Успокоить разнообразие чувств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Успокоить разнообразие чувств



Когда вы готовы двигаться дальше, то следующий ваш шаг – это сосредоточение. Почему необходимо наблюдать за дыханием? Почему не получается просто пребывать в безмолвном настоящем моменте и оставить всё как есть? Из-за разнообразия шести чувств и их различных проявлений вас постоянно донимает шум чувственных переживаний. Чтобы их успокоить, для начала вам необходимо сосредоточиться, переключившись с шести чувств на два: осязание (в форме дыхания) и ум. В конце концов, вы отпускаете дыхание и фокусируетесь только на уме. Это сосредоточение ума одно из величайших открытий Будды, ведь это важнейшая часть пути выхода из сансары. Сосредоточенный ум – это ещё одна ступенька вверх по лестнице успокоения.

Проблема невербального внимания в его наиболее неразвитой форме заключается в том, что ум всё ещё движется. Это происходит потому, что беспокойный ум ищет счастья то здесь, то там. Ум думает, что следующий опыт будет интересным или полезным. Именно такое отсутствие удовлетворённости движет жизнью людей, заставляет их читать книги или смотреть фильмы, странствовать по миру. Что они ищут? Посмотрите внимательно, и вы увидите, что куда бы вы ни направились, всё, по сути, одно и то же. Одинаковые деревья и люди. Зачем идти смотреть на Великую Китайскую стену? Ничего особенного – стена как стена. Или заказываете дорогую экскурсию на вершину Эйфелевой башни. Но вид с неё – это просто вид. Почему люди хотят делать подобные вещи? Часто это лишь для того, чтобы просто что-то делать, и ожидание, что следующее действие даст представление о том, кто мы есть. Мы ищем свою индивидуальность в постоянном следовании за новыми ощущениями.

Если старая метафора, которая описывает жизнь как путешествие, а медитацию – как остановку этого путешествия. Остановившись, сев где-нибудь и сосредоточившись на дыхании, вы можете преодолеть склонность ума хотеть направиться куда-то ещё. Если вы действительно наблюдаете за своим дыханием, вы не почувствуете ни одну часть вашего тела. Вам неизвестно, жарко ли или холодно, есть ли боль в ноге или в колене – всего этого бы больше не ощущаете. Вы полностью сосредоточены на вдохе и выдохе, не ощущая ничего другого. Вы отпустили разнообразие чувств – успокоили ту подвижность ума, которая тянется к другим чувствам. Иными словами, вы успокоили четыре чувства: зрение, слух, обоняние и вкус. Плюс так же – большую часть осязания. Всё, что у вас осталось – это дыхание, и теперь вы успокаиваете и умиротворяете и его тоже.

Вы не добьётесь успеха в процессе успокоения, если будете всё контролировать и удерживать. Я лично так пробовал и это не работает. Если вы удерживаете дыхание, то не можете продолжать медитацию – вы становитесь напряжёнными и упускаете радость умиротворения. Но если вы практикуете правильно, если вы доброжелательны к дыханию, то позволяете ему происходить самому по себе. Вы успокаиваете причины появления всех этих мыслей, приходящих в ум, пока не останется лишь дыхание.

Когда вы просто наблюдаете, как воздух вдыхается и выдыхается, с вашим душевным состоянием что-то происходит – вы чувствуете себя хорошо и умиротворённо. Если вы продолжаете наблюдать, возникает восторг. Я называнию это «красивым дыханием». Оно великолепно, радостно и приятно, потому что вы свободны от целой кучи страданий. С такого рода опытом появляются огромные возможности для понимания, и вы должны испытать его, поскольку оно того стоит. Почему можно быть настолько счастливым, просто лишь наблюдая за дыханием, в то время как большинство людей предпочитают смотреть футбол, читать журналы или путешествовать в Париж и Лондон? Людей волнует, кто побеждает на Олимпийских играх или в английской Премьер-Лиге. Их волнуют отношения, секс и деньги, необходимость делать то или это. Всё, что есть у вас — это дыхание, и вы намного счастливее любого из них. Почему так? Потому что когда успокаиваются мысли, уходят и жизненные проблемы. Всё, что у вас есть – это дыхание, к тому же прекрасное. Ничего не остаётся, кроме как осознать это и успокоить его ещё больше.

Когда вы сбрасываете ношу, появляется счастье. Когда заканчивается целая куча страданий, вы ощущаете восхитительный покой. По мере того, как успокаиваются санкхары, вы мало-помалу обретаете больше покоя, свободы, радости и значительное ощущение освобождения. Понимаете: «Ух ты! Путь буддизма и состоит в том, чтобы оставить и отпустить страдания, обрести блаженство и быть свободным». Вы цепляетесь не к блаженству, а к пути умиротворения санкхар, поскольку понимаете, что он поведёт вас гораздо, гораздо глубже. Продолжайте отпускать больше санкхар – и чем больше, тем лучше. До сих пор это было радостно, так давайте узнаем, насколько радостнее может быть. Поверьте мне, это будет невероятное удовольствие – гораздо приятнее, чем вы можете себе вообразить.

Сияющий ум

Когда дыхание в конце концов успокаивается, вы его отпускаете, появляется красивая нимитта. Что же такое нимитта? Это ни что иное, как ум в своем сияющем состоянии – то, что сутты называют пабхассара читтa (АН 1:49-52). Это шестое чувство, освобождённое от остальных пяти, как луна, показавшаяся из-за облаков. Что мы подразумеваем под «освобождением»? Это означает, что облаков больше нет, что чувства успокоились до такой степени, что просто исчезли, и всё, что осталось – это ум. Вы не чувствуете тело, даже дыхания. Это ощущение появилось не потому, что контролируете свои чувства и беспокоитесь о них, а потому, что игнорируете их и просто наблюдаете за дыханием. Вы попросту фокусируетесь на прекрасном аспекте желания, и это фокусирование заставляет его успокоиться. Позволяете этому процессу происходить самому по себе. Затем остается только читта – ум.

Возникающая в этом состоянии нимитта не просто красива и блаженна; она так же способствует необходимым прозрениям на пути успокоения чего-либо до тех пор, пока оно не исчезнет. Вспомните сравнение с головастиком: лишь сейчас, когда тело и пять чувств полностью успокоены, вы можете понять, что они такое на самом деле. Именно теперь у вас возникает истинное понимание того, чему учил Будда. Так же вы осознаёте, почему люди порой считают, что фраза пабхассара читтa, «сияющий ум», означает «изначальный ум», «суть всего сущего», «Бога» или «космическое сознание». Всё потому, что нимитта такое необычайно прекрасное ощущение. Но когда вы достигаете прозрения, снова и снова полученное от переживания нимитты, всецело это осознаете, то поймёте, что ошибочно считать сияющий ум высшей силой или трансцендентной реальностью. Сияние – это просто облик вашего ума, когда все пять чувств полностью успокоены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.006 с.)