Институт социально-экономических 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт социально-экономических



Институт социально-экономических

И энергетических проблем Севера

Коми НЦ Уро РАН

 

Фаузер В.в., Бочкова с.в.

Анализ финансовой устойчивости организации:

вопросы теории

 

Ответственный редактор

доктор экономических наук А.А. Каракчиев

 

Сыктывкар 2007


УДК 336.6.01

ББК 65.053я73

Ф 28

Фаузер В.В., Бочкова С.В. Анализ финансовой устойчивости организации: вопросы теории. - Сыктывкар: СыктГУ, 2007. - 300 с.

 

 

Рассматриваются теоретические вопросы и методы анализа финансового состояния организации, показатели финансовой устойчивости, ликвидности, эффективность использования оборотного капитала. Раскрыты способы, приемы и методы управления финансовой устойчивостью организации. Основные разделы книги дополнены практическими примерами.

Для финансовых работников, экономистов, бухгалтеров, финансовых директоров, преподавателей, аспирантов и студентов ВУЗов.

 

Рецензенты: д.э.н., профессов Ю.С.Новиков

к.э.н., доцент В.А. Залевский

 

ISBN 5-87237-422-4

 

© Фаузер В.В., 2007

© Бочкова С.В., 2007

© Сыктывкарский государственный

университет, 2007


ВВЕДЕНИЕ

 

Вокруг управления бизнесом нагромождены горы слов, и более всего это присуще сфере денег. Простейшую финансовую операцию облекают в такие фразы и выражения, которые не только не доступны для понимания, но еще и способны создать у новичка комплекс неполноценности. Однако как показывает исторический опыт, бизнес успешно существовал и развивался задолго до появления специальной терминологии и профессионального жаргона. Так что давайте начнем изучать деловые финансы, как говорится, «от печки».

Джонс Эрнест

 

В современных экономических условиях производственно-хозяйственная деятельность любой организации является предметом внимания широкого круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. На основании доступной им отчетно-учетной информации они стремятся оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого служит финансовый и управленческий анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта, а затем по его результатам менеджмент организации сможет принять обоснованные решения. Таким образом, главной задачей финансового и управленческого анализа является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием менеджментом организации экономических решений, ориентированных на будущее.

Квалифицированный менеджер, экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо знать не только общие закономерности и тенденции развития экономики в условиях перехода к рыночным отношениям, но и тонко понимать проявления общих, специфических и частных, экономических законов в практике своего предприятия, своевременно замечать тенденции и возможности повышения эффективности производства. Он должен владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

В предлагаемой книге последовательно раскрываются анализ финансового состояния предприятия в современных условиях; анализ состояния капитала предприятия; анализ оборотного капитала предприятия; анализ платежеспособности и ликвидности предприятия; анализ финансовой устойчивости, кредитоспособности и инвестиционной деятельности предприятия; анализ финансовых результатов деятельности фирмы.

Основная задача данной книги, помочь менеджерам организаций и студентам изучить теоретические основы и приобрести практические навыки анализа хозяйственной деятельности предприятия, квалифицированно применять решения по управлению его финансовой устойчивостью.

Авторы выражают глубокую признательность и благодарность рецензентам – д.э.н., проф. Ю.С. Новикову, к.э.н., доц. В.А. Залевскому за содержательные замечания, высказанные ими при подготовке рукописи к изданию.

 


Анализ финансового состояния предприятия в современных условиях

Роль финансового анализа предприятия в современных условиях.

Общий анализ финансового состояния предприятия

Анализ состояния капитала предприятия

Оценка эффективности использования собственного

Анализ оборотного капитала предприятия

Анализ эффективности и интенсивности использования капитала.

Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия

Понятие и значение платежеспособности

Ликвидность баланса и показатели ликвидности

 

Анализ платежеспособности предприятия проводится по данным аналитических таблиц, формирующих финансовые коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости.

Очень часто ставят знак равенства между платежеспособностью и ликвидностью. На наш взгляд, это различные понятия. Ликвидность определяет возможность или невозможность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства. Платежеспособность предприятия шире понятия ликвидности и наряду с ним включает в себя понятие финансовой устойчивости.

Мы исходим из того, что предприятие может иметь ликвидную структуру баланса и в то же время быть финансово неустойчивым. В практике анализа такие примеры встречаются довольно часто, поэтому мы твердо стоим на том, что платежеспособность предприятия необходимо определять исходя из значений как коэффициентов ликвидности баланса, так и финансовой устойчивости.

Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства.

Как привило наиболее общий показатель ликвидности расшифровывается формулой в виде отношения мобильного (оборотного) капитала предприятия к краткосрочным обязательствам или, что-то же самое, текущим активам в текущем пассиве.

Однако не все составляющие оборотного капитала обладают одинаковой ликвидностью. Наибольшей ликвидностью, т.е. возможностью обращения в денежную форму, обладают денежные средства. Но поскольку денежным средствам нет необходимости обращаться в самих себя, говорят, что они обладают абсолютной ликвидностью. В то же время, например, затраты в незавершенном производстве обладают несравненно меньшей ликвидностью, так как для обращения их в денежную форму с целью оплаты краткосрочных обязательств предприятия должен пройти определенный период в виде технологического цикла производства продукции, ее реализации и поступления денежных средств на счета предприятия.

Каждая часть оборотного капитала предприятия, обладая собственной ликвидностью, т. е. способностью обращения за определенный срок в денежную форму, при отношении к сумме краткосрочных обязательств показывает, какую долю краткосрочных обязательств предприятия эта часть «покроет» (погасит) в случае ее обращения в деньги. Такие отношения называются коэффициентами ликвидности.

Среди показателей ликвидности в предлагаемой методике рассчитываются следующие коэффициента (табл. 42).

При расчете коэффициентов ликвидности сделано одно допущение, которое необходимо пояснить. По международным стандартам учета и отчетности дебиторская задолженность, которая погашается не раньше чем через год, должна относиться к внеоборотным активам, что и сделано в программе при формировании баланса по принципам-GAAP (США).

Таблица 42

Ликвидность

 

№ п/п Наименование показателей
  Общий коэффициент покрытия
  Текущая ликвидность
  Абсолютная ликвидность
  Срочная ликвидность
  Ликвидность средств в обращении
  Ликвидность при мобилизации средств

В настоящем материале долгосрочные дебиторы отнесены к оборотному капиталу лишь затем, чтобы не нарушить изучение в динамике дебиторской задолженности и связанных с этим коэффициентов, поскольку разделение дебиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную стало происходить в отчетных балансах предприятий только начиная с отчетности за первое полугодие 1996 года.

Т.е. исходя из ситуации, сложившейся в практике российской бухгалтерской отчетности, в соответствии с предлагаемой методикой долгосрочные дебиторы включаются в состав оборотного капитала (текущих активов) и с подобным допущением рассчитываются как «Общий коэффициент покрытия» в разделе «Ликвидность», так и другие коэффициенты и показатели в остальных разделах.


1. Общий коэффициент покрытия - обобщающий показатель платежеспособности, отражающий достаточность у предприятия оборотного капитала, который может быть использован им для погашения своих краткосрочных обязательств. Расчет производится как отношение всего оборотного капитала к краткосрочным обязательствам по формуле:

Рекомендуемое значение этого коэффициента должно быть более 1,0. Эта нижняя граница обусловлена тем, что оборотного капитала должно быть по меньшей мере достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе предприятие может оказаться неплатежеспособным в анализируемый период времени с вытекающими из этой ситуации последствиями.

2. Текущая ликвидность - наиболее применяемый финансовыми аналитиками показатель платежеспособности, отражающий достаточность текущих активов предприятия для погашения им своих текущих пассивов, расчитывается по формуле:

(84)

где текущие активы = оборотный капитал - долгосрочные дебиторы,

текущие пассивы = краткосрочные обязательства.

Рекомендуемая величина этого коэффициента должна находиться в пределах от 1,0 до 2,0. Суть значения нижней границы аналогична общему коэффициенту покрытия. Превышение текущих активов над текущими пассивами более чем в два раза считается также нежелательным, поскольку свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании.

Однако понятие о неэффективном использовании оборотного капитала при рекомендуемом верхнем значении этого показателя для промышленности – 2,0 - скорее условное, чем практическое в сегодняшних условиях российской экономики.

В стабильных экономических условиях такое высокое значение показателя означало бы действительно неэффективное вложение финансовых средств в оборотный капитал. Если предприятием не планируется массовый выброс продукции на рынок, то вложенные средства замораживаются и не приносят ожидаемой прибыли. Дальновидные руководители предприятий предпочитают не увеличивать до бесконечности ликвидность баланса, а вкладывают финансовые средства в основные фонды для освоения новых изделий или приобретения нового оборудования, более совершенного, для выпуска тех же изделий с лучшим качеством.

На сегодняшний день трудно рекомендовать эту схему руководителям предприятий в условиях нестабильности российской экономики, но на перспективу это необходимо учитывать.

3. Показатель ликвидности, раскрывающий отношение абсолютно ликвидной части оборотного капитала - денежных средств на счетах предприятия к краткосрочным обязательствам, является частным показателем общего коэффициента покрытия. Его значение признается достаточным на уровне 0,1 - 0,3.

 
 

4. Срочная ликвидность - коэффициент, отражающий возможность предприятия погасить свою краткосрочную задолженность в ближайший период времени. В числителе указывается сумма денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (последние в том смысле, что они быстро и без труда могут быть обращены в деньги), а в знаменателе - сумма краткосрочных обязательств. Рекомендуемые значения - 0,2 – 0,4.

5. Ликвидность средств в обращении показывает потенциальную возможность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства при условии востребования с краткосрочных дебиторов всей суммы задолженности. Кроме денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в числителе указывается сумма мобилизованных средств в расчетах с краткосрочными дебиторами, которая зависит, помимо других условий, и от скорости платежного документооборота. В знаменателе - сумма краткосрочных обязательств. Значения показателя должны находиться в диапазоне 0,3 - 0,7.


С помощью этого коэффициента можно определить два значения, относящихся к наиболее ликвидной части оборотного капитала.

Первое - значение коэффициента ликвидности средств в обращении - показывает, какую долю краткосрочных обязательств способна покрыть (погасить) наиболее ликвидная часть оборотного капитала при ее обращении в денежную форму.

Второе - вычислить, какую долю составляют наиболее ликвидные средства в составе всего ликвидного (оборотного) капитала путем отношения коэффициента ликвидности средств в обращении к общему коэффициенту покрытия. Если из единицы вычесть получившееся значение, можно узнать долю наименее ликвидной части (долгосрочные кредиторы, запасы и затраты) в составе всего оборотного капитала.

Изучение в динамике долевого соотношения наименее и наиболее ликвидных средств в составе всего оборотного капитала также представляет несомненный интерес для анализа.


6. Ликвидность при мобилизации средств характеризует степень зависимости платежеспособности предприятия от материально-производственных запасов и затрат, называемых в программе «Материальные оборотные средства», с точки зрения необходимости мобилизации денежных средств для погашения своих краткосрочных обязательств. Коэффициент рассчитывается посредством деления стоимости оборотных средств на сумму краткосрочных обязательств. Рекомендуемые значения - от 0,5 до 1,0

Необходимость расчета этого показателя вызвана тем, что ликвидность отдельных составляющих оборотного капитала, как мы уже отмечали, далеко не одинакова. Если денежные средства могут служить непосредственным источником выплаты по текущим обязательствам, то запасы и затраты могут быть использованы для этой цели лишь после их реализации, что, кроме вышесказанного предполагает не только наличие покупателя, но и наличие у покупателя денежных средств. Этот коэффициент может иметь значительные колебания в зависимости от материалоемкости производства и для каждого предприятия индивидуален. Желательно, чтобы его динамика не имела больших отклонений.

Представляет интерес анализ этого коэффициента в динамике вместе с изменениями значений в числителе (материальные оборотные средства) и в знаменателе (краткосрочные обязательства). При этом анализе можно выявить изменения в хозяйственной деятельности предприятия с точки зрения кредитной политики.

Так, при неизменной кредитной политике (при стабильной сумме краткосрочных обязательств) значительный рост коэффициента ликвидности при мобилизации средств будет говорить в целом об ухудшении хозяйственной деятельности предприятия, в частности о росте незавершенного производства, затоваривании сырьем, готовой продукцией, росте издержек и т. д.

И наоборот, при стабильном объеме материальных оборотных средств в случае уменьшения значений коэффициента можно предположить, что на предприятии ухудшилась ситуация с краткосрочными обязательствами, т. е. либо были взяты дополнительные краткосрочные кредиты, либо увеличилась задолженность кредиторам, либо и то и другое вместе.

Примерный вид платежного календаря

Пятидневка   Поступление средств   Обязательства предприятия   Недостаток средств погашения обязательств  
               

 

В процессе анализа платежеспособности для финансового планирования на перспективу составляют баланс неплатежей. В активе этого баланса указывают показатели неплатежей: краткосрочная задолженность по кредитам и расчетным документам поставщиков, недоимки в бюджет и прочие неплатежи (невыплаты зарплаты и т.п.).

В пассиве баланса два раздела. В первом — «Причины неплатежей» — указывают недостаток собственных оборотных средств; сверхплановые запасы ТМЦ; товары отгруженные, но неоплаченные в срок покупателями; товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта; иммобилизация оборотных средств в капитальное строительство и т.п. Второй раздел пассива баланса называется «Источники, ослабляющие финансовую напряженность» (ИОФН). Он включает в себя временно свободные денежные средства (собственные средства резервного и специального фондов), привлеченные средства (превышение нормальной кредиторской задолженности над дебиторской); кредиты банка на временное пополнение оборотных средств.

Высшей формой устойчивости предприятия является его способность развиваться в условиях внутренней и внешней среды. Для этого предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, т.е. быть кредитоспособным.

Кредитоспособным является предприятие при наличии у него предпосылок для получения кредита и способности своевременно возвратить взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов за счет прибыли или других финансовых ресурсов.

За счет прибыли предприятие не только погашает свои обязательства перед банками, бюджетом, страховыми компаниями и другими предприятиями, но и инвестирует средства в капитальные затраты. Для поддержания финансовой устойчивости важен как рост абсолютной величины прибыли, так и ее уровень относительно вложенного капитала или затрат предприятия, т.е. рентабельности. Следует помнить, что высокая прибыльность связана и с более высоким риском, а это означает, что вместо получения дохода предприятие может понести значительные убытки и даже стать неплатежеспособным.

Можно сделать вывод, что финансовая устойчивость — комплексное понятие.

Финансовая устойчивость предприятия — это такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.

На финансовую устойчивость предприятия влияет огромное многообразие факторов.

Приведем классификацию факторов, данную Романовой В.М. и Федотовой М.А.:

- по месту возникновения — внешние и внутренние;

- по важности результата — основные и второстепенные;

- по структуре — простые и сложные;

- по времени действия — постоянные и временные.

Внутренние факторы зависят от организации работы самого предприятия, а внешние не подвластны воле предприятия.

Рассмотрим основные внутренние факторы.

Устойчивость предприятия прежде всего зависит от состава и структуры выпускаемой продукции и оказываемых услуг в неразрывной связи с издержками производства. Причем важно соотношение между постоянными и переменными издержками.

Другим важным фактором финансовой устойчивости предприятия, тесно связанным с видами производимой продукции и технологией производства, является оптимальный состав и структура активов, а также правильный выбор стратегии управления ими. Искусство управления текущими активами состоит в том, чтобы держать на счетах предприятия лишь минимально необходимую сумму ликвидных средств, которая нужна для текущей оперативной деятельности.

Значительным внутренним фактором финансовой устойчивости являются состав и структура финансовых ресурсов, правильный выбор стратегии и тактики управления ими. Чем больше у предприятия собственных финансовых ресурсов, прежде всего прибыли, тем спокойнее оно может себя чувствовать. При этом важна не только общая масса прибыли, но и структура ее распределения, особенно та доля, которая направляется на развитие производства.

Большое влияние на финансовую устойчивость предприятия оказывают средства, дополнительно мобилизуемые на рынке ссудных капиталов. Чем больше денежных средств может привлечь предприятие, тем выше его финансовые возможности, однако возрастает и финансовый риск — способно ли будет предприятие своевременно расплачиваться со своими кредиторами.

И здесь большую роль призваны играть резервы, как одна из форм финансовой гарантии платежеспособности хозяйствующего субъекта.

Итак, внутренними факторами, влияющими на финансовую устойчивость являются:

- отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования;

- структура выпускаемой продукции (услуг), ее доля в общем платежеспособном спросе;

- размер оплаченного уставного капитала;

- величина издержек, их динамика по сравнению с денежными доходами;

- состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру.

Кроме того, влияние всех этих факторов во многом зависит от компетенции и профессионализма менеджеров предприятия, их умения учитывать изменения внутренней и внешней среды.

К внешним факторам относят влияние экономических условий хозяйствования, господствующую в обществе технику и технологию, платежеспособный спрос и уровень доходов потребителей, налоговую кредитную политику Правительства РФ, законодательные акты по контролю за деятельностью предприятия, внешнеэкономические связи, систему ценностей в обществе и др.

Запас источников собственного капитала - это запас финансовой устойчивости предприятия при условии, что его собственный капитал превышает заемный.

Финансовая устойчивость оценивается по соотношению собственного и заемного капитала как источников формирования активов предприятия. По другому коэффициенты финансовой устойчивости называются показателями структуры капитала или показателями покрытия (табл. 43).

Таблица 43

Финансовая устойчивость

№ п/п Наименование показателей
  Уровень собственного капитала
  Соотношение заемного и собственного капитала
  Обеспечение внеоборотных активов собственным капиталом
  Соотношение оборотного и внеоборотного капитала
  Уровень чистого оборотного капитала
  Уровень инвестированного капитала
  Уровень перманентного капитала
  Уровень функционирующего капитала
  Вероятность банкротства


1. Уровень собственного капитала (в мировой практике - «коэффициент собственности») отражает финансовую структуру капитала предприятия и является «краеугольным камнем» финансового анализа. Аналитики и кредиторы отдают предпочтение стабильности этого показателя к поддержанию его значений на достаточно высоком уровне. Он вычисляется через соотношение собственного капитала к итогу баланса. Нормальным значением этого коэффициента, обеспечивающим достаточно стабильное положение предприятия в глазах инвесторов и кредиторов, считается уровень 60% (0,6) и более.

 

2. Соотношение заемного и собственного капитала показывает, сколько заемного капитала привлекло предприятие на 1 рубль вложенного в активы собственного капитала. Числовое значение этого соотношения должно быть менее 0,7.

 

 


3. Обеспечение внеоборотных активов собственным капиталом отражает, в какой степени внеоборотный капитал предприятия финансируется собственным капиталом. Расчет этого коэффициента производится по формуле: в числителе внеоборотный капитал, а в знаменателе сумма собственного капитала. Принципиально важно иметь это соотношение на уровне меньше 1,0.

 

 


4. Соотношение оборотного и внеоборотного капитала показывает изменение структуры имущества предприятия в разрезе его основных двух групп. Значения этого показателя существенно различаются в зависимости от вида деятельности предприятия. Значительные колебания коэффициента требуют более детального изучения финансовой ситуации, вызвавшей изменения оборотного и внеоборотного капитала.


5. Уровень чистого оборотного капитала показывает ту долю финансовых средств в активах, какой предприятие может распоряжаться в текущей хозяйственной деятельности, не опасаясь, что ее изымут при предъявлении счетов кредиторов в краткосрочной перспективе. Чистый оборотный капитал - это разница между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами. Источником чистого оборотного капитала является наличие собственного оборотного капитала. Чем больше показатель уровня чистого оборотного капитала, тем лучше финансовое состояние предприятия, тем больше у неги возможностей в проведении финансовой политики.


 
 

6. Уровень инвестированного капитала показывает долю активов предприятия, которая направлена им для инвестиций в целях получения инвестиционного дохода, без учета инвестиций в собственное развитие. Этот коэффициент помогает проанализировать изменения в динамике внешней инвестиционной политики предприятия. Рассчитывается посредством деления суммы долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений на общую сумму активов предприятия.

 

7. Уровень перманентного капитала показывает финансовую надежность предприятия в долгосрочной перспективе, поскольку определяет долю всего долгосрочного капитала (собственный капитал + долгосрочные обязательства) в активах предприятия.


8. Уровень функционирующего капитала показывает, какую долю в активах предприятия занимает функционирующий капитал (все активы минус краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения), т.е. капитал, непосредственно занятый в производственной деятельности. Следует заметить, что сумма инвестиций в собственное развитие, т.е. незавершенное строительство, входит в состав функционирующего капитала. По изменению значений этого Коэффициента в динамике можно также судить об активности внешней инвестиционной политики предприятия.

 


Влияющих на нее

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП) ее структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в табл.51.

План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 1396 млн. руб. (19296 - 17900), или на 7,8%.

Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:


Таблица 51

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.

 

Показатель План План, пересчитанный на фактический объем продаж Факт
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР)      
Полная себестоимость реализованной продукции (ПС)      
Прибыль от реализации продукции (П)      

 

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в условно-натуральном исчислении (157600 руб.: 159000 руб. •100 -100 = -0,88%) и результат разделить на 100:

Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию устанавливается сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической (табл. 52).

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,88% и составить 17742 млн. руб.(17900 • 99,12%/100).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

Прибыль при таких условиях составит 18278 млн руб.(96600-78322).

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат: Сумма прибыли в данном случае получится 21613 млн. руб.(99935-78322).

По данным табл. 52 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

Таблица 52

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли

от реализации продукции

 

Показатель Условия расчета Порядок расчета Сумма прибыли, млн. руб.
объем реализации структура товарной продукции цена себестои-мость
План План План План План ВРпл - ПСпл  
Усл1 Факт План План План Ппл • Кп  
Усл2 Факт Факт План План ВРусл - ПСусл  
УслЗ Факт Факт Факт План ВРф - ПСусл  
Факт Факт Факт Факт Факт ВРф - ПСф  

 

Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыполнен в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Изменение структуры товарной продукции также способствовало увеличению суммы прибыли на 536 млн. руб., так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2317 млн. руб., и за счет сокращения объема продаж - на 158 млн. руб.

Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли (табл. 53) можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:

, (123)

где П1пл - сумма прибыли на единицу продукции;

V РПобщ.ф - фактический общий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении;

УДi - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации, %.

В связи с увеличением удельного веса изделия С и D, которые имеют более высокий уровень прибыли на единицу продукции, средняя величина последней повысилась на 3,4 тыс.руб., а сумма прибыли - на 536 млн. руб, (3,4 тыс. руб.•157500 туб), что соответствует предыдущим расчетам.

Таблица 53

Расчет влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли

от ее реализации

Вид продукции   Объем реализации в условно-натуральном измерении, туб Структура товарной продукции,%   Плановая прибыль на 1 туб, тыс. руб. Изменение прибыли в среднем на 1 туб, тыс.руб.  
 
 
план факт план факт +,-  
А     35,85 30,77 -5,08   -5,08  
В     35,22 33,63 -1,59   -1,59  
С     16,98 19,35 +2,37   +3,08  
D     11,95 16,25 +4,30 162,6 +6,99  
Всего     100,00 100,00 - 112,58 +3,40  

 

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему реализации продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.20 (0.101 с.)