Соотношение шкал достоверности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение шкал достоверности.



Одним из весьма важных достоинств методики является наличие в ее структуре оценочных шкал, или, как их чаще называют, шкалы достоверности, определяющих надежность полученных данных и установку испытуемых в отношении процедуры обследования. Это - шкала «лжи»—L, собственно шкала «достоверности»- F и шкала коррекции — К. Кроме этого, имеется еще одна шкала, обозначенная вопросительным знаком – «?».

Если показатель шкалы «?» выше 70 сырых баллов, данные теста недостоверны. Общая цифра в пределах 30 с.б. — это нормально; результаты от 40 до 60 с.б. свидетельствуют о настороженности. Правильное предъявление методики и предварительная беседа психолога с испытуемым значительно снижает недоверие и скрытность, отражающиеся на росте незначимых ответов.

Шкала «L» включает в себя утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм. Высокие показатели по шкале «L» /70 Т и выше/, т.е. более 10 с.б.,- указывают на умышленное стремление украсить себя, показать себя в «лучшем свете».

Профиль недостоверен, если L - 70 Т и выше. Требуется повторное тестирование после дополнительной беседы с испытуемым.

Другая шкала, позволяющая судить о надежности полученных результатов, — шкала достоверности F. Высокие показатели по данной шкале могут поставить под сомнение достоверность обследования, если показатели F выше 70T.

В отличие от других шкал, для шкалы F нормативный разброс на 10 Т выше, т.е. достигает 80 Т. Однако, показатели выше 70 T как правило, отражают высокий уровень эмоциональной напряженности или являются признаком личностной дезинтеграции, что может быть связано как с выраженным стрессом, так и нервно-психическими нарушениями не психогенного характера.

Показатели шкалы коррекции К бывают умеренно повышены /55—60 Т/ при естественной защитной реакции на попытку вторжения в мир сокровенных переживаний человека, т.е. при хорошем контроле над эмоциями. Значительное их повышение /выше 65 Т/ указывает на отсутствие откровенности, стремление скрыть дефекты своего характера и наличие каких-либо проблем и конфликтов.

Хорошим ориентиром для оценки достоверности профиля и выявления установки испытуемого на процедуру тестирования помимо указанных критериев является фактор «F-K», т. е. разница между сырыми результатами этих шкал. В среднем его величина не должна быть выше +6 и ниже —6. Если F— К=+7 и более, у испытуемого при обследовании была установка к подчеркиванию имеющихся проблем, к драматизации своих трудностей, к аггравации состояния. Если F—К = —7 и более, то выявляется негативное отношение к тестированию, закрытость, неоткровенность. Величина «F—К», превышающая ±11 в ту или иную сторону ставит под сомнение надежность полученных данных, которые, по крайней мере, должны рассматриваться через призму выявленной установки.

Кодирование профиля.

Способ кодирования по Хатауэю. Шкалы, находящиеся в зоне 46—54 Т не записываются вовсе; шкалы, расположенные выше 70 Т отделяются апострофом «'», за ними приводятся шкалы, находящиеся на 55 Т и выше; вместо шкал, находящихся в зоне 46—54 ставится прочерк, затем записываются низко расположенные шкалы по степени их снижения, а показатели шкал достоверности приводятся в сырых баллах последовательно /L:F:K/ через двоеточие, при этом ставится знак «X» перед рядом шкал достоверности, если хотя бы по одной из них профиль недостоверен.

Описанный выше профиль при кодировании по Хатауэю выглядит следующим образом: 234187'0-9/5:12:13

Кодирование удобно для более краткого описания профиля, а также для более четкой и быстрой разбивки материала на типологически или клинически сходные группы. Кодирование способствует выявлению в изучаемой группе наиболее общих характеристик и закономерностей.

Интерпретация.

Анализ профиля может идти различными путями. Наиболее примитивный подход к интерпретации обычно сводится к последовательной интерпретации каждой шкалы, т. е. «слева направо». Такая интерпретация чревата противоречиями и не создает целостного образа личности и ее проблем, даже если учитываются контрастирующие понижения. Поэтому при интерпретации должен соблюдаться целостный подход, оценивающий общую конфигурацию профиля в контексте соотношения шкал достоверности с высотой не только ведущих пиков, но и контрастирующих понижений, как абсолютных, так и относительных.

С этой точки зрения заслуживает внимания интерпретация «сверху вниз», рассматривающая шкалы по степени их значимости, исходя из показателей «высоты». Для такой интерпретации вполне достаточно ориентироваться на код профиля; однако, такая интерпретация звучит скорее как оценка степени адаптированности обследуемой личности, оставляя в тени нюансы характерологической интерпретации, так как сложные соотношения шкал, оказавшихся в норме, выпадают из интерпретации, хотя эта информация имеет большое значение для правильного понимания и оценки компенсаторных механизмов и скрытых внутриличностных резервов.

Как уже говорилось выше, каждая из основных шкал профиля выявляет определенные личностные особенности, которые должны рассматриваться в качестве ведущей типологической тенденции в том случае, если эта шкала является единственным превалирующим пиком в профиле, находящимся в пределах нормативного разброса. Более высокие показатели выявляют реакцию на неблагоприятную ситуацию или состояние дезадаптации — в зависимости от высоты профиля. С этой точки зрения рассмотрим далее значения базисных шкал в их последовательности.

Целостная оценка профиля.

В первую очередь, профиль должен рассматриваться через призму установки обследуемого на процедуру тестирования, которая выявляется соотношением шкал достоверности и высотой их показателей. Должны настораживать сглаженные профили, в которых контрастирующие по их содержательной стороне шкалы оказываются почти на одинаковом уровне, а показатели шкалы К или L достаточно высоки. При высоком F высота профиля может быть связана с разными причинами, приведенными ранее, однако в любом случае профиль будет заострен и завышен, что необходимо принимать во внимание при интерпретации.

2-я, 7-я и 0-я шкалы отражают свойства гипостенического типа реагирования и свидетельствуют о преобладании тормозных черт характера. Если в профиле эти шкалы значимо превалируют над другими, то выявляется конформность, социальная податливость, нормативность личности, отказ от самореализации. 4-я, 6-я и 9-я шкалы формируют стенический тип реагирования и позволяют описывать личность в характеристиках активности, силы, преобладания возбудимых черт. Умеренное повышение этих шкал в профиле свидетельствует о выраженной тенденции к самореализации и противодействии средовому влиянию. Если высота профиля говорит о нарушении адаптации, то вариант дезадаптации, соответствующий данному типу реагирования, проявляется поведенческими реакциями асоциальной или антисоциальной направленности. Сочетание разнонаправленных тенденций, т.е. показателей как гипо - так и гиперстенических свойств, выявляет смешанный тип реагирования, при котором высокая потребность самореализации сочетается со столь же высоким самоконтролем и тенденцией к оттормаживанию, сдерживанию поведенческих реакций.

Нормальная, гармоническая личность может проявляться показателями линейного профиля, в котором все свойства уравновешены и ни одно из них не выражено более ярко, чем остальные. Но уравновешенность может проявляться и сбалансированностью разнонаправленных тенденций, что создает почву для определенной напряженности внутренне противоречивого личностного паттерна; однако внешне усилия, ценою которых личность достигает самокомпенсации, могут быть незаметны или проявляться крайне редко.

В высоко расположенном профиле при интерпретации нас интересуют в первую очередь пики, выносящие контур профиля за пределы нормы. Они определяют состояние испытуемого и показывают уровень личностной дезинтеграции, выявляя структуру ведущего синдрома, степень выраженности эмоционального напряжения, аффективной насыщенности переживаний обследуемого. Напротив, плавающий профиль, в котором большинство шкал расположено выше верхней границы нормы, свидетельствует о состоянии общего стресса, в котором задействованы различные защитные механизмы и напряжены множественные компенсаторные функции психической деятельности, направленные на нивелировку дезадаптации.

Практическое занятие № 2. СМИЛ: стандартизированный метод изучения личности (8 часов) [51].

Семинарское занятие № 4. Личностные опросники (2 часа)

1. Черты личности. Виды личностных тестов. Формы вопросов и представление результатов [36, С.158-164; 44, С.255-258; 14, С. 20-23].

2. Личностные опросники, их достоинства и недостатки. Проблема достоверности личностных опросников. Факторы, детерминирующие ответы на вопросы [44, С. 258 - 275; 14, С. 23].

3. Характеристика основных личностных опросников: Тест-опросник Стреляу; Тест – опросник Айзенка; Патохарактерологический опросник А.Е. Личко (ПДО); Опросник акцентуированных черт Л. Шмишека (ОАЧЛ); Психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского (ПДТ); MMPI; 16 PF [36, С.164 -184; 14, С.24-28].

Литература:

Основная: 36, 44

Дополнительная: 3, 14, 26, 27, 45

Задачи и вопросы для самоконтроля:

Какие выделяют компоненты черт личности и чем они обусловлены? Какие факторы будут играть доминирующую роль в предсказании поведения конкретных людей в конкретных ситуациях? Чем должна определяться теоретическая релевантность системы шкал? Объясните. Что оказывает искажающее влияние на тестовый балл? Какие используются формы вопросов (утверждений) в личностных опросниках? Какие проблемы возникают при этом? Можно ли доверять тем результатам, которые получают с помощью личностных опросников? Какие факторы детерминируют ответы испытуемых на вопросы?

Приведите классификацию личностных тестов. Назовите достоинства и недостатки личностных опросников. Какие личностные опросники Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.

Раздел 4

Тема 1. Проективныеметоды

Цель: Создать условия для изучения материала по теме «Проективные методы».

Основные понятия: проекция; классическая защитная проекция; атрибутивная проекция; аутистическая проекция; рациональная проекция; симилятивная проекция; проекция Панглосса или Кассандры; комплементарная проекция; апперцепция; проективный метод.

Установка к занятиям [ 36, 52, 44 ].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.008 с.)