Помощь в овладении ситуацией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помощь в овладении ситуацией



Первый контакт происходит в форме беседы. Её направленность – на уменьшение тревоги и безнадёжности. Рекомендуются следующие разделы беседы.

1. Установление отношений. На этом этапе используется активное эмпатического (сопереживающее) выслушивание. Выказываются поддержка, доброжелательность, побуждаются высказывания о своих переживаниях. Клиент стимулируется к откровенному разговору.

2. Структурирование ситуации. Продолжая раскрывать чувства клиента, консультант с помощью вопросов восстанавливает последовательную картину обстоятельств, приведших к острым эмоциональным реакциям.

3. Включение в контекст жизненного пути. Внимание клиента, не педалируя, обращается на взаимосвязь теперешнего его состояния и предшествующих событий.

4. Преодоление исключительности ситуации. Внимание клиента обращается на то, что аналогичные ситуации часты в жизни людей, и большинство справляется с ними. Конечно, на это нужны время и терпение.

5. Снятие остроты ситуации. Можно мягко объяснить клиенту, что решение об уходе из жизни лучше отложить, так как нужно всё обдумать, в том числе альтернативные пути разрешения ситуации.

6. Антисуицидальный контракт. Консультант договаривается с клиентом, что тот откажется от принятия решения о суициде до тех пор, пока не будут обсуждены все варианты и альтернативы для изменения состояния клиента.

7. Формулировка ситуации. Иногда клиент не может сформулировать ситуацию, вполне понимая её. В таких случаях консультант должен помочь сформулировать описание ситуации (своего рода, психоанализ). Помочь, но не составлять формулировку проблемы за клиента – он должен делать это сам, консультант лишь «наводящий» помощник.

8. Планирование действий. Здесь подразумевается не планирование действий по избавлению от проблем, а детальное обговаривание действий клиента (не упускать контакта!) до следующего контакта, иногда – буквально на каждый час до встречи!

9. Завершение беседы.

Поственция. Коррекция суицидальных установок

Поственция – это работа по предотвращению повторения акта аутоагрессии, а также предупреждение развития посттравматических стрессовых расстройств у уцелевших суицидентов и у их окружения.

Задачи постинвенции:

- облегчение адаптации к реальности у лиц, переживших аутоагрессию;

- оценки и идентификация факторов риска повторного суицида;

- уменьшение степени заразительности суицидального поведения.

Стратегия постинвеции:

- кризисная интервенция;

- психоконсультирование;

- групповая психотерапия;

- образовательная стратегия для осознавания реальной значимости саморазрушающегося поведения;

- проведение дебрифингов среди ближайшего окружение суицидента (коллектив, группа, компания друзей).

Прежде чем приступить к коррекции, важно настроить клиента на принятие следующих конструктивных компонентов:

1) тяжёлое эмоциональное состояние, переживаемое им, - это состояние временное и непременно улучшится;

2) другие люди в аналогичных ситуациях чувствовали себя так же тяжело, но потом их состояние нормализовалось;

3) уход из жизни станет тяжёлой травмой для близких клиента;

4) каждый человек имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение этого важного вопроса лучше отложить – прежде необходимо обдумать возможность альтернативных решений.

Рассмотрим некоторые суицидальные установки – подсознательные программы поведения личности, предрасполагающие к суициду.

1. Наиболее распространённая установка состоит в том, что потеря некоторой ценности несовместима с собственной жизнью, ценнее её. Например, потеря любимого человека.

Что делать? Можно понизить значимость утраченной ценности (девальвировать её), одновременно повышая значимость сохранённых ценностей. Для этого обычно недостаточно рациональных доводов – нужна стимуляция воображения клиента для представления будущего. Нередко суицидальные тенденции проявляются как раз в непроизвольных творениях потенциального суицидента (проекциях) – в письмах, стихах, рисунках, где он отображает своё мрачное видение будущей жизни.

Обычно такое бывает в тех случаях, когда клиент не видит смысла в жизни при таком будущем. Здесь возможно применение логотерапии, в процессе которой нужно помочь страдающему выработать цель, так как смысл жизни, (по В. Франклу) – в достижении какой-либо цели (или целей).

2. Часто лица с суицидальными установками пользуются угрозой смерти с целью повлиять на значимых людей для реализации каких-либо своих потребностей, «достучаться» до них.

В таких случаях консультант может способствовать донести эту информацию до значимого для клиента человека.

3. Часто суициденты считают, что их самоубийство обязательно повлияет на ход каких-либо событий, на других людей. В таких случаях, скорее, поможет рациональная психокоррекция, объясняющая, что самоубийство не повлияет, скорее всего на ход событий – тем более, когда сам суицидент уже не сможет влиять на них.

4. Суицид как месть подразумевает страдания и раскаяния «наказуемого», такое нередко встречается у подростков. В таких случаях нужно повышать в сознании клиента гораздо большую значимость собственной жизни, по сравнению с результатом «наказания».

5. Во всяком случае, не может быть общих для всех «рецептов» выхода из негативных психоэмоциональных состояний, так как каждый человек уникален. Что полезно для одного – может повредить другому.

7. Суицидальная интервенция заканчивается, когда клиент окончательно расстаётся с суицидальными намерениями. Считается, что суицидальным клиентам необходима поддерживающая терапия в течение 2-3 месяцев после суицидальной интервенции.

Вкратце изложим первые шаги суицидальной интервенции.

1. Поиск признаков появления депрессивных или суицидальных тенденций.

2. Допустить, что суицидальный риск существует. Не бояться преувеличения угрозы.

3. Установить взаимоотношения сочувствия, сопереживания – эмпатии.

4. Из-за сильного чувства отчуждения суициденты не настроены принимать советы. Они больше настроены на обсуждение своих проблем, поэтому ему больше нужно говорить самому, чем беседовать с ним. Специалистам, работающим с такими клиентами, нужно выработать навыки невербального общения, а также быть готовыми отреагировать на поведение клиента в кризисной ситуации.

5. Специалист должен уметь управлять конфликтной ситуацией: не проявлять агрессию, не выражать потрясения от полученной информации, не вступать в дискуссию и т.д. Соответственно, специалист должен иметь специальную подготовку в области конфликтологии.

6. Поиск ядра конфликта. Следует иметь в виду, что суицид обычно не имеет в основе какую-то одну причину, а является последней каплей в наслоении фрустраторов – факторов, вызывающих фрустрацию (психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания).

Задавать вопросы о тревожащей ситуации следует спокойно, доходчиво. Вместе с клиентом нужно обобщить, систематизировать кризисную ситуацию, стараясь провести ретроспекцию максимально глубоко, вплоть до детских переживаний.

7. Не предлагать утешений – это может привести к перекладыванию ответственности за переживание на вас и пассивности самого клиента. Важно правильно использовать со стороны клиента такой механизм психической защиты (см. З. Фрейда), как рационализация. Дело в том, что данную психическую защиту можно использовать для оправдания как одной, так и противоположной ситуации или поведения.

8. Поиск жизненных ресурсов. У каждого человека есть что-то важное в жизни, что помогало ему справиться со сложностями в жизни. Нужно искать эти ресурсы – его ценности, люди и ситуации, которые значимы для него.

9. Эмоциональная поддержка. Саморазрушение происходит, если люди теряют последние капли оптимизма. Главный вопрос здесь: «Как изменить существующую ситуацию?». Поскольку суицидальные люди страдают от внутреннего дискомфорта, всё окружающее кажется им мрачным. Им важно открыть, что не имеет смысла застревать на одном полюсе эмоций. Очень важно подчеркнуть силы и возможности человека.

10. Оценка степени риска самоубийства – очень сложная задача. Следует обратиться к признакам проявления депрессивных и суицидальных тенденций – эмоциональных, поведенческих, вербальных. Намерения могут начинаться с мимолётных мыслей и заканчиваться разработанными планами суицида. Считается, что чем больше разработан способ самоубийства, тем выше его потенциальный риск.

11. Обращение к специалистам. Характерная особенность суицидентов - суженное поле восприятия, своеобразное туннельное сознание. Они не в состоянии восстановить полную картину происходящего. Их первая просьба – о помощи. Путь решения – обращение к психологам, занимающимся кризисными ситуациями, к психотерапевтам.

12. Позиция специалиста. Почему нужно подчинять свои этические реакции профессиональным установкам? А потому, что:

- утешения и жалость – не совсем то (а иногда – совсем не то), что требуется клиенту для преодоления кризиса;

- житейские советы, на которые падки клиенты, большей частью просто бесполезны или даже вредны для них, потакая их бессознательному стремление снять с себя ответственность за собственную жизнь.

Принципы и правила
консультирования суицидального клиента

1. Исключить у себя панику и другие осложняющие реакции.

2. Вежливо и открыто принять клиента как личность.

3. Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени.

4. Полностью исключить проявление своих отрицательных реакций.

5. Учитывать, что нотации, уговаривания, логические доводы о нецелесообразности самоубийства не только не эффективны, но и вредны. Такая тактика лишь убедит клиента, что его никто не понимает, и психолог тоже.

6. Психолог обязан помнить, что он не Бог, и, невзирая на самые лучшие побуждения, не всегда способен воспрепятствовать самоубийству.

Мы говорим «да» жизни человека, но должны быть готовы к тому, что он все-таки скажет своей жизни «нет».

7. Психолог обязан подробно, в письменной форме документировать свои действия, чтобы в случае несчастья он смог доказать себе и другим, что действовал профессионально и принял все меры для избегания катастрофы.

8. Психолог не может нести ответственность за то, что говорит и делает клиент вне времени и пространства консультирования. Роль психолога состоит в том, чтобы предостеречь клиента от самоубийства и помочь ему найти, вместе с ним, другие способы разрешения проблемы.

9. Необходимо быть готовым к тому, что психолог будет вовлечен, возможно, на длительное время, в психотерапевтическую работу с суицидентом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.011 с.)