Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритмы со звукосочетаниями «да-да-да».



Ощущение тяжести первично.

Ощущение повышенной тяжести в мышцах ног, спины, плече­вого пояса, шеи вообразить несложно. Именно вообразить и затем прочувствовать. Позже мы перенесем это ощущение на дыхательные мышцы, мышцы речевого аппарата. Усиление воображаемой тяжес­ти освобождает тело от разнообразных излишних напряжений в мышцах. Вот и сейчас, углубляя ощущение тяжести в мышцах тела, некоторые из вас одновременно высвободили от избыточного напря­жения мышцы лба, круговую мышцу рта, глаза успокоились, веки потяжелели. У некоторых даже приоткрылся рот, то есть возникло ощущение тяжести в нижней губе. Но вот задачка: всем ли удалось почувствовать нарастающую тяжесть подбородка и языка? По наи­вности и детскости физиономий могу уловить, что кое-кому это уда­лось.

Проверьте, сохраняется ли ритм круга? — казалось бы, самый при­митивный момент заключается в том, чтобы удержать на протяже­нии всего упражнения равномерные расстояния между друг другом. И при том не отвлекаться от своих ощущений. Однако именно ритм круга — для нас самый простой способ настроиться на восприятие партнеров. С точно выполняемого ритма расположения тел в про­странстве (в данном случае — в круге) вырастет впоследствии чув­ство целого, чувство ансамбля.

Прочувствовав тяжесть в теле, освободившись от излишних на-* пряжений, приступаем к разминке. В последующих упражнениях ощущение тяжести сохраняется как обязательное условие, и от уп­ражнения к упражнению круг принципов нашего тренинга расши­ряется. Начнем с целостности.

Упражнение «Окунаемся в удовольствие»

Потрите ладони друг о друга. Делайте это для удовольствия!

Теперь потирайте ладони таким образом, чтобы в движение включалось все тело. Последовательно проверьте участие в движе­нии: запястий — локтей — плеч — лопаток — спины — бедер — коле­ней — ступней. Потирайте ладонь о ладонь, вовлекая в физическое действие все тело.

Принцип согласованности движений: в любом физическом поступке участвует весь организм актера, в любом движении уча­ствует все тело.«Жест — это маленькая прибрежная волна от боль­шого идущего парохода — человеческого тела...» (Вс. Мейерхольд).

Сейчас вы создаете единство пластическое. Какая-то часть тела (в данном случае, руки) берет на себя функции ведущей, увлекает за собою все тело. Принцип целостности в физическом поведении тела актуален и в работе артикуляторных органов. Как в произнесении отдельного слога, так и в речевом потоке задействована вся артику­ляция человека. Разумеется, что при произнесении конкретного зву­ка речи один из нескольких артикуляторных органов становится ведущим. Именно этот артикуляторный орган ведет за собой всю артикуляторную систему.

Объемность движений — еще один наш принцип.Потирая руки, разминая кисти, захватывайте пространство вокруг себя. По­тирая руки, не прижимайте локти к себе, не соединяйте колени, не втягивайте голову в плечи, не тяните плечи кушам. Потирая руки, не закрывайтесь, а открывайтесь навстречу пространству. Движения рук исходят из центра спины, от зоны между лопаток. Это же, с большой Долей вероятности, относится и к голосовому, и к речевому звучанию: от центра спины в разные стороны «расходятся волны звучания».

Не все из вас сейчас справляются с заданиями. Что именно пред­ставляет опасность, мешает свободе движений и свободному звуча­нию? Прежде всего: пальцы не соединяйте, не напрягайте чрезмер­но, не вытягивайте с усилием. Прочувствуйте в пальцах небольшую расслабленность. Кисти движутся вязко. Локти «разлетаются» в сто­роны — между телом и плавающими локтями колышется воздушное пространство. Плечи скользят в пространстве широко, объемно. Ло­патки для вас — точка, от которой все движения приходят к ладоням.

 

Чем больше мышц задействовано в разогреве рук, тем сильнее пробуждается эмоциональная активность, с тем большим удоволь­ствием вы работаете. Посему не только руки, от кончиков пальцев до лопаток, участвуют в ритмах движений, но и корпус наклоняется, поворачивается, разворачивается, бедра, — колени, — ступни «пла­вают» в разнообразных направлениях. Все тело постепенно «воспа­ляется» от удовольствия, которое вы обретаете.

Возникновение удовольствия от движений тела, от «предыгры», от настройки на тренинг в немалой степени зависит от включения в процесс движений всего физического тела актера, всего его пласти­ческого потенциала. «Это пробудит в актере способность играть всё всем телом»(М. Чехов).

Теперь испробуйте эластичность коленей, будто пружинки зата­ились в них и ваше тело легонько пружинит. Похлопывайте ладоня­ми по коленям, по бедрам сверху и сбоку, затем по икрам, по животу, по нижней части спины, по груди. Движения рук исходят от лопа­ток. Используйте различные возможности свободного, слегка рас­слабленного действия плечами, — спиной, — бедрами, — коленями, — голенями, — ступнями. В кистях прочувствуйте увеличенный вес и вообразите, что они немного разрослись в размерах.

Разнообразьте движения: потирайте ладони быстрее или медлен­нее; потирайте ладони с большими или меньшими усилиями; расти­райте кисти: разогревайте и разминайте одну кисть другою со все­возможными поворотами, разворотами, соединениями и разведени­ями пальцев; хлопайте ладонями по телу с постоянно меняющимися амплитудами замахов рук; совершайте хлопки по телу с разной ме­рой интенсивности, используя при этом как небольшие, так и увели­ченные до возможного предела замахи; соединяйте похлопывания кистями рук с топотанием ногами по полу и сопровождайте движе­ния своеобразным «дрожанием» в плечевом поясе, — в локтях, — в коленях, — в дыхательных мышцах.

Упражнение «Озвучивая вертикаль»

В этом упражнении три этапа.

1-й этап.

Потянитесь вверх, прочувствуйте мышечное напряжение, нара­стающее последовательно от пяток до кончиков пальцев устремив­шихся вверх рук.

Тело ваше словно струна. Прочувствуйте вертикаль в стремитель­ном движении тела вверх. Сохраняйте ощущение вертикали на всем протяжении упражнения: опускаетесь ли вы, поднимаетесь ли. Прин­цип вертикальности движенийсейчас, на этом этапе, поможет вам

организовать целесообразную, продуктивную работу тела. Ощуще1 ние вертикали распространяется и на собранное движение тела, и на раскрытие голосоречевого рупора, и на сфокусированное, полет­ное звучание голоса.

Движение тела начинается и завершается движением кистей, точнее, даже пальцев. Из положения «натянутой струны» тело пере­текает в положение «собранного в комок». Кончики пальцев первы­ми движутся вниз и увлекают за собой кисти, запястья, локти. Слож­но с первого раза прочувствовать, однако хотелось бы добиться такого поведения тела, при котором и кончики пальцев, и запястья, и локти, и плечи, и спина, и колени, и ступни стремились к сжатию одновременно. И в этом упражнении действует принцип согласо­ванности движений.Кисти — ведут за собой все тело: они начинают движение тела книзу, и они же его завершают. Кисти, пропитанные тяжестью, тянут тело вниз, именно они задают телу направление, темпы и плавность движений. Они проплывают близко к телу, почти касаясь одежды. Если кисти отодвигать далеко от тела, да еще вы­тягивать локти, то исчезнет вертикаль. В финале опускания ваши кисти падают на пол, ваше тело слегка расслабляется, тяжелеет, вы будто сжимаетесь в комок, но специальных усилий для этого не при­лагайте.

На плавном и неспешном приседании проговорите на одном вы­дыхании: «ой-ой-ой-ой...». Параллельно этому движению — звучание вашего голоса слегка снижается по тону, будто съезжает. Это проис­ходит непроизвольно. Специально перемен высотности не делайте. Тем-то и интересно упражнение, что к финалу приседания, к финалу «ой-ой-ой-ой...» дыхание теплеет, дыхательные пути несколько рас­ширяются и звучание теряет любые призвуки излишних напря­жений. Ощутите, что звучит не голос ваш, а ваше дыхание. Ваше озвученное дыхание «охватывает» прежде всего кисти: ведь именно кисти сейчас играют роль ведущих, они направляют движение все­го тела.

2-й этап.

При движении книзу произносите беспрерывно «ой-ой-ой-ой...». Опустившись к полу, выдержите паузу, она необходима для «сбросов» мышечных напряжений в теле (особенно в плечах, в спине, в шее), Для расслабления, раскрепощения выдыхательных мышц и для вдо­ха, то есть для «подготовки к звучанию». Во время подъема произно­сите беспрерывно «ай-ай-ай-ай...», раздвигая с помощью такого зву­косочетания объемы звучания голоса.

На что бы вам следовало обратить внимание на этом этапе? В плас­тике все понятно: рисунок движений, мышечная свобода, участие в

движении всех частей тела. С голосом также есть ясность: не звук голоса наша забота сейчас, а рождение его, свобода выдохов. Оста­ется третье — артикуляция. Дикционная подвижность артикулятор-ных органов. Она оказывается на переднем плане тренировки. Об­ратите внимание на контраст в работе губ при произнесении «ой-ой-ой-ой...» и «ай-ай-ай-ай...» и на преодоление препятствий при произнесении щелевого согласного «j», что в результате способству­ет развитию подвижности губ и нижней челюсти. Появляются воз­можности для голосовой тренировки: формируется объемное, со­бранное, слегка гудящее звучание голоса на «ой-ой-ой-ой...» и раскрытое, летящее, звонкое звучание на «ай-ай-ай-ай...».

Вариация: проделайте зигзагообразные движения на одном вы­дохе вверх и вниз — один раз, два раза, три раза, четыре раза. Темпы движений не убыстряйте. «Ой-ой-ой-ой... — ай-ай-ай-ай...» произно­сятся непрерывно, на одном выдохе — сколько бы раз вы ни приседа­ли и ни выпрямлялись — один, два, три и так далее.

3-й этап.

Кисть правой руки увлекает за собой все тело. Ноги расставле­ны широко, все тело устремляется за кистью правой руки, которая «путешествует» вверх-вниз, вокруг тела, дальше, ближе от тела. Ступ­ни от пола не отрывайте и позволяйте телу совершать вслед за кис­тью самые неожиданные развороты, наклоны, приседания, потяги­вания. Звучание: в зависимости от высотного направления движения кисти произносите «ой-ой-ой-ой...» и «ай-ай-ай-ай...». Понятно, что если кисть тянет ваше тело вверх, то звучит комбинация из «аи», а если вниз, — комбинация из «ой».

Вариация: ступни перемещаются в пространстве. Тело, следуя за рукой, наклоняется, вертится, падает, взмывает, пританцовывает. Звуковые комбинации с «ой» и «аи» — те же.

Еще одна вариация: пробуйте экспериментировать с темпами движений руки и тела: все перемены темпов в теле отражаются на темпах проговаривания звукосочетаний. (Затаившаяся опасность: увлекаясь темповыми вариациями, не упустите из внимания свободу выдыхания и объемность голосового звучания.)

Ритмические вариации: импровизируйте различные ритмичес­кие рисунки, используя только звукосочетания «ой» и «аи». Комби­нации могут быть такими, например:

—               «ой! ojojojoft! ajajaft!»;

—               «ajajaii! ajajaft! ajajaft! ой!»;

—              «ой! jojojoft! joul — ой! jojojoft! joft!..»;

—               « ай-ай] aj aj aj ай-j aj ай-j aj аи, ай-ай] aj a j aj аи -j aj ай-j aj аи...».

Упражнение «Взлёты»

Первая часть упражнения повторяет начало упражнения преды­дущего. Приподнимаетесь на носки, тянетесь вверх, протягивая руки как можно выше к потолку, следите за тем, чтобы дыхание «втекало» в вас неслышно и плавно. Затем двигаетесь вниз (концы пальцев пер­выми начинают движение, и за ними устремляется все тело), озвучи­вая опускание к полу непрерывным звукосочетанием « ой-ой-ой-ой...» («oj-jqj-joj-jo-i-i-i»). Опустившись, «сбросьте» руки, - плечи, -локти и «свернитесь в комок», подготовьтесь к новому выдоху.

Следующее задание: выполните четыре рывка-подъема вверх, пе­ремежая их глубокими падениями вниз к полу для «подготовки к вы­доху» и для накопления энергии для прыжка вверх. В четырех рыв­ках-подъемах вверх содержатся разные технические задачи, и выполняются они в разной пластике и с разными комбинациями зву­косочетания «ай-ай-ай-ай...».

В первый раз.

Почувствуйте, что ваше тяжелое тело, будто нитью, за правый локоть тянет наверх какая-то неведомая сила. Приподнимитесь не­много, произнесите сочетание «аи-и-и...» (графически это сочетание мы могли бы обозначить как «аи») — гласный «а» приходится на верх­нюю точку подъема; продолжите при опускании к полу звук «и»; опус­каясь, не теряйте ощущения тяжелого падающего тела.

Во второй раз.

Поднимитесь чуть выше; руки при взлете разлетаются локтями в стороны; спина округлая; округлость тела и округлость звука — вот главная забота второго взлета; произносите при движении вверх со­четание «айяяй-и-и...» («ajaja-i-i-i...»); финальный звук «и» («i-i-i-i...») «тяните» до тех пор, пока полностью не вернетесь в исходное поло­жение.

В третий раз.

Поднимитесь от пола еще выше, — чуть не в полный рост, — и поднимите при взлете руки вверх выше головы; тело «выстрелива­ет» вверх словно пружина; вертикаль в теле и вертикальная направ­ленность звукосочетания «айяяяяй!» («ajaj ajaj a-i-i-i...») отличают этот взлет: финальное «и» протяните до полного возврата в позицию «со­бранного в комок тела».

В четвертый раз.

Высокий взлет тела с отрывом ног от пола; тело совершает вы­сокий вертикальный взлет, а руки совершают движение, напомина­ющее вбрасывание баскетбольного мяча в корзину; полет тела и по­лет звуков — «выплеск» звукосочетания «айяяй» («ajaja-i-i-i...») по направлению к партнеру.

Усложняя речевые программы, замените звукосочетания четырь­мя словосочетаниями:

1-й раз: «да давай-и-и...»;

2-й раз: «да давай-давай-и-и...»;

3-й раз: «да давай-давай-давай-и-и...»;

4-й раз: «да давай!».

Избираем именно это сочетание из-за его дикционной энергии при произнесении. Взрывные согласные «д» (требующие активного участия в выдохе диафрагмы и усиливающие нагрузки на артикуля-торные движения языка) способствуют в сочетании со звуком «а» более продуктивному раскрытию голосо-речевого рупора по верти­кали. Тем самым они раскрывают объемность звучания голоса и уве­личивают нагрузки на артикуляторные мышцы, участвующие в об­разовании согласных звуков. Согласный «в» порождает упругость в движении нижней губы (особенно квадратных мышц нижней губы и подбородочных мышц) и разминает квадратные мышцы верхней губы. Хорошие нагрузки получает и круговая мышца рта — она сжи­мается на «в» и разлетается при произнесении «а». Есть и еще одна, казалось бы, поначалу незаметная помощь в произнесении «да да­вай». Речь идет о верном фонетическом звучании «а» в различных фонетических позициях: под ударением («вай»), в первом предудар­ном слоге («да»), в безударной позиции (предлог «да»).

Вы можете прочувствовать телом, как меняются мышечные ар­тикуляторные усилия при произнесении слогов с различной фоне­тической позицией звука «а»: зарождающееся движение, не требую­щее активных нагрузок в момент звучания редуцированного «а»; движение раскрывающееся, устремляющееся вверх, позволяющее раскрыться артикуляции по вертикали в момент звучания первого предударного слога; активное раскрытие тела и звука на звучании ударного слога. Пробуйте сейчас прочувствовать единство движения тела, артикуляции и звучания голоса.

Теперь, после настройки: внимание к партнеру. Несколько со­вместных упражнений. Ощущения каждого из вас перекрещивают­ся, сливаются или конфликтуют.

Нам с вами интересно на новом этапе тренинга рождение по­ступка, направленного на партнера. Интересен голос действующий,если же голос действующий, то важно и дыхание в действии, важна и действенная дикция.

Упражнение «По воле кукловода»

Выберите партнера. Один из вас берет на себя функции «веду­щего», второй — «ведомого».

Задания «ведомому».

Представьте себе, что вы кукла, пластично передвигающаяся, «перетекающая» в пространстве комнаты по воле кукловода («веду­щего»).

Закройте глаза и прочувствуйте небольшую тяжесть в теле. Ваша голова слегка наклонена вперед; рот приоткрыт; руки, ноги, плечи, ступни чувствуют тяжесть. Самостоятельно вы перемещаться в про­странстве не можете и отдаетесь во власть «ведущего»: он будет вас двигать, как большую эластичную куклу. Свободно отдавайтесь дви­жению, задаваемому партнером. Чем активнее усилие, с которым вас движет партнер, тем дольше вы двигаетесь в пространстве.

Задания «ведущему».

Одной рукой вы плавно двигаете партнера в разнообразных на­правлениях: закручиваете «ведомого», раскручиваете его, подталки­ваете к движению вверх или вниз, вперед или назад. Передав парт­неру энергию движения, мягко подтолкнув его рукой, отпустите его, — пусть он самостоятельно продолжает движение; но и вы свое движение доводите до пластического завершения. Когда «ведомый» завершает движение, заданное вами, вы вновь его мягко подталкива­ете, и он движется в новом направлении. Не толкайте «ведомого», а двигайте его тело в пространстве. Условная психологическая после­довательность вашего взаимодействия с партнером: вначале прикос­новение — прочувствуйте участок тела партнера, которого коснулась ваша ладонь, затем — задайте телу партнера направление движения и завершите свое действие энергическим импульсом, передачей парт­неру энергии своего тела, своих желаний. Если такая условная по­следовательность ваших поступков будет насыщена внутренним раз­говором с «ведомым», то действия вашей руки обретут смысл, вы не будете механически подталкивать партнера.

Каждое движение кистью сопровождайте словом «давай». На­правляя телесные движения «ведомого», вы одновременно с физи­ческим действием выполняете столь же активно действие словесное: «давай», «давай-давай». Чем энергичнее ваше физическое действие по отношению к партнеру, тем дольше длится его движение в про­странстве и тем протяженнее звучит ваше «давай-давай-давай-давай-давай-давай...».

Упражнение «Маланья»

«Ведомый», в отличие от предыдущего упражнения, работает с открытыми глазами, он видит все движения «ведущего», зрительно воспринимает его жестовые команды наряду со звуковыми команда­ми, совпадающими по условиям тренинга с речевым поведением «ве-

дущего» в предыдущем упражнении. Теперь партнеры хорошо видят друг друга.

«Ведущий» управляет партнером, как эластичной податливой кук­лой, находясь от «ведомого» на расстоянии двух-трех метров. Дви­жениями рук, особенно кистями, и беспрерывным произнесением: «Маланья-Маланья-Маланья-Маланья...» — «ведущий» заставляет парт­нера с помощью кантилены и голосового резонанса «плыть по про­странству» в указываемых направлениях.

«Ведомый» при этом не должен «слепо» выполнять волю «веду­щего», бесчувственно ему подчиняться. Важны движения, рождаю­щиеся под воздействием звучания и движений партнера. Иллюстра­ции, показа с подтекстом: «я, мол, понимаю, что ты от меня хочешь, я сделаю это» лучше избегать. Советы «ведущему».

Прежде всего, возникают короткие, проникающие в партнера слова: «Маланья». Ни в коем случае не торопитесь, не суетитесь, не форсируйте звук по громкости, не убыстряйте темп.

Когда почувствуете, что «ведомый» внимателен к вам, доверил­ся вам, — продлите движение, удлините фразу: «Маланья, Маланья». Не скандируйте и не распевайте слова, направляйте звук энер­гично и точно в партнера, в конкретные точки на его теле. Пусть голос ваш «втекает» в «ведомого», пронизывает его, звучит в нем, живет в нем. Ваше звучание важно не само по себе, а ценно тем, как оно воздействует на чувства, ощущения партнера, тем, как оно будо­ражит партнера. Чрезвычайно важны: эластичность рупора, канти­лена в дыхании и в пластике, внутренний диалог с «ведомым» (диа­лог глазами) и волевые импульсы, исходящие от вас. Когда поймете, почувствуете, что партнер в вашей власти, что он движется в волнах ваших звучаний, — еще немного удлините выдох: «Маланья-Маланья-Маланья»,и еще удлините, и еще. С увеличением амплитуд звучания развивайте и амплитуды движений. Постепенно усложняйте пласти­ческие задания, транслируемые «ведомому». Помимо простых дви­гательных программ (вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад) пред­лагайте ему усложненные варианты движений — развороты, перево­роты, наклоны, верчения и пр.

Упражнение «Ловкие руки»

Вновь парное упражнение. Игра, знакомая вам с детства. Участ­ники игры встают друг против друга в неглубоком пружинистом «при­седе» и затевают очень простую детскую игру. Один из играющих протягивает к партнеру согнутые в локтях руки и разворачивает ла­донями кверху (он — «ведущий»). Второй участник («ведомый») кла-

дет свои руки на руки партнера сверху — ладонями книзу. Задача «ве­дущего»: неожиданно и стремительно ударить по рукам своего парт­нера сверху. Задача «ведомого»: успеть отдернуть руки до того, как партнер коснется их.

У «ведущего» несколько способов обмануть партнера. Он впра­ве пользоваться ими по своему усмотрению: бить наискось, то есть правой рукой по левой руке партнера или левой рукой по правой руке партнера; ударять напрямую, то есть правой рукой — по правой руке, а левой — по левой; бить обеими руками одновременно.

До удара «ведущий» протяжно тянет «о-о-о-о...», длительность ко­торого не ограничена. Прерывается тянущееся «о-о-о...» в момент, когда «ведущий» ударяет «ведомого» по рукам. Удар сопровождается восклицанием «...па!».

Ударяя по рукам партнера и восклицая «па!», «ведущий» добива­ется вертикального, объемного раскрытия «рупора» и объемного широкого голосового звучания. Для того чтобы это произошло не­натужно и свободно, сопровождайте удар глубоким приседанием. Глубокое приседание поможет задействовать в активном выдохе ды­хательную «опору» и спровоцирует распространение резонанса в пространстве.

Если «ведущий» «промахнулся», то есть «ведомый» успел вовре­мя отдернуть руки, участники меняются ролями.

От слогосочетания «о-па» переходите к болтовне. Назовем та­кую болтовню: «мурчание».

«Ведущий» использует «мурчание» для обмана партнера: дове­рительно, «честно» глядя в глаза «ведомому», он болтает о милых пу­стяках и вдруг на каком-то из слов своей обманной болтовни с удо­вольствием ударяет по рукам противника, одновременно слегка приседая. Болтовня «течет» плавно-плавно и неторопливо, удар со­вершается стремительно. Речь «ведущего» при ударе не прерывает­ся: удару сопутствует только речевой акцент (выделение, подчерки­вание слова, на которое приходится удар).

Вариация звуковая.

«Ведущий» напевает без слов в медленном темпе мелодию зна­комой ему песенки. Вместо слов он использует: «ла-ла-ла-ла...». Упру­гость кончика языка при произнесении звука «л», вертикальное рас­крытие «рупора» на гласном «а», подвижность слегка округлых губ, плавная работа экспираторных мышц (мышц-выдыхателей) — вот что поможет настроить плавность артикуляции, кантилену речи и объем­ное голосовое звучание. На одном из акцентных «ла» «ведущий» уда­ряет по рукам партнера, но мелодия не прерывается, а лишь энерге-

тически усиливается — активизируется выдох, разрастается объем «рупора», увеличивается уровень громкости.

Вариация пластическая.

«Ведущий» напевает приглянувшуюся ему танцевальную мелодию (танго, вальс, фокстрот...), танцует под аккомпанемент собственно­го пения и увлекает танцевальными движениями своего партнера. Оба в танце. Распевая «ла-ла-ла-ла...», «па-па-па-па...» или «та-та-та-та...» и двигаясь в ритмах танца, «ведущий» дезориентирует внима­ние партнера, отвлекает его и в самый неподходящий момент вдруг бьет его по рукам, восклицая «па!». Ощущение «танцевальности» в теле передается артикуляции, а напевность и кантилена положитель­ным образом влияют на голосовое звучание. Голосо-речевая техника обретает музыкальность, пластичность, «рупор» стремится к верти­кальному раскрытию.

Упражнение «Тепло общения»

Тепло рук — тепло звука — тепло общения. Таково содержание этого парного упражнения.

«Ведомый» закрывает глаза. «Ведущий» с помощью тепла, исхо­дящего от ладоней, пробует осторожно двигать партнера.

Вначале «ведущий» создает «тепловую зону» между своими ладо­нями и лицом «ведомого»: кисти обеих рук следует приблизить к цен­тру лица партнера и прочувствовать образовавшееся тепло. Затем мед­ленно (даже очень медленно, осторожно) «ведущий» отводит ладони от лица партнера. «Ведомый», уловив момент разрушения теплового контакта, движется в направлении ускользающего тепла. Первичны в движении не голова или корпус «ведомого», а ноги. «Ведомые» — не наклоняйтесь, не тянитесь в сторону уходящего тепла, а всем телом идите в направлении уплывающих ладоней «ведущего». Когда «ведо­мый» почувствует, что тепло совсем исчезло, он останавливается и ожидает следующих действий партнера. «Ведущему» необходимо не­сколько раз проделать такую работу с центром лица «ведомого». Вся­кий раз после остановки партнера «ведущему» полезно «сбросить» кисти рук вниз, встряхнуть их. Вспомните: оба (и «ведомый», и «веду­щий»), участвуя в совместном действии, в любом, даже крохотном дви­жении, должны использовать возможности всего своего тела, а не от­дельных его частей, находящихся в непосредственном контакте. Дальнейшие задания «ведущему».

Как только вы уловили, что «ведомый» моментально отзывается на малейшие действия ваших рук, передвигайте свои кисти от цент­ра лица к другим его зонам: создавайте тепловой контакт между сво-

ими кистями и щеками партнера, между кистями и различными зо­нами на его голове. Постепенно снижайтесь ниже по телу партнера: контактируйте с его плечами, — с грудью, — со спиной, — с животом, — с руками и т. д., вплоть до пальцев на ногах. Но это позже, вначале, повторю, для обоих важно совместными усилиями как можно доль­ше сохранять тепловые зоны. Если в каких-то участках тела партнер не чувствует тепла ваших рук, не реагирует на ваши усилия, пропус­кайте эти участки кожи, переходите к другим, затем, позже, верни­тесь к пропущенному «трудному» месту и возобновите попытки «воз­будить кожу» партнера в этой зоне.

Упражнение «Звуковые атаки»

Оставайтесь в парах: «ведущий» и «ведомый».

Задания «ведомому».

Закройте глаза, прислушайтесь к звучанию «ведущего»: слухом и резонансными отзвуками внутри своего тела реагируйте на действия партнера.

Лучше, если ваши реакции будут сопровождаться непроизволь­ными движениями головы, тела, рук или ног в сторону от звуковых «ударов» партнера, при отражении резонанса его голоса в вашем теле. Как только прочувствуете резонанс звука голоса «ведущего» в своем теле, — плавно от него уходите, ускользайте. Такие отходы, такие телесные реакции при наиболее активных резонансных «атаках» ва­шего партнера могут сопровождаться у вас непроизвольными голо­совыми отзвуками (своеобразным резонансным эхом).

Задания «ведущему».

Направляйте звуковую струю в конкретную локальную точку на теле партнера — между лопаток, например. «Вонзайте» в «ведомого» восклицание «па!», добиваясь резонансных ощущений внутри его тела. Если удар точен, звучание компактно, объемно и насыщено обертонами, то «ведомый» непроизвольно будет телом и звуком реа­гировать на точность вашего «удара». Для того чтобы ваши звуковые «удары» не получались крикливыми, резкими, форсированными, прежде чем произнести «па!», отодвиньтесь от партнера на два-три шага, приготовьтесь к выдоху, прочувствуйте что-то наподобие энер­гетического замаха и начинайте негромкое звучание: «о-о-о-о...». По мере приближения к телу партнера звучание «о-о-о-о...» разрастается — и вы, приблизившись губами к спине партнера, выдохните «па!». По­началу направляйте «удары» в различные точки спины «ведомого» (между лопаток, например, в верхние позвонки, в правую лопатку и пр.), затем в различные зоны на его груди. После того, когда вы сами прочувствуете хороший, объемный резонанс внутри тела партнера

и вам будет удаваться управление партнером с помощью резонанс­ных «уколов», озвучивайте другие части тела партнера.

Начав свое резонансное воздействие на «ведомого» с «о-о-о-о — па!», переходите к следующим речевым комплексам, к различным словам с ударением на «а»:

«давай-давай-давай-давай...»; «дальше-дальше-дальше-дальше...»; «догадайся-догадайся-догадайся-догадайся...»; «до свидания, до свидания, до свидания, до свидания...».

Закончив упражнение, обменяйтесь впечатлениями друг с дру­гом. Интересно, как ощущался «ведомым» резонанс голоса «ведуще­го»? Всегда ли с одинаковой интенсивностью он воспринимал звуча­ние партнера? Впечатления «ведущего» могут быть связаны с реакциями партнера на его действия, на его резонансные усилия.

Упражнение «Маневрирование»

Глаза «ведомого» закрыты, он не видит ваших рук и может лишь догадываться о совершаемых вами движениях. Вы двигаете своего партнера с помощью кисти руки, то приближаете его к себе, то уда­ляете его, то убыстряете, то замедляете его «полет» в пространстве. Основная нагрузка ложится на вашу речь, на ваше голосовое звуча­ние, на резонанс вашего голоса.

Итак, задания «ведущему»: работая с партнером на расстоянии, используйте скороговорку:

Мы маневрировали — вы выманёвривали, вы маневрировали — мы выманёвривали. Мы маневрировали — вы выманёвривали, вы маневрировали — мы выманёвривали...

Обилие сонорных звуков в этой скороговорке, заложенная в ней плавность работы артикуляции заметно усиливают резонансные воз­можности вашей голосовой системы. Направляйте свое звучание не­посредственно в тело партнера: «окутывайте» партнера резонансом, пусть «ведомый» «купается» в резонансе, пусть привыкает к малей­шим нюансам изменений вашего голосового и речевого звучания. Управляйте движениями «ведомого» с помощью голоса и речи, а рука будет вам помощником в организации целенаправленного выдоха.

Совершенствуйте плавность речевого звучания и звуковую на­сыщенность произносимого текста: вся фраза должна зазвучать в едином тембровом оттенке, без обрывов в артикуляционной плав­ности, и вся, от начального «м» до финального звука «и», должна ре-

зонировать в «ведомом». Развивайте резонанс как важное вырази­тельное и техническое средство вашего голоса на любых участках звуковысотного и динамического диапазонов, при любых изменени­ях темпа речи.

Упражнение «В борьбе за партнера»

Задания предыдущего упражнения усложняются.

Участвуют «ведомый» и двое «ведущих».

«Ведомый» закрывает глаза, партнеров он не видит и лишь слы­шит их голоса. Какой из двух голосов будет более ему интересен, увлечет его, в сторону того голоса он и будет двигаться. Кто из парт­неров сумеет перетянуть его на свою сторону, — неизвестно.

«Ведущие» используют тексты с сонорными звуками. Вначале озвучивайте простое по дикционным усилиям слово «Маланья», за­тем, добившись кантилены звучания в этой текстовой комбинации, переходите к текстам более сложным. Итак:

—                        «Маланья — Маланья — Маланья — Маланья...»;

—                       «Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала — Маланья-болтунья молоко болтала, вы­балтывала, да не выболтала — Маланья-болтунья моло­ко болтала, выбалтывала, да не выболтала...»;

—                        «Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, бол­тала-выбалтывала, болтала-выбалтывала — перебалты­вала-перебалтывала-перебалтывала — перебалтывала-выбалтывая, перебалтывала-выбалтывая, перебалты-вала-выбалтывая — да не выболтала, да не выболтала, да не выболтала».

Не проговаривайте эти тексты на одном выдохе. «Бесконечный» выдох не обязателен. Ваша задача: мелодичное речевое звучание и объемность голосового резонанса. Ваша цель: звучанием приблизить «ведомого» к себе, «приручить» его, увлечь его, уговорить его дви­гаться к вам. Паузы — не менее значимый способ воздействия на парт­нера. Возникновение пауз зависит не только от необходимости «под­крепиться» дыхательной энергией, но и от поиска способов воздей­ствия на партнера.

«Ведущие»: подчиняйте «ведомого» себе, заставляйте его выпол­нять ваши команды, игнорируя команды второго «ведущего». Дос­тигнуть этого трудно: вы равны в своих правах — оба находитесь близ­ко к «ведомому», оба произносите один и тот же текст, обоих вас «ведомый» не видит. Однако каждый из вас имеет возможность

использовать свои собственные способы подчинения «ведомого» себе. Импровизируйте всевозможные темпо-ритмы произнесения скороговорки, транслируйте «ведомому» различные команды, то есть — действуйте. Токи вашего действия достигнут партнера, заж­гут интерес партнера к вашему звучанию, вашим намекам, они со­единят вас с «ведомым» и позволят вам овладеть инициативой в слож­ной борьбе за «ведомого» с вашим противником (вторым «ведущим»). Токи действия пробудят и токи звучания, внутренне насыщенного ощущением кантилены.

Прямолинейными, бесчувственными командами, механической игрой голосом и интонациями успеха вы не добьетесь. Нет! Нала­живайте тончайшие психофизические связи с партнером. Полезно осторожное и вместе с тем активное «приручение» партнера. Необ­ходим диалог с «ведомым», диалог искренний, действенный, прочув­ствованный. Нужно не заигрывание с «ведомым», а живой, сиюми­нутный контакт с ним. Вы внутренне должны ощущать необходи­мость общения с партнером. Воздействуйте на «ведомого» таким образом, чтобы ему искренне хотелось выполнять именно ваши за­дания, а не задания вашего соперника.

Если интересы «ведущего» и его внутренняя речь будут напита­ны необходимостью контакта с «ведомым», если он будет голосом, речью, движениями ненавязчиво притягивать «ведомого» к себе, за­вораживать его, то «ведомый» непременно откликнется на его при­зывы. В налаживании такого внутреннего контакта (диалога) между «ведомым» и «ведущим» большое место занимает голосовое звуча­ние «ведущего». Благодаря направленности звучания, объемности и резонансу голоса «ведущий» сумеет передать партнеру свои чувства, ощущения, хотения, желания.

Когда вы почувствуете, что вас как «ведущего» «ведомый» слуша­ется — и не только движется в вашу сторону, но и чувствует трансли­руемые вами команды, вступает в бессловесный диалог с вами, дей­ствует с вами заодно, пробуйте задавать ему различные пластичес­кие перемещения в пространстве. Может быть, вам удастся добиться того, чтобы «ведомый» зазвучал вместе с вами, заговорил и задви­гался синхронно с вами, может быть, даже запел, затанцевал вместе с вами... Все возможно, если не «давить» на партнера, а налаживать с ним взаимодействие.

Упражнение «Жмурки»

С детства вам знакома забавная, шумная игра «Жмурки». Одно­му из участников («воде») завязывают глаза, и он ловит убегающих от него, дразнящих его. Мы не будем завязывать «воде» глаза, пусть

он их просто закроет. Поначалу дразнит «воду» один человек, опре­делим его роль как «дразнящего». Итак, распределитесь по парам. Начинают упражнение «вода» и «дразнящий».

«Дразнящие», — изматывайте партнеров быстрыми перебежка­ми, запутывайте, завораживайте их, но сами незаметно, ловко усколь­зайте. Беспрерывно двигайтесь вокруг своего «воды» — то прибли­жайтесь, то удаляйтесь, то тянитесь вверх, то соскальзывайте вниз, действуйте то плавно, то рывками. Все свое телесное поведение озвучивайте хорошо вам знакомой скороговоркой: «На мели мы ле­ниво налима ловили и меняли налима вы нам на линя. О любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня». Звучание ваше также то приближается к партнеру, то удаляется от него, то под­летает вверх, то соскальзывает вниз, то звучит legato, то stakkato.

Пробуйте.

Пока «дразнящим» сложно. Возникают излишние напряжения в теле, много стараний, и очень уж прячется звук голоса, нет резонан­са, нет легкости в выдохах.

«Дразнящему» лучше избегать речевых пауз. Это усложняет си­туацию, так как «воде» всегда известно его местоположение и, если он не успеет увернуться, выскользнуть, то наверняка будет пойман.

«Дразнящему» важен не столько констатирующий оттенок про­изнесения текста— «я здесь, а теперь я здесь...», — сколько необходи­мо умение заставить партнера двигаться в ложном направлении. «Дразнящий» обманывает «воду» «техникой ложной направленнос­ти голосового звучания» в ту сторону, где его самого нет, и, главное, «дразнящему» важно использовать резонаторное звучание своего голоса таким образом, чтобы «воде» казалось, что резонирует все про­странство комнаты и неизвестно местопребывание источника зву­ка. Чем меньше будет бегать «дразнящий» и чем больше будет дви­гаться «вода», тем лучше.

Ценно и еще одно: скороговорка от начала до конца звучит беско­нечным наплывом. Но обязательно следует озвучивать и акцентиро­вать рифмы. Задание усложнено длительностью звучания и необхо­димостью ускользнуть от партнера, не прерывая звучания. Сложно, по возможно. Возможно, если вы не спасаете себя, а управляете парт­нером, водите его в пространстве. Такая действенная задача непроиз­вольно активизирует голосовой резонанс. Попутно вы избавляете себя от распространенной привычки излишне акцентировать свою речь. Приучайте себя к ощущению «высказывания», целого смыслового ком­плекса, охваченного единым ритмом и несущего внутри себя пред­ощущение желаемого конечного результата воздействия на партнера.

Если «вода» запятнал «дразнящего», меняйтесь ролями.

Игра продолжается: на одного «воду» приходится теперь двое! «дразнящих». Они, словно мухи, летают вокруг «воды»: зудят, гудят, изматывают его.

В игре могут участвовать и трое «дразнящих», и четверо. Глав-s ное для «дразнящих» в таком варианте игры: помогать друг другу, не прекращать действия, запутывать все более и более «воду», «разры­вать» его на части, «тянуть» звучанием в разные стороны.

Следующий этап — тренинг в круге.

Ритмические действа в ансамбле.

Чувство ансамбля — вот нерв нескольких следующих упражнений.

Вчувствоваться в общий ритм, в единое движение и звучание.

Возникает чувство лидерства. Чье звучание более увлечет дру­гих? Кто сумеет подчинить своей воле остальных?

Борьба воль. Вне волевого начала немыслим голос действую­щий,невозможен голос воздействующий, голос влияющий, увлека­ющий, воспаляющий.

В круге информация локализуется, атмосфера сгущается. В кру­ге энергия удваивается, утраивается.

Вернемся, прежде всего, к ритму круга. С этого мы начинали тре­нинг и сейчас, уже на другом уровне внимания к партнерам и ко всей группе, восстанавливаем ритм круга — ровность круга и равность рас­стояния между вами, находящимися в круге. Какие бы движения ни со­вершали вы в том или ином упражнении, круг оставляйте неизменным.

Упражнение «Ритмические импровизации»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    I

Падения поочередно на одну ногу, затем на другую. Точка при- | земления не сдвигается: каждый раз меняя опорную ногу, попадайте точно в одну точку на полу.

Припадая на правую ногу, не теряйте ощущения вертикали. Опус­каясь, тело будто немного «собирается», чуть сжимается в комок. Тя­жесть в плечах, в локтях и в кистях тянет ваше тело книзу и освобож­дает мышцы плечевого пояса и рук от излишних напряжений. Корпус давит на ногу, колено эластично сгибается, вы немного сжимаетесь. Затем невысокий подскок, необходимый, прежде всего, для переме­ны опорной ноги, для переброски центра тяжести с одной ноги на другую. Во взлете тела немаловажную роль играют ваши руки. Про­чувствуйте, что именно руки в сочетании с распрямлением колена вскидывают вас вверх.

Тяжесть тела — плеч, рук, спины, коленей — увлекает за собой книзу нижнюю челюсть. Тем самым расширяется по вертикали «го-лосоречевой рупор».

При каждом падении вы произносите несложный ритмический рисунок, рождающийся импровизированно. Например: «да-да!»; «да-да-да!»; «да-да-да-да!».

Дальше: на один ритмический рисунок выполните два призем­ления. К примеру: «да —да-да!»; «да-да-да —да-да!»; «да-да-да! —да-да!». В моменты взлета не забывайте готовиться к последующему звуча­нию ритмической фразы.

Далее: один ритмический рисунок распространяется на три шага-падения. Варианты: «да! — да! — да-да-да»; «да-да! — да-да-да! — да!»; «да-да-да — да-да-да — да-да-да!». И всякий раз, взлетая, готовьтесь к последующему выдоху, к звучанию части ритмического рисунка. Объемный вдох на каждом взлете.

Завершаем пробы с несложными ритмами, увеличивая объем зву­косочетаний до четырех шагов-приземленний. Сочиняйте ритмы каждый индивидуально.

Только что вы пробовали выполнять ритмы телом и речью для себя, самостоятельно. Теперь распределитесь по парам. Один из вас «ведущий», он задает ритмы, второй — «ведомый», он предложенные партнером ритмы воспроизводит. Пробуйте.

Поменяйтесь ролями.

Следующий этап упражнения — совместное действие в круге. По­очередно, один за другим, предлагайте свои ритмы, ваши партнеры синхронно ритмы воспроизведут.

Движения в упражнении остаются неизменными: припадайте то на одну ногу, то на другую. Выполняйте движения синхронно. Задача для повторяющих заданный ритм проста (хотя предполагаю, что вы­полнить ее коллективно не так-то легко): едино всей группой вос­производить четко и точно речевой рисунок ритма и синхронно пе­репрыгивать с одной ноги на другую.

У большинства из вас спазматические вдохи, после того как оче­редной «ведущий» предложил вам новый ритм. Вы будто отстраняе­тесь от «ведущего» в процессе его показа, а затем спохватываетесь, но поздно, темпо-ритм упражнения уже требует выполнения рисун­ка звучания, а вы не готовы, дыхательная энергия еще не накоплена вами. От суетливости вдохов страдают и ваше звучание, и ваши дви­жения. В голосе и речи не чувствуется дыхательной опоры, нет объе­ма звучания, а в теле проглядывают излишние напряжения и возни­кает скованность движений. Пробуйте проживать ощущение рече­вого ритма и ритма движений в процессе работы «ведущего».

Пока «ведущий» действует, вы проигрывайте внутри себя, в во­ображении, то, что он создает, — ритмы звукосочетаний, звучание голоса, темпо-ритмы движений. Впускайте в себя задания «ведущего»,

впитывайте их вместе с накоплением дыхательной энергии, вдыхай­те воздух вместе с ритмами.

Упражнение «Ритмы в круге»

В новом упражнении первичное ощущение:полет тела, канти­лена полета, ритмы летящего тела.

Пластические задания: вы поочередно отводите в стороны пра­вую и левую ноги, они будто бы «отлетают» в стороны, «разлетают­ся». Переменяя опорную ногу, как и в предыдущем упражнении, стре­митесь попадать опорной ногой в одно место на полу. И во время вдоха, и при выдохе — тело прямое, руки отведены в стороны, локти слегка согнуты — ощущение вертикали. При переменах ног старай­тесь не подпрыгивать высоко, «словите такой кайф», словно ваш по­лет происходит на одной высоте (при неподвижных «крыльях-руках» совершайте прыжки с ноги на ногу).

Испробуйте эти двигательные задания каждый самостоятельно.

Поначалу чувствуется много излишних напряжений.

Несколько советов для того, чтобы облегчить вам физические нагрузки при выполнении движений: не отводите ноги слишком да­леко в стороны; проверьте также, сохранилось ли ощущение тяжес­ти в кистях и в локтях; приземляйтесь на опорную ногу лишь на мгно­вение и не теряйте при этом упругости в коленях и в ступнях — главное сейчас, каким образом ваше тело продолжит полет, а не акцентирова­ние приземлений. Прочувствуйте, что движение рук, разлетающихся в стороны, начинается от середины спины, между лопаток.

Теперь давайте воспроизведем несколько движений подряд син­хронно. Кое-кто из вас сбивает единый темп движений, либо замед­ляет, либо ускоряет его. Координируйте темпы перемены опорной ноги с партнерами, находящимися напротив вас в круге. Это откро­ет вам возможность чуять круг как одно целое.

В создании ритмов звучания используется только слог «ба». Дли­тельность слогосочетаний строго не определяется: они могут быть короткими, из одного-двух слогов, могут удлиняться до возможных пределов длительности выдоха. В зависимости от длины произноси­мого сочетания зависит количество перемен в ногах (назовем их для краткости «шагами» — одна перемена опорной ноги это один шаг). Акцентные слоги не обязательно должны выпадать на каждый мо­мент прикасания опорной ноги к полу или на каждый момент отве­дения свободной ноги в сторону. Отнюдь, акценты могут выпадать и на каждый первый шаг, и на каждый восьмой шаг, к примеру. Количе­ство произносимых слогов и чередование акцентов и будут состав­лять речевые ритмы этого упражнения.

Задавайте ритм для всех поочередно. Пока очередной «ведущий» предлагает свой ритм, все в круге «впитывают» этот ритм, одновре­менно готовя дыхание к воспроизведению ритма.

Упражнение «Стрелялки»

«Вытягивание» звука из коленей в стороны попеременно к парт­нерам справа и слева. Звук разрастается, увеличивается его резонанс в пространстве между вами и партнерами.

Исходное положение: ноги расставлены широко, вы немного присели, навалившись на левое колено, тяжесть тела приходится на левую ногу, кисть правой руки охватывает колено левой ноги. Пра­вая рука движется от колена левой ноги вверх и вправо (наискось), проходит мимо живота, направляется к правому плечу, затем распрям­ляется и заканчивает свое движение, приблизившись к партнеру, находящемуся справа. Тяжесть тела плавно переносится с левой ноги (при начале движения) на правую ногу (при окончании движения). Тело из состояния собранности «в комок» (сжатости) постепенно распрямляется и вытягивается в сторону партнера. То же вы проде­лываете левой рукой от правого колена. И так выполняете последо­вательно раскрытие тела и звука: от левого колена к партнеру спра­ва — от правого колена к партнеру слева.

Направляя звук к партнерам, находящимся справа и слева от вас, добавляйте слова из скороговорки: «Маланья-болтунья молоко бол­тала, выбалтывала, да не выболтала». Движения цикличны: правая рука вытягивает звук от левого колена, затем левая рука вытягивает звук от правого колена. Это один цикл. При сжатии — подготовка к выдоху и речевому поступку, при выпрямлении — выдох, произнесе­ние части скороговорки. Затем вновь цикл: правая рука (сжатие) и «выстреливание» движением распрямляемого тела в сторону парт­нера, левая рука (сжатие) и «выстрел» в сторону партнера справа. В момент выброса руки звучат слова. На 1-м цикле: «Маланья — Мала-нья», на 2-м: «Маланья-болтунья — Маланья-болтунья», на 3-м: «Мала­нья-болтунья молоко — Маланья-болтунья молоко», на 4-м: «Маланья-болтунья молоко болтала! — Маланья-болтунья молоко болтала!», на 5-м: « Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала! — Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала!». В финале следуют несколь­ко двигательных циклов подряд, и проговаривается несколько раз (сколько возможно проговорить на одном выдохе) только сочетание «да не выболтала, да не выболтала, да не выболтала, да не выболта­ла...» без промежуточных вдохов.

О, как много у некоторых из вас суеты и неловкости в теле, как неразборчива дикция. Действуете в круге синхронно. Движения и

звучания слов должны совпадать. Многие же из вас, стремясь уло­жить необходимое количество слов в один цикл, заметно замедляют движение тела. Тем самым нарушается единый для всех вас темпо-ритм циклов. Слова «размазываются» за счет ненормированного удлинения гласных звуков, согласные же звуки из-за потери необхо­димой активности артикуляторных мышц теряют звучность, нейт­рализуются. Однако предложенные вам движения тела направлены на то, чтобы усилить пульсацию артикуляторных мышц при форми­ровании согласных звуков, расширить объемы «голосо-речевого ру­пора» и активизировать действие энергетической системы (профес­сионального дыхания). Для этого раз за разом (цикл за циклом) уси­ливайте дыхательные, голосовые и дикционные нагрузки. Пробуйте еще раз.

Упражнение «Ритмы барабанщиков»

Ансамбль.

Вы в круге.

Выстукивайте ритмы на воображаемых барабанах и одновремен­но озвучивайте каждый удар.

Представьте себе: перед каждым из вас несколько барабанов раз­личной величины: от барабанов огромных, низко гудящих, до кро­хотных, высоко звенящих барабанчиков. Барабаны расположены перед вами на разной высоте: внизу на полу стоят большие, объем­ные; вверху, над вашей головой, подвешены маленькие; между ними — «середнячки».

Барабанных палочек нет. Их заменяют кисти ваших рук, кото­рыми вы свободно, несколько расслабленно ударяете по барабанам.

Вначале каждый индивидуально испробуйте звучание больших, объемно гудящих барабанов: «бам!», «бам-бам!», «бам-м-м — бам-м-м — бам-бам-м-м...» — ударные гласные приходятся на моменты удара по коже барабанов, все остальные звуки (гласные и согласные) либо из тишины заролсдают звучание ударных, либо гудят как эхо, как шлейф звучания ударных гласных.

Затем проверьте звучание средних барабанов. Они подвешены на уровне вашей груди и повернуты к вам. Вы, словно боксеры, уда­ряйте по коже барабанов по прямой, только кисти не напрягайте и не упустите замахи для ударов. Итак, пробуйте: «бам-бам-бам — бам-бам», «бам-бам-бамбамбам — бам-бам-бамбам!»...

И, наконец, малые барабаны: «бам-м-м...», «бам-бам-бам-бам-бам!», «бам-бам-бам-бам-бам-бам-бам-м-м — бам».

Каких-то особенных правил для игры на воображаемых бараба­нах не изобретайте: двигайтесь, как удобно каждому из вас. Добивай­тесь свободы и легкости в пластике, в голосовом звучании с помо-

щью ощущений тял<ести в кистях, в локтях и в плечах; чувствуйте себя непринужденно; чуть больше внимания уделяйте «грудному ре­зонированию» в моменты игры на малых барабанах и чуть больше внимания — «головному резонированию», когда озвучиваете гудение больших барабанов. Это вам поможет без напряжения озвучивать высоким голосовым звучанием малые барабаны и низким голосовым звучанием большие барабаны.

Постепенно включайте в звучание барабаны всех калибров.

Вначале каждый индивидуально поработайте со своими бараба­нами, освойте их, приучитесь извлекать из них звуки, прочувствуйте свободу в перемене высотности. Сочините какой-либо несложный ритмический рисунок в размере 4/4. Не забывайте про подготовку к выдоху. Повторив несколько раз какой-то один ритмический рису­нок, подержите паузу, настройтесь на новый ритм и, напитавшись дыхательной энергией, врывайтесь в этот ритм.

Вслед за индивидуальной настройкой создавайте звуковые рит­мические импровизации двух барабанщиков. Пробуйте играть одно­временно. Пробуйте наладить звуковые диалоги барабанщиков.

Когда ваше звучание в парах окрепнет и вы с легкостью станете импровизировать, соединяйтесь в четверки. Затем в восьмерки, и, наконец, попытайте счастья импровизации в группе, где каждый ве­дет свою партию и ваш голос не пропадает среди всех прочих голо­сов барабанной мелодии.

Вслед за звукосочетаниями «бам-м-м...» включайте в ритмичес­кие комбинации другие звонкие согласные звуки, раздвигайте рам­ки звуковысотного диапазона, «не берегите себя», «вызвучивайте» широко и звонко барабанные дроби; можете пританцовывать в такт своим ритмам и даже напевать свои ритмические импровизации...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.57.126 (0.019 с.)