Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкальная интонация – это небольшой мелодический оборот, который создаёт музыкальный образ.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Музыкальная интонация
Представьте себе, что вы приходите домой, бросаете портфель в один угол, одежду – в другой. Начинаете играть с игрушками, бросаете и их. Неожиданно приходит с работы мама. Она останавливается в дверях и, глядя на всё это безобразие, говорит: “Так, мне это нравится!” . Однако вам, несмотря на слова мамы, сразу становится понятно, что всё это ей совсем не нравится. Как же вы догадались, что маме не нравится созданный вами беспорядок? Дети.У нее голос строгий. Учитель.Да, весь секрет строгого голоса мамы – в интонации. Слово “интонация” в переводе с латинского языка означает “громко произношу”. Слово называет что-либо, интонация заставляет почувствовать это. Иногда одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного. Например, сейчас я с разной интонацией произнесу фразу: “Какой он музыкант”, - а вы по интонации определите, что означает эта фраза. - Какой он музыкант? мальчик-скрипач Дети.Вы спросили. Учитель.Верно. Я хочу узнать хороший ли музыкант этот мальчик. Ведь он пока ещё только начинает учиться игре на музыкальном инструменте. - Какой он музыкант!
взрослый музыкант-скрипач Дети.Это восклицательное предложение. Учитель.Правильно.Мы восхищаемся игрой этого музыканта. - Какой он музыкант?! (Учитель произносит эти слова с презрением.) изображение гитариста, который барабанит по дну гитары
Дети.Так говорят о плохом музыканте. Учитель.Да. В такой интонации можно услышать негодование, и даже презрение: “Какой он музыкант, ведь он не знает нот и не умеет играть”. Итак, какие знаки препинания мы поставим после первого, второго и третьего предложения? Дети.После первого – вопросительный знак, после второго – восклицательный, а после третьего – ...? Учитель.Вопросительный вместе с восклицательным, потому что в свой вопрос мы вкладываем сильное чувство негодования. А сейчас попробуйте сами с разной интонацией произнести предложение “Солнышко встало”. Сначала вы просто сообщаете нам об этом. Дети.(Произносят предложение, понижая интонацию в конце.) Учитель.Хорошо. А теперь произнесите это предложение с вопросительной интонацией. Дети.(Произносят предложение, повышая интонацию в конце.) Учитель. Молодцы. С какой интонацией нам ещё надо произнести это предложение? Дети.С восклицательной. Учитель.Да, с восхищением! Дети.(Произносят предложение, делая ударение на слове “солнышко”.) Учитель.По интонации можно “узнать о том, · кто говорит:ребёнок, взрослый, девушка, старик · как они друг к другу относятся · о характере участников разговора; · о том, как они себя чувствуют - устали или полны сил · какое у них настроение - сердятся они или печалятся; · о тоне говорящего: просит он или же рассказывает о своих тайнах”. Тема урока– “Музыкальная интонация”. Музыкальная интонация вырастает из речевой. Чем же они отличаются? Дети.Её, наверное, спеть можно. Учитель.Или сыграть на музыкальном инструменте. Направление движения мелодии: мелодия может двигаться поступенно вверх или вниз, а может скачком вверх или вниз. Послушаем фрагменты знакомых нам музыкальных произведений и определим, на какой интонации основаны мелодии, и какие образы они создают. Слушаем фрагмент балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”. Дети. Это “Щелкунчик”. Мелодия спускается по лесенке вниз. Учитель.Правильно. Скажите, эта интонация создаёт весёлое или грустное настроение? Дети. Грустное. Учитель.Да, ведь героям сказки столько пришлось пережить. Слушаем следующий фрагмент и определяем, как движется мелодия. Слушаем фрагмент пьесы Р. Шумана “Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы”. Дети. Мелодия идёт вверх. Учитель.Да. На одном из предыдущих уроков мы уже слушали эту пьесу Роберта Шумана. Она начинается восходящим скачком в мелодии. А теперь прозвучит ещё один фрагмент музыкального произведения. Определите, как движется мелодия. Слушаем фрагмент пьесы М.П. Мусоргского “Избушка на курьих ножках. (Баба Яга)”. Дети. Это Баба Яга. Учитель.Правильно. Смотрим картину И. Билибина “Баба Яга”. Неуклюжую Бабу Ягу на костяной ноге композитор Мусоргский изобразил большими скачками мелодии вниз. Итак, мы с вами убедились, что с помощью разных интонаций можно создать разные музыкальные образы. Как правило, восходящая поступенно интонация создаёт весёлое настроение, а нисходящая – грустное. В каждой интонации виден человек со своим характером. Сейчас мы с вами познакомимся с одним интересным человеком. Учитель.Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал музыку на стихи Агнии Барто “Болтунья”. Послушаем это произведение и ответим на вопрос, какие интонации создают образ Болтуньи. Дети. Эта девочка быстро и непонятно говорит. Она часто повторяет одно и то же. Учитель.Да. В словах девочки Лиды много путаницы: Япония – пони, китайский мандарин – китайский апельсин, стратостат – старосты летят. За своей спешкой, суетой и болтливостью Лида теряет смысл того, что ей говорят учителя. А какие интонации создают образ девочки Лиды? Дети. Быстрые, болтливые. Учитель.А когда она говорит о Вовке? Дети. Тогда медленные. Как будто Лида хочет сказать ему, что она совсем не болтунья. Учитель.Верно.А сейчас мы сами при помощи интонации создадим весёлое настроение, исполнив песню С. Халаимова “Кисточка”. Обратите внимание на слова Львёнка: “Наверно, я художник. Конечно, я художник!”. Какие интонации вы здесь слышите? Дети. Львёнок как будто хвастается. Учитель.Вот так и спойте эти слова. Мы исполним песню стоя, сопровождая её соответствующими содержанию движениями. Дети. Поем песню “Кисточка”.
Учитель.Молодцы!Слушая произведение С. Прокофьева “Болтунья”, мы наблюдали за тем, как с помощью болтливых, суетливых интонаций композитор Прокофьев создаёт образ девочки Лиды, которая записалась во все кружки и которая постоянно куда-то торопится. А сейчас мы послушаем пьесу немецкого композитора Роберта Шумана “Первая утрата”. Скажите, пожалуйста, что такое “утрата”? Дети. Это когда что-то потеряли. Учитель.Да. А поскольку пьеса называется “Первая утрата”, то речь в ней идёт о маленьком ребёнке. Возможно, он потерял свою любимую игрушку во время прогулки. И эта первая для него утрата тяжела. Как вы думаете, какие интонации мы услышим в этом произведении? Дети. Печальные, грустные. Учитель.Послушаем внимательно и понаблюдаем, как движется мелодия, создавая печальное настроение. Дети.Мелодия движется вниз. Учитель.Правильно. А ещё в ней слышны интонации вздоха, жалобы (исполняет фрагмент на фортепиано). Но мы не будем долго оставаться в печальном настроении. Когда ребёнок теряет любимую игрушку, любящие родители обязательно покупают ему новую. А сейчас мы сами создадим ещё один музыкальный образ, исполнив песню С. Халаимова “Весёлая неделька” о семье гномов. Дети. Исполняют песню. Учитель.Молодцы! Какие здесь были интонации? Дети. Ласковые, тихие. Учитель.Верно. В этой песне слова очень ласковые: домик, человечки, рыбки, зайчатки, муравьишки и т.д. С помощью интонации человек выражает свои чувства. Перед вами смайлики с разными выражениями лица. Определите, какие чувства они выражают? Прошу не повторяться. Дети. Называют по очереди все 12 смайликов. Учитель.Сейчас вам предстоит послушать фрагменты знакомых музыкальных произведений и определить, какие интонации вы слышите в них? Вы можете подобрать подходящие слова сами или в рамочке найти подсказки. Слушаем “Маленькую ночную серенаду” В.А. Моцарта. Дети. В этом произведении интонации радостные, озорные, весёлые. Учитель.А кто автор музыки? Дети. Это Моцарт. “Маленькая ночная музыка”. Мы слушали её на прошлом уроке. Учитель.Верно. Слушаем следующее произведение. Слушаем “Сурок” Л. Бетховена. Дети. Это “Сурок”. Здесь интонации печальные, жалобные, грустные, горестные. Учитель.Правильно. Музыку написал Л. Бетховен. Слушаем “Балет невылупившихся птенцов” М.П. Мусоргского. Дети. “Птенчики”. Учитель.“Балет невылупившихся птенцов”. А музыку кто написал? Дети. ?.. Учитель.М.П.Мусоргский. Что вы можете сказать об интонации? Дети. Интонации в этой пьесе озорные, радостные, суетливые. Учитель.Да. Интересно, узнаете ли вы следующее произведение? И какие интонации вы слышите? Слушаем “Танец феи Драже” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”. Дети. Это балет “Щелкунчик”. Композитор Чайковский. Здесь интонации волшебные, спокойные, сказочные, чудесные. Учитель.Молодцы. На слух вы хорошо определяете интонации. А теперь попробуем их спеть. Напоминаю, что музыкальная интонация – это небольшой мелодический оборот, который создаёт музыкальный образ. Представьте, что нам нужно сочинить героическую песню, которая начинается с интонации призыва на слова “Вперёд!”. Попробуйте спеть её.
нотная запись интонации призыва
Учитель. Хорошо. А если нам надо сочинить печальную песню, которая начинается с интонации жалобы на слова “Жалко”? Споёте? нотная запись интонации жалобы Учитель. А как спеть интонацию зова кукушки на слово “ку-ку”?
нотная запись интонации зова кукушки
Учитель. Итак, мы познакомились с разными интонациями: призыва, жалобы, зова кукушки. Можем приступать к сочинению какой-нибудь песни. Например, на стихи Я. Акима “Откуда?”. Прочитайте это стихотворение с выражением. Дети. Читают стихотворение Я. Акима “Откуда. Учитель. Хорошо. Вы заметили, что стихи состоят из вопросов и ответов? Давайте прочитаем его ещё раз “по ролям”: одни из вас задают вопросы, а другие отвечают. Дети. Читают стихотворение “по ролям” по очереди. Учитель. А как нам спеть интонацию вопроса? Вы обратили внимание, что когда мы задаём вопрос, то наш голос повышается в конце предложения? Давайте попробуем спеть интонацию вопроса на слова, которыми заканчивается каждая строчка стихотворения. Учитель. А теперь мы можем сочинить песенку на эти стихи. Давайте я буду петь вопрос, а один из вас – ответ. Учитель. Попробуйте сами сочинить свою песенку “по ролям”. Учитель.Итак, сегодня мы с вами ответили на вопрос: “Как почувствовать музыку?”. И как же? Дети. С помощью интонации. Учитель.А что такое “музыкальная интонация”?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.107.59 (0.011 с.) |