Кафедра социальной и организационной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра социальной и организационной психологии



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Калужский государственный педагогический университет

Им. К.Э. Циолковского

________________________________________________________________

Факультет психологии

Кафедра социальной и организационной психологии

 

АВРАМЕНКО Н.Н.

 

Психодиагностика

 

 

Методическое пособие для студентов

2-го и 3-го курсов факультета психологии

 

Калуга

2007


Печатается по рекомендации

Совета факультета психологии

КГПУ им. К.Э. Циолковского

Автор-составитель:

Авраменко Н.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и организационной психологии КГПУ им. К.Э. Циолковского.

 

Рецензенты:

Вачков И.В., доктор психологических наук, доцент.

Краснощеченко И.П., кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии КГПУ им. К.Э. Циолковского.

 

 

Психодиагностика. Методическое пособие для студентов 2-го и 3-го курсов факультета психологии. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007.- 135 с.

 

Предлагаемое методическое пособие включает учебный план, программу, задания к семинарским и практическим занятиям, список литературы для чтения по курсу «Психодиагностика», а также необходимый теоретический материал для проведения занятий. Методические рекомендации окажут помощь студентам 2-го и 3-го курсов факультета психологии в усвоении курса, в самостоятельной работе при подготовке к аудиторным семинарским и практическим занятиям и сдаче экзамена.

 

                                  © Авраменко Н.Н., 2007

                                                          © КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007


Пояснительная записка

Общая характеристика курса.

Курс «Психодиагностика» является общепрофессиональной дисциплиной государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 – «Психология» и направлению 521000 - «Психология».

Согласно ГОС высшего профессионального образования в рамках данного курса предусматривается освоение следующих основных дидактических единиц по изучаемой дисциплине: принципы, сфера применения, классификация методик, дифференциальная психометрика, валидность, надежность, репрезентативность, достоверность, тестовые нормы, методы диагностики интеллекта, личности, психических функций и психических состояний; стандартизированные и нестандартизированные личностные методики; проективные, рисуночные методики; психосемантические методы, проведение и интерпретация 8 -10 универсальных методик исследования личности и интеллекта: например, Миннесотский опросник (ММРI); опросник Кеттелла (16 PF), Методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера); принципы построения комплексного психологического портрета личности; психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей. Этика и правовые основы психодиагностики; методы постановки психологического диагноза.

Студентам факультета психологии в КГПУ им. К.Э. Циолковского данный курс преподаётся в рамках очной (дневной) и очно - заочной (вечерней) форм обучения.

Базовый курс (Федеральный компонент учебного плана специальности) «Психодиагностика» преподаётся в четвёртом и пятом семестрах обучения (2 курс и 3 курс)

Преподавание данного курса призвано способствовать развитию исследовательской культуры психологов, формированию умений решения психодиагностических задач как теоретического, так и практического плана.

Психодиагностика – теоретическая дисциплина и сфера практической деятельности. Как теоретическая дисциплина психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных. Психодиагностика – инструментарий квалифицированного решения исследовательских задач.

Практическая психодиагностика предполагает грамотное применение имеющихся психодиагностических методов для решения практических задач, возникающих в различных сферах деятельности современного человека, например: 1) при подборе и расстановке кадров, профориентации, 2) прогнозировании социального поведения, 3) для оптимизации обучения и воспитания, 4) консультативной и психотерапевтической помощи и т.д.

В результате обучения в рамках данного курса студенты должны знать:

· историю возникновения и развития психодиагностики;

· характеристику основных методов психодиагностики;

· психометрические основы психодиагностики;

· характеристики и возможности основных методик диагностики черт личности, способностей, самосознания, мотивационной сферы, межличностных отношений, проективных методик;

· социальные и этические аспекты психодиагностики. 

Студенты должны уметь:

· грамотно применять имеющиеся психодиагностические методы для решения исследовательских и практических задач;

· организовывать и проводить психодиагностическое обследование.

Воспитательные задачи:

· формирование у студентов творческого отношения как к процессу получения знаний, так и к будущей профессиональной деятельности.

· использование студентами данных, полученных с помощью психодиагностических методик для самопознания и саморазвития.

Знания и умения, приобретенные в процессе изучения курса «Психодиагностика», помогут студентам при выполнении исследовательских разделов курсовых и дипломных работ.

Студентам предлагаются следующие задания для самостоятельной работы:

1. Чтение, комментирование и конспектирование литературы к семинарским и практическим занятиям.

2. Обработка и интерпретация данных, полученных по психодиагностическим методикам (которые используются на практических занятиях).

3. Выполнение заданий индивидуального практикума.

Данный учебно-методический комплекс разработан для студентов факультета психологии КГПУ им. К.Э. Циолковского с учётом учебного плана специальности, в неразрывной связи с содержанием других преподаваемых дисциплин. Формой итогового контроля по курсу «Психодиагностика» является экзамен.

 

1.2. Учебно-тематический план курса «Психодиагностика»

Раздел курса, тема Лекции Семинарские занятия Практические занятия Самостоя- тельная работа
Раздел 1. История психодиагностики. Психодиагностика как наука. 10 4   10
Раздел 2. Психометрические основы психодиагностики 4 2   10
Раздел 3. Личностные опросники 12 2 10 20
Раздел 4. Проективные методы. 16 4 12 20
Раздел 5. Психодиагностика способностей 6 4 6 15
Раздел 6. Диагностика мотивационной сферы личности 4 4 2 15
Раздел 7. Психодиагностика самосознания 4 2 2 15
Раздел 8. Психодиагностика межличностных отношений 4 2 4 15
Всего 60 24 36 120

Содержание курса

Раздел 1. История психодиагностики. Психодиагностика как наука.

Тема 1 Предыстория психодиагностики. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование. Вклад Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине, Ч. Спирмена в развитие психодиагностики. Развитие психодиагностики в ХХ веке. Отечественные работы в области психодиагностики.

Тема 2 Понятие психодиагностики. Предмет и структура психодиагностики. Психодиагностические задачи. Смежные направления исследований: дифференциальная психология, психометрия, психологическая оценка. Понятие о психологическом диагнозе. Психодиагностический процесс: этап сбора данных, этап переработки и интерпретации, этап принятия решения. Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик.

Тема 3 Понятие о психодиагностическом методе. Подходы к классификации психодиагностических методов. Характеристика основных методов психодиагностики. Тест как основной инструмент психодиагностики: понятие теста, их виды. Опросники и их характеристика. Проективные методики.

 

Раздел 2. Психометрические основы психодиагностики.

Понятие о стандартизации психодиагностической методики. Стандартизация по процедуре и по оценке результатов. Требования к стандартизации. Надежность методики и ее виды. Понятие о валидности. Виды валидности. Технология создания методик. Репрезентативность тестовых норм.

 

Раздел 3. Личностные опросники.

Тема 1 Черты личности. Виды личностных тестов. Формы вопросов и представление результатов. Личностные опросники, их достоинства и недостатки. Проблема достоверности личностных опросников. Факторы, детерминирующие ответы на вопросы. Краткая характеристика основных личностных опросников: Тест-опросник Стреляу, Тест – опросник Айзенка, Тест-опросник Р. Кеттелла, ММРI, Патохарактерологический опросник А.Е. Личко (ПДО), Опросник акцентуированных черт Л. Шмишека (ОАЧЛ), Психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского (ПДТ).

Тема 2  Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 -PF).

История создания опросника. Краткая характеристика опросника. Мотивирование испытуемых. Обработка результатов тестирования. Анализ и интерпретация данных тестирования.

Тема 3 СМИЛ: стандартизованный метод изучения личности.

История создания опросника. Краткая характеристика опросника. Техника проведения обследования. Базисные шкалы. Соотношение шкал достоверности. Кодирование профиля. Интерпретация. Целостная оценка профиля.

 

Раздел 4. Проективные методы.

Тема 1 Общая характеристика и классификация проективных методов. История развития и обоснования проективного метода. Проекция как психологический феномен.

Тема 2 Тест фрустрационных реакций Розенцвейга. Общие положения: основные понятия, основные диагностические задачи. Технология тестирования. Обработка результатов. Интерпретация результатов.

Тема 3ТАТ: Тест тематической апперцепции

Основные положения теории личности Г. Меррея. Процедура эксперимента. Схема анализа и интерпретации по Г. Меррею. Характеристика потребностей по Г. Меррею.

Тема 4 Тест чернильных пятен Роршаха.

Об авторе методики. История создания теста. Общая характеристика метода. Процедура исследования. Основные приемы шифровки ответов: обозначение локализации ответа; основные детерминанты ответов; шифровка содержания ответов; популярность (оригинальность) ответов. Интерпретация результатов теста.

Тема 5 Рисунок как психотехническое средство. Исторические и теоретические основы интерпретации рисуночных тестов. Общий обзор рисуночных тестов. Психосоматическая символизация

Раздел 5. Психодиагностика способностей

Тема 1 История исследований психологии способностей. Направления и задачи научной разработки проблемы способностей. Области применения тестов способностей. Методики диагностики способностей: тесты специальных способностей, тесты интеллекта. Краткая характеристика основных тестов общих способностей: Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера, Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Прогрессивные матрицы Равенна, Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР), Тест социального интеллекта Дж. Гилфорда. Краткая характеристика основных тестов специальных способностей.

Тема 2Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

История создания теста. Краткая характеристика теста. Техника проведения обследования. Обработка результатов. Интерпретация.

 

Раздел 6. Диагностика мотивационной сферы личности

Объект психодиагностики мотивации. Методики диагностики мотивационной сферы личности, их достоинства и недостатки. Измерение мотивации достижения. Краткая характеристика основных методик диагностики мотивационной сферы личности: Список личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS), Опросник для измерения аффилиативной тенденции и чувствительности к отвержению А. Мехрабиана, Опросник для измерения результирующей тенденции мотивации достижения (RAM) А. Мехрабиана, Тест юмористических фраз А.Г. Шмелева и В.С. Болдыревой (ТЮФ).

Раздел 7. Психодиагностика самосознания

Самосознание как объект психодиагностики. Методики диагностики самосознания, их достоинства и недостатки. Краткая характеристика основных методик диагностики самосознания: Шкала «Я-концепции» Теннесси, Тест 20 утверждений на самоотношение, Техники репертуарных решеток Дж. Келли, Методика «Рисунок человека» К. Маховер, Символические задания на выявление «социального Я» (разработаны Б. Лонгом, Р. Циллером, Р. Хендерсоном), Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). Методы измерения локуса контроля.

Раздел 8. Диагностика межличностных отношений

Объект психодиагностики межличностных отношений. Методики психодиагностики межличностных отношений, их достоинства и недостатки. Общая характеристика методик психодиагностики межличностных отношений: Социометрический тест Дж. Морено; Техники наблюдения реальной ситуации Ф. Кронджета, А. Моллера; Ситуационный тест Р.Бейлса; Ситуационный тест “Дилеммы узников”; Матрица регистрирования определенных категорий поведения интеракции родитель - ребенок (Mash E., Terdol L., Anderson К.); Калифорнийский психологический опросник личности (CPI) Дж. Гоуха; Системная батарея тестов для диагностики межличностных отношений (Т. Лири и его сотрудники); Опросник оценки способов поведения в конфликтной ситуации К.Томаса; Цветовой тест отношений А.М. Эткинда; Методика “Рисунок семьи” В. Хьюлса; Совместный тест Роршаха – В. Бланшара


Раздел 1

Раздел 2

Стандартизация.

Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.

Два этапа (плана):

● как выработка единых требований к процедуре эксперимента;

● как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

1. Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.

Требования:

1) инструкции сообщать одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;

2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;

3) в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;

4) эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;

5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и т.д.

Авторы методик в руководстве приводят точные указания по процедуре проведения. Это дает возможность сравнить между собой показатели, полученные разными испытуемыми.

2. Выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний.

2.1. Это проводится статистическим путем – это статистическая норма. Для этого создается выборка стандартизации, вырабатываются нормы. Нормы указывают средний уровень выполнения и его относительную вариативность выше и ниже среднего уровня. Это позволяет определить положение испытуемого относительно нормативной выборки (выборки стандартизации).

Для вычисления статистической нормы используются приемы математической статистики. Для классификации всего полученного при стандартизации материала используются σ и М. Результаты в пределах М ± σ (68,26 % случаев) – показывают границы наиболее характерной, представительной части распределения, границы нормы для каждого возраста.

2.2. Основой для сравнения, интерпретации результатов диагностических испытаний могут стать процентили.

Процентиль – это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которых ниже данного первичного показателя. Процентиль показывает на относительное положение испытуемого в выборе стандартизации.

2.3. Точка отсчета – независимый от результатов испытания, объективно заданный социально-психологический норматив. Разрабатывается под руководством К.М. Гуревича. Социально-психологический норматив рассматривается как 100%-ное выполнение всего теста.

Валидность теста.

Валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен.

Надежность является необходимым, но не достаточным условием валидности.

Виды валидности [36, 44, 45]

1. Содержательная валидность – оценка теста производится за счет экспертов (устанавливающих соответствие заданий теста содержанию предмета измерения). Например, учитель может выступить в роли эксперта.

2. Эмпирическая валидность измеряется с помощью статистического коррелирования: подсчитывается корреляция двух рядов значений – баллов по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве критерия валидности.

· Валидность “по одновременности ”, или текущая валидность. С помощью внешнего критерия. Информация собирается одновременно с экспериментами по данной методике (например, успеваемость в период испытания, производительность).

· Прогностическая валидность. Определяется по внешнему критерию. Информация по нему собирается некоторое время спустя. Например, способность к деятельности.

· Ретроспективная валидность. Определяется на основе критерия, отражающего события или состояния качества в прошлом. Например, прошлые оценки, прошлые экспертные заключения.

· Дифференциальная валидность. Например, тесты интересов коррелируются с академической успеваемостью, но в зависимости от дисциплины.

3. Конструктная валидность. (Конкурентная валидность).

Вычисляется, если для измеряемого свойства можно найти в литературе уже апробированный тест с известной валидностью. (Оценивается по корреляции разработанного теста с другими, валидность которых относительно измеряемого параметра установлена.)

4. Очевидная валидность – описывает представление о тесте, сложившееся у испытуемого. Тест должен восприниматься обследуемым как серьезный инструмент познания его личности.

Не существует какого-либо единичного показателя, с помощью которого устанавливается валидность психологического теста. Нельзя осуществить точные статистические расчеты, подтверждающие валидность методики.

 

Семинарское занятие № 3. Психометрические основы психодиагностики: основные этапы конструирования теста (2 часа)

1. Технология создания методик [36, С.135-142; 44, С.151-161].

2. Понятие о стандартизации психодиагностической методики. Стандартизация по процедуре и по оценке результатов. Требования к стандартизации [36, С. 94-95; 44, С. 167-176].

3. Надежность методики и ее виды. [36, С. 101-112; 44, С.161-162]

4. Понятие о валидности. Виды валидности [36, С. 112-135; 44, С. 166-167].

5. Репрезентативность тестовых норм [36, С. 79-101].

Литература:

Основная: 36, 44

Дополнительная: 3, 11, 12, 13, 15, 18, 35, 38, 45

Задачи и вопросы для самоконтроля:

Как разработать спецификацию будущего теста? Перечислите требования к разработке заданий? Какие типы заданий используют в личностных опросниках? Назовите основные проблемы, которые возникают при разработке заданий личностных опросников. Каковы требования к оформлению теста? Как провести пилотажное исследование? Как определить дискриминативность заданий теста?

Какова природа тестовых шкал? Объясните. Перечислите необходимые этапы эмпирико–статистической работы при адаптации многомерного переводного теста – опросника. С какой целью адаптируют зарубежные тесты? Что выступает в качестве эталона в дифференциальной психометрике? Как проверить согласованность эмпирического распределения с нормальным? С какой целью это проводится? С какой целью проверяют устойчивость распределения?

Для чего необходима стандартизация психодиагностической методики? Назовите основные требования стандартизации процедуры проведения теста. Какие вы знаете критерии оценки результатов диагностических испытаний? В чём отличие понятия валидности от надёжности? Какие виды валидности и надёжности Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.

 

Раздел 3

Черты личности.

Проблема исследования личности очень сложна. Исследователь сталкивается с множеством различных теоретических подходов и определений личности. Принятые исследователем теоретические позиции обуславливают как разработку методов, так и интерпретацию результатов.

В большинстве психодиагностических методов человек предстаёт в виде набора параметров, который принято называть профилем личности. Каждый показатель из профиля обычно называется чертой.

Черта личности – «это описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социального и личностного уровней регуляции» [36, С. 159].

По происхождению и сфере приложения различают следующие классы черт: конституциональные, индивидные, личностные [36].

Методики, с которыми работают психологи, измеряют черты, складывающиеся под влиянием всех трёх подсистем. Это влияние для каждой конкретной черты структурировано по-разному, представлено в разных пропорциях.

Теоретическая релевантность системы шкал должна определяться теоретической моделью или исторически сложившимися в данный момент в данной культурной популяции «опорными» (популярными) измерениями, которые выделяются и обосновываются эмпирически на уровне обобщений обыденного сознания. В конституциональной подсистеме предпочтение системы черт основывается на базе нейрофизиологических теорий.

Для социально-обусловленных черт выбор системы шкал определяется на основе какой – либо теории (например, теория акцентуаций К. Леонгарда) или может быть выбрана и эмпирически (например, опросник Р. Кеттелл).

Для третьей подсистемы подходят только индивидуально ориентированные экспериментальные методы. У каждого человека своя система субъективных параметров, которые он использует для оценки и предсказания своего поведения и поведения других людей, для оценки объектов и отношений. Для предсказания поведения конкретных людей в конкретных ситуациях, необходимо иметь возможность реконструировать их собственные системы рефлексивно-ситуативных черт (конструктов). Эти факторы играют доминирующую роль в предсказании оценок и отношений, самооценок и поведения людей в конкретной ситуации.

Сведения об авторе.

Р. Кеттелл (R.B. Cattell; 1905-1998) – американский психолог, профессор Иллинойского университета, а также университетов Стенли Холла и Кларка.

Считается основоположником тестологического движения, разработал систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций (сенсорных, перцептивных, интеллектуальных и др.). Является автором теста-опросника 16PF.

История создания опросника.

Р. Кеттелл исходил из представления о многофакторной структуре личности и отмечал необходимость исследования всех свойств личности, которые обуславливают поведение. Наименование и определение этих свойств вытекает из применения математико-статистических приемов и результатов факторного анализа. Поэтому Р. Кеттелл говорил о факторах личности.

Первые версии опросника появились в 1949 году. В последующие годы они были переработаны на основании факторного анализа и анализа вопросов.

Подсчет вторичных факторов.

F1 = (38+2L+3O+4Q4-2C-2H-2Q3):10

F2 = (2A+3E+4F+5H-2Q2-I):10

F3 = (7L+2C+2E+2F+2N-4A-6I-2M):10

F4 = (4E+3M+4Q4+4Q2-3A-2G):10

Фактор F1. Приспособленность в отличие от тревоги. Низкие баллы – в общем человек удовлетворён тем, что есть; может добиться того, что ему кажется важным. Высокие баллы – высокий уровень тревоги в её обычном понимании. Тревога не всегда невротическая, поскольку она может быть обусловлена ситуационно.

Фактор F2. Интроверсия в отличие от экстраверсии. Низкие баллы – склонность к сухости, к самоудовлетворению, заторможенности межличностных контактов. Высокие баллы – социально контактен, незаторможен, успешно устанавливает и поддерживает межличностные связи.

Фактор F3. Хрупкая эмоциональность в отличие от реактивной уравновешенности. Низкие баллы – тенденция к испытыванию затруднений в связи с проявляющейся во всём эмоциональностью. Высокие баллы – предприимчивая, решительная и гибкая личность.

Фактор F4. Подчинённость в отличие от независимости. Низкие баллы – зависимая от группы, пассивная личность, нуждающаяся в поддержке других лиц и ориентирующая своё поведение в направлении людей, которые такую поддержку оказывают. Высокие баллы – агрессивная, независимая, отважная, резкая личность.

Базисные шкалы.

Профиль MMPI /СМИЛ/ представляет собой графическое изображение соотношений количественных показателей базисных шкал, каждая из которых определяет степень выраженности той или иной личностной тенденции. Если перечислить эти тенденции вкратце, соответственно нумерации шкал, то они следующие:

1-я шкала. Повышение в пределах 70Т— показатель зажатости, сверхконтроля, повышенной ориентации на нормативность в качестве устойчивого свойства личности, проявляющегося избыточным вниманием к отклонениям от нормального функционирования своего организма при дезадаптации /т.е. при повышении показателя данной шкалы выше 70 Т/. Низкие показатели — ниже 50 Т — имеют противоположное значение, т.е. отражают отсутствие перечисленных особенностей личности и состояния.

2-я — шкала пессимистичности; выявляет это качество наряду с неудовлетворенностью, склонностью к волнениям. Ведущий подъем по 2-й шкале характерен для гипостенического типа реагирования, а показатели выше 70 Т выявляют депрессивное состояние.

3-я шкала — «эмоциональной лабильности» — при повышении ее показателей в рамках нормативного разброса отражает высокую чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния, усугубляющуюся при более высоких Т-баллах /выше 70 Т/ вплоть до истероидных или истерических проявлений.

4-я шкала — «шкала импульсивности», отражающая стенический тип реагирования в пределах повышения до 70 Т, а выше 70 Т — импульсивное, плохо контролируемое поведение психопатических или акцентуированных личностей возбудимого круга.

5-я шкала — «женственности — мужественности», показывает степень соответствия полоролевого поведения и уровень сексуальной адаптированности.

6-я шкала — «ригидности», в норме отражает склонность к педантизму, соперничеству и застреванию на негативных переживаниях, высокие показатели выявляют аффективную насыщенность переживаний, враждебность, склонность к паранойяльным реакциям. Относится так же, как и 4-я шкала, к стеническому /при значительном повышении к гиперстеническому/ типу реагирования.

7-я шкала — «тревожности». Выявляет повышенную боязливость, конституционально обусловленную тревожность, неуверенность, конформность, мнительность при повышении в пределах 70 Т. Более высокие показатели по 7-й шкале отражают проблему выраженной психастенической акцентуации, преобладание тормозимых /гипостеничееких/ черт, тревожное состояние в рамках невротических или неврозоподобных растройств.

8-я шкала — шкала «индивидуалистичности», бывает повышенной у лиц неконформных, с выраженной независимостью суждений и поступков, нестандартным мышлением, что при высоких показателях проявляется как своеобразие интересов, непредсказуемость поступков, иррациональный подход к решению проблем, отрыв от реальности.

9-я шкала выявляет уровень оптимистичности и отражает стенический тип реагирования. Показатели 9-й шкалы, расположенные ниже 50 Т, настораживают в плане снижения жизнелюбивых тенденций и общей активности.

0-я шкала — интроверсии, показывает уровень общительности, социальной вовлеченности личности, обращенность преимущественно в мир субъективных переживаний /повышение до 70 Т/ вплоть до замкнутости и аутичности /выше 70 Т/, а также выявляет обращенность в мир реального окружения экстравертированной личности /показатели ниже 50 Т/ или личности эмоционально незрелой с ослабленным самоконтролем /если показатели ниже 40 Т/.

Кодирование профиля.

Способ кодирования по Хатауэю. Шкалы, находящиеся в зоне 46—54 Т не записываются вовсе; шкалы, расположенные выше 70 Т отделяются апострофом «'», за ними приводятся шкалы, находящиеся на 55 Т и выше; вместо шкал, находящихся в зоне 46—54 ставится прочерк, затем записываются низко расположенные шкалы по степени их снижения, а показатели шкал достоверности приводятся в сырых баллах последовательно /L:F:K/ через двоеточие, при этом ставится знак «X» перед рядом шкал достоверности, если хотя бы по одной из них профиль недостоверен.

Описанный выше профиль при кодировании по Хатауэю выглядит следующим образом: 234187'0-9/5:12:13

Кодирование удобно для более краткого описания профиля, а также для более четкой и быстрой разбивки материала на типологически или клинически сходные группы. Кодирование способствует выявлению в изучаемой группе наиболее общих характеристик и закономерностей.

Интерпретация.

Анализ профиля может идти различными путями. Наиболее примитивный подход к интерпретации обычно сводится к последовательной интерпретации каждой шкалы, т. е. «слева направо». Такая интерпретация чревата противоречиями и не создает целостного образа личности и ее проблем, даже если учитываются контрастирующие понижения. Поэтому при интерпретации должен соблюдаться целостный подход, оценивающий общую конфигурацию профиля в контексте соотношения шкал достоверности с высотой не только ведущих пиков, но и контрастирующих понижений, как абсолютных, так и относительных.

С этой точки зрения заслуживает внимания интерпретация «сверху вниз», рассматривающая шкалы по степени их значимости, исходя из показателей «высоты». Для такой интерпретации вполне достаточно ориентироваться на код профиля; однако, такая интерпретация звучит скорее как оценка степени адаптированности обследуемой личности, оставляя в тени нюансы характерологической интерпретации, так как сложные соотношения шкал, оказавшихся в норме, выпадают из интерпретации, хотя эта информация имеет большое значение для правильного понимания и оценки компенсаторных механизмов и скрытых внутриличностных резервов.

Как уже говорилось выше, каждая из основных шкал профиля выявляет определенные личностные особенности, которые должны рассматриваться в качестве ведущей типологической тенденции в том случае, если эта шкала является единственным превалирующим пиком в профиле, находящимся в пределах нормативного разброса. Более высокие показатели выявляют реакцию на неблагоприятную ситуацию или состояние дезадаптации — в зависимости от высоты профиля. С этой точки зрения рассмотрим далее значения базисных шкал в их последовательности.

Целостная оценка профиля.

В первую очередь, профиль должен рассматриваться через призму установки обследуемого на процедуру тестирования, которая выявляется соотношением шкал достоверности и высотой их показателей. Должны настораживать сглаженные профили, в которых контрастирующие по их содержательной стороне шкалы оказываются почти на одинаковом уровне, а показатели шкалы К или L достаточно высоки. При высоком F высота профиля может быть связана с разными причинами, приведенными ранее, однако в любом случае профиль будет заострен и завышен, что необходимо принимать во внимание при интерпретации.

2-я, 7-я и 0-я шкалы отражают свойства гипостенического типа реагирования и свидетельствуют о преобладании тормозных черт характера. Если в профиле эти шкалы значимо превалируют над другими, то выявляется конформность, социальная податливость, нормативность личности, отказ от самореализации. 4-я, 6-я и 9-я шкалы формируют стенический тип реагирования и позволяют описывать личность в характеристиках активности, силы, преобладания возбудимых черт. Умеренное повышение этих шкал в профиле свидетельствует о выраженной тенденции к самореализации и противодействии средовому влиянию. Если высота профиля говорит о нарушении адаптации, то вариант дезадаптации, соответствующий данному типу реагирования, проявляется поведенческими реакциями асоциальной или антисоциальной направленности. Сочетание разнонаправленных тенденций, т.е. показателей как гипо - так и гиперстенических свойств, выявляет смешанный тип реагирования, при котором высокая потребность самореализации сочетается со столь же высоким самоконтролем и тенденцией к оттормаживанию, сдерживанию поведенческих реакций.

Нормальная, гармоническая личность может проявляться показателями линейного профиля, в котором все свойства уравновешены и ни одно из них не выражено более ярко, чем остальные. Но уравновешенность может проявляться и сбалансированностью разнонаправленных тенденций, что создает почву для определенной напряженности внутренне противоречивого личностного паттерна; однако внешне усилия, ценою которых личность достигает самокомпенсации, могут быть незаметны или проявляться крайне редко.

В высоко расположенном профиле при интерпретации нас интересуют в первую очередь пики, выносящие контур профиля за пределы нормы. Они определяют состояние испытуемого и показывают уровень личностной дезинтеграции, выявляя структуру ведущего синдрома, степень выраженности эмоционального напряжения, аффективной насыщенности переживаний обследуемого. Напротив, плавающий профиль, в котором большинство шкал расположено выше верхней границы нормы, свидетельствует о состоянии общего стресса, в котором задействованы различные защитные механизмы и напряжены множественные компенсаторные функции психической деятельности, направленные на нивелировку дезадаптации.

Практическое занятие № 2. СМИЛ: стандартизированный метод изучения личности (8 часов) [51].

Семинарское занятие № 4. Личностные опросники (2 часа)

1. Черты личности. Виды личностных тестов. Формы вопросов и представление результатов [36, С.158-164; 44, С.255-258; 14, С. 20-23].

2. Личностные опросники, их достоинства и недостатки. Проблема достоверности личностных опросников. Факторы, детерминирующие ответы на вопросы [44, С. 258 - 275; 14, С. 23].

3. Характеристика основных личностных опросников: Тест-опросник Стреляу; Тест – опросник Айзенка; Патохарактерологический опросник А.Е. Личко (ПДО); Опросник акцентуированных черт Л. Шмишека (ОАЧЛ); Психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского (ПДТ); MMPI; 16 PF [36, С.164 -184; 14, С.24-28].

Литература:

Основная: 36, 44

Дополнительная: 3, 14, 26, 27, 45

Задачи и вопросы для самоконтроля:

Какие выделяют компоненты черт личности и чем они обусловлены? Какие факторы будут играть доминирующую роль в предсказании поведения конкретных людей в конкретных ситуациях? Чем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.142 с.)