Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая сумма финансовых доходов

Поиск

 
 

Данный коэффициент можно рассчитать отношением самофинансируемого дохода к добавленной стоимости. Он показывает степень, с которой предприятие самофинансирует свою деятельность в отношении к созданному богатству.

Можно определить так же, сколько самофинансируемого дохода приходится на одного работника предприятия. Такие показатели в странах Запада рассматриваются как одни из лучших критериев определения ликвидности и финансовой независимости компании и могут сравниваться с другими предприятиями.

Помимо показателей ликвидности и платежеспособности для анализа используются другие показатели.


Важнейший из них - коэффициент финансовой свободы Кфс, отвечающий на вопрос, за счет каких источников денежных средств (собственных или заемных) осуществляется коммерческая деятельность данного предприятия:

Считается, что современное предприятие в равной мере использует собственные и привлеченные средства. Поэтому оптимальное значение данного коэффициента = 0,5. Многие высокорентабельные предприятия ведут коммерческую деятельность за счет собственных денежных средств. В этом случае этот коэффициент должен быть равен 1, что означает независимость предприятия от банков и других кредиторов, или полную финансовую свободу предприятия.


Помимо этого целесообразно рассчитать коэффициент маневренности, или долю оборотного капитала в сумме собственных денежных средств:

Данный коэффициент считается корректным в диапазоне 0,4-0,6. На предприятиях с передовой технологией производства он может составить 0,25-0,30. В этом случае собственные средства в основных фондах составляют 0,7-0,75 общей суммы.


Одним из вариантов определения ликвидности служит коэффициент задолженности:

Для безопасности возврата заемного капитала данный коэффициент не должен превышать 1. В этом случае заемные и собственные средства равны, что обеспечивает своевременное погашение образовавшегося долга.



В условиях внедрения полного коммерческого расчета и самофинансирования возросло значение коэффициента инвестирования собственных средств:

Оптимальное значение коэффициента равно 1. Это значит, что всё техническое переоснащение предприятия происходит за счет концентрации и централизации имманентного капитала, т.е. прибыли. Предположим, уставный фонд равен 100 млн. руб. Основные средства - 100 млн. руб. Оборотный капитал формируется за счет банковского кредита. Тогда коэффициент будет равен 1. (100: 100)

Несмотря на надежность, накапливание прибыли - длительный процесс, обрекающий хозяйственный механизм на замедленное развитие. При удовлетворении рыночного спроса на уровне 0,5 целесообразно использовать интенсифицированную модель авансирования предпринимательской деятельности.

Такая модель основывается на привлеченных источниках и прежде всего банковском кредите.


Показатель интенсифицированной модели:

Если банк установит прочность положения предприятия на товарном рынке, то этот коэффициент может достигнуть 0,5. При создание новых предприятий за счет банковских кредитов этот коэффициент приближается к 1.

На первом этапе анализа банк изучает диагностическую информацию о клиенте, в состав которой входят аккуратность оплаты счетов кредиторов и прочих инвесторов, тенденции развития предприятия, мотивы обращения за ссудой, состав и размер долгов предприятия. Если это новое предприятие, то изучается бизнес-план.

Информация о составе и размере активов (имущества) предприятия используется при определении суммы кредита, которая может быть выдана клиенту. Изучение состава активов позволяет установить долю высоко ликвидных средств, которые можно при необходимости быстро реализовать и превратить в деньги.

Рассмотренные показатели, т.е. оценка финансового состояния заемщика и его устойчивость, относятся ко второму этапу определения кредитоспособности. Здесь учитываются не только платежеспособность, но и ряд других показателей: уровень рентабельности производства, коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, эффект финансового рычага, наличие собственного оборотного капитала, стабильность выполнения производственных планов, удельный вес задолженности по кредитам в валовом доходе, соотношение темпов роста валовой продукции с темпами роста кредитов банка, суммы и сроки просроченной задолженности по кредитам и др.

Опыт работы предприятий с иностранными инвесторами и российскими банками говорит о том, что их интересует в основном несколько моментов:

1. Сама идея должна быть привлекательной;

2. Любого инвестора интересует соотношение собственных и заемных средств: сколько предприятие вкладывает и сколько хочет получить от инвестора. Как правило, инвестор может внести 20-40%, а 60% предприятие должно вложить само;

3. В каждом бизнес-плане должна быть расписана схема возврата денег (ежемесячно, ежеквартально или в конце срока);

4. Финансовые расчеты - окупаемость, дисконтирование и т.д.

Основные ошибки, совершаемые предприятиями при осуществлении финансовых расчетов:

- никогда не указывается, учитывается или нет инфляция, а если учитывается, то какие проценты закладываются;

- мало обращают внимание в финансовых расчетах на оборотные средства. Сейчас предприятие самостоятельно рассчитывает и планирует нормативы и зачастую люди, составляющие бизнес-план, не связаны со службами, которые занимаются такими работами. Поэтому, оборотных средств в финансовом разделе, как бы не существует, хотя они занимают важное место;

- никак не обосновывается динамика затрат.

Т.е. многое в бизнес-плане не отражается, а под такой бизнес-план деньги в принципе дать не могут - слишком много упущений.

Самое главное - убедить инвестора, что проект способен выжить и приносить прибыль.

В бизнес-плане должно быть два раздела, связанных с маркетингом:

1. Должен показывать знание рынка, знание конкурентной ситуации;

2. Нужно описать собственную стратегию маркетинга, т.е. как предприятие будет достигать желаемого положения на рынке. Эти разделы до сих пор не прорабатываются.

Исследование может заказать инвестор, прежде чем оплачивать процент. Бывает, что банкам на это выделяют день со стороны.

Можно провести и так называемое платежное исследование рынка по вторичной информации.

По сути, существует две стадии разработки бизнес-плана:

Первая - разработка рекламного бизнес-плана. По сути, бизнес-план сам по себе рекламный документ: ведь предприятие хочет заинтересовать и убедить. Этот проект должен быть коротким, хотя и в нем должны быть цифры, обоснования и т.д.

Если же инвестор заинтересуется, то разработчик будет вынужден составить более детальный план с учетом пожеланий инвестора – вторая стадия разработки бизнес-плана.

Обязательно должен быть маркетинг бизнес-плана. Его нужно продвигать на рынок как товар.

7.2. Методика и основные положения анализа кредитоспособности предприятия (рейтинговый метод)

 

Принимая решение о возможности, целесообразности и условиях кредитования, банк должен, главным образом, выявить наличие потенциальной способности заемщика вернуть полученную ссуду в соответствии с оговоренными сроками. Это возможно лишь в том случае, если финансовое положение заемщика устойчиво, а денежные поступления на его счета за реализованную продукцию осуществляются стабильно.

Принятие решения о заключении кредитного договора осуществляется в условиях многокритериальной задачи. В подобных случаях возможны 3 варианта действий:

¨ Работа с несколькими критериями;

¨ Сведение многокритериальной задачи к однокритериальной;

¨ Смешанный подход.

Первый вариант предполагает следующую последовательность действий:

1. Отбираются критерии оценки, причем по возможности делается их ранжирование по степени важности;

2. По каждому значению устанавливается пороговое значение;

3. Для потенциального заемщика по предоставленным им данным рассчитываются значения критериев и сравниваются с пороговыми значениями;

4. Условия кредитования устанавливаются в зависимости от того, сколько и каких критериев не соответствуют пороговым значениям.

Основная трудность в реализации этого подхода состоит в том, что при большом наборе критериев и достаточно жестких пороговых значениях различные потенциальные заемщики могут не удовлетворять требованиям по различным критериям, т.е. будет достаточно трудно разработать какой-то более или менее унифицированный подход к отбору заемщиков. Этот подход используется многими аудиторскими компаниями для оценки возможного банкротства компании.

Второй вариант предполагает ориентацию на один критерий. В его качестве может выбираться один из стандартных показателей, имеющих вполне понятную экономическую интерпретацию (например, один из коэффициентов ликвидности, коэффициент обеспеченности процентов и т.п.), либо этот критерий разрабатывается в виде некоторого искусственного показателя, обобщающего частные критерии. Для этого обобщающего показателя устанавливается пороговое значение, с которым и делается сравнение фактического значения критерия, рассчитанного на потенциального заемщика.

Основная трудность при реализации этого подхода заключается в способе конструирования обобщенного показателя. Чаще всего он представляет собой линейную комбинацию частных критериев, каждый из которых включается в обобщенный показатель с некоторым весовым коэффициентом. Именно такой подход был использован Э. Альтманом при разработке Z -критерия для прогнозирования банкротства.

Третий подход является в некотором смысле комбинацией двух первых. Разрабатывается иерархическая система критериев, состоящая из одного обобщенного показателя и совокупности подчиненных частных показателей, используемых в случае необходимости в качестве дополнительных критериев. Сложности, описанные выше, присущи и этому подходу.

Именно этот подход применяется в методике рейтинговой оценки кредитоспособности заемщиков, используемой в РФ.

Считается, что основная масса потенциальных заемщиков принадлежит к одной из трех отраслей: промышленность, снабжение, торговля. Основой системы критериев является обобщающий показатель - рейтинг R, который строится на основе трех экономических показателей: коэффициента текущей ликвидности, коэффициента быстрой ликвидности и коэффициента концентрации собственного капитала.

Алгоритм построения заключается в следующем:

Для каждого из трех показателей установлена классность, при этом для каждой отрасли три класса. В зависимости от того, какое значение имеет частный критерий, любая коммерческая организация может быть отнесена по данному критерию к первому (наиболее предпочтительному), второму, третьему классу.

Каждому из трех показателей присваивается вес, значения которого различны в зависимости от отрасли. Далее номера классов, умноженные на весовые коэффициенты, складываются, давая в сумме значение R. Область изменения R разбита на несколько интервалов; в зависимости от того, в какой интервал попадает значение R для конкретной компании, ему присваивается соответствующий класс кредитоспособности. Если значение R близко к границе, разделяющей два смежных интервала, рассчитываются дополнительные частные критерии, для которых так же установлены пороговые значения. Они используются для более обоснованного отнесения предприятия к тому или иному классу кредитоспособности. В качестве таких дополнительных критериев используются коэффициент рентабельности продукции, основной деятельности, оборачиваемость запасов и др.

Приведем пример алгоритма расчета R для торговой организации. Предположим, что по балансу значения коэффициентов текущей ликвидности, быстрой ликвидности и концентрации собственного капитала равны соответственно 2,2; 0,6; 38%. Установленные банком значения классности и весовые коэффициенты приведены в таблице:

 

Таблица 45



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.107 (0.007 с.)