Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речевые жанры эстрады сегодняСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одна из особенностей эстрады всегда состояла в том, что она откликалась на вкусы и запросы зрителя. Актуальность этого искусства заключается не только в изменчивости тем, но и в чутком реагировании на изменение состава публики и на трансформацию ее эстетических потребностей. Периодическая оценка этих изменений, безусловно, важная задача для эстрадоведения. Однако данная статья не претендует на такой анализ, здесь делается лишь попытка обозначить сами изменения последних лет в достаточно большой группе эстрадных жанров — речевых. Вопрос, который задавала в 80-х годах прошлого столетия Л. И. Тихвинская, не менее актуален и сегодня: «Куда исчезла „настоящая эстрада?"», — спрашивала автор в заглавии статьи, помещенной в сборнике «Проблемы развития современного эстрадного искусства»1. С тех пор не прошло и двадцати лет, но появление на эстраде новых форм традиционных эстрадных жанров требует по-новому взглянуть на происходящие процессы, в том числе и в речевых жанрах. Ряд разновидностей речевых жанров успешно продолжают существовать в «классических» формах и сегодня. Это относится, прежде всего, к эстрадному монологу в образе (в маске), который сохраняет популярность усилиями ведущих мастеров. К сожалению, молодых имен здесь практически нет. Ведь произошла, во многом, «узурпация» жанра самими авторами, которые сами читают с эстрады свои произведения. Но и здесь надо отметить, что эстрадные литераторы как бы создали свои образы и маски. К публике выходит не просто литератор, а автор-артист, который играет собственное произведение. Удерживает свои позиции и эстрадный бытовой рассказ, хотя, в отличие от прошлого, он представлен, в основном, в репертуаре драматических артистов, периодически выступающих на эстраде. Чрезвычайно популярной остается пародия. В остальных же разновид- ностях речевых жанров заметны две тенденции. Первая — почти полное исчезновение, вторая — проявление в совершенно новых, неожиданных формах. В целом сегодня разговорные жанры не принадлежат к числу самых популярных и распространенных. Первенство в этом смысле прочно продолжает удерживать песня. Однако, забегая чуть вперед, надо сказать, что старые «классические» речевые жанры не исчезают совсем, проявляя себя порой в новых, подчас в очень неожиданных формах. Рассмотрим те изменения, которые происходят, на примерах конкретных разновидностей речевых жанров. Когда говорят, что конферанс сдал свои позиции, что он даже «умер», то в этом есть определенная доля истины. И тому есть несколько причин. Во-первых, практически ушел в прошлое сборный концерт, который без конферанса немыслим, исчезло огромное поле, где был востребован жанр конферанса. Во-вторых, основная форма эстрадного искусства — концерт — чаще всего сегодня является «звездным», то есть сольной программой ведущих представителей того или иного жанра. И такие концерты проходят, по большей части, на стадионах, в огромных дворцах спорта. Размеры залов и количество публики не дают возможности вести доверительную импровизированную беседу со зрительным залом, что является сущностным признаком жанра конферанса. О какой доверительности может идти речь, если перед артистом — толпа в пять тысяч человек! Ведущий такого концерта не видит отдельных зрителей, не слышит их реплик и вопросов; он не в состоянии живо реагировать на такие реакции публики. Поэтому на подобных концертах конферанс трансформировался в ведение. Несмотря на то, что ведущий такого концерта пытается импровизировать в отклике на общую реакцию зала, все же это является подобием, часто домашней заготовкой, а не подлинной импровизацией. Правда, нельзя не отметить, что классический конферанс существует и сегодня, но он по преимуществу переместился в элитный ночной клуб, поэтому искусство конферанса стало недоступно широким слоям публики. Всеми признаками жанра конферанса обладает и выступление Ди-Джея, который ведет дискотеку. Он импровизирует в общении со зрительным залом, он имеет возможность разговаривать с отдельными представителями публики, он создает атмосферу праздника, он четко «держит тему» вечера, часто он вступает с публикой в игру. Можно критически восклицать по этому поводу: «Какой низкий культурный уровень, какие пошлые шутки, какой язык, какая развязная манера!?». Все это так. Но у эстрады никогда не было идеальной пуб- лики, она всегда работала для того, кто был в зале здесь и сейчас. В этом проявляются ее народность и демократичность. Другое дело, что выдающиеся мастера речевого жанра могут подниматься над этим общим невысоким уровнем эстетических потребностей и даже на такой сложной аудитории осуществлять важнейшую воспитательную функцию искусства. Над персонажами А. И. Райкина смеялись те самые современники, которых в сатирическом виде «преподносил» им великий артист. Публика всегда такая, какая она есть, и другой никогда не будет. Нельзя не отметить, что искусство конферанса в новых формах проявляет себя на телевидении и радио. Работа ведущих различных ток-шоу и игр, столь популярных сегодня, часто обладает всеми признаками конферанса. Можно даже отметить тенденцию, что наиболее интересно ведут подобные «мероприятия» профессиональные конферансье, как, например, Л.Якубович. А разве интерактивный эфир на радио, когда требуется импровизационно отвечать на вопросы радиослушателей, не обладает ярко выраженными признаками жанра конферанса? Таким образом, на примере конферанса уже можно обозначить тенденцию: жанр не уходит, не ликвидируется, но приобретает новые формы проявления. Думается, анализ других разновидностей речевых жанров подтвердит это. Обратимся, например, к публицистическому эстрадному фельетону. С эстрады он ушел. Во времена расцвета жанра живое актуальное слово актера-публициста было востребовано, оно становилось буквально глотком свежего воздуха среди подцензурных средств массовой информации. Публика с интересом ждала выступления артиста, в котором могла прозвучать (пусть и намеком) ироничная и правдивая оценка актуальных событий или явлений общественной жизни, а иногда она даже возникала и импровизационно. Сегодня, когда в средствах массовой информации никаких препятствий к высказыванию собственного мнения нет, когда пресса, радио, телевидение заполнены самыми разнообразными публицистическими материалами, — появилось своего рода пресыщение публицистикой. Публика не хочет, придя на эстрадный концерт, снова выслушивать все то, что постоянно звучит в СМИ. Поэтому современному артисту-фельетонисту чрезвычайно трудно сообщить с эстрады нечто новое, выразить оригинальную оценку. Исчезает элемент неожиданности. Думается, это одна из важнейших причин исчезновения с эстрады публицистического фельетона. Но он не исчез совсем. То же самое телевидение часто строит публицистические программы на основе классических признаков и приемов эстрадного публицистического фельетона. Жанр как бы переехал, поменял прописку. Такой, к при-
меру, является программа «Однако» на ОРТ, где ведущий от собственного имени, привнося элемент личностной оценки, комментирует те или иные события и явления. Этот ведущий постоянно «работает» в созданном им образе, то есть речь может идти о своеобразной трансформации понятия «маска» на телевидении. Таким образом, в программе налицо традиционные признаки эстрадного фельетона — яркая сатиричность, публицистичность, собственное мнение по поводу. Но фельетон не исчез с эстрады совсем. Прекрасный музыкальный фельетон исполнил Е. Альпер на юбилейном концерте, посвященном 20-летию Санкт-Петербургского государственного театра «Буфф» (БКЗ «Октябрьский», октябрь 2003 г.). Это был рассказ о сложной судьбе эмигранта (в настоящее время Е. Альпер является гражданином США), в котором соединился авторский текст самого артиста и исполнение романсов на стихи С. Есенина под собственный аккомпанемент на гитаре. Артисту удалось выразить серьезность и глубину темы в классической форме незаслуженно забытого жанра. Музыкальный фельетон-мозаика вообще сегодня представляется архаикой. Но когда артист, точно следуя структурным закономерностям построения номера в этом жанре, находит возможность в классической форме воплотить современное содержание, — такой номер просто «на ура» встречается публикой. В качестве редкого примера современного музыкального фельетона-мозаики можно привести произведение, исполняемое победителем в жанре конферанса Открытого российского конкурса артистов эстрады «Антре-96» М.Смирновым. В нем актер сатирически осмеивает убогость подавляющего большинства музыкального материала современной песенной эстрады. Артист начинает номер русским народным балалаечным перебором (он профессионально владеет инструментом и прекрасно имитирует балалайку в гитарном исполнении). Звучит элементарная гармоническая последовательность: тоника — субдоминанта — доминанта — тоника. А затем артист постоянно начинает сбиваться на тексты шлягеров, которые сопровождаются теми же самыми четырьмя аккордами: — Он уехал прочь на ночной электричке, В темноте шагов закурил по привычке... (и снова балалаечный перебор) — Любовь во всем виновата, Лишь любовь во всем виновата... (опять балалайка) — Видно, не судьба, видно, не судьба! Видно, нет любви, видно нет любви!.. А в конце номера совершенно неожиданно звучит «Pardonnez-moi» из репертуара М. Матье все под тот же балалаечный перебор*. Здесь налицо все классические признаки музыкального фельетона-мозаики и, в первую очередь, выражение сатирического содержания через столкновение музыкальных тем в попурри. Телевидение вообще активно эксплуатирует художественные приемы эстрады, а иногда «переводит» целые жанры на экран. Конечно, с одной стороны, можно сожалеть, что они уходят с эстрады. Но нельзя не отметить и тот факт, что жанры через выход на телевизионный экран имеют возможность выжить. Так, скетч на эстраде сегодня очень редкий гость. Но если мы обратимся к творчеству И.Олейникова и Ю.Стоянова,_то увидим, что они весьма удачно нашли форму телевизионной подачи скетча. Более того, этими артистами, именно на телевидении, возрождена МХЭТКа. Это ироничное понятие ввел в обиход А.Райкин. Он назвал так суперкороткие миниатюры, а часто просто анекдоты, которые разыгрывались артистами. Малый Художественный Эстрадный Театр — так расшифровывалось обращение к такого рода блицам, по существу — коротким игровым репризам. Вот пример одной МХЭТКи: «Милиционер задерживает гражданина, переходящего улицу в неположенном месте. Милиционер. Нарушаете! Штраф — три рубля. Гражданин. Извините, я опаздываю на поезд. Милиционер. Все опаздывают на поезд. Штраф — три рубля. Гражданин. Хорошо. Берите десять. Милиционер. Зачем? Гражданин. У меня нет других денег. Милиционер. А у меня нет сдачи. Гражданин. Но я опаздываю на поезд. Милиционер. Все опаздывают на поезд. Штраф — три рубля. Гражданин на глазах у милиционера еще два раза стремительно перебегает улицу в неположенном месте. „На три рубля я уже нарушил, — говорит он, — теперь к ним надо прибавить шесть рублей, плюс на рубль я обегу вокруг фонаря"»2. И сегодня в телевизионных программах «Городка» мы видим удачное возвращение к такому инсценированному анекдоту. * В беседе с автором данной работы Е. Петросян назвал этот номер золотым фондом современной российской эстрады. Вообще в целом отрадно, что творческое наследие А. Райкина находит продолжение в творчестве современных артистов эстрады. Используются даже отдельные приемы построения номеров. Так, например, структура номера Ю. Гальцева «Екалы бабай!» полностью повторяет прием, который использовал А. Райкин в одном из монологов, когда его персонаж рассматривал фотографии. Музыкальный фельетон на эстраде всегда содержал в себе черты и монолога, и фельетона, но с активным использованием музыки в форме пения, игры на музыкальных инструментах, инструментального сопровождения. Он очень разнообразен по характеру эмоционального воздействия на зрителя — от лирического до гневно-публицистического. В музыкальном фельетоне музыка является не просто приложением к тексту, а имеет драматургически определяющий характер. А в музыкальном фельетоне-мозаике она еще играет и активную смысловую роль. В середине ХХ-го столетия жанр был очень популярен на советской эстраде, да и позже — в 80-х годах — он еще встречался в репертуаре, был представлен на конкурсах артистов эстрады (например, на VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Л. Давыдова получила вторую премию и звание лауреата в речевом жанре за исполнение музыкального фельетона «Урок пения»). Сегодня, к сожалению, жанр представлен весьма ограниченно, буквально единицы артистов обращаются к музыкальному фельетону. Причина, прежде всего, в отсутствии литературного первоисточника: эстрадные авторы перестали писать музыкальные фельетоны, отдавая предпочтение монологам. Даже скетч сегодня можно встретить чаще. Но не вызывает сомнения, что музыкальный фельетон забыт незаслуженно. И когда он появляется на эстраде, то публика встречает этот жанр очень тепло. В качестве примера можно привести музыкальный фельетон А. Травина «Участь моя решена!», который с успехом идет в одной из программ на эстрадной площадке театра «Буфф». Современная трансформация жанра очень заметна в куплете. Причем, здесь имеют место две тенденции. С одной стороны, сохраняется куплет в его привычной, устоявшейся форме. Нужно только заметить, что публицистика, присущая в прошлые годы куплету, сегодня из него ушла (как и в фельетоне), и темы куплетов стали, в основном, не сатирическими, а юмористическими. Так, например, работают наиболее яркие современные представители жанра Н. Бан-дурин и М. Вашуков. Тематически куплет вообще чрезвычайно изменчив, он всегда актуален. Действительно, кто сегодня будет слушать куплеты а-ля И. Набатов, которые известный куплетист с успехом исполнял в 1954 году?
Факты, факты, Я просмотрел все акты, Подслушал все антракты И наконец поймал: Театр в Москве назвали Мх-АТОМ... В ГАБТе ставят Трави-АТОМ... Куплетист Илья Наб-АТОМ Выступает вместе с бр-АТОМ. Факты... Факты... А если нет сенсаций, Из пальца высенсасываю я...3 С другой стороны, куплетная форма демонстрирует приспособляемость эстрады к запросам современной публики, порой в самых неожиданных вариантах. Речь идет о рэпе. Рэп говорят, а не поют. То есть в самом этом определении есть указание на первостепенную важность текста по отношению к музыкальному сопровождению. А это чисто куплетный признак. Для рэпа характерна простота и доходчивость (иногда до сознательного примитивизма) музыкального построения, разговорная интонация в манере исполнения, актуальность и злободневность в темах. Структура рэпа — короткая четырехстрочная или восьмистрочная строфа. Здесь, как и в классическом куплете, имеется заход (обозначение в начальных строках темы, проблемы, явления, события). Здесь в конце строфы присутствует сброс, есть рефрен. Разве все это не признаки жанра куплета? Вот типичный пример современного рэпа: (Заход) «Дань времени ты отдал на осколках империи Без суждения о морали и вере. Под гнетом новой стратегии, Симптом которой — деньги. (Сброс-рефрен) Снова время ставит свою пробу. Дурак в каждом из нас строит себе дорогу. Спокоен тот, кто хранит в себе бога. Здесь руки одноглазой Фемиды Кольцом замкнули пищевые цепи. Разбиты старые пирамиды, а новые, кроваво-скорые, их возводят. Снова время ставит свою пробу. Страх в каждом из нас строит свою дорогу. Спокоен тот, кто хранит в себе бога»4. Конечно, в рэпе другие ритмы, другая музыка, другие темы, совершенно другая манера исполнения, но в основе — заметны черты классической куплетной формы. Подводя итог, в целом можно констатировать, что классические речевые эстрадные жанры не исчезают совсем. Другое дело, что иногда они проявляются в совершенно новых формах, прочно обосновываются на телевидении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.72 (0.011 с.) |