Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слушать: Роберт Шуман. "Отзвуки театра"

Поиск

Слушать: Роберт Шуман. "Отзвуки театра"

3) Каждое из наименьших конкретных сопряжений тонов в музыкальном высказывании, обладающее относительно самостоятельным выразительным значением; семантическая единица в музыке. Обычно состоит из 2-3 и более звуков в одноголосии или созвучий; в исключительных случаях может состоять и из одного звука или созвучия, обособленного по своему положению в музыкальном контексте и по своей выразительности.

Поскольку главным выразительным средством в музыке является мелодия, интонация большей частью понимается как краткое исследование тонов в одноголосии, как частица мелодии, попевка. Однако в тех случаях, когда относительно самостоятельное выразительное значение в музыкальном произведении приобретают определённые гармонические, ритмические, тембровые элементы, можно говорить соответственно о гармонических, ритмических и даже тембровых интонациях или же о комплексных интонациях: мелодико-гармонических, гармонически-тембровых и др. Но и в остальных случаях, при подчинённой роли указанных элементов, ритм, тембр и гармония (в меньшей степени - динамика) всё же оказывают воздействие на восприятие мелодических интонаций, придавая им то или иное освещение, те или иные оттенки выразительности. Значение каждой данной интонации в большой мере зависит и от её окружения, от музыкального контекста, в который она входит, а также от её исполнительского истолкования.

Слушать: И. Рафф. Каватина

Относительно самостоятельный эмоционально-образный смысл отдельной интонации зависит не только от её собственных свойств и места в контексте, но и от слушательского восприятия. Поэтому членение музыкального потока на интонации и определение их смысла обусловлено как объективными факторами, так и субъективными, в том числе музыкальным слуховым воспитанием и опытом слушателя. Однако по мере того, как те или иные звукосопряжения (точнее, типы звукосопряжений) благодаря их многократному использованию в музыкальном творчестве и усвоению общественной практикой становятся знакомыми и привычными для слуха, их выделение и осмысление в качестве самостоятельных интонаций начинает зависеть уже не только от слушательских индивидуальностей, но и от навыков, музыкально-эстетических вкусов и взглядов целых общественных групп.

Интонация может совпасть с мотивом, мелодическим или гармоническим оборотом, тематической ячейкой (зерном). Различие, однако, состоит в том, что определение звукосопряжения как мотива, оборота, ячейки и т. п., опирается на его объективные признаки (наличие ударения, объединяющего группу звучаний, и цезуры, отделяющей эту группу от соседней, характер мелодических и гармонических функциональных связей между тонами или аккордами, роль данного комплекса в построении темы и в её развитии и т.д.), тогда как при выделении интонации исходят из выразительного значения смысла звукосопряжений, из их семантики, неизбежно внося тем самым субъективный элемент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.72.233 (0.012 с.)