Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стяжение гласных предударных слогов в четырехсложных рит-Содержание книги
Поиск на нашем сайте
мических структурах: в 'д 'в Ъ р 6 т вместо вЪдЪвАрот б'г'твЪрйть вместо бЪгЪтвАрйть ФОРМЫ ОСЛАБЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ РЕДУКЦИИ ПРЕДУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ 1. Удлинение предударного гласного в двухсложных ритмических структурах: б А р а н вместо бЛран кАмар вместо к Л м а р 2. Удлинение второго предударного гласного в трехсложных ритмических структурах: м А г А з й н вместо м Ъ г Л з й н к А р А б й н вместо к Ър А б й н 3. Удлинение предударных гласных в четырехсложных ритмических структурах: пАгАвАрйть вместо пЪгЪвЛрйть пАвАрАтйть вместо пЪвЪрЛтйть ФОРМЫ ОСЛАБЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ РЕДУКЦИИ ЗАУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ 1. Удлинение заударных гласных в двухсложных ритмических структурах: б а б А вместо б а б Ъ в 6 з г л А с вместо в 6 з г л Ъс 2. Удлинение заударных гласных в трехсложных ритмических структурах: б у л А ч к А вместо булЪчкЪ с изюмАм вместо с изюмЪм 3. Удлинение заударных гласных в четырехсложных ритмических структурах: сывАрАткА вместо сывЪрЪткЪ жавАрАнАк вместо жавЪрЪнЪк ОСОБЕННОСТИ ГОВОРНОЙ РИТМИКИ В УДАРНОМ СЛОГЕ 1. Равнодолготность произношения— невыделение ударного слога,все слоги в слове произносятся с одинаковым по долготе звучанием: с А х А р вместо с а х Ъ р мАгаАзИн вместо мЪгЛзйн х О р О ш О вместо х Ър Л ш 6 2. Стяжение ударного и удлинение заударного слога— сдвиг ударения в заударную зону: г Ъ в А р й л А-А вместо гЪвЛрйлЪ п р Ъ с й л А-А вместо п р А с й л Ъ 3. Усекновение долготы ударного слога— ударный слог произносится неполно (эта особенность произношения прослеживается на фразовом уровне). М Ъ й дядя сЪмых честных п р Ъ в и л вместо Мой дядя самых честных правил Перестройка слоговой структуры речи и создание нового звуко-' вого образа русского языка — процесс сложный и зависит от использования точных, научно-обоснованных методических приемов, учитывающих речевые особенности диалектоносителя. Звуковой образ слова анализируется в процессе восприятия — одна часть мозга анализирует гласные, вторая — согласные, третья — изменения мелодики, четвертая — ритм14. Если мозг достаточно обучен, — проанализировав информацию, он определит наличие согласных и гласных, количество слогов, определит, какой из слогов ударный. В процессе обучения литературному произношению любой компонент речи может быть поставлен в «светлое поле сознания». На первом этапе исправления говоров необходимо научиться правильно выделять ударный слог в слове, чувствовать ритмический контраст ударного и безударных слогов. Таким образом, нужно сформировать новые слухопроизносительные навыки правильного ритмического оформления речи. Ритмические навыки — стартовые навыки в работе по исправлению говоров. Приведем несколько примеров тренировочных текстов, которые использовались для исправления говоров у студентов первого курса актеров драмы Петрозаводской государственной консерватории. (Автор на протяжении последних пяти лет проводит там консультации в качестве куратора по сценической речи.) Усиление редукции в предударной позиции, свойственное говорному произношению Петрозаводска, приводило к следующему звучанию известной скороговорки: «КЪси, кЪса, пЪка рЪса» вместо «КАси, кАса, пАка рАса». Ритмические нарушения, связанные с ослаблением редукции в заударных позициях, искажали звучание фразы «булочка с изюмом» следующим образом: фраза произносилась как «булАчкА с изюмАм» вместо ритмически правильно оформленного произношения «булЪчкЪ с изюмЪм». Для устранения говорного произношения студентам был предложен ряд специально подобранных тренировочных текстов, состоящих из отдельных слов, словосочетаний и фраз, работа над которыми последовательно исправляла ритмические нарушения в двухсложных и трехсложных ритмических структурах. В том числе для исправления говорного произношения гласных А и О в ямбической и хореической ритмике двухсложных ритмических структур были использованы чистоговорки: — Гонец с галер сгорел в огне; — Король — орел, орел — король; — Шагал шакал, шакал скакал; — Для своих бобрят бобры добры; — Добыл бобов бобыль Бобков. — Клара крала ларь у Карла; — Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Для исправления говорного произношения гласных А и О в трехсложных ритмических структурах были предложены тексты, по возможности, совпадающие по ритму с трехсложными стихотворными размерами — анапестом, дактилем, амфибрахием (для облегчения понимания ритмической организации не только отдельного слова, но и новой единой ритмической структуры, образующейся в процессе речи из предлога (частицы) и последующего за ним слова): — Командир говорил про поручика. — На дворе трава, на траве дрова. — На горе Арарат рвала Варвара виноград. — За твоим языком не поспеть босиком. — Только у молодца и золотца, что пуговка из оловца. — Топали да топали, дотопали до тополя. — Маланья-болтунья молоко болтала — болтала, да не выболтала. — Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши и т. п. Для закрепления навыков правильного ритмического оформления речи активно использовались стихотворные тексты, самостоя-телько сочиненные студентами для индивидуального тренинга. Приведем несколько стихотворений, написанных с чувством юмора и отражающих этот процесс: Сопроводить, восстановить, растормошить — Без говора мне нужно говорить, А если с говором скажу: «водоворот», Всю жизнь придется мне чинить водопровод. Завтракала курочка Корочкой от булочки, Я не ем, не пью, не сплю — Ритмы в говоре долблю. Пароход подойдет, Капитан запоет, Только я не пою — Тексты вслух говорю. Устранение ритмических нарушений в речи требует своеобразной «ломки» не только слуховых, но и артикуляционных стереотипов. Для правильного произношения гласных необходимо выработать новые движения нижней челюсти. Например, чтобы произошло раскрытие рта, нужное для реализации гласного А в предударных слогах слов чистоговорки: «Коси, коса, пока роса», — требуется увеличить амплитуду движения нижней челюсти. Формирование новой амплитуды движения нижней челюсти — процесс достаточно длительный. Многим диалектоносителям необходима специальная артикуляционная тренировка, включающая комплекс упражнений на освобождение нижней челюсти от «зажимов». Увеличение раствора рта — требует увеличения времени на производство этого артикуляционного движения. Таким образом, при усвоении новой координации ритмов работы речедвигательного и слухового анализаторов происходит перестройка слоговой структуры слова — меняется ритмическая организация речи в соответствии с орфоэпическими нормами русского литературного языка. Для того чтобы правильно выстроить процесс работы, необходима точная диагностика индивидуальных особенностей речи человека. Профессиональное исследование речи должно идти параллельно со знакомством и изучением личности студента, с анализом его творческих способностей, с выявлением достоинств и недостатков его творческих механизмов: интеллектуальных, эмоциональных, пластических. Очень важно понять и определить сенсорные предпочтения человека, чтобы выбрать подходящий сенсорный канал общения. Психологи выделяют три ведущих сенсорных системы человека — визуальную, аудиальную и кинестетическую. «Каждая из них обуславливает сенсорные доминанты, по которым данный человек может преимущественно ориентироваться в пространстве и времени»1Г). Исходя из сенсорных предпочтений человека, можно выбрать определенную стратегию работы по устранению диалектных ошибок. Людям с ведущей визуальной модальностью важно включить в активную работу зрительный анализатор, через который быстрее пойдет процесс понимания своих недостатков и способов их устранения. Таким студентам можно предложить рисунки, таблицы, письменные тексты — с выделением различными способами ударных слогов. Рисуя слова с графическим выделением величины ударных слогов или работая с письменным текстом, человек осваивает структуру слова наглядным образом, с опорой на свою ведущую сенсорную систему.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.77 (0.006 с.) |