Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет №9 1. Симфония в творчестве советских композиторовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первые советские симфонии В первые годы становления русской музыкальной культуры наиболее активно проявляли себя композиторы старшего поколения — Н. Я. Мясковский, А. Д. Кастальский, Р. М. Глиэр, получившие известность еще до Октябрьской революции.
Каждый из этих композиторов и. я. Мясковский. по-своему замечателен, каждый внес заметный вклад в развитие русской культуры, сумев воплотить в своем творчестве преемственность двух музыкальных эпох — до и после Октября. Русские классические музыкальные традиции проявились у них в приверженности к русской народной музыке, в стремлении к доступности, демократичности музыкального языка. И вместе с тем каждый из них стремился осмыслить и отобразить в своем творчестве революционные сдвиги, социальные преобразования, которыми жила страна в те годы.
Творчество Николая Яковлевича Мясковского (1881 —1950) —одна из первых ярчайших страниц русской музыки. Этот композитор жил и работал на рубеже двух эпох и оказался одним из последних выдающихся композиторов; старой России, кто завершил художественные искания целого поколения русских музыкантов. Свою общественную позицию сторонника социальных преобразований Мясковский определил еще во время империалистической войны. В ответственный для Родины час он нашел в себе силы порвать со старым миром и приветствовал новый мир, став ему на службу сначала в качестве военного специалиста, а затем на ниве музыкального просвещения.
Деятельность этого высокообразованного и одаренного человека была очень разнообразна. Он вел большую работу в Наркомпросе, преподавал в Московской консерватории, совмещая все это с многочисленными общественными обязанностями — члена жюри, редактора, консультанта в Государственном музыкальном издательстве, члена бюро, а затем и правления Московской композиторской организации. Музыкальнопедагогическая деятельность Н. Я. Мясковского продолжалась около 30 лет, вплоть до самой смерти. Среди его воспитанников — А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, В. Я Шебалин, Н. И. Пейко.
Творческий путь Мясковского
Творческий путь этого большого музыканта был сложным, грудной была его творческая судьба. Сочинять музыку юноша начал в пятнадцатилетнем возрасте, учась в кадетском корпусе. Страстное влечение к музыке не ослабевает и после окончания Военноинженерного училища — во время службы в саперных батальонах в Зарайске и Москве он самостоятельно пополняет свои музыкальные знания.
В 1906 году Н. Я Мясковский поступает в Петербургскую консерваторию. Не легко и не сразу пришел к столь крутому повороту в своей жизни двадцатипятилетний военный инженер, удачно продвигавшийся по службе. Много сомнений испытал он, мучительную раздвоенность между долгом военного человека и призванием музыканта. Но выбор был сделан, и пять лет своей жизни будущий композитор отдает учебе в консерватории: поначалу втайне от своего начальства, которое никогда не позволило бы подобного нарушения, а потом — выйдя в отставку, так как совмещать обучение музыке со службой было невозможно.
Еще до окончания консерватории Мясковский выступил как композитор в одном из «Вечеров современной музыки», где было исполнено несколько его романсов. Однако он тяготел к крупным формам для симфонического оркестра. И еще до 1914 года, когда он был призван в действующую армию, в концертах прозвучали три его первые симфонии, симфоническая поэма «Аластор», Симфониетта.
В самые кризисные годы, предшествовавшие Великой Октябрьской революции, Мясковский сохранил верность высоким идеалам реалистического искусства, утвердившегося прежде всего в его симфониях. Он был единственным, если иметь в виду значительных композиторов того времени, кто работал в этом жанре, продолжая славные традиции русского симфонизма.
Лучшее произведение Мясковского
Лучшим произведением Мясковского первого, дореволюционного периода явилась Третья симфония, оконченная в 1914 году. Полная трагического беспокойства, страстной взволнованности, она сочетает в себе мрачную безысходность, могучие порывы и возвышенную патетику. Эта симфония оказалась последней в предоктябрьский период. Призванный в действующую армию в первые же дни войны, Мясковский изведал все тяготы окопной жизни. Он участвовал в штурмах крепостей, в наступлении, в продвижении через Полесье, в стремительном обратном бегстве через Галицию и Польшу. Все он выразил потом в своем творчестве. Но это было уже после Октября.
Революция призвала русскую интеллигенцию в ряды строителей новой жизни, новой культуры. Н. Я. Мясковский стал одним из тех, кто сразу и безоговорочно примкнул к борющемуся народу. К этому времени он был уже известным композитором, автором трех симфоний, двух симфонических поэм, Симфониетты, Увертюры, многих камерных сочинений — инструментальных и вокальных.
Несколько лет после Великой Октябрьской социалистической революции композитор в качестве военного специалиста работает в Морском Генеральном штабе, и лишь в 1921 году он смог полностью отдаться музыке, творчеству.
Однако все прошедшие годы Мясковский продолжал сочинять. В 1918 году им была закончена задуманная еще во время войны Четвертая симфония. В этой музыке господствуют образы остродраматические, трагедийные. Почти одновременно с Четвертой он завершил работу и над Пятой симфонией, которая вводит слушателя в мир совсем иных чувств и отличается обилием народнопесенных интонаций; в ней звучит и подлинно народная мелодия — западноукраинская «колядка», записанная композитором в Галиции. Впервые обратившись к народнопесенной стихии, Мясковский создал произведение подлинно народное по духу. Здесь слышен и наигрыш пастушеской свирели, и ласковая печальная колыбельная, зримо ощущаются богатырские, величавые образы, стремительная маршевость, праздничность. Особенно выделяется в этом смысле третья часть — Скерцо, которая представляет собой яркую, веселую картинку новогоднего народного праздника. Высокие художественные достоинства мелодического материала, пропорциональность и стройность частей — все говорит о мастерстве композитора, достигшего к тому времени творческой зрелости.
Признанный советский композитор
Н. Я. Мясковский не просто признанный композитор, но композитор именно советский, отображающий в своем творчестве новую, советскую эпоху, точнее отдельные ее периоды с теми или иными их особенностями. И вполне определившаяся сущность его музыки, по мнению критиков, «.может быть выражена в одном слове: человечность».
Наиболее ярким творческим достижением Мясковского в 20е годы стала его Шестая симфония. В ней отразились многие трагические события той эпохи: интервенция, разруха, смерть близких, друзей, «белый террор», развязанный контрреволюцией и заключавшийся в убийстве выдающихся деятелей партии. В этой симфонии впервые столь отчетливо проявились связи композитора с традициями русской классики, что сказалось в демократизации музыкального языка, приближенности его к народнопесенной стихии, гармоничной стройности всего сонатносимфонического цикла.
После первого исполнения в Москве в 1924 году Шестая симфония многократно звучала в Америке (в НьюЙорке, Филадельфии, Чикаго) и в Европе (в Вене, Лондоне), где была признана «.самым убедительным современным сочинением в классической симфонической форме. из всех, которые здесь когдалибо ИСПОЛНЯЛИСЬ». И действительно: среди многих симфонических произведений начала 20х годов, созданных советскими композиторами («Мцыри» М. М. ИпполитоваИванова, «Запорожцы» Р, М Глиэра, «Галльский набег» А. Ф. Гедике), Шестая симфония МЯСКОВСКОГО оказалась единственным произведением, Сохранившим художественную ценность и в наши дни. Прокофьев. Седьмая симфония Symphony № 7 in C-sharp minor, Op. 131
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 3 трубы, 4 валторны, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, деревянный брусок, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокольчики, ксилофон, арфа, фортепиано, струнные. История создания
Седьмая симфония — последнее симфоническое сочинение Прокофьева. Она, вместе с Симфонией-концертом для виолончели, Концертино для виолончели с оркестром и Сонатой для виолончели соло, вдохновленными исключительно талантливым исполнителем Л. Ростроповичем, сблизившимся с композитором в последние годы его жизни, завершает творческий путь Прокофьева. Время, когда она создавалась, было чрезвычайно тяжелым. В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» Мурадели», в котором все лучшее в современной отечественной музыке подвергалось шельмованию. Основной удар, несмотря на название постановления, был направлен не на малоталантливую оперу, автор которой не угодил Сталину изображением жизни народов Кавказа, а на крупнейших композиторов страны — Шостаковича и Прокофьева. После его опубликования развернулась настоящая вакханалия «проработок», собраний с выступлениями против формализма, призванных подавить саму возможность мысли о какой-то свободе творчества, о малейшем намеке на свободомыслие. Прокофьев не отвечал на нападки. Он давно уже понял, что надо смириться с действительностью. Недаром в последние годы он, практически, не писал ничего по-настоящему серьезного. «Праздничная поэма» к торжественно отмечавшемуся 30-летию Октября, той же дате посвященная кантата «Расцветай, могучий край», сюита «Зимний костер» на стихи детского поэта Маршака, оратория «На страже мира», праздничная поэма «Встреча Волги с Доном», посвященная построенному заключенными ГУЛАГа Волго-Донскому каналу — такие сочинения, недостойные его дара, появлялись в последние годы. Редким исключением стала Симфония-концерт для виолончели с оркестром.
Несмотря на такую лояльность, а может быть, именно из-за того, что композитор был лишен возможности творить свободно, здоровье его было серьезно подорвано. Но музыку писать он не переставал — это было для него единственным смыслом, да и единственной возможностью заработка. Седьмая симфония задумывалась первоначально как произведение для детей. В конце 1951 года Прокофьев сообщил в печати о том, что собирается написать несложную симфонию для радиовещания, рассчитанную на детскую аудиторию. Замысел постепенно приобретал реальные черты, и в начале весны уже был закончен клавир. Весна и начало лета были посвящены оркестровке, а 2 июля в одном из писем композитор сообщал, что заканчивает симфонию.
В процессе работы концепция сочинения изменилась, расширилась. Вместо симфонии для детей родилась музыка, в которой лишь в какой-то мере оказался отраженным мир юности.
Симфония отличается выдержанностью стиля, стройностью формы. Она напоена поэзией, ее лирика отличается широчайшим охватом нюансов от напряженно-страстной до хрупко-нежной, от мужественной до романтически-порывистой. Музыка жизнелюбива, светла, отличается юношеской свежестью. В ней нет ни острых драматических коллизий, ни резких столкновений. Это — песнь о любви к жизни, к прекрасному. Лишь в самом конце ее разлита светлая печаль — как прощание композитора с жизнью, которая не всегда была для него жестокой и которая, несмотря на всю трагичность советской действительности, все же оставалась прекрасной.
Премьера Седьмой симфонии состоялась незадолго до смерти композитора, 11 октября 1952 года в Москве под управлением С. Самосуда. Музыка
Первая часть написана в сонатной форме, но это не аллегро, как привычно для симфонических циклов, а модерато — более спокойно и медленно. Тема главной партии, широкая, распевная в нежном звучании скрипок производит впечатление выразительной и проникновенной элегии. Ее интонации близки русской народной песне. Побочная партия тоже лирична, но это — лирика другого плана: романтически-приподнятая, гимническая. Она отличается широкими смелыми интервальными ходами, строгим ритмом, подчеркивающим твердость поступи. Особую полнокровность придает ей оркестровка — звучание в октаву фаготов, валторн, альтов и виолончелей, а далее, с переходом мелодии в более высокий регистр — струнных и высоких деревянных духовых инструментов. Заключительная партия привносит еще один образ — причудливо-сказочный, завораживающий, расцвеченный арфой, треугольником, колокольчиками. В музыке нет конфликта, поэтому разработка сравнительно невелика и основана не на столкновении тем, а их еще большем раскрытии, выявлении их возможностей. Так, например, в побочной теме подчеркиваются романтические черты, заключительная приобретает сумрачную, несколько тревожную окраску. Но реприза возвращает прежние настроения, а миниатюрная кода — еще одно напоминание о пленительном грустно-задумчивом облике главной партии.
Вторая часть, вальс, отличается концертным блеском и яркостью красок. Продолжающий традицию симфонических вальсов Чайковского и Глазунова, он напоминает и о прокофьевских вальсах из «Золушки», из «Войны и мира». В основе второй части две темы. Первая, интонируемая струнными, — своего рода «приглашение к танцу». Она носит вступительный характер и отличается ясностью мелодического рисунка, простотой гармонических средств. Вторая тема сначала тоже звучит у струнных, но затем переходит к гобою, кларнету, флейте, образуя как бы несколько вариаций. Ее отличают тонкость и изящество мелодического рисунка, пластика обаятельного в своей женственности танца, то лукавого, то застенчивого. Завершает вальс стремительная праздничная кода.
Третья часть — анданте — задумчивое, полное строгого просветленного чувства. На всем его протяжении безраздельно царит широкая, элегически-возвышенная мелодия. Основная тема части проводится четыре раза и является, по существу, темой с тремя вариациями, в которых она утверждается с исчерпывающей полнотой. Средний раздел анданте напоминает непритязательную детскую песенку-марш. Он не нарушает безмятежно спокойного течения музыки, хотя интонации песенки чем-то напоминают хрупкую «сказочную» тему первой части. Реприза трехчастной формы возвращает первоначальные образы части в сокращенном виде — теперь звучат только две вариации. (Таким образом, форма анданте достаточно оригинальна — сложная трехчастная, в которой крайние разделы — тема с вариациями.)
Живой, остроумный, блещущий весельем финал полон блестящей скерцозности, сверкающего остроумия. Его начало — трель струнных, комические скачки в мелодии и стремительный разбег — создают напряженную атмосферу ожидания. И вот появляется основная тема — зажигательная, огненная. У струнных с глиссандо арф она сверкает, искрится и устремляется вперед в поистине головокружительном движении. Внезапно действие переключается: вступает ритмически упругая, задорная мелодия, напоминающая пионерский марш. Поначалу имеющая характер сольного высказывания, она сменяется «припевом», в котором отчетливы интонации советских массовых песен. Возвращается основная тема финала, а с ней — искрящееся веселье и блеск. Постепенно она перерастает в уже знакомую мелодию — побочную тему первой части, которая звучит здесь как величественный апофеоз. А вслед за ней, завершая симфонию, заключительная партия первой части, рассыпаясь своеобразными красками арф, фортепиано, ксилофона и колокольчиков, постепенно истаивает, оставляя ощущение еле уловимой печали.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.235.104 (0.012 с.) |