Суицид и суицидальное поведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суицид и суицидальное поведение



ISBN 978-5-7159-0749-3

 

© Халикова Л.Р., 2019.

© ИРО РБ, 2019.

 
 

Содержание


Введение………………………………………………………………………………….. 4
1. Суицид и суицидальное поведение………………………………………………….. 5
2. Законодательное и нормативное правовое регулирование профилактики суицидального поведения обучающихся……………………………...   7
3. Организация профилактики аутоагрессивного поведения среди несовершеннолетних и студентов образовательных организаций……………………   9
4. Алгоритм взаимодействия специалистов на этапе диагностики суицидального риска обучающихся образовательной организации………………….   14
4.1. Этап обучения педагогических работников распознаванию признаков депрессивных и суицидальных тенденций……………………………..   15
4.2.Этап выявления суицидальных намерений обучающихся……………………. 21
4.3. Этап диагностики суицидального риска среди обучающихся……………….. 22
4.4. Психолого-педагогическое сопровождение в случае проявления признаков аутоагрессивного поведения обучающихся…………………………….   29
5. Алгоритм действий в образовательной организации при высоком риске суицидальной активности или суицидальной попытке………………………...   31
5.1. Работа педагога-психолога на этапах психологического сопровождения несовершеннолетних и студентов образовательных организаций при высоком риске суицида………………………………………………………….     32
5.1.1. Схема первичной индивидуальной консультации………………………….. 32
5.1.2. Работа с обучающимся, совершившим суицидальную попытку в постсуицидальный период………………………………………………………….   38
5.2. Алгоритм взаимодействия специалистов на межведомственном уровне по работе с несовершеннолетними при высоком риске суицида или суицидальной попытке…….………………………………………………………….     43
6. Алгоритм действий в образовательной организации  в ситуации совершенного суицида……………………………………………………...   45
6.1. Установление контакта педагога-психолога с ответственными лицами, сбор информации, оценка ситуации…………………………………………………   45
6.2. Выявление группы риска и оказание экстренной психологической помощи…………………………………………………………….   46
6.3. Заключительный этап…………………………………………………………… 51
6.4. Алгоритм межведомственного взаимодействия по факту сообщения о завершенном суициде несовершеннолетнего…………………………………….   51
Список рекомендуемых источников…………………………………………………… 53
Приложение I. Модель психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального поведения несовершеннолетних и студентов образовательных организаций……………………………………………     55
Приложение II. Карта индикаторов суицидального риска…………………………… 62
Приложение III. Профилактика суицидального риска: психолого-педагогическая поддержка ближайшего окружения……………………..   64
Приложение IV. Основные принципы разговора родителей с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии…………………………………………………..   69
Приложение V. Рекомендации педагогам и родителям по профилактике Интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков………………………………….   71
Приложение VI. Информация о службах экстренной помощи в трудных ситуациях…….……………………………………………………………….   78

ВВЕДЕНИЕ

 

Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи.

По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимой в отношении самоубийства возрастной группой являются старшие подростки в возрасте от 15 до 19 лет. Считается, что на каждое законченное самоубийство у подростков приходится до 100–200 суицидальных попыток.

Официальная статистика говорит о том, что смертность подростков от самоубийств является второй важнейшей причиной подростковой травматической смертности. Наиболее опасный возраст по риску совершения завершенных суицидов – с 14-15 лет и выше.

Основные причины суицида несовершеннолетних: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Особенно остро проблема подростковых суицидов ощущается в мегаполисах и крупных населенных пунктах. Этому способствуют, в том числе, смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе, изменение приоритетов воспитания в современном образовании, бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов. Мощным фактором, влияющим на подростка, является система его социальных связей, прежде всего семья. Вместе с тем именно для подростков все большее значение приобретают отношения со сверстниками (дружеские связи, первые влюбленности и т.п.).

Спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения. Кроме того, подробное и детализированное освещение подростковых суицидов в СМИ, с чем мы имеем дело в настоящее время, как правило, вызывает «эффект заражения» («эффект Вертера»), что порождает новую волну суицидов в соответствующей возрастной или социальной группе. Такое положение невозможно оставить без внимания.

Поскольку большая часть времени жизни современного подростка связана с образовательной организацией, то именно система образования может стать реальной площадкой для работы по раннему выявлению и профилактике суицидального поведения обучающихся. Решение этих задач можно существенно продвинуть через целенаправленную совместную деятельность субъектов образования.  

 


Классификация

· Прямое суицидальное поведение – суицидальные мысли, суицидальные попытки и завершённые суициды.

· Непрямое суицидальное поведение – подросток бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не имея при этом желания умереть (алкогольные эксцессы и злоупотребление психоактивными веществами, злостное курение, переедание, голодание, злостные нарушения правил уличного движения, пренебрежение своим здоровьем, стремление подвергаться хирургическим вмешательствам, делинквентное поведение, некоторые экстремальные виды спорта).

Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку.

В подростковом возрасте причиной импульсивных суицидальных действий обычно являются конфликтные отношения с родителями, реже с учителями. Подростки нередко тщательно планируют суицидальные действия, их основой является экзистенциальный кризис, обусловленный психологической депривацией.

В молодом возрасте наиболее часто встречаются суицидальные попытки (100:1 по отношению к самоубийствам), значительно чаще их совершают девушки (10:1 по отношению к юношам). В подавляющем большинстве случаев суицидальные действия носят импульсивный характер и обусловлены разрывом отношений или ссорой с партнером.

Факторы и ситуации суицидального риска

Суицидальное поведение у детей и подростков зачастую вызвано сложной мотивацией, и включает:

· Депрессивное состояние, эмоциональные, поведенческие и социальные проблемы, злоупотребление психоактивными веществами. Расстройство настроения и тревожное состояние, побеги из дома, чувство безнадежности также увеличивают риск совершения попыток самоубийства.

· Крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы и иные жизненные стресс-факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу, заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией.

· Конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией.

· У подростков такие факторы, как психические заболевания в семье наряду с нездоровыми семейными отношениями, пренебрежение и жестокое обращение, отсутствие любви и заботы в детстве могут потенциально увеличить риск суицида.

· В совершенных самоубийствах молодежи можно отметить более высокий процент психиатрических заболеваний в семье, недостаток поддержки семьи, суицидальные идеи или суицидальное поведение в прошлом, проблемы с соблюдением дисциплины или с правоохранительными органами.

· Суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех детей и подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых.

· Дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи тоже существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.

· Среди подростков в возрасте 16 лет и старше злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами увеличивают риск самоубийства в период сложных жизненных обстоятельств.

· С диагнозом расстройство личности совершается в 10 раз больше самоубийств, чем без такого диагноза, и порядка 80% совершивших самоубийство подросткам можно было бы поставить диагноз посттравматического стресса, или проявления симптомов насилия и агрессии. Особенно важно обращать внимание на такие характерологические особенности, как импульсивность-агрессивность, негативная аффективность, депрессивность со склонностью к навязчивостям.

· Предшествующие попытки самоубийства увеличивают риск повторного суицида. Кроме того, среди ведущих факторов риска можно назвать постоянные мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства.

Иными словами, самая большая степень риска – это когда у человека есть средства, возможность и конкретный план совершения самоубийства на фоне отсутствия сдерживающей силы.


2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНОЕ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ
СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь).

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В соответствии со статьей 14 на образовательные учреждения возложена обязанность оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящиеся в социально опасном положении. Органы образования должны незамедлительно сообщить в комиссию, инспектору по делам несовершеннолетних, органы прокуратуры о фактах семейного неблагополучия, ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей (ст. 9).

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Закон четко определяет информационную продукцию, недопустимую для детской аудитории, и регламентирует проведение экспертизы информационной продукции.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Статья 41 регламентирует обеспечение безопасности обучающихся и профилактику несчастных случаев во время их пребывания в образовательной организации. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Согласно данному постановлению в соответствии с критериями оценки информации, утвержденными межведомственным приказом Роскомнадзора, ФСКН России и Роспотребнадзора от 11.09.2013 г. № 1022/368/666 проводится экспертиза ссылок в сети Интернет. При наличии запрещенной информации о способах совершения самоубийства и (или) призывов к их совершению принимается решение о блокировании данных ссылок.

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351. В Концепции предусмотрено сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. В Стратегии указано, что расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает: обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию; духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Минобрнауки РФ от 19 декабря 2017 года. 

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. За жестокое обращение с детьми (физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка)) в зависимости от его тяжести предусмотрено привлечение родителей к административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ в виде штрафа от 100 до 500 рублей).

Уголовный кодекс Российской Федерации. Так как нанесение вреда здоровью может быть причиной суицидального поведения среди детей и подростков, предусмотрена уголовная ответственность (статьи 110, 115 - 118, 125, 156).

Семейный кодекс Российской Федерации. За ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде лишения родительских прав (ст. 69), ограничения (ст. 73), отобрания ребенка при угрозе его жизни и здоровья (ст. 77).

Ведомственные документы по профилактике суицидального поведения:

Информационное письмо Минобрнауки России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков".

Информационное письмо Минобрнауки России от 29.05.2003 г. № 03-51-102ин/22-03 "О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков".

Письмо Рособрнадзора от 20.09.2004 г. № 01-130/07-01 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков".

Рекомендации по ограничению доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.

Рекомендации по ограничению доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, - М.: Министерство образования и науки РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, 2014. - 47 с.

Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 № 07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида».

Письмо Минобрнауки России от 01.12.2015 № ВК-2969/07 «О направлении методических рекомендаций о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы».

Закон Республики Башкортостан от 29.12.2007 № 522-з «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10.06.2014 № 253 «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Приказ Министерства образования РБ №921 от 18.07.2017 «Об утверждении модельного плана мероприятий по профилактике и предупреждению аутоагрессивного поведения несовершеннолетних и модельного алгоритма взаимодействия органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по факту выявленных несовершеннолетних, имеющих риск аутоагрессивного (суицидального) поведения, в том числе при незавершенном и завершенном суициде несовершеннолетних».  

3. ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СРЕДИ НЕСОВЕШЕННОЛЕТНИХ И СТУДЕНТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Анализ проблематики суицидального поведения, завершенных суицидов и суицидальных попыток в детском и подростковом возрасте свидетельствует о том, что одними из ведущих в классификации психотравмирующих ситуаций являются негативные феномены, порожденные школьной жизнью: дезадаптация, неуспешность в учебе, отвержение подростка в классе, конфликт с учителями, дидактогения (пограничные расстройства психики, связанные с травмирующим воздействием на ребенка самого процесса обучения), дидаскалогения (невротическое нарушение, связанное с влиянием авторитарного стиля педагога на психическое состояние ребенка) и др.

 

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной среды. Одним из условий нормализации развития учащихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе суицидального поведения. Стратегической целью превентивной работы является развитие личности подростка, включающее осознание им собственных ценностей и смысла существования; развитие уверенности в себе и навыков успешного взаимодействия с окружающими; формирование созидательной и активной жизненной позиции.

Всемирная организация здравоохранения выделяет первичный, вторичный, третичный уровни профилактики, позволяющие снизить количество суицидов среди подростков и молодежи.

Применительно к системе образования первичная профилактика или превенция направлена на укрепление психического здоровья в целом и проводится со всеми субъектами образовательной среды (дети, родители, педагоги). Объектом первичной профилактики являются люди, не имеющие суицидальных мыслей и намерений; ее цель – минимизация возможного риска возникновения суицидальных намерений в будущем у психологически благополучных субъектов.

Превенция включает работу в направлении общей и частной профилактики. Общая профилактика включает повышение уровня информированности специалистов образовательной организации о течении и проявлении возрастных кризисов, депрессий и др., о возможностях получения психологической и иной помощи (очной и дистанционной) в трудных жизненных ситуациях. Частная профилактика направлена на выявление людей, переживающих кризисные ситуации или находящихся в кризисном состоянии с риском развития суицидального поведения. Согласно результатам исследований, в области суицидологии, общей предпосылкой суицидального поведения является социально-психологическая дезадаптация, включающая как дезадаптирующие факторы среды, так и личные психологические особенности индивида.

Вторичная профилактика или интервенция это поддержка лиц, находящихся в кризисной ситуации. Основная цель вторичной профилактики – помочь человеку с выявленными суицидальными намерениями найти выход из сложившейся ситуации и стабилизировать его психологическое состояние. Главная роль при интервенции отводится специалистам узкого профиля, имеющим соответствующую квалификацию (психологам, психиатрам, социальным педагогам).

Третичная профилактика или поственция – это помощь, которая оказывается людям, уцелевшим после самоубийства, и их окружению; она также направлена на социально-психологическое сопровождение близких суицидента и предотвращение подражательных суицидов.

Возможные ресурсы для организации мероприятий

по профилактике суицидального поведения обучающихся

Для реализации плана профилактических мероприятий по снижению уровня социально-психологической дезадаптации обучающихся могут быть привлечены следующие специалисты:

Психолог-педагог образовательной организации – информационная работа с учителями и родителями, проведение групповых занятий с обучающимися, диагностические мероприятия, направление обучающихся и их родителей в профильные медико-психологические организации.

Социальный педагог образовательной организации – первичное выявление детей группы риска на основе имеющейся информации о семейной ситуации обучающихся, помощь педагогу-психологу в проведении диагностических мероприятий по выявлению детей с выраженной социально-психологической дезадаптацией, взаимодействие с родителями детей группы риска, профильными службами.

Классные руководители – проведение классных часов и/или групповых занятий для улучшения психологического климата в классе (при методической поддержке психолога), первичное выявление детей группы риска и направление их к психологу-педагогу и/или в профильные психолого-психиатрические организации (совместно с педагогом-психологом).

Первичная

(Превенция)

Повышение уровня осведомленности о возможностях получения помощи в трудных жизненных ситуациях Информирование об организациях, оказывающих психолого-медико- социальную и иные виды помощи (в т.ч. дистанционные) несовершеннолетним и их родителям, студентам; предоставление необходимой информации для стендов, Интернет-сайтов и пр., находящихся в постоянном доступе Обучающиеся Родители [В течение учебного года] Классные руководители; школьная психологическая служба
  Наблюдение за психологическим состоянием обучающихся, выявление детей группы риска по маркерам суицидального поведения и с использованием информации о факторах суицидального риска Обучающиеся [В течение всего учебного года] Классный руководитель, учителя-пред- метники
Выявление детей с выраженной социально-психологической дезадаптацией Скрининг, направленный на выявление детей с выраженной социально-психологической дезадаптацией Обучающиеся [по итогам анализа наблюдений педагогов/ по мере необходимости] Социально- психологическая служба ОО, привлеченные специалисты из социально- психологических центров  
Вторичная (Интервенция) Психологическое сопровождение подростка, находящегося в кризисном состоянии Психологическое сопровождение детей из группы риска, выявленной с помощью скрининга и методом наблюдения Решение актуальных проблем подростка, возникших в связи с кризисом Углубленное психологическое обследование обучающихся из группы риска, индивидуальное консультирование семьи и классного руководителя; подготовка рекомендаций по дальнейшему сопровождению Обучающиеся [при развитии кризисных состояний/ ситуаций] Обучающиеся, их родители, педагогический состав, администрация [По результатам скрининга/по мере необходимости]   Социально-психологическая служба ОО, привлеченные специалисты из социально-психологических центров
Третичная (Поственция) Психологическое сопровождение и реабилитация после незавершенной попытки суицида Превенция повторных суицидов при совершенном суициде обучающегося Профилактика развития стрессовых расстройств у пострадавших Углубленное психологическое обследование подростка после совершенной суицидальной попытки, индивидуальное консультирование семьи Работа с классом с целью предотвращения романтизации и идеализации идеи суицида и/или других негативных паттернов Оказание экстренной и кризисной психологической помощи Обучающиеся, их родители, педагогический состав и администрация [Незамедлительно после инцидента/ по мере необходимости] Специалисты профильных организаций и ведомств; Социально- психологическая служба ОО Другие специалисты профильных ведомств (МЧС, работники здравоохранения)

 

Ситуационные сигналы

Настораживать могут следующие ситуации в жизни:

- отсутствие друзей;

- нестабильное семейное окружение: конфликт с родителями, семья на грани развода и др.;

- пережитое насилие, физическое, сексуальное или моральное; в качестве последнего могут воспринимать обиды, унижения со стороны учителей, родителей;

- ощущение собственной отвергнутости; так, у пятиклассника мама была занята своим бизнесом, папа – постоянно в разъездах. Когда он наезжал домой, сын просился поспать рядом с ним, но получал отказ…;

- случаи суицида в близком окружении, или же случайно оказался очевидцем суицида;

- перенесённая утрата; это может быть смерть кого-то из близких, развод родителей, неразделённая любовь; последнее нередко проявляется именно у подростков: для них главные ориентиры в жизни чаще всего не взрослые, а сверстники; соответственно объект обожания подросток может воспринимать как главнейшего для себя человека;

- слишком критическое отношение к себе, частые самообвинения; ощущение неполноценности по сравнению с другими; это может усугубляться тем, что педагоги, родители называют его «тупицей» и т.п.;

- в последние годы стали увеличиваться случаи увлечения неформальными религиозными течениями, оккультизмом, появляются новые, не всегда безобидные подростковые субкультуры «эмо» и др.).

Снятие с сопровождения

В случае положительной динамики и выполнения всех мероприятий, предусмотренных планом, несовершеннолетний и его семья, студент снимается с сопровождения (решение принимается педагогическим консилиумом образовательной организации).

Продление сопровождения

В случае отрицательной динамики и не полной реализации плана мероприятий, сопровождение несовершеннолетнего и его семьи продлевается, информация, оформленная в виде Сигнальной карточки предоставляется в КДН и ЗП как о несовершеннолетнем и семье, находящимся в социально опасном положении.

Из образовательной организации за подписью директора либо при его отсутствии, заместителя директора по ВР в КДН и ЗП направляется Сигнальная карточка о несовершеннолетнем. 

Ответственность за организацию деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся группы суицидального риска возлагается на заместителя директора образовательной организации по воспитательной работе (согласно приказу МО РБ – I этап[3]).

При отсутствии в образовательной организации педагога-психолога, рекомендуется привлечение психолога из других образовательных организаций (в том числе специалистов центров ППМС, ПМПК), а также утверждение нормативным правовым актом МР (ГО) РБ состава мобильной группы для оказания психолого-педагогической помощи с выездом в место происшествия.

 

А) Шкала оценки угрозы суицида (Ромек В.)

Пол 1 Мужской
Возраст 1 13-15 лет
Депрессивное состояние 1 Депрессивное состояние в прошлом Депрессивное состояние в настоящее время
Предыдущие суицидальные попытки 1 Да
Зависимость (ПАВ, техно-, on-line игры, подписчик группы смерти и т.д.) 1 Да
Потеря рационального мышления 1 Иррациональное мышление, неадекватность мыслей
Нехватка социальной поддержки 1 Нет близких отношений в семье, развод, смерть родственника
Конкретный план 1 Время, место, способ
    Летальность способа (падение с высоты, самоповешение)
    Легкость его исполнения (знает, где открыт чердак, где взять крепкую веревку и т.д.)
Отсутствие близкого человека 1 Одиночество, нет любимого(ой), близкого друга
Болезни, увечья, явные физические недостатки 1 Хронические заболевания, сопровождающиеся сильными болями, негативный медицинский прогноз, инвалидность
Итого:    

 

Оценка (количество отмеченных пунктов)

0-2 I УРОВЕНЬ Невысокая степень суицидального риска
3-4 II УРОВЕНЬ Средний уровень суицидального риска – необходима интервенция и поддержка
5-6 III УРОВЕНЬ Высокая степень суицидального риска – необходима антисуицидальная интервенция
7-10 IV УРОВЕНЬ Очень высокая степень суицидального риска – необходима неотложная интервенция

 

Б) ШКАЛА оценки риска суицида у детей и подростков

Фактор Значение показателя в баллах Бал-лы
Возраст 1, если – 13-15 лет  
Депрессия, тревога 1 – если есть  
Парасуициды (попытки самоубийства) в анамнезе 1 – если есть  
Употребление алкоголя, наркотических веществ 1 – если есть  
Личностные черты (нестабильность настроения; агрессивное и/или антисоциальное поведение; демонстративность и импульсивность в поведении; недостаточная способность преодоления проблем и трудностей (в школе, среди подростков и др.); неспособность реальной оценки действительности; «жизнь в мире иллюзий и фантазий»; переоценка собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности; легко возникающее чувство разочарования; тревога и подавленность, особенно при несущественных проблемах; чувство неполноценности, неуверенности, отвергающее или провоцирующее поведение в отношении друзей, взрослых, включая родителей; проблемы половой идентичности; трудности в контактах с родителями, другими взрослыми и сверстниками 1 – если есть две из перечисленных черт личности  
Особенности семьи (психические отклонения у родителей; злоупотребление алкоголем, наркомания у членов семьи; история самоубийства и суицидальные попытки в семье; насилие в семье (в т.ч. физическое и сексуальное насилие над ребенком); недостаток внимания и заботы о детях; конфликтные отношения между членами семьи; частые ссоры между родителями; постоянное эмоциональное напряжение в семье; развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть; частые переезды со сменой места жительства) 1 – если есть хотя бы одна из перечисленных особенностей семьи  
Негативные события жизни (ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые (даже если при объективном рассмотрении они таковыми не являются); неприятности в семье; разлука с друзьями, любимым, одноклассниками; смерть любимого или другого значимого человека; разрыв отношений с любимым человеком; межличностные конфликты; проблемы с дисциплиной и законом; давление; подражание саморазрушительному поведению других; издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы; разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе; высокие требования в школе к итоговым результатам обучения; нежелательная беременность, аборт и его последствия; тяжелая инвалидизирующая болезнь) 1 – если есть хотя бы одно из негативных событий  
Общее количество баллов:    

 

При общем балле 3 и выше (7-8 баллов – очень высокий риск) подлежит направлению на консультацию к медицинскому психологу / психотерапевту.

Психодиагностический инструментарий:

Метод незаконченных предложений А. Кучера

Инструкция: Внимательно прочитай (послушай) начало предложения и продолжи его:

1. Мысль, которая меня постоянно преследует, касается…

2. Что я для себя решил окончательно, так это…

3. Вокруг меня…

4. В этой жизни…

5. Жизнь – это…

6. Я обязательно…

7. Через некоторое время…

8. Жизнь после смерти – это…

9. Впереди меня ждет…

10. Жалко только, что…

Более 5-ти окончаний предложений, связанных с обесцениванием жизни, указывают на высокий риск суицидальных намерений.

Изучение самооценки методом Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн

Можно взять вопросы из «Опросника временной перспективы»
Ф. Зимбардо

Й этап. Заключение антисуицидального контракта

Цель заключения суицидального контракта:

- Формировать антисуицидальный фактор – договоренность как взятие на себя ответственности за свои действия.

- Обезопасить психолога от последующих неприятностей: проверок соответствующих контролирующих органов, от непрофессиональных действий.

Контракт подписывается в двух экземплярах: один остается у психолога, другой отдается подростку.

Вариант контракта ребенка (подростка)

Я, (ФИО подростка) обязуюсь в течение срока общения со мной психолога (можно более конкретный срок указать) с ______ по ___________ не предпринимать попыток самоповреждения и попыток самоубийства, какие бы обстоятельства не сложились.

Подпись, число

Вариант контракта психолога

Я, (ФИО педагога-психолога) приветствую и уважаю решение (ФИО ребенка (подростка)) и доверяю ему. Со своей стороны, буду оказывать ему необходимую помощь и поддержку в решении или противодействии психотравмирующей ситуации.

Подпись, число

 

Необходимо детальное обсуждение действий подростка-суицидента, иногда буквально на каждый час до следующего контакта.

Можно как вариант предложить подростку взять паузу, для того, чтобы попробовать уменьшить душевную боль, вызванную негативными переживаниями по поводу жизненных обстоятельств.

Й этап. Завершение беседы

- Сообщаем обучающемуся за 10-15 минут, что нам необходимо закончить беседу.

- Напоминаем про антисуицидальный контракт.

- Повторяем формулировку ситуации и сформулированные действия по начальному ее решению/устранению и сроки их выполнения.

- Договариваемся о времени следующей встречи.

- Выражаем надежду, что беседа состоится и напоминаем, что будем ждать встречи с обучающимся.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.127 с.)