Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слушать: Рахманинов. Элегическое трио №1 соль минор

Поиск

Собственными средствами, в соответствии с общей интерпретацией произведения, преобразует и развивает его интонацию и исполнитель, обладающий в этом отношении известной свободой, но в рамках выявления интонационной драматургии, предопределённой композитором. То же условие ограничивает свободу видоизменения интонаций в процессе их восприятия и мысленного воспроизведения слушателем; вместе с тем такое индивидуализированное воспроизведение (внутреннее интонирование) как проявление слушательской активности является необходимым моментом полноценного восприятия музыки.

Вопросы о сущности музыкальной интонации, интонационной природе музыки, родстве и различии музыкальной и речевой интонаций и др. издавна разрабатывались наукой, причём наиболее активно и плодотворно в те периоды, когда проблема взаимодействия музыкальной и речевой интонаций становилась особенно актуальной для музыкального творчества. Они были частично поставлены уже в музыкальной теории и эстетике античности (Аристотель, Дионисий Галикарнасский), а затем средневековья (Джон Коттон) и Возрождения (В. Галилей). Значительный вклад в их разработку внесли французские музыканты 18 в., принадлежавшие к просветителям (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро) или находившиеся под их непосредств. воздействием (А. Гретри, К. В. Глюк). В этот период, в частности, впервые формулируется мысль о соотнесённости "интонаций мелодии" с "интонациями речи", о том, что поющий голос "подражает различным выражениям говорящего голоса, одушевлённого чувствами" (Руссо). Большое значение для развития теории интонации имели труды и высказывания передовых русских композиторов и критиков 19 в., особенно А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, М. П. Мусоргского и В. В. Стасова. Так, Серов выдвинул положения о музыке как "особого рода поэтическом языке" и одновременно с Н. Г. Чернышевским - о первичности вокальных интонаций по отношению к инструментальным; Мусоргский указал на значение речевых интонаций как источника и основы "мелодии, творимой говором человеческим"; Стасов, говоря о творчестве Мусоргского, впервые сказал о "правде интонаций". Своеобразное учение об интонации разработал в нач. 20 в. Б. Л. Яворский, называвший интонацией "наименьшую (по построению) одноголосную звуковую форму во времени" и определявший систему интонирования как "одну из форм общественного сознания". Идеи русских и зарубежных музыкантов об интонационной природе музыки, о её связи с интонациями речи, о роли бытующих интонаций эпохи, о значении процесса интонирования как реального бытия музыки в обществе и многие другие обобщены и развиты в многочисленных трудах Б. В. Асафьева, который создал глубокую и чрезвычайно плодотворную (хотя и не до конца чётко сформулированную и не лишённую отдельных пробелов и внутренних. противоречий) "интонационную теорию" музыкального творчества, исполнительства и восприятия и выработал принципы интонационного анализа музыки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.64 (0.007 с.)