Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выдох движением нижней челюсти вниз»

Поиск

1. «ЗЕВОК»

Воспитание бесшумного автоматичного носового вдоха и рефлек­торное включение внимания.

Воспитывается привычка не заготавливать вдох для необходи­мости дышать, но «открывать организм» навстречу вдоху.

Природный зевок — мощный непроизвольный вдох — предназна­чен для быстрой вентиляции легких, поэтому в зевке существует ло­гика непроизвольных правильных мускульных сокращений, широко раскрывающих дыхательные пути. Опустить нижнюю челюсть, «по­ложив ее на грудь». Начать «зевок» лучше с закрытым ртом. При «зев­ке» челюсть непроизвольно стремится опуститься еще ниже, щеки втягиваются, ноздри широко раскрываются навстречу вдоху, возни­кает ощущение скорости и мощности входящего внутрь потока воз­духа. Диафрагма мгновенно тонизируется, происходит активное и заметное раскрывание грудной клетки во все стороны. Отводящие мышцы гортани, глотки и мягкого нёба сильно сокращаются, в но­соглотке ощущается прохладное струение, внутри головы слышен шум текущего воздуха. Такая активная работа организма, даже поми­мо воли тренирующегося, привязывает его внимание к происходя­щему с ним и не отпускает до тех пор, пока, достигнув апогея, вдох не прервется.

Упражнение «зевок» —довольно «сильное средство», оно застав­ляет тренирующегося сосредоточить внимание и произвести анализ того, что с ним происходит в процессе упражнения. В дыхательных упражнениях, совершающихся в движении, автоматика свободного быстрого вдоха, идущего путем тех же мускульных сокращений, что и «зевок», появляется довольно быстро, поскольку организму это удобнее. Постепенно тренирующийся перестает замечать вдох: про­исходит «прививка» — мгновение вдоха привычно становится мгно­вением сосредоточения внимания, направленного на действие, вы­полняемое на выдохе и с помощью выдоха. В свою очередь, одновре-

менное воспитание выдоха также развивает и даже обеспечивает автоматичный свободный незаметный вдох.

2. «ТЕПЛЫЙ» ВЫДОХ СО «ВЗРЫВОМ»

Воспитание энергичного, набирающегося «ускорения» и «взрываю­щегося» в конце выдоха.

Следует принять в обязательное внимание, что фонационный выдох должен быть развивающимся, то есть не иссякающим во вре­мя выдыхания, а, напротив, набирающим «ускорение» и мощность и достигающим цели, полностью реализовавшимся.

«Теплый» выдох — природное выдыхательное движение, пред­назначенное для выведения из легких наружу самых глубоких и со­гретых слоев воздуха. Он словно укорачивает и расширяет воздухо­носные пути и дает явное ощущение широкого теплого экспиратор­ного потока воздуха, попадающего со дна легких почти сразу на губы.

После «зевка», оставив челюсть опущенной, выдыхать так назы­ваемым «теплым» выдохом. Организовать «теплый» выдох можно, согревая выдохом кончики пальцев, поднеся «щепоть» к губам, рас­крывая ее дыханием и тем самым, по определенной внутренней свя­зи, провоцируя губы раскрываться, а челюсть опускаться на каждом выдыхательном движении.

Выдыхать пульсирующими «теплыми» выдохами, приучая орга­низм к нарастанию энергии выдоха, заканчивая выдох «взрывом», сме­няющимся мгновенным автоматическим вдохом и, что чрезвычайно важно в тренировке, сосредоточением внимания на высоте вдоха.

Постепенно в тренировке активного, «взрывающегося» в конце выдоха внимание переключается (если можно позволить себе тавто­логию) на внимание, на момент «оценки». Таким образом, возникает повторение циклов — не «вдох-внимание — выдох» (что подсознатель­но ощущается как конец — сколько выдохов, столько концов), но «вы­дох — вдох-внимание!... — выдох — вдох-внимание!.. — выдох — вдох-внима­ние!., и постепенно еще проще: выдох—внимание!... выдох —внимание!., что ощущается как необходимость продолжать, невозможность не про­должать, то есть ритм как залог движения вперед.

Все последующие упражнения выполняются в той же ритмичес­кой системе: теплый выдох со взрывом, внимание после выдоха, во­зобновление действия.

3. «СУСТАВНОЕ ДЫХАНИЕ»

Соединить «теплый» выдох с движениями суставов. В методическом учебном пособии «Курс тренинга фонационно-1 ° Дыхания и фонации на основе упражнений Востока» (Е. И.Черная.

 

Санкт-Петербург, 1997 г.) приведен комплекс дыхательных упражне­ний в движении, охватывающий все наиболее важные суставы тела — шею, плечи, руки, позвоночник, ноги, тазобедренные суставы.

Следует заметить, что разные суставы дышат по-разному. Каж­дое дыхательное движение соответствует масштабу физического дви­жения: ноги дышат мощнее, чем руки. Пальцы дышат иначе, чем пле­чи или шея. Ритм движений разных суставов — иной. Движение плечевого сустава дышит иначе, чем локтевого. Колени дышат ина­че, чем бедра.

Вытянем руку в сторону и подышим вытягивающим движением плеча вбок. Это мощный выдох, его темп всегда медлителен. Выки­нем локоть, это всегда быстрое движение, в два, а то и в три раза быстрее плечевого. Движение запястьем продолжается в кисти руки, которая может выдыхать долго — всеми своими суставами. Дыхание можно передать от сустава к суставу, выдыхая каждым следующим последовательно. Можно объединить движения суставов одним вы­дохом. Возникает внутренний ритм передачи энергии дыхания и привычка распространять эту энергию изнутри наружу, всегда на раскрытии.

В тренинге каждый выдох совершается вместе с раскрывающим, вытягивающим, «центробежным» движением сустава. Суставы «ды­шат», движение «дышит», организм вдыхает и выдыхает движени­ем. Сустав «выдохнул» — растянулся, раскрылся, мускулы адекватно сработали, расслабились, воздух вошел в тело — «взлет»—внимание!» и т. д.

Особо следует тренировать подвижность челюстных суставов, вернее, подвижность и легкость нижней челюсти, поскольку имен­но она открывает рот и активно участвует в дыхании и образовании как гласного, так и согласного звука. «Зажим» нижней челюсти, ото­двигая язык назад, запирая гортань напряженным корнем языка, не позволяет совершаться свободному мгновенному вдоху.

Компенсацией малоподвижной нижней челюсти часто являет­ся способ говорить и дышать с помощью верхней челюсти, то есть во время речи дергать головой вверх и назад, отчего происходит пе­ренапряжение в задней части шеи. С малоподвижной нижней челю­стью связаны также те или иные перенапряжения лицевой мускула­туры и губ, следствием чего являются многочисленные дикционные недостатки. Необходимо «научить» нижнюю челюсть привычно «жить внизу», то есть, выполнив работу по образованию звука, опус­каться, а не привычно прижиматься к верхней, тем самым нарушая ритм дыхания и включая все связанные с челюстным зажимом не­нужные напряжения.

Встречаются по-разному «зажатые» челюсти — но всегда это * означает отсутствие свободного легкого хода нижней челюсти, то есть малоподвижные челюстные суставы и нерастянутые сухожилия.

Мощный «теплый» выдох вместе с активным движением ниж­ней челюсти вниз. Проверить степень возможностей такого опуска­ния можно, положив пальцы около «козелков» ушей: если суставы раскрылись, там образуются впадины. Не закрывая рта, продолжать ритмичные пульсирующие «теплые» выдохи. Вдох в этом случае про­исходит «зевковым» способом вполне автоматично, поскольку диаф­рагма тонизирована, кости грудной клетки, особенно под ключица­ми, сильно растянуты. «Взлет» для нижней челюсти — освобожденная мускулатура, то есть положение внизу, затем движение для образова­ния необходимого звука.

Действие упражнения основано на смене движений, каждое из которых раскрывает челюстные суставы: «зевковое» — опускающее нижнюю челюсть — на вдохе, а на выдохе то, которое заказано, в дан­ном случае тоже мощно опускающее. Упражнение растягивает суста­вы и сухожилия, нормализует ритм напряжений и расслаблений, подчиняя их естественному дыхательному ритму.

Упражнение можно делать с зеркалом, проверяя положение язы­ка, губ, открывающих нижние и верхние зубы и выносящих поток воз­духа вперед, и щек, опадающих внутрь, а не вздувающихся пузырями. После серии «сильных» выдыхательных движений, не закрывая рта, дать челюсти отдохнуть в спокойно-расслабленном состоянии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.235.192 (0.006 с.)