Схема первичной индивидуальной консультации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема первичной индивидуальной консультации



 

Остановимся на индивидуальной форме психологического сопровождения суицидального обучающегося – первой психологической консультации как суицидальной интервенции [4].

Раскроем основные этапы первой консультации

Цель: предотвратить суицид и создать условия для формирования ресурсов, чтобы разрешить психотравмирующую ситуацию.

Задачи:

1. Выявить фокус психотравмирующей ситуации.

2. Психологическая коррекция неадаптивных личностных установок, обусловливающих развитие кризисных состояний и суицидальных тенденций.

Й этап. Помощь в овладении психотравмирующей ситуацией

С помощью поддержки, доброжелательности, принятия и открытых вопросов, побуждают высказываться обучающегося о своих переживаниях.

Лучший способ вмешаться в кризис, это спокойно задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у обучающегося ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то обучающийся часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства.

«Где кроется причина событий, которые, на твой взгляд, привели тебя к такой мысли?»

Техника «Локализация проблем человека»

Я (внешность, самооценка, ценности, жизненный сценарий, особенности мышления, психологические защиты и т.д.) Детско-родительские отношения (стили воспитания, манера общения, семейные традиции, факты асоциального поведения, насилия и т.д.)
Партнерство (наличие дружеских/любовных отношений, их характер, модели поведения в них и т.д.) Социальное окружение (статус ребенка в учебном коллективе, наличие коалиций, в которые он входит, взаимоотношения с учителями, занятость во внеклассной жизни и т.д.)

 

Этап. Оценка степени угрозы суицида

А) Шкала оценки угрозы суицида (Ромек В.)

Пол 1 Мужской
Возраст 1 13-15 лет
Депрессивное состояние 1 Депрессивное состояние в прошлом Депрессивное состояние в настоящее время
Предыдущие суицидальные попытки 1 Да
Зависимость (ПАВ, техно-, on-line игры, подписчик группы смерти и т.д.) 1 Да
Потеря рационального мышления 1 Иррациональное мышление, неадекватность мыслей
Нехватка социальной поддержки 1 Нет близких отношений в семье, развод, смерть родственника
Конкретный план 1 Время, место, способ
    Летальность способа (падение с высоты, самоповешение)
    Легкость его исполнения (знает, где открыт чердак, где взять крепкую веревку и т.д.)
Отсутствие близкого человека 1 Одиночество, нет любимого(ой), близкого друга
Болезни, увечья, явные физические недостатки 1 Хронические заболевания, сопровождающиеся сильными болями, негативный медицинский прогноз, инвалидность
Итого:    

 

Оценка (количество отмеченных пунктов)

0-2 I УРОВЕНЬ Невысокая степень суицидального риска
3-4 II УРОВЕНЬ Средний уровень суицидального риска – необходима интервенция и поддержка
5-6 III УРОВЕНЬ Высокая степень суицидального риска – необходима антисуицидальная интервенция
7-10 IV УРОВЕНЬ Очень высокая степень суицидального риска – необходима неотложная интервенция

 

Б) ШКАЛА оценки риска суицида у детей и подростков

Фактор Значение показателя в баллах Бал-лы
Возраст 1, если – 13-15 лет  
Депрессия, тревога 1 – если есть  
Парасуициды (попытки самоубийства) в анамнезе 1 – если есть  
Употребление алкоголя, наркотических веществ 1 – если есть  
Личностные черты (нестабильность настроения; агрессивное и/или антисоциальное поведение; демонстративность и импульсивность в поведении; недостаточная способность преодоления проблем и трудностей (в школе, среди подростков и др.); неспособность реальной оценки действительности; «жизнь в мире иллюзий и фантазий»; переоценка собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности; легко возникающее чувство разочарования; тревога и подавленность, особенно при несущественных проблемах; чувство неполноценности, неуверенности, отвергающее или провоцирующее поведение в отношении друзей, взрослых, включая родителей; проблемы половой идентичности; трудности в контактах с родителями, другими взрослыми и сверстниками 1 – если есть две из перечисленных черт личности  
Особенности семьи (психические отклонения у родителей; злоупотребление алкоголем, наркомания у членов семьи; история самоубийства и суицидальные попытки в семье; насилие в семье (в т.ч. физическое и сексуальное насилие над ребенком); недостаток внимания и заботы о детях; конфликтные отношения между членами семьи; частые ссоры между родителями; постоянное эмоциональное напряжение в семье; развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть; частые переезды со сменой места жительства) 1 – если есть хотя бы одна из перечисленных особенностей семьи  
Негативные события жизни (ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые (даже если при объективном рассмотрении они таковыми не являются); неприятности в семье; разлука с друзьями, любимым, одноклассниками; смерть любимого или другого значимого человека; разрыв отношений с любимым человеком; межличностные конфликты; проблемы с дисциплиной и законом; давление; подражание саморазрушительному поведению других; издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы; разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе; высокие требования в школе к итоговым результатам обучения; нежелательная беременность, аборт и его последствия; тяжелая инвалидизирующая болезнь) 1 – если есть хотя бы одно из негативных событий  
Общее количество баллов:    

 

При общем балле 3 и выше (7-8 баллов – очень высокий риск) подлежит направлению на консультацию к медицинскому психологу / психотерапевту.

Психодиагностический инструментарий:

Метод незаконченных предложений А. Кучера

Инструкция: Внимательно прочитай (послушай) начало предложения и продолжи его:

1. Мысль, которая меня постоянно преследует, касается…

2. Что я для себя решил окончательно, так это…

3. Вокруг меня…

4. В этой жизни…

5. Жизнь – это…

6. Я обязательно…

7. Через некоторое время…

8. Жизнь после смерти – это…

9. Впереди меня ждет…

10. Жалко только, что…

Более 5-ти окончаний предложений, связанных с обесцениванием жизни, указывают на высокий риск суицидальных намерений.

Изучение самооценки методом Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн

Можно взять вопросы из «Опросника временной перспективы»
Ф. Зимбардо

Й этап. Заключение антисуицидального контракта

Цель заключения суицидального контракта:

- Формировать антисуицидальный фактор – договоренность как взятие на себя ответственности за свои действия.

- Обезопасить психолога от последующих неприятностей: проверок соответствующих контролирующих органов, от непрофессиональных действий.

Контракт подписывается в двух экземплярах: один остается у психолога, другой отдается подростку.

Вариант контракта ребенка (подростка)

Я, (ФИО подростка) обязуюсь в течение срока общения со мной психолога (можно более конкретный срок указать) с ______ по ___________ не предпринимать попыток самоповреждения и попыток самоубийства, какие бы обстоятельства не сложились.

Подпись, число

Вариант контракта психолога

Я, (ФИО педагога-психолога) приветствую и уважаю решение (ФИО ребенка (подростка)) и доверяю ему. Со своей стороны, буду оказывать ему необходимую помощь и поддержку в решении или противодействии психотравмирующей ситуации.

Подпись, число

 

Необходимо детальное обсуждение действий подростка-суицидента, иногда буквально на каждый час до следующего контакта.

Можно как вариант предложить подростку взять паузу, для того, чтобы попробовать уменьшить душевную боль, вызванную негативными переживаниями по поводу жизненных обстоятельств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.009 с.)