Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные макроэкономические показатели на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, положенные в основу формирования федерального бюджета

Поиск

Наименование

2019 год (отчет)

2020 год
(оценка*)

2021 год

2022 год

2023 год

Закон № 380-ФЗ

Законо-проект

Δ к закону, %

Закон № 380-ФЗ

Законо-проект

Δ к закону, %

Законо-

проект

Δ к законопроекту на 2022 год, %

6=5/4*100

9=8/7*100

11=10/8*100

Цены на нефть Urals, долл./барр.

63,8

41,8

56,0

45,3

80,9

55,0

46,6

84,7

47,5

101,9

Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м

189,4

129,1

186,0

156,3

84,0

180,5

159,8

88,5

160,6

100,5

ВВП, млрд. руб.

95,7

96,4

106,9

Рост ВВП, %

1,3

-3,9

3,1

3,3

106,5

3,2

3,4

106,3

3,0

88,2

Инвестиции, млрд. руб.

87,8

87,3

110,0

Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США

244,3

225,7

274,1

239,8

87,5

292,9

256,5

87,6

273,2

106,5

Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США

424,4

324,7

442,1

358,4

81,1

459,4

385,9

84,0

407,4

105,6

Прибыль прибыльных организаций, млрд. руб.

94,6

96,1

107,2

Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года

3,0

3,8

4,0

3,7

92,5

4,0

4,0

100,0

4,0

100,0

Курс доллара, рублей за доллар США

64,7

71,2

66,1

72,4

109,5

66,5

73,1

109,9

73,8

101,0

Фонд заработной платы, млрд. руб.

100,4

100,2

107,0

Объем экспорта нефти, млн тонн

269,2

225,0

270,2

231,0

85,5

266,2

256,6

96,4

266,2

103,7

Объем экспорта природного газа,
млрд. куб. м.

220,6

184,5

237,0

220,2

92,9

235,4

238,4

101,3

240,5

100,9

Объем экспорта нефтепродуктов,
млн тонн

142,9

143,0

153,0

141,0

92,2

153,0

140,5

91,8

140,0

99,6

Объем добычи нефти, млн тонн

560,8

507,4

564,0

517,8

91,8

562,0

552,4

98,3

560,0

101,4

Объем добычи газа, млрд. куб. м.

738,4

690,8

763,6

728,4

95,4

777,6

770,1

99,0

795,6

103,3

* - на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1 сентября 2020 г.

 

Запаздывающая динамика увеличения заболеваемости от коронавирусной инфекции и, соответственно, более позднее введение карантинных мер в России по отношению к зарубежным странам, привели к тому, что негативные экономические последствия начали проявляться в России только к концу
I квартала 2020 года.

Благодаря реализации беспрецедентных по масштабам антикризисных мер, направленных на борьбу с распространением вируса, поддержку граждан и наиболее уязвимых отраслей и компаний, удалось:

1) не допустить неконтролируемого роста заболеваемости и смертности, что дало возможность для снятия ограничений;

2) избежать негативного развития ситуации на рынке труда (по сравнению с началом года уровень безработицы вырос на 1,7 п.п., поднявшись до 6,3% в июле (к примеру, в США показатель вырос на 11 п.п. до пиковых 14,4% в апреле));

3) обеспечить быстрое восстановление деловой активности в секторах, где деятельность приостанавливалась (объем потребительских расходов к концу августа устойчиво превышает докризисные уровни – спрос на непродовольственные товары значимо превышает уровни прошлого года (в т.ч. в связи с отложенным спросом), а спрос на услуги, несмотря на сохранение некоторых ограничений, восстановился до более 97% от докризисных значений).

В результате снижение ВВП во II квартале оказалось менее существенным, чем прогнозировалось ранее (сокращение ВВП составило 8,0%, итоговые данные оказались лучше прогнозов Минэкономразвития России
(-9,6%) и Банка России (-9-10%) и значительно ниже, чем в других странах
(-10,9% в странах ОЭСР, в том числе -22,1% г/г в Испании, -18,9% г/г во Франции, -17,7% г/г в Италии, -11,3% в Германии и -9,1% в США)).

В том числе благодаря показавшим свою эффективность антикризисным мерам поддержки, текущие прогнозные оценки ВВП предполагают менее динамичный спад, чем ожидалось ранее – при отсутствии новых эпидемиологических шоков снижение ВВП по итогам 2020 года оценивается на уровне -3,9%. Сокращение экономики прогнозируется менее глубоким, чем во многих странах: по оценкам МВФ по итогам 2020 года снижение ВВП в США составит 8%, в Германии – 7,8%, во Франции – 12,5%, в Великобритании – 10,2%.

В условиях снижения экономической активности в 2020 году ожидается сокращение реальных располагаемых доходов населения (-3,0%) в основном вследствие снижения доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Динамика реальных заработных плат замедлится, но останется в положительной области (+1,5% после +4,8% в 2019 году). Вследствие сдержанной потребительской активности во время эпидемиологических ограничений в целом за год оборот розничной торговли сократится на 4,2%, платные услуги населению – на 10,3%. Сдержанная потребительская активность (за исключением всплеска ажиотажного спроса в марте-апреле после объявления о введении режима самоизоляции) будет также оказывать сдерживающее влияние на динамику цен – по итогам 2020 года рост показателя оценивается на уровне 3,8%. Ограничительные меры и общая неопределенность негативно отразятся и на инвестиционных планах российских компаний – в 2020 году снижение инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 6,6%.

В 2021 году ожидается, что по мере нивелирования последствий от распространения новой коронавирусной инфекции, темпы роста экономики ускорятся. В среднесрочной перспективе темпы роста ВВП постепенно стабилизируются на уровне 3,0% – 3,4%. Выходу российской экономики на траекторию более высоких темпов роста будет способствовать реализация национальных проектов и других мероприятий по достижению национальных целей развития (Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения и др.).

Восстановление экономики будет сопровождаться улучшением ситуации на рынке труда. К концу 2021 года численность занятых (по методологии МОТ) достигнет докризисного уровня 2019 года (в среднем за год – 71,7 млн чел.). По итогам 2021 года уровень безработицы составит 5,2%. Более динамичное снижение в краткосрочном периоде будет сдерживаться ростом структурной безработицы, связанной с перераспределением рабочей силы между секторами экономики (в том числе постепенным сокращением количества низкопроизводительных рабочих мест) в результате реализации мер экономической политики, направленных на трансформацию российской экономики (в том числе цифровизацию). После адаптации рынка труда к новым условиям в 2022 - 2023 годах уровень безработицы опустится до 4,7% и 4,6% соответственно.

На фоне повышения экономической активности и роста занятости в 2021 году ожидается восстановление реальных заработных плат (2,2%) и реальных располагаемых доходов населения (на 3,0%) с последующим их выходом на траекторию устойчивого роста на уровне 2,3–2,5% в 2022-2023 годах. Улучшение ситуации с доходами граждан будет способствовать устойчивому повышению потребительской активности в среднесрочной перспективе: после компенсационного роста в 2021 году (5,1% и 6,7% по розничной торговле и платным услугам населению соответственно) в среднесрочной перспективе оборот розничной торговли продолжит расти темпами 2,8–2,9%, объем платных услуг населению – 3,0–3,1%. Несмотря на восстановление потребительского спроса инфляционное давление в 2021 году останется сдержанным: инфляция на конец следующего года опустится до 3,7% г/г и впоследствии стабилизируется на целевом уровне.

Инвестиционная активность перейдет в фазу восстановления (3,9%, 5,3% и 5,1% в 2021-2023 годах соответственно), причем реализация инфраструктурных проектов с государственным участием обеспечит значительное увеличение вклада инвестиций в экономический рост. Более того, в 2022 году дополнительный вклад в ускорение инвестиций внесет окончание сделки ОПЕК+: увеличение объемов добычи нефти будет способствовать размораживанию инвестиций компаний, добывающих нефть и газ.

 

Основные характеристики федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов представлены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2

Основные характеристики федерального бюджета на 2021 год

и на плановый период 2022 и 2023 годов

 

млрд. рублей

Наименование

2019 год (отчет)

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

Закон № 380-ФЗ

Оцен-

ка*

Δ к закону, %

Закон № 380-ФЗ

Законо-проект

Δ к закону, %

Закон № 380-ФЗ

Законо-проект

Δ к закону, %

Законо-

проект

Δ к законо-проекту на 2022 год, %

5=4/3*100

8=7/6*100

11=10/9*100

13=12/10*100



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.32 (0.01 с.)