Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль ритма в исправлении говоров

Поиск

Игровая импровизация.

В центре «дирижер».

Задание «дирижеру»: предлагайте играющим музыкальный раз­мер на 4/4, затем одного за другим вводите в ритмическую игру всех барабанщиков круга. По ходу импровизаций меняйте темпы, ритми­ческие рисунки и динамические оттенки. Дирижируя, можете выде­лять в игре кого-то одного, приглушая звучание других «музыкантов», можете менять у отдельных исполнителей или у всего ансамбля в це­лом музыкальный характер исполнения (legato, staccato, portamento)...

«Дирижер» начал ритмическую импровизацию ансамбля, и по его команде пусть прозвучит последний аккорд тренинга.

 

Л. Д. АЛФЁРОВА

доцент кафедры сценической речи


Ритм является универсальным по природе, естественным фи­зиологическим механизмом речи человека.Вся наша речь реали­зуется в слогах или, как говорили наши предки, в складах (вспомни­те выражение — читать по складам). Из слогов складываются слова, из слов — фразы, из фраз образуется речевой поток. Таким образом, речь человека реализуется через специфические слоговые движения, ритмически организованные во времени. Слог является минималь­ной ритмической единицей речи.

Слоговыми движениями, как и всем процессом речепроизводства и речевосприятия, управляет мозг. Работами выдающегося отечествен­ного ученого Н. И. Жинкина было установлено, что при речевом акте мозг подает сигналы в три разные точки организма. «Во-первых, это органы дыхания, от которых зависит, будет ли подан в глотку, в рот и в нос воздух, необходимый для говорения. Во-вторых, это специальный механизм глоточной регулировки дыхания. Он распоряжается члене­нием речи на слоги: есть звуки громкие сами по себе, например а, о, л, и для них не нужно дополнительной порции воздуха; есть звуки ти­хие, неслышные, например к, т, п, которые нужно «обеспечить» наи­большим давлением воздуха... Наконец, третий сигнал подается в орга­ны артикуляции, собственно речевые органы, особенно в язык. Не все эти сигналы во времени совпадают. Дело происходит так: одно­временно подаются сигналы только в органы артикуляции и в глотку. Эти сигналы согласованы между собой... Лишь после того как подан­ный сигнал достигнет глотки, она «произведет расчет» необходимого количества воздуха, и результаты этого «расчета», вернувшись в мозг, будут им переданы дальше — органам дыхания»1. Речь осуществится, если согласованно и ритмично сработают все три системы.

Ритм речи своеобразно реализуется во всех языках мира и зави­сит от ритмической организации (ритмики) конкретного языка. Ве-

дущую роль в ритмической организации любого языка играет слого­вая ритмика. «В речи на любом языке не может не быть членения на слоги. Но какова структура русского, немецкого, китайского слога — это уже проблема лингвистическая»2.

С лингвистической точки зрения, понятие «ритмика» отражает совокупность всех проявлений ритма данной языковой системы: че­редование ударности — безударности, длительности, интенсивности тона гласных звуков, позиционных проявлений сочетаемости звуков. С точки зрения речевой реализации, последовательность произне­сения слогов в слове — это чередование усилений и ослаблений мус­кульного напряжения. «В основе ритмики русского слова лежит контраст ударных и безударных слогов по длительности и напря­женности артикуляции»3.Входя в состав слова, слоги создают оп­ределенные ритмические структуры (односложные, двухсложные, трехсложные и др.). Например: все односложные слова — это одно­сложные ритмические структуры, которые различаются по количе­ству, качеству и месту расположения согласных в слове. Слогообра­зующими звуками в слове являются гласные.

ТИПЫ ОДНОСЛОЖНЫХ СЛОВ (ОДНОСЛОЖНЫЕ РИТМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ)

Тип звукосочетания

Г

сг

ссг

сссг

ГС

гсс

сгс

сгсс

сгссс

сгсссс

ссгс

ссгсс

сссгс

сссгсс

ссссгс

ссссгсс

Примеры односложных слов

а, о, у, ы, э, и

та, то, ту, ты, щи

два, сто, жду, сны, чья, чьи

мгла

ах, ох, ум, их, ил

акр, иск, икс, игл

там, тот, час, цех, пять, путь, тюк

парк, борщ, мост, пусть, метр, жизнь

текст, центр, холст, пункт

чувств

шкаф, стол, стул, звук, цвет

шторм, спорт, блеск, смерть, свист

взнос, вслух, штраф, взрыв, скрип

страсть, всласть, вскользь

всхлип, всплыть, вскрыть

всплеск

* Г — гласный, С — согласный.

В двухсложных, трехсложных, четырехсложных и др. структу­рах ударение подвижно и может падать на любой слог. Например: в двухсложных структурах русского языка ударение может стоять как на первом, так и на втором слоге слова. Сравните: годы - сова, город -пирог, всхлипнул - всхрапнул. В трехсложных структурах могут быть следующие варианты ударений: мамочка, рябина, молокой т. п. Разно-местное ударение является отличительной особенностью русского языка, поэтому ритмические модели русских слов отличаются боль­шим разнообразием (в отличие, скажем, от французского языка, в котором ударение падает только на последний слог).

Словесное ударение — обязательное средство ритмической орга­низации русской речи. Русское ударение является сильноцентрали-зующим, оформляющим ритмическую структуру слова в единое це­лое. Ударный слог является фонологической вершиной слова, т. е. сильной позицией по отношению к безударным слогам. Основной признак ударности — это большая длительность гласного в ударном слоге по сравнению с гласными безударных слогов.

Безударные слоги можно разделить на две большие группы: пред­ударные слоги образуют своеобразный подступ к реализации удар­ного слога, а заударные — отступ, завершение слова. Эта их разная роль обнаруживается и в их разной степени редукции. Под редукци­ей будем понимать изменение длительности гласного в слоге (коли­чественная редукция) и изменения качества гласного (качественная редукция). Предударные слоги в слове редуцируются меньше, чем заударные.Подтверждение этому можно найти в статистических данных, полученных при изучении русского словесного ударения.

«В словах русского языка ударными бывают в 70—80% случаев корни, в 10—18 — суффиксы, в 10 — флексии, в 1% — префиксы. Сле­довательно, в состав стержневой части входят прежде всего корни и суффиксы, а в заударное положение попадают чаще всего флексии. Из такого сопоставления вытекает вывод о том, что стержневая часть отражает прежде всего лексическое значение слова, а заударная (пе­риферийная) — грамматическое. Носитель русского языка заинтере­сован в распознавании прежде всего лексического содержания сло­ва, а потом его грамматического значения. Не случайно окончания в прилагательных зимнее, зимняя, зимние на слух практически не раз­личаются. ... Мы узнаем об их значении за счет следующих за ними существительных: синее озеро, синяя дача, синие дома и т. п... Об этом же свидетельствует способность воспринимать и пони­мать обычными носителями русского языка некоторые звучащие тек­сты, в которых с помощью компьютера удалены заударные части слов»4.

Важная смыслоразличительная роль предударно-ударной (стержневой) части слова по отношению к заударной части и ле­жит в основе более высокой степени редукции заударных глас­ных, чем предударных.Такая организация русского слова дает воз­можность говорить об его особой ритмической форме, связанной с изменениями фонетических параметров безударных гласных в зави­симости от их положения по отношению к ударному слогу.

Как же предударные и заударные слоги относятся по длительно­сти к ударному слогу? Обратимся к классической формуле, данной выдающимся русским лингвистом XIX века А. А. Потебней: «Если то­ническую силу ударяемого слога обозначить через 3, то отноше­ние других слогов к ударяемому в четырехсложном слове можно будет изобразить так: 1, 2, 3, I»5.

Пример: балалайка

12  3  1

Современные исследования показывают, что отношения удар­ного и безударного слогов по длительности значительно сложнее и не укладываются в четкую арифметическую схему, но формула А. А. По-тебни верно определяет тенденцию этих отношений, в независимо­сти от темпа речи или дикционно-артикуляционных особенностей носителя русского литературного языка.

Все изменения безударных гласных объединяются одним об­щим свойством — малой длительностью этих звуков, не позволя­ющих выполнить полную артикуляторную программу, как это происходит при произнесении ударных.Последствием этого яв­ляются изменения всех признаков гласных, в том числе и качествен­ных, если они находятся в безударной позиции. Более определенным образом эта мысль была высказана академиком Л. С. Щербой: «Не­посредственной причиной качественных изменений наших неуда­ренных гласных является количественная редукция»''.

Следует отметить, что в некоторых трех—четырехсложных сло­вах мы имеем дело с двумя уровнями редукции: редукцию 1-й степени в 1-м предударном и редукцию 2-й степени во 2-м предударном и всех заударных слогах (это касается и других слов, состоящих из более че­тырех слогов). При экспериментальной проверке эти две степени редукции обнаруживаются лишь у гласных звуков О и А. Длительность времени произнесения этих гласных особенно различается в пред­ударной части слова. Соотношение же длительностей для гласных (и, ы, у) выражается пропорцией 2:2:3, где 3 - длительность ударного.

Пример:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.47 (0.008 с.)