Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль ритма в исправлении говоровСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Игровая импровизация. В центре «дирижер». Задание «дирижеру»: предлагайте играющим музыкальный размер на 4/4, затем одного за другим вводите в ритмическую игру всех барабанщиков круга. По ходу импровизаций меняйте темпы, ритмические рисунки и динамические оттенки. Дирижируя, можете выделять в игре кого-то одного, приглушая звучание других «музыкантов», можете менять у отдельных исполнителей или у всего ансамбля в целом музыкальный характер исполнения (legato, staccato, portamento)... «Дирижер» начал ритмическую импровизацию ансамбля, и по его команде пусть прозвучит последний аккорд тренинга.
Л. Д. АЛФЁРОВА доцент кафедры сценической речи Ритм является универсальным по природе, естественным физиологическим механизмом речи человека.Вся наша речь реализуется в слогах или, как говорили наши предки, в складах (вспомните выражение — читать по складам). Из слогов складываются слова, из слов — фразы, из фраз образуется речевой поток. Таким образом, речь человека реализуется через специфические слоговые движения, ритмически организованные во времени. Слог является минимальной ритмической единицей речи. Слоговыми движениями, как и всем процессом речепроизводства и речевосприятия, управляет мозг. Работами выдающегося отечественного ученого Н. И. Жинкина было установлено, что при речевом акте мозг подает сигналы в три разные точки организма. «Во-первых, это органы дыхания, от которых зависит, будет ли подан в глотку, в рот и в нос воздух, необходимый для говорения. Во-вторых, это специальный механизм глоточной регулировки дыхания. Он распоряжается членением речи на слоги: есть звуки громкие сами по себе, например а, о, л, и для них не нужно дополнительной порции воздуха; есть звуки тихие, неслышные, например к, т, п, которые нужно «обеспечить» наибольшим давлением воздуха... Наконец, третий сигнал подается в органы артикуляции, собственно речевые органы, особенно в язык. Не все эти сигналы во времени совпадают. Дело происходит так: одновременно подаются сигналы только в органы артикуляции и в глотку. Эти сигналы согласованы между собой... Лишь после того как поданный сигнал достигнет глотки, она «произведет расчет» необходимого количества воздуха, и результаты этого «расчета», вернувшись в мозг, будут им переданы дальше — органам дыхания»1. Речь осуществится, если согласованно и ритмично сработают все три системы. Ритм речи своеобразно реализуется во всех языках мира и зависит от ритмической организации (ритмики) конкретного языка. Ве- дущую роль в ритмической организации любого языка играет слоговая ритмика. «В речи на любом языке не может не быть членения на слоги. Но какова структура русского, немецкого, китайского слога — это уже проблема лингвистическая»2. С лингвистической точки зрения, понятие «ритмика» отражает совокупность всех проявлений ритма данной языковой системы: чередование ударности — безударности, длительности, интенсивности тона гласных звуков, позиционных проявлений сочетаемости звуков. С точки зрения речевой реализации, последовательность произнесения слогов в слове — это чередование усилений и ослаблений мускульного напряжения. «В основе ритмики русского слова лежит контраст ударных и безударных слогов по длительности и напряженности артикуляции»3.Входя в состав слова, слоги создают определенные ритмические структуры (односложные, двухсложные, трехсложные и др.). Например: все односложные слова — это односложные ритмические структуры, которые различаются по количеству, качеству и месту расположения согласных в слове. Слогообразующими звуками в слове являются гласные. ТИПЫ ОДНОСЛОЖНЫХ СЛОВ (ОДНОСЛОЖНЫЕ РИТМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ) Тип звукосочетания Г сг ссг сссг ГС гсс сгс сгсс сгссс сгсссс ссгс ссгсс сссгс сссгсс ссссгс ссссгсс Примеры односложных слов а, о, у, ы, э, и та, то, ту, ты, щи два, сто, жду, сны, чья, чьи мгла ах, ох, ум, их, ил акр, иск, икс, игл там, тот, час, цех, пять, путь, тюк парк, борщ, мост, пусть, метр, жизнь текст, центр, холст, пункт чувств шкаф, стол, стул, звук, цвет шторм, спорт, блеск, смерть, свист взнос, вслух, штраф, взрыв, скрип страсть, всласть, вскользь всхлип, всплыть, вскрыть всплеск * Г — гласный, С — согласный. В двухсложных, трехсложных, четырехсложных и др. структурах ударение подвижно и может падать на любой слог. Например: в двухсложных структурах русского языка ударение может стоять как на первом, так и на втором слоге слова. Сравните: годы - сова, город -пирог, всхлипнул - всхрапнул. В трехсложных структурах могут быть следующие варианты ударений: мамочка, рябина, молокой т. п. Разно-местное ударение является отличительной особенностью русского языка, поэтому ритмические модели русских слов отличаются большим разнообразием (в отличие, скажем, от французского языка, в котором ударение падает только на последний слог). Словесное ударение — обязательное средство ритмической организации русской речи. Русское ударение является сильноцентрали-зующим, оформляющим ритмическую структуру слова в единое целое. Ударный слог является фонологической вершиной слова, т. е. сильной позицией по отношению к безударным слогам. Основной признак ударности — это большая длительность гласного в ударном слоге по сравнению с гласными безударных слогов. Безударные слоги можно разделить на две большие группы: предударные слоги образуют своеобразный подступ к реализации ударного слога, а заударные — отступ, завершение слова. Эта их разная роль обнаруживается и в их разной степени редукции. Под редукцией будем понимать изменение длительности гласного в слоге (количественная редукция) и изменения качества гласного (качественная редукция). Предударные слоги в слове редуцируются меньше, чем заударные.Подтверждение этому можно найти в статистических данных, полученных при изучении русского словесного ударения. «В словах русского языка ударными бывают в 70—80% случаев корни, в 10—18 — суффиксы, в 10 — флексии, в 1% — префиксы. Следовательно, в состав стержневой части входят прежде всего корни и суффиксы, а в заударное положение попадают чаще всего флексии. Из такого сопоставления вытекает вывод о том, что стержневая часть отражает прежде всего лексическое значение слова, а заударная (периферийная) — грамматическое. Носитель русского языка заинтересован в распознавании прежде всего лексического содержания слова, а потом его грамматического значения. Не случайно окончания в прилагательных зимнее, зимняя, зимние на слух практически не различаются. ... Мы узнаем об их значении за счет следующих за ними существительных: синее озеро, синяя дача, синие дома и т. п... Об этом же свидетельствует способность воспринимать и понимать обычными носителями русского языка некоторые звучащие тексты, в которых с помощью компьютера удалены заударные части слов»4. Важная смыслоразличительная роль предударно-ударной (стержневой) части слова по отношению к заударной части и лежит в основе более высокой степени редукции заударных гласных, чем предударных.Такая организация русского слова дает возможность говорить об его особой ритмической форме, связанной с изменениями фонетических параметров безударных гласных в зависимости от их положения по отношению к ударному слогу. Как же предударные и заударные слоги относятся по длительности к ударному слогу? Обратимся к классической формуле, данной выдающимся русским лингвистом XIX века А. А. Потебней: «Если тоническую силу ударяемого слога обозначить через 3, то отношение других слогов к ударяемому в четырехсложном слове можно будет изобразить так: 1, 2, 3, I»5. Пример: ба—ла—лай—ка 12 3 1 Современные исследования показывают, что отношения ударного и безударного слогов по длительности значительно сложнее и не укладываются в четкую арифметическую схему, но формула А. А. По-тебни верно определяет тенденцию этих отношений, в независимости от темпа речи или дикционно-артикуляционных особенностей носителя русского литературного языка. Все изменения безударных гласных объединяются одним общим свойством — малой длительностью этих звуков, не позволяющих выполнить полную артикуляторную программу, как это происходит при произнесении ударных.Последствием этого являются изменения всех признаков гласных, в том числе и качественных, если они находятся в безударной позиции. Более определенным образом эта мысль была высказана академиком Л. С. Щербой: «Непосредственной причиной качественных изменений наших неударенных гласных является количественная редукция»''. Следует отметить, что в некоторых трех—четырехсложных словах мы имеем дело с двумя уровнями редукции: редукцию 1-й степени в 1-м предударном и редукцию 2-й степени во 2-м предударном и всех заударных слогах (это касается и других слов, состоящих из более четырех слогов). При экспериментальной проверке эти две степени редукции обнаруживаются лишь у гласных звуков О и А. Длительность времени произнесения этих гласных особенно различается в предударной части слова. Соотношение же длительностей для гласных (и, ы, у) выражается пропорцией 2:2:3, где 3 - длительность ударного. Пример:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.47 (0.008 с.) |