянного личного общения, - это большая группа. Об учениках одного класса, имеющих друг с другом личный контакт, можно сказать, что это малая группа, а об учениках всей школы - что большая.

Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами; что же касается большой группы, то она может быть только вторичной. Многочисленные исследования малых групп, проведенные Р. Бейзом и Дж. Хомансом в 1950 г. и К. Холландером и Р. Миллсом в 1967 г., показали, в частности, что малые группы отличаются от больших не только размерами, но и качественно иными социально-психо-логическими характеристиками. Различия в некоторых характеристиках малых и больших групп можно представить себе так:

Организация

Организация - это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью

Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по вй работке новых норм, налаживанию устойчивых связей, а также координации усилий отдельных членов социальной группы. Эта деятельность лучше всего характеризуется словом "организовывание". Иначе говоря, это деятельность, направленная исключительно на достижение эффекта синэргии путем обеспечения условий для согласованных действий, кооперации и интеграции индивидов в группе. Например, руководитель организует производственный процесс. Это означает, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечивалась непрерывность и быстрота выполнения операций. Кроме того, он должен обеспечить взаимозаменяемость и установить нормы выработки, режим рабочего дня, взаимодействие рабочих участка и поставщиков и т.д. Эта деятельность называется организацией производственного процесса.

Во-вторых, организация часто понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Это значит, что социальный объект имеет некоторое внутреннее строение и состоит из частей, определенным образом связанных. Обычно термин "организация" в этом смысле применяется для различения организованных и неорганизованных структур. Говорят, в частности, что какая-либо группа организована, если в ней существуют устойчивые социальные роли (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела), правила, регулирующие поведение людей, а также упорядоченные связи с окружающими группами.

В-третьих, под организацией понимается искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию. Банк в этом отношении представляет собой организацию, члены которой участвуют в выполнении функции накопления, распределения и упорядоченного использования денег, а школа - организацию, коллектив которой участвует в выполнении функций передачи знаний молодому поколению и его социализации.

Все три значения понятия "организация" тесно связаны между собой. Всякая организованная группа (третье значение этого понятия) должна формироваться в ходе ее "организовывания", т.е. деятельности по формированию ее внутренней структуры, системы коммуникации, культурных особенностей, а также по распределению социальных ролей. Очевидно, что когда такая организованная группа оформится, то она будет обладать тем внутренним качеством, которое мы назвали организованностью.

Термин «институт» происходит от латинского слова institutum — установление, устройство. В социологию этот термин пришел из юриспруденции, где под ним понималась совокупность юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в той или иной сфере (например, институтами назывались собственность, наследование, брак и т.п.). В социологии понятие «социальный институт» приобрело значение особого типа устойчивой регламентации социальных связей, отношений и организационных форм социального регулирования поведения субъектов.

Институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью интересов социологической науки. Классики социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.) рассматривали институты с позиций их роли в поддержании порядка в обществе. Уже социальная статика О. Конта в качестве основных элементов, поддерживающих согласие и порядок в обществе, рассматривала институты, верования и моральные ценности. Термин «социальный институт» впервые в социологической науке употребил Г. Спенсер. Он придавал огромное значение институциональным порядкам и считал, что необходимость формирования социальных институтов обусловлена борьбой за существование общественного организма в условиях эволюции.

Э. Дюркгейм, как и Конт, видел функции социальных институтов в поддержании солидарности. К. Маркс понимал институты как исторически сложившиеся структуры, обусловленные производственными отношениями. В качестве таких форм организации и регулирования социальной деятельности он анализировал частную собственность, разделение труда, майорат и другие институты. М. Вебер считал, что социальные институты должны изучаться в той форме, в какой они являются значимыми для индивидов. Поскольку в его представлении общество становится все более рациональным, то именно рациональное действие имеет значение. В качестве структурного компонента рационально организованного капиталистического предприятия Вебер рассмотрел институт бюрократии.

Понятие «социальный институт» занимает центральное место в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс строит модель общества как систему социальных отношений и социальных институтов. Социальные институты — это ценностно-нормативные комплексы, регулирующие поведение индивидов. В качестве устойчивых конфигураций они образуют статусно-ролевую структуру общества. Именно нормативно-ролевая институциональная структура обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Структурно-функционалистское представление о социальных институтах является наиболее разработанным в западной и отечественной социологии.

Несмотря на то, что каждая социологическая теория, в центре которой находилось понятие института, давала ему свое определение, в целом, сложилось понимание социальных институтов как исторически обусловленных форм организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающих относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

К числу существенных признаков социального института можно отнести:

1) выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

2) определенную организацию;

3) наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей;

4) наличие социально значимых функций института.

Там, где дифференциация групп принимает иерархический характер, возникает социальная стратификация. Термин «стратификация» пришел в социологию из геологии, где «страта» означает геологический пласт. Стратификация может быть определена как структурированная система социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным статусом.

Исходные стратификационные понятия составляют понятия статуса и роли, поскольку они позволяют позиционировать индивида или группу в системе стратификации, существующей в обществе.

Статусом называют позицию человека или группы в той или иной иерархии, связанную с другими позициями через систему прав и обязанностей. Иерархии можно выстраивать по разным основаниям, например, экономическим, профессиональным, обладанием властью и т.д. Соответственно, получим:

экономический статус (уровень дохода).

социально-профессиональный статус (уровень образования и квалификации, должностное положение и позиции на рынке труда);

трудовой статус (условия и содержание труда, степень его автономии);

властный статус (влияние, господство, авторитет).

Каждый человек (группа) одновременно занимает «ступеньки» на множестве социальных лестниц и обладает, таким образом, сразу множеством статусов. Статусная группа — ряд лиц, занимающих одинаковый статус в обществе и ведущих сходный образ жизни, но не образующих реальной группы.

Совокупность всех статусов, занимаемых человеком, называют статусным набором (Мертон). Несовпадение уровня разных статусов индивида или группы называют статусным рассогласованием (несоответствием, неконсистентностью или декомпозицией статусов). Статусы делятся на приписанные (ascriptive), (прирожденный и признанный обществом или группой: пол, национальность, раса и др.) и достигнутые (achieved), или приобретенные (путем усилий, например: муж, студент, банкир, нищий и др.). Важно оговорить, что приписанные статусы (пол, возраст, национальность) интересуют социологию, если они становятся источником социальных различий (например, если представители коренной национальности занимают лучшие профессиональные позиции на рынке труда или если женщины получают более низкое вознаграждение за труд по сравнению с мужчинами), т.е. когда они преломляются в достигнутых статусах.

Изменение статуса выражается понятием социальной мобильности.

Модель поведения, ориентированная на данный статус, — это роль (динамическая сторона статуса). Роль характеризуют, например, социальные нормы. С каждым статусом ассоциируется ролевой набор, который формирует набор социальных отношений.

Стратификационный критерий — это основание, по которому производится выделение той или иной статусной группы. С каждым из стратификационных критериев связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Так, например, экономическая стратификация фиксирует неравенство с помощью следующих критериев:

размеры получаемых доходов;

достигнутый уровень жизни;

масштабы накопленной личной собственности;

масштабы контролируемого производственного капитал

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.17 (0.012 с.)