Техника проведения обследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника проведения обследования.



Для обследования методом СМИЛ необходим следующий инвентарь:

1.        Книжечка - буклет, которая в зависимости от контингента и целей проводимого исследования может быть в виде мужского и женского варианта, отличающихся только по родовым окончаниям и построению нескольких утверждений, или подростково - юношеского варианта; буклет, предназначенный для полного обследования с применением 213 шкал (10 базисных, 3-х шкал достоверности и 200 дополнительных), содержит 566 утверждений, среди них 16 повторяющихся для использования дополнительной шкалы достоверности «тест-ретест». Сокращенный вариант методики содержит 378 утверждений; с его помощью можно получить профиль, построенный на основании показателей базисных шкал методики и шкал достоверности, однако без дополнительных шкал.

2.       Регистрационный лист с номерами утверждений, по которым испытуемый оценивает себя, проставляя в клеточке крестик выше номера утверждения, если его ответ – «верно», и ниже номера, если ответ –«неверно». Утверждения, на которые испытуемый неможет дать конкретного ответа, обозначаются им как кружочек вокруг знака номера.

3.       «Ключи— трафареты», которые накладываются на регистрационный лист для получения «сырых» (не обработанных) данных по каждой шкале.

4.       Профильный лист для построения основного профиля СМИЛ по базисным шкалам методики и шкалам достоверности.

5.       Профильный лист для 26 дополнительных шкал.

Работа с методикой предъявляет определенные требования к контингенту обследуемых лиц в плане их общего развития, в связи с чем взрослый вариант методики применяется лишь в отношении испытуемых, которым исполнилось 16 лет, имеющим образование не ниже 8 классов средней школы, при отсутствии признаков явного интеллектуального недоразвития или снижения и грубой нервнопсихической патологии с потерей ориентации в собственном «Я» и окружающей обстановке.

Процедура обследования. Особенности ее проведения могут наложить отпечаток на результаты тестирования, поэтому корректность процедуры обследования имеет большое значение для получения наиболее достоверных результатов. Обследование должно проводиться в максимально комфортных условиях, в отдельной комнате, где ничто не отвлекает внимание испытуемого. При одновременном обследовании группы испытуемых необходимо обеспечить самостоятельность работы каждого члена группы, исключить их влияние друг на друга; необходимо постоянное присутствие лица, проводящего исследование. Если испытуемые обращаются за консультацией, экспериментатор должен дать необходимые пояснения, но при этом напомнить, что каждый испытуемый должен руководствоваться своим собственным мнением в понимании и оценке утверждений методики. Пояснить можно лишь отдельные слова, но не смысловое содержание утверждений, так как наиболее важен тот субъективный смысл, который вкладывает в то или иное утверждение сам индивид. Нужно стремиться к тому, чтобы обследуемый, относясь с полной серьезностью к выполнению теста, не имел повода для опасений и недоверия. Поэтому необходимо снять напряженность и чувство неловкости у обследуемых, нивелировать отчужденность по отношению к экспериментатору. Для этого иногда используется такая формулировка: «У нас все проходят такое обследование, таков порядок». К буклету приложена инструкция.

После того, как весь регистрационный лист заполнен, при ручной обработке данных на него последовательно накладываются «ключи» соответствующих шкал. «Сырые» баллы соответствуют сумме крестиков, просвечивающих в окошечках трафарета-ключа при наложении его на регистрационный лист. Перевод сырых баллов дополнительных шкал в стандартные «Т» — баллы производится по формуле:

Т = 50 + 10 (Х-М)

                 d  

где X — полученный сырой результат по соответствующей шкале, М /медиана/ - средненормативные данные, а      d  — среднеквадратичное отклонение.

В профильных листах — как общего типа, так и для дополнительных шкал — сырые баллы автоматически переводятся в стандартные, так как там каждое значение сырой оценки по каждой шкале заранее высчитано и соотнесено со стандартными оценками Т.

После подсчета сырые баллы по каждой шкале выставляются в соответствующих их индексу /L, F, К/ или номеру местах в нижней части профильного листа. Однако, это только первичные сырые баллы. К данным пяти базисных шкал - 1-й, 4-й, 7-й, 8-й и 9-й — в определенной пропорции прибавляются доли значения шкалы К: соответственно — 0,5, 0,4, 1,0, 1,0, 0,2. Для удобства подсчета справа на профильном листе представлена таблица, в которой приведены (заранее подсчитанные и округленные до целых) величины 0,5, 0,4, 0,2 для любого возможного значения «К» /первый столбец/.

После коррекции с помощью этой таблицы первичных сырых баллов, подсчитываются окончательные результаты /см. «Сумма К»/, которые затем выносятся на поле профильного бланка в виде точки, соответствующей уровню показателя каждой шкалы, соотнесенной с Т-баллами. Линия, соединяющая эти точки, образует профиль. 1-й профиль дает рисунок шкал достоверности; 2-й является основным профилем, о котором чаще всего и идет речь как о профиле MMPI /СМИЛ/.

Линия профильного листа, соответствующая 50 Т, является основной «точкой отсчета» и отражает средне-нормативные данные. Расположенные выше и ниже средне-нормативных показателей линии отстоят друг от друга на 10 стандартных делений Т, что соответствует среднеквадратичному отклонению. Линии, соответствующие 70 и 30 Т, отграничивают достаточно широкий коридор нормативного разброса от показателей, отражающих ту или иную степень нервно-психической дезадаптации, начиная с ситуативно обусловленных адаптационных реакций и кончая тяжелыми невротическими расстройствами, личностной дисгармоничностью, психопатическими проявлениями, психотическими нарушениями.

Базисные шкалы.

Профиль MMPI /СМИЛ/ представляет собой графическое изображение соотношений количественных показателей базисных шкал, каждая из которых определяет степень выраженности той или иной личностной тенденции. Если перечислить эти тенденции вкратце, соответственно нумерации шкал, то они следующие:

1-я шкала. Повышение в пределах 70Т— показатель зажатости, сверхконтроля, повышенной ориентации на нормативность в качестве устойчивого свойства личности, проявляющегося избыточным вниманием к отклонениям от нормального функционирования своего организма при дезадаптации /т.е. при повышении показателя данной шкалы выше 70 Т/. Низкие показатели — ниже 50 Т — имеют противоположное значение, т.е. отражают отсутствие перечисленных особенностей личности и состояния.

2-я — шкала пессимистичности; выявляет это качество наряду с неудовлетворенностью, склонностью к волнениям. Ведущий подъем по 2-й шкале характерен для гипостенического типа реагирования, а показатели выше 70 Т выявляют депрессивное состояние.

3-я шкала — «эмоциональной лабильности» — при повышении ее показателей в рамках нормативного разброса отражает высокую чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния, усугубляющуюся при более высоких Т-баллах /выше 70 Т/ вплоть до истероидных или истерических проявлений.

4-я шкала — «шкала импульсивности», отражающая стенический тип реагирования в пределах повышения до 70 Т, а выше 70 Т — импульсивное, плохо контролируемое поведение психопатических или акцентуированных личностей возбудимого круга.

5-я шкала — «женственности — мужественности», показывает степень соответствия полоролевого поведения и уровень сексуальной адаптированности.

6-я шкала — «ригидности», в норме отражает склонность к педантизму, соперничеству и застреванию на негативных переживаниях, высокие показатели выявляют аффективную насыщенность переживаний, враждебность, склонность к паранойяльным реакциям. Относится так же, как и 4-я шкала, к стеническому /при значительном повышении к гиперстеническому/ типу реагирования.

7-я шкала — «тревожности». Выявляет повышенную боязливость, конституционально обусловленную тревожность, неуверенность, конформность, мнительность при повышении в пределах 70 Т. Более высокие показатели по 7-й шкале отражают проблему выраженной психастенической акцентуации, преобладание тормозимых /гипостеничееких/ черт, тревожное состояние в рамках невротических или неврозоподобных растройств.

8-я шкала — шкала «индивидуалистичности», бывает повышенной у лиц неконформных, с выраженной независимостью суждений и поступков, нестандартным мышлением, что при высоких показателях проявляется как своеобразие интересов, непредсказуемость поступков, иррациональный подход к решению проблем, отрыв от реальности.

9-я шкала выявляет уровень оптимистичности и отражает стенический тип реагирования. Показатели 9-й шкалы, расположенные ниже 50 Т, настораживают в плане снижения жизнелюбивых тенденций и общей активности.

0-я шкала — интроверсии, показывает уровень общительности, социальной вовлеченности личности, обращенность преимущественно в мир субъективных переживаний /повышение до 70 Т/ вплоть до замкнутости и аутичности /выше 70 Т/, а также выявляет обращенность в мир реального окружения экстравертированной личности /показатели ниже 50 Т/ или личности эмоционально незрелой с ослабленным самоконтролем /если показатели ниже 40 Т/.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.009 с.)