Правильная мысль, правильное намерение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правильная мысль, правильное намерение



Поскольку у вас есть ум, то неизбежно есть и мысли. Много лет назад Аджан Сумедхо заметил, что правильная мысль не означает отсутствие мыслей – за исключением глубокой медитации – а скорее мысли об отречении, доброжелательности и мягкости по отношению ко всем существам, включая вас самих. Даже у Будды были подобные мысли. Когда ваше сердце ощущает себя свободным, это происходит потому, что вы практиковали эти три вида правильных мыслей. А поскольку эти мысли ведут к миру и спокойствию, вы понимаете, что они возникли из мудрости.

Мудрость всегда можно измерить качествами ума, которые она порождает, а эти качества, в свою очередь, порождают больше мудрости. Какой бы мудростью ни обладал учитель, она появилась из неподвижного ума. Неподвижность дает вам серьезную тему для размышления и способность ясно мыслить. Это увеличивает ваше понимание пути к отказу от чувственного мира, отказу от вещей, понимание ниббиды, безмятежности, upasama, покоя и свободы. Вы осознаете, что это и есть Дхамма, что это – наставление Будды.

Когда вы медитируете, пожалуйста помните, что такое мудрость. Учения Будды существуют для того, чтобы держать вас в узде, чтобы вы понимали, что мудрость, а что нет. Если что-то ведет к благополучию, спокойствию, счастью, миру и свободе, то это и должна быть практика мудрости. Но если создаются негативные качества, то вы на неправильном пути и практикуете не мудро. Поэтому исследуйте – выясните, что такое этот неправильный путь и не вступайте на него снова, смотрите на него как на змею и избегайте его. Если вы находитесь на неправильном пути прямо сейчас, просто будьте терпеливы и спокойны – надолго вы на нем не останетесь. Вместо того чтобы пытаться дисциплинировать свой ум посредством недоброжелательности, придирок, вины, наказания и страха, используйте нечто гораздо более мощное: прекрасную доброту, мягкость и прощение, чтобы примириться с жизнью, иными словами, Дхамму Будды. Чем дольше вы будете так жить и практиковать, тем более чистым станет ваше сердце.

Это и есть путь. Ему не так уж сложно следовать. У вас есть разум – используйте его. У вас есть некоторая осознанность – укрепляйте ее. Внутри вас есть естественная доброта – развивайте ее и дальше. Вы обладаете всем необходимым, чтобы пройти этот путь. В конце концов, появится великая мудрость и глубокое понимание. Когда появляется глубокое понимание, а это как если бы вы поднялись на огромную высоту, то вы видите больше и получаете еще больший обзор, чем когда-либо до этого. Вы начинаете понимать, чему учил Будда.

Глава 9. Счастье приходит от исчезновения

 

Перевод выполнен: Sharmath
Традиция Тхеравада. Буддаяна

Когда Будда давал свое первое учение, Dhammacakka-ppavattana Sutta (СН 56.11), Аннья Конданнья стал вошедшим в поток. Основное внимание в этой сутте уделяется объяснению масштабов страдания, которые, по словам Будды «должны быть полностью поняты». Среди группы из пяти монахов, которые слушали учение, только Аннья Конданнья понял его всецело и полностью. Знать страдание в полной мере трудно – у нас есть естественное сопротивление видению этой реальности. Поэтому я думаю, что легче стать вошедшим в поток, сосредоточившись на безличности и сути того, кем мы себя считаем.

Все обусловлено

В Sammādiṭṭhi Sutta (МН 9) великий монах Сарипутта раскрывает учение о безличности. Используя структуру Четырех Благородных Истин, он проходит через все возможные аспекты ума и тела, показывая, как каждый из них полностью зависит от причины, и объясняет, как эту причину можно оставить. Эта глубокая обусловленность означает, что у всего есть причина: нет ни постоянного «я», ни бога, ни чего-либо иного, что являлось бы постоянным. Когда вы видите, что у всех вещей есть причина – топливо и основа, из которой они растут – вы также видите, что как только эта причина устранена, сама вещь исчезает.

В той же сутте Сарипутта, описывая зависимое возникновение, показывает, что даже сознание имеет причину, и что без этой причины не было бы никакого сознания. Это сильное утверждение, потому что практически все люди – то есть все, кроме арьев —считают сознание, познающего, своим «я». И поскольку они отождествляют себя с познающим, они лелеют его и не отпускают.

Безличность пяти чувств

Вы можете видеть свою неспособность отпустить, когда медитируете. Почему вы не можете игнорировать зуд или боль в колене? Почему не можете отпустить звуки? Почему не можете отпустить прошлое и будущее? Почему не можете остановить беспокойный ум? Вместо того, чтобы просто пытаться быть неподвижным, поймите, почему вы не достигаете этого. В чем причина беспокойства и откуда оно берется? Помните, что буддийский путь – это путь исследования. Вы не можете отпустить, используя силу воли. Только понимая вещи и прослеживая их до источника, вы сможете отпустить их. Что порождает беспокойство? Конечно, есть много причин, но если вы продолжите исследовать, то увидите, что в конце концов все сводится к чувству «я», чувству неизменного «я».

Мы не можем отпустить, потому что держимся за наше тело и ум: мы думаем, что владеем ими. Мы готовы отпустить их не более, чем люди готовы позволить вору забрать их бумажник. Подумайте о том, как легко отпустить то, что вам не принадлежит. Если что-то не имеет к вам никакого отношения, и оно уходит, вы просто позволяете ему уйти. Поэтому, если вы не владеете сознанием, если не думаете, что сознание является вашей самой важной собственностью, тогда вы не беспокоитесь, когда оно начинает исчезать во время медитации. Если сознание звука исчезает, и вы ничего не слышите, то не начинаете снова обращать внимание на чувство слуха. Вы просто не заинтересованы, вы отпустили его. Когда части тела исчезают, и вы не можете их почувствовать, вы не беспокоитесь. Вы не обращаете внимание на осязание, потому что вполне готовы быть без него.

Поначалу это означает выход из зоны комфорта, потому что ваш обычный способ восприятия мира через органы чувств больше не доступен. Но вы готовы пойти дальше, потому что у вас есть вера, потому что вы начинаете понимать, что чувства не принадлежат вам. Чем больше вы понимаете, что чувственные сознания – это не вы, тем меньше беспокоитесь о них. Но если мы все еще думаем, что владеем ими, мы используем их, чтобы создать наше чувство личности. Мы думаем, что существуем благодаря таким действиям, как видение и питание: чувственный опыт дает нам ощущение бытия. Требуется вера и немного проб и ошибок, чтобы отказаться от этого внешнего слоя бытия, состоящего из пяти чувственных сознаний. Когда чувственное сознание начинает угасать, все наше восприятие бытия меняется: мы больше не живем в мире. Под жизнью в мире я не подразумеваю торговлю ценными бумагами и акциями, строительство дома, секс или просмотр фильмов. Я говорю о том, чтобы жить в мире пяти чувств: видеть, чувствовать, беспокоиться о том, что говорят люди или беспокоиться о любом другом объекте чувств.

Я подчеркиваю этот момент, потому что если вы можете видеть, что не являетесь чувственными сознаниями, что они не имеют к вам никакого отношения, тогда также становится ясно, что они не находятся под вашим контролем. Слишком много людей тратят всю свою жизнь на то, чтобы не видеть уродливых вещей, не слышать недобрых или резких речей, не испытывать болезненных переживаний. Они ходят к врачам и дантистам, принимают аспирин или морфий, делают почти все, чтобы избежать телесной боли, но никогда не добиваются успеха. Они не могут этого сделать, потому что у этих неприятных переживаний есть причины, такие как природа и камма. Причиной старости, болезни и смерти является рождение. Вы родились, поэтому застряли: вы будете испытывать боль и старость, болеть, слабеть и умирать. Поскольку вы не можете избежать этих вещей, то нужно принять их и отказаться от борьбы.

 

Когда вы понимаете, что чувства не имеют к вам никакого отношения, то естественно отказываетесь от своей заботы о них и позволяете им исчезнуть – даже ноющей и острой боли. Как можно испытывать сильную боль и все еще улыбаться? Если чувства не имеют к вам никакого отношения, то и боль тоже. И если боль не имеет к вам никакого отношения, она не важна для вас, вы можете просто игнорировать ее. Вы обращаете внимание только на то, что считаете важным.

Интересно рассмотреть, что важно для людей. Когда они смотрят футбол или фильм по телевизору и едят ужин, но даже не чувствуют вкуса еды. Это просто не важно для них, матч или фильм – вот что важно. Они могут даже не знать, что едят. Можете ли вы наблюдать за дыханием с такой сосредоточенностью, когда едите, что понятия не имеете, что едите? Можете ли вы созерцать три характеристики непостоянства, страдания и безличности до такой степени, что даже не замечаете вкуса пищи? Причина, по которой вы замечаете вкус, заключается в том, что вы думаете, что это важно. И причина, по которой это важно для вас, заключается в том, что ваши чувственные переживания создают чувство «себя», чувство личности, чувство бытия. Но в своей практике буддизма вы идете в противоположном направлении. Когда вы размышляете и понимаете учения из Sammādiṭṭhi Sutta (МН 9) или Anattalakkhaṇa Sutta (СН 22.59), то видите вещи по-другому. Пять чувств не имеют к вам никакого отношения – они возникают из причин, а значит, что они также могут быть прекращены, когда эти причины устранены. Когда они прекращаются – это не имеет большого значения, вы не беспокоитесь. Вы не обращаетесь к ним снова, вы отпускаете их.

Когда пять чувств исчезают на длительное время, вы входите в джхану. Палийская формула первой джханы включает фразу vivicc’eva kāmehi – отстраненный, отделенный, отдаленный и освобожденный от деятельности пяти чувств. Вы не можете чувствовать тело, потому что ум находится вне досягаемости пяти чувств на время достижения этой джханы. Вы видите, что пять чувств – это не вы, что является важным прозрением, которое начинает подтверждать учение Будды о безличности. Если вы еще не достигали джханы, если вы не можете отпустить этот момент, спросите себя, почему. В чем причина привязанности? В чем причина вашего беспокойства о физическом теле, о звуках, чувствах, фантазиях, снах и внутреннем диалоге? Напомните себе, что все это находится в сфере пяти чувств и, следовательно, не имеет к вам никакого отношения. Чувственное сознание продолжается из-за причин, и одной из его главных причин является ваш интерес и вовлеченность в него, другими словами, привязанность. Так что отрубите ее и отпустите.

Пожалуйста, имейте в виду, что привязанность подобна веревке: на одном конце находится то, к чему вы привязываетесь, а на другом – то, откуда эта привязанность возникает. Слишком часто, когда говорим о привязанности, мы говорим о том, что привязаны к еде, сексу, фильмам или сну, но забываем, что на самом деле привязывается к этим вещам. Что на том конце веревки? Это ваше отождествление с вещами. Проблема заключается в «я» внутри них: мне нужно спать, мне нужно читать книги, мне нужно слушать радио – мне нужно. Если ваша медитация не глубока, это потому, что «я» держится за чувственные сознания.

Успех в медитации – это не просто наблюдение за дыханием час за часом, поиск тихого места в лесу, контроль температуры в вашей комнате или сон в нужном количестве. Физические условия могут быть идеальными, но этого недостаточно – нужно что-то еще. Это что-то еще – глубоко увидеть, что пять чувственных сознаний не имеют к вам никакого отношения. Когда вы видите, что это не ваше дело, то перестаете играться с ними, затем оставляете их и смотрите, как они исчезают. Когда они исчезают, вы переживаете важное прозрение: блаженство джханы возникает потому, что исчезла целая куча страданий – пять чувств.

Отпускание сознания ума

Следующий шаг – и это важно, так как многие люди застревают на этой стадии – это увидеть ум, читту, именно таким, какой он есть. Как и в случае с другими типами сознания, причиной шестого типа – сознания ума – является nāmarūpa (нама-рупа). Это то, что Сарипутта описал в сравнении двух связок тростника, прислоненных друг к другу (СН 12.67). Нама-рупа – это по сути объект сознания, ибо сознание осознает чувства, восприятия и волю, эти универсальные аспекты опыта. Нама-рупа и сознание опираются друг на друга: если вы уберете одно, то уберете поддержку другого, поэтому оно тоже исчезнет. Сознание не может присутствовать само по себе, не осознавая ничего. Если нама-рупа исчезнет, то исчезнет и сознание. Это то, что вы начинаете видеть, когда входите в более глубокие джханы: части сознания ума исчезают. Когда вы увидите это, вы не застрянете в первой джхане, потому что знаете, что даже сознание ума не имеет ничего общего с вами.

Сарипутта сказал в Sammādiṭṭhi Sutta, что сознание бывает шести видов, что оно имеет причину и что оно действительно прекращается (МН 9.58). Он также сказал, что путь к прекращению сознания – это восьмеричный путь. Таким образом, конец страдания включает в себя конец сознания. Указывая на это, Сарипутта действительно выкладывает на чистоту, о чем вся Дхамма. Одно дело потерять ощущение в своих руках, как это сделала та женщина на моем ретрите много лет назад, но потерять сознание – это действительно пробирает до костей. Но, как сказал Будда, это неотъемлемая часть конца страдания. Это заставляет нас сесть и обратить внимание на глубину его учения.

И кончается не только сознание, но и чувство, и все другие факторы зависимого возникновения. Будда сказал, что если вы практикуете восьмеричный путь, он ведет к окончанию всех ощущений, всей боли, удовольствия и даже нейтрального чувства или невозмутимости. Совершенно ясно, что целью буддизма является не достижение какого-то состояния блаженства или невозмутимости на веки вечные, а полная parinibbāna (париниббана). Вы можете подумать, что это уже слишком, но дело в том, что вы ничего не теряете. В первую очередь, нет никаких «вас». Вся эта иллюзия «я» – что вы владеете чувствами, делаете что-то, вы как центр этого существа – теперь понимается как просто процесс причины и следствия. Вы переживаете с максимальной ясностью, что здесь вообще никого нет, и вы испытываете блаженство на пути к ниббане.

Страдание – это проблема

Большинство людей думают, что прекращение сознания – это своего рода духовное самоубийство. Но дело в том, что если вы этого не сделаете, то будете страдать словно в аду. У вас есть выбор: вы можете продолжать страдать или можете достичь париниббаны. Когда вы понимаете Четыре Благородные Истины и страдание, присущее существованию, то видите, что париниббана – это действительно единственный вариант.

 


Когда проявляется страдание, возникает жажда. Страдание – это проблема, с которой вы вынуждены что-то делать, которая заставляет вас двигаться: от этого места к тому месту, от мирянина к монаху, от монаха к мирянину. Страдание – это то, что заставляет мир вращаться – если бы вы не страдали, если бы были полностью удовлетворены, вам не нужно было бы двигаться. Вот почему чем больше вы удовлетворены и счастливы, тем более вы неподвижны. Причина, по которой джханы являются такими невероятно спокойными состояниями, заключается в том, что они настолько блаженны, что нет необходимости двигаться, нет необходимости искать счастья в другом месте. Степень, до которой вы двигаетесь физически или умственно, является признаком того, сколько страданий вы испытываете. Чем больше страданий вы испытываете в своей медитации, тем более беспокойным вы становитесь. Если нет страданий или очень мало, вы можете сидеть часами, спокойно и неподвижно. Зачем? Потому что, когда нет проблем, делать нечего.

Итак, страдание – это то, что заставляет вас переходить с места на место, от рождения к рождению, пытаясь найти решение. Попытка найти решение страдания – это смысл жизни, но конец страдания не может быть найден ни в мире, ни в сансаре. В ней нет небесного царства, где вы можете жить долго и счастливо, и если подумаете над этим, то поймете, что такого царства по своей сути не может существовать. Возьмите самую вкусную еду или даже самый лучший секс: если вы предаетесь ему все время, через некоторое время вам станет скучно. Просто одно и то же снова и снова. Вы не можете все время получать только удовольствие, потому что любое удовольствие, любое счастье зависит от того, что было до этого. Если вы внимательно посмотрите на то, что такое удовольствие, то увидите, что это просто пауза между двумя событиями страдания. Причина, по которой вы наслаждаетесь едой, заключается в том, что вы не ели некоторое время и не будете есть после этого. Если бы вы непрерывно набивали себя двадцать четыре часа в сутки, просто попробовали бы вы пищу, не говоря уже о том, чтобы наслаждаться ею? Исключительно счастливые небеса, которые длятся вечно, просто не могут существовать, потому что вы можете знать удовольствие только тогда, когда у вас есть перспектива страдания. Другими словами, в этом мире никогда не может быть полного и окончательного удовлетворения.

Если вы спрашиваете у людей, действительно ли они довольны, не просто верьте их ответу. Посмотрите и убедитесь сами: они действительно нашли конец страданий или просто откладывают его на некоторое время? Я вижу больных, умирающих, людей со всеми мыслимыми проблемами. Я также вижу счастливых людей, но знаю, что их счастье – это просто пауза между событиями страдания. В конце концов, они тоже заболеют и умрут. Супружеские пары могут быть счастливы какое-то время, но затем они переходят на стадию ссор или развода, за которым следуют разочарование, гнев или депрессия. У некоторых людей было счастливое детство, но в следующий раз все может быть по-другому. У других было ужасное детство и в следующей жизни они могут получить таких же плохих родителей или даже хуже. Такого рода размышлений должно быть достаточно, чтобы вы боялись перерождения. Только то, что вы умны и творите благую камму в этой жизни, не означает, что вы будете свободны от страданий в будущем. У каждого есть огромный запас как благой, так и неблагой каммы. Будущее всегда неопределенно.

Одно из моих любимых учений Будды – сравнение с палкой (СН 15.9, 56.33). Когда я впервые прочел его, то чуть не задрожал от страха. Это сходство указывает на то, что созревание каммы в момент смерти столь же неопределенно, как и то, какой конец палки ударится о землю в первый раз, когда она будет брошена в воздух. Палка может иметь тяжелый и легкий конец, что делает более вероятным ударение о землю тяжелым концом. Но независимо от того, насколько тяжел один конец, всегда есть шанс, что легкий конец ударится о землю первым. Точно так же, даже если вы делаете много благой каммы –будучи щедрым, соблюдая заповеди, будучи добрым, поддерживая чистый ум и медитируя – всегда есть вероятность, что ваша неблагая камма созреет после смерти. У каждого есть запас неблагой каммы, если не от этой жизни, то от предыдущих жизней. Даже если такая камма не созреет, когда вы умрете в этот раз, пока вы остаетесь в сансаре, вы в конечном итоге испытаете огромные страдания – в аду, в животном мире и в тяжелых обстоятельствах будучи человеком. Вы будете в безопасности, только если полностью проникнете в принцип безличности и станете вошедшим в поток.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.02 с.)