Будьте пассивным наблюдателем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Будьте пассивным наблюдателем.



Когда вы беспокойны, просто смирись с этим. Считайте себя пассажиром, а не водителем. Быть водителем означает управлять беспокойным умом, быть пассажиром означает, что вы сидите на заднем сиденье и совсем не вмешиваетесь, просто наблюдаете, куда это путешествие приведёт. Эта идея невовлеченности и отстранения — одна из замечательных установок, которой я пользуюсь в медитации. Вы отстраняетесь от происходящего и всё, что вы делаете – просто следите за своим умом. Это как если бы вы стояли и наблюдали издалека, как он что-то делает или думает о чём-то. Лучшая метафора такого отстранения – когда вы сидите в кино. В кино люди порой так увлекаются фильмом, что начинают плакать, переживать или бояться. Зачем они это делают? До тех пор, пока вы можете оставаться в стороне и помнить, что это просто причины и условия – не я, не моё, не моё «я», не имеющее ко мне никакого отношения – тогда вы не будете вовлечены. Вы сможете наблюдать беспокойство, скуку или что-то ещё с чувством отстраненности. Вы просто знаете, и «знающий» выходит на первый план.

Знающий подобен киномеханику в кинотеатре, который просто наблюдает за фильмами на экране, не вовлекаясь ни в один из них. Используйте эту концепцию знающего как способ достичь покоя, не принимайте её за некое постоянное «я». Представьте, что вы сидите внутри себя. Если вы сделаете это, то испытаете чувство отрешенности от происходящего, и эта отрешенность приведет к доброму и мягкому отпусканию. Поэтому всякий раз, когда есть вовлеченность, когда медитация не идёт гладко и вы чувствуете, что сыты ею по горло, когда есть чувство «меня, делающего что-то», вспомните пример с просмотром фильма. Нет необходимости волноваться или разочаровываться, не нужно плакать или бояться – это всего лишь фильм.

Чтобы проиллюстрировать этот момент, я хочу рассказать историю автокинотеатра на Ямайке, у которого был экран из бетона толщиной в 30 сантиметров. Частые посетители этого кинотеатра любили вестерны с ковбоями и индейцами, особенно перестрелки. Всякий раз, когда на экране начиналась перестрелка, они доставали свои пушки и присоединялись к ней. Вы можете себе это представить? Я даже сейчас улыбаюсь, думая обо всех этих парнях, сидящих на земле или в своих кабриолетах, ожидающих сцены перестрелки, чтобы принять в ней участие. Разве это не весело? Владелец кинотеатра сменил такое количество тканевых экранов, что решил, что единственный способ сохранить свой бизнес – это установить бетонный экран.

Теперь вы понимаете, почему я привёл этот пример. Люди вовлекаются в происходящее на экране и хотят застрелить шерифа, ковбоя или индейца. Вы хотите расстрелять беспокойный ум, уничтожить скуку или иным образом вовлечься во всё это. Мы привязываемся, вовлекаемся и создаем себе ещё больше проблем. Терпеливость – это когда мы останавливаемся и говорим себе: «Всё образуется само собой. Водяной буйвол убежит, но в конце концов остановится».

Всегда помните, что это просто проигрывание фильма: результат того, что пять кхандх и шесть чувственных опор делают своё дело, всё в соответствии с причиной и следствием. Нет ничего стоящего, о чем вам стоило бы беспокоиться. Вот почему вы можете отстраниться. Это одно из лучших противоядий от беспокойства, которое мне известно, потому что когда я отстраняюсь и просто смотрю, как всё это приходит и уходит, я лишаю его источника топлива. Я понимаю, что беспокойство вызвано чем-то, и это что-то – я сам, вовлекающийся в процесс. Как только я прекращаю управлять процессом и вовлекаться в него, представляя себя человеком, просто наблюдающим фильм на экране, ум начинает успокаиваться и утихать. Беспокойство затихает, скука исчезает, а спокойствие, мягкость и неподвижность медитации начинают брать верх.

Усталость и энергия.

Еще одна распространенная проблема во время медитации – это тупость ума и сонливость. Пожалуйста, запомните, никогда не боритесь с этой усталостью. Я говорю это из горького опыта: мне советовали так поступать, но я нашёл это совершенно непродуктивным. Каждый раз, когда вы боретесь с усталостью, вы просто напрягаетесь, и эта борьба уводит вас в противоположном направлении от мягкости, доброты и отпускания. На самом деле, это тонкая форма неприязни.

Некоторые медитирующие чувствуют себя смущёнными или виноватыми, если чувствуют усталость. Мы ощущаем себя униженными тем фактом, что мы медитировали в течение многих лет, но до сих пор не можем держать спину прямо ранним утром. Но чувство вины лишь увеличивает эго и самость, мы начинаем владеть этими проблемами. Будьте осторожны, не становитесь собственниками этой сонливости, она не имеет к вам никакого отношения. Это просто следствие, вытекающее из причины, вот и всё. Если вы хотите спать, просто оставайтесь с этим ощущением: наблюдайте его, будьте добры и мягки с ним, исследуйте его. Как оно ощущается? Как долго оно длится? И самое главное, что вызывает его и какие причины заставляют его исчезать? После того, как оно исчезнет, что останется? Это не просто избавление от сонливости любой ценой – это преодоление её мудрым путём, чтобы ваша медитация смогла взлететь.

Конечно, сонливость можно преодолеть, если заставить ум. Вы можете медитировать на краю пропасти или, как мы делали в Таиланде, положить спичечный коробок на макушку, или булавки под руки, или попросить кого-нибудь встать позади вас с палкой, чтобы бить вас, если начнёте опускать голову. Вы, конечно, не задремлете, но результатом будет страх и напряжение. Избавляясь от одного загрязнения, вы заменяете его другим.

Вместо этого будьте терпеливы с этой сонливостью и усталостью, позвольте ей быть и отстранитесь. Как будто вы снова сидите в кинотеатре, но на этот раз что-то не так с проектором. Изображение не чёткое и размытое. Но это не имеет значения, это не ваша проблема. Владелец кинотеатра всё поправит. Просто оставьте все в покое и сидите спокойно. Если у вас действительно есть терпение, через некоторое время усталость просто исчезнет, как исчезает туман на восходе солнце. Всё что требуется – это терпение. Это неделание позволяет уму набраться энергии. Запомните этот маленький урок науки ума: когда энергия перестаёт расходоваться на делание, она начинает накапливаться в знание.

Проблема в том, что большую часть времени у вас не хватает решительности, чтобы просто быть с усталостью. Вместо этого вы продолжаете сражаться с ней, вовлекаясь. Из-за прикладывания усилий к решению проблемы вы лишь устаёте и создаёте себе ещё больше проблем. Но когда вы видите истину этого простого утверждения — когда энергия перестаёт расходоваться на делание, она начинает накапливаться в знание – тогда понимаете, почему изначально устаёте и знаете, что произойдёт, если будете терпеливы и бездеятельны. Это понимание должно придать вам решимости.

Так что просто представьте, что вы смотрите на всё, не двигаясь с места, не крича на фильм, не доставая пистолет и не стреляя в усталость, только потому, что она вам не нравится. Когда вы просто сидите и наблюдаете, даже с блеклым умом, вы увидите, что энергия в конце концов перейдёт в осознанность. Ум прояснится. Когда вы понимаете весь процесс, медитация становится намного проще и интереснее. Как только осознаете, как всё это работает, то увидите, как делаете ошибки и как можете стать мирным, радостным и увеличить свою энергию. Это станет прекрасным способом успокоения санкхар, умственной деятельности, воли и контроля.

Чтобы ускорить процесс, попробуйте созерцать безличность. Просто скажите: «Всё равно некому это контролировать, здесь никого нет, это не моё дело, просто оставлю это в покое». Вот это настоящий буддизм, это именно то, что говорят сутты. Поймите, что здесь нет «вас», чтобы что-то сделать – это всего лишь пять кхандх, так зачем бороться? Такого рода размышлений может быть достаточно, чтобы дать вам решимости оставить вещи в покое и помочь понять, что это на самом деле означает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.006 с.)