Депрессивных и суицидальных тенденций 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Депрессивных и суицидальных тенденций



Одной из важнейших задач является вооружение педагогов научно обоснованными, диагностически значимыми критериями и признаками, позволяющими выполнять функции ориентирования и прогнозирования в педагогическом наблюдении, осуществляемом в ходе психолого-педагогического сопровождения. Педагоги должны быть ознакомлены с особенностями аутоагрессивного поведения несовершеннолетних и студентов образовательных организаций.  Необходимо организовать специальную работу с педагогами по обучению признакам распознавания депрессивных и суицидальных тенденций. При отсутствии в учреждении педагога-психолога, желательно привлечение специалиста-психолога для проведения обучения из других учреждений (психологических центров, социально-реабилитационных центров, системы дополнительного профессионального образования).

На данном этапе педагоги овладевают навыками первичного уровня диагностики депрессивных и суицидальных тенденций – диагностика по вербальным, эмоциональным, поведенческим и др. признакам. В этих целях может быть использован следующий информационный материал*.

Признаки депрессивных и суицидальных тенденций*

Суицидальные тенденции начинаются с депрессии.

Для депрессии характерно:

- снижение интересов и/или снижения удовольствия от деятельности, обычно приятной для человека, например, ранее принятый творческий труд теперь кажется бессмысленным;

- отсутствие реакции на события и/или деятельность, которые в норме её вызывают, например, раннее огорчение доставляло, что мама поздно возвращается с работы, теперь это безразлично;

- пробуждение утром за два или больше часа до обычного времени; после такого пробуждения обычно человек продолжает пребывать в постели;

- депрессия тяжелее по утрам, к вечеру состояние улучшается;

- объективные свидетельства заметной психомоторной заторможенности или ажитации (отмеченные или описанные другими лицами) – человек предпочитает одиночество или мечется в беспокойстве;

- заметное снижение аппетита, иногда бывает избирательность в предпочтении пищевых продуктов с акцентом на сладкое и углеводную пищу;

- снижение веса (иногда, наоборот, повышение).

К соматическому синдрому при депрессии относятся такие симптомы, как: расширение зрачков, тахикардия, запоры, снижение эластичности кожи и повышенная ломкость ногтей и волос; психогенная одышка, синдром беспокойных ног; кардиальный и псевдоревматический симптомы; расстройства ЖКТ; неопределённые головные боли; аменорея и дисменорея, энурез; специфическое ощущение «камня, тяжести на груди».

Для истинных суицидов характерны:

- наличие пресуицидального периода;

- продолжительность конфликтной ситуации;

- психологический дискомфорт;

- незащищённость, психологическое одиночество;

- нарушение психологии жизненной среды;

- ощущение субъективной невыносимости существования в сложившихся условиях; отсутствие желания жить.

Пресуицидальный период – это время кумуляции (накапливания) фрустраций. Для него характерны сужение эмоциональной сферы, повышение агрессивности, бегство от реальности в мир фантазий. Здесь, однако, возможна разрядка не только в форме аутоагрессии, но и форме внешней, вплоть до криминала.

С.П. Косарева приводит выделение в среде подростков группы риска «опекаемых», «отвергаемых» и «опекаемых - отвергаемых». Для первых характерна завышенная самооценка, беспомощность в трудных ситуациях. «Отвергаемые», живущие в асоциальной и аморальной обстановке – эмоционально недостаточные дети. «Опекаемые – отвергаемые» живут в условиях гиперопеки, однако это жизнь в «золотой клетке», когда не хватает эмоционального тепла, чувства понимания, сопереживания.

Для состояния, предшествующего суицидальной попытке, Ритель Э. ввёл понятие «предсуицидального синдрома», в котором выделил три признака:

1) сужение всей сферы психической жизни, ослабление переживания субъективной ценности мира;

2) торможение агрессии, направленной вовне, и переключаемость её на собственную личность;

3) желание умереть и фантазирование на темы самоубийств, которые отличаются конкретностью и становятся доминирующей темой размышления.

Существуют признаки распознавания депрессии и суицида, прямые и косвенные, о которых должны быть информированы педагоги.

Признаки депрессии

- нарастание эмоционального напряжения;

- снижение эффективности деятельности;

- снижение полового влечения;

- пессимизм по отношению к будущему, негативные оценки прошлого;

- постоянное чувство вины, стыда, растерянности

- отход от друзей, семьи;

- апатия, потеря интереса к людям, вещам, ситуациям, которые раньше вызывали интерес;

- снижение внимательности;

- нерешительность;

- повышенная сонливость, бессонница;

- повышенная эмоциональная чувствительность, эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.005 с.)