Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Список рекомендуемых источников
1. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте / А.Г. Амбрумова, Л.. Жезлова. – М.І Тип. Мин. здравоохранения, 1978. 2. Артамонова Е.Г., Ефимова О.И., Калинина Н.В. Организация Всероссийского педагогического совета «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков» // Образование личности. 2017. №2. С. 12-27. 3. Артамонова Е.Г., Ефимова О.И., Калинина Н.В. Организация Всероссийского родительского собрания «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков» // Образование личности. 2017. №2. С. 28-48 4. Выявление и предупреждение суицидального поведения среди несовершеннолетних: методические рекомендации / сост. Л.Р. Халикова. – Уфа: ИРО РБ, 2012. – 25 с. 5. Банников Г.С., Кошкин К.А. Кризисные состояния у подростков (пресуицидальные маркеры, особенности личности, стратегии кризисной психотерапевтической помощи) в журнал Медицинская психология в России №2 (19), 2013, [Эл. ресурс] http://mprj.ru/archiv_global/2013_2_19/nomer/nomer18.php. 6. Банников Г.С., Вихристюк О.В., Миллер Л.В., Матафонова Т.Ю. Выявление и предупреждение суицидального поведения среди несовершеннолетних. Памятка психологам образовательных учреждений / Основы безопасности жизнедеятельности. Информационно-методическое издание для преподавателей. № 4, 2012. С. 34-37 (начало), № 5, 2012. С. 40-45 (окончание). 7. Единый урок безопасности // Дети в информационном обществе. 2017. № 4(26). Специальный выпуск. http://detionline.com/journal/numbers/26 8. Ефимова О.И. Инновационные методы предупреждения самоубийств в подростковой среде // Справочник педагога-психолога. 2013. №9. С. 66-79. 9. Ефимова О.И. Волонтеры спасают от пропасти. https://psy.su/feed/5187/ 10. Ефимова О.И., Ощепков А.А. Особенности социальных установок и ценностных ориентаций подростков со склонностью к суицидальному поведению // Образование личности. 2014. № 3. С. 112-118. 11. Матафонова Т.Ю. Экстренная психологическая помощь в образовательных учреждениях учащимся с суицидальным поведением: Учебно-методическое пособие для психологов образовательных учреждений. – М.: НИИ школьных технологий, 2013. 12. Матафонова Т.Ю., Пелешенко, М.А. Диагностика и коррекция детей и подростков при посттравматическом стрессовом расстройстве [Текст] /
13. Мурзаханов З.З. Профилактика, диагностика и коррекция депрессивных и суицидальных тенденций у детей и подростков: монография. – Уфа: ИРО РБ, 2011. – 108 с. 14. Сборник памяток для администрации, педагогов (классных руководителей) образовательных организаций города Москвы по профилактике суицидального поведения среди обучающихся / Под ред. Вихристюк О.В. 15. Спасти от пропасти. Родительский всеобуч: программы профилактики суицидального риска. Методическое пособие / Под ред. Е.Г. Артамоновой, О.И. Ефимовой. – М.: АНО «ЦНПРО», 2014. 16. Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 2. Бланки методик. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2007. – 77 с. (Психологический инструментарий) 17. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / под ред. Вихристюк О.В. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. – 77 с. 18. Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога. Курс лекций. Лекция 8 // Школьный психолог N24 (454), 16-31.12.2009. 19. Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога. Курс лекций. Лекция 8 // Школьный психолог 2009. N24 (454), 16-31.12. [Электронный ресурс] URL: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200902411 Приложение I. МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Значимость образовательной организации как основного института социализации усиливается, она (практически единственная в ряду других институтов) может выступить субъектом разрешения серьезной общественной проблемы – опасности превращения большинства индивидуальных психологических девиаций (в том числе суицидального и аддиктивного поведения, экстремизма, буллинга и т.п.) в массовые социальные, с соответствующими трансформированными характеристиками. Технологии профилактической работы (совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых в образовательном учреждении, и направленных на оказание проблемным группам помощи) имеют тактическую направленность. Для успешного осуществления социально-педагогической работы необходимо сочетать упреждающие технологии стратегического характера с технологиями тактической направленности.
Предлагаемая Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса направлена на профилактику суицидального поведения обучающихся, которая основывается на анализе основных факторов и причин возникновения суицидального поведения у подростков и молодежи, находящихся в системе образования. В Модели определен и обоснован комплекс психолого- педагогических условий, обеспечивающих профилактику суицидального поведения в образовательной среде, который включает: организацию психолого- педагогического сопровождения, обучение педагогического коллектива навыкам раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних, уровневую профилактику суицидов в образовательных учреждениях на основе внедрения индивидуальных и групповых программ по формированию навыков адаптивного поведения несовершеннолетних. Модель предлагает механизм повышения компетентности педагогических кадров в сфере превенции суицидального поведения, организацию системного повышения их квалификации.
Основные положения Модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, направленное на профилактику суицидального поведения обучающихся – это, прежде всего, предупреждение возникновения проблем развития личности, профилактика рискового поведения, помощь в решении актуальных задач социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками, педагогами и родителями) и т.п. На разных ступенях образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся задачи психолого- педагогического сопровождения различны. Для начальной школы –это ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии и воспитании ребенка, профилактика и коррекция его страхов и тревог, «школьной боязни», преодоление проблем, связанных с подготовленностью к обучению в школе, обеспечение беспроблемной адаптации к школе, повышение заинтересованности младших школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, творческих способностей. На ступени основной школы психолого-педагогическое сопровождение нацелено на адаптацию к новым условиям обучения, поддержку в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития подростков, помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактику девиантного поведения и наркозависимости. В старшей школе в качестве задачи психолого-педагогического сопровождения выступает помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциональных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, формирование ценности жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы старшеклассников, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.
Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения подростков, является многоуровневой, использует в качестве базового системный подход, в котором учитывается влияние всех институтов социализации подростка. Вместе с тем, специалисты предлагают модификацию традиционной схемы профилактики суицидального поведения, где основным критерием выделения уровня выступает степень суицидального риска; в предлагаемой модели используется комплексный подход – целевые группы каждого уровня социальной структуры образовательного учреждения характеризуются и как объект, и как субъект превенции суицидального поведения. Основная цель Модели – обеспечение системного, комплексного, скоординированного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся ОО. Организация профилактической работы в образовательной среде осуществляется на основе следующих принципов: доступности и своевременности, гуманизма, реалистичности, системности, индивидуального подхода, средового воспитания. Целевыми группами модели являются: несовершеннолетние, студенты образовательных организаций, специалисты образовательных учреждений (педагоги, медицинские работники, педагоги- психологи, социальные педагоги, другие специалисты), представители государственных учреждений, участвующие в жизнедеятельности вышеуказанных групп. Предлагаются 2 вектора психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся: общая профилактика (обеспечение вовлечения всех учащихся в жизнь школы и предупреждение их школьных трудностей и социальной дезадаптации) и специальная профилактика (выявление и сопровождение всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, проведение с ними работы на индивидуальном уровне). Методы и приемы работы, предлагаемые для эффективной реализации Модели следующие: - диагностические: использование пакета педагогических и психологических скрининговых методик для экспресс-выявления детей групп риска по суицидальному поведению в условиях образовательного учреждения;
- психотехнологии личностно-ориентированной терапии: индивидуальные психокоррекционные беседы, групповая психотерапия, аутотренинг, суггестивные программы (проводится приглашенными специалистами); - реабилитационные психотехнологии (тренинги): транзактный анализ, психодрама, интеллектуальный тренинг, тренинги личностного роста, тренинг рефлексии, ролевая игра и др.; - организационные: педагогические советы, консилиумы, семинары, обсуждения в групповых дискуссиях, круглые столы; - информационные: памятки, стендовая информация, информационные листы, буклеты, ИКТ. Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, ориентированного на профилактику суицидального поведения обучающихся, предусматривает разделение на самостоятельные этапы в соответствии с периодами школьного обучения, к которым «привязываются» наиболее полные и системно организованные процессы психолого- педагогического сопровождения. Каждый цикл такого сопровождения имеет определенную структуру, алгоритм реализации, включающий в себя этапы постановки, уточнения и решения задач сопровождения и решает частные задачи сопровождения, применяя необходимые формы, методы и технологии. В связи с этим в качестве основных этапов системного психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной школе могут быть предложены следующие этапы: - диагностический этап (осознание сути проблемы и ее целевых групп); - поисковый этап (сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком); - консультативно-проективный этап (обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных вариантов решения проблемы, анализ позитивных и негативных сторон разных решений, прогноз эффективности, выбор различных методов, построение плана решения проблемы, распределение обязанностей по его реализации, определение последовательности действий, уточнение сроков исполнения и возможности корректировки планов); - деятельностный (внедренческий) этап ( реализация плана); - рефлексивный этап ( осмысление результатов деятельности службы психолого-педагогического сопровождения по решению той или иной проблемы). Этот этап может стать заключительным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении. Одним из существенных вопросов успешной реализации Модели является вопрос, связанный с уровнями психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся Традиционно выделяют 3 уровня профилактической деятельности: первичную, вторичную и третичную профилактику (в зависимости от степени суицидального риска). Специалисты также в качестве основания выделения уровня профилактики предлагают использовать ориентацию профилактики на личность или группу.
В рамках такого подхода можно выделить 3 следующих уровня: 1. «Я сам» – программа самопомощи обучающегося (уровень личности). 2. «Равный – равному» – модификация программы современного молодежного краудсорсинга (уровень сверстников). 3. «Видеть, слышать, понимать» – программа по формированию навыков раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних (уровень педколлектива). «Я сам» – уровень личности предполагает индивидуальное, в том числе, кризисное, психолого-педагогическое сопровождение. Стратегические цели превентивной работы на данном уровне – развитие личности подростка, в том числе: - осознание собственных ценностей и смысла существования; - развитие уверенности в себе; - развитие навыков успешного взаимодействия с окружающими; - развитие навыков постановки и умений, необходимых для достижения поставленных целей, и как итог – формирование созидательной и активной жизненной позиции. Программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения, которые могут быть использованы в контексте данной работы, должны быть ориентированы на: - разработку режима и проведения индивидуальной коррекционной работы с обучающимися группы «риска» психологом и классным руководителем; - проведение мероприятий, направленных на обучение детей группы «риска» адаптивному поведению; - помощь родителям по воспитанию проблемного ребенка – информирование о признаках суицидального риска, педагогическая коррекция неэффективного стиля семейного воспитания, включение родителей в индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения; - информирование педколлектива о риске суицидального поведения конкретных подростков и необходимости реализации индивидуальных программ превенции На уровне « Равный – равному» – уровень сверстников рекомендуется 3 типа применяемых и апробированных образовательно-воспитательных программ для обучающихся. Программа «Взрослые – молодым», в которой все планы и решения принимаются взрослыми, а молодежь приглашается для обязательного участия. Программа «Взрослые с молодыми», в которой взрослые планируют, а молодые осуществляют, исполняют задуманное. Программа «Молодые со взрослыми»: молодые люди строят планы, принимают решения, находят выход из затруднений, тогда как взрослые люди только помогают и поддерживают их в этом. Уровень «Равный – равному» также предполагает деятельность по подготовке педагогов / психологов-тренеров для организации и проведения обучения активных подростков-волонтеров и подготовку подростков-инструкторов из числа тех подростков, которые прошли обучение, к просветительской деятельности в среде ровесников, цель которой – научить подростков распространять витальные принципы среди своих сверстников и не только не попасть под негативное влияние, но и самому стать источником положительного влияния. Программы психолого-педагогического сопровождения по программе «Равный – равному» предусматривают: 1. Выбор подростков для работы в качестве инструкторов. Как правило, такой выбор осуществляет куратор волонтеров или педагог, который отвечает за профилактическую работу в образовательном учреждении. При выборе волонтеров очень важным является принцип добровольности. 2. Подготовка подростков-инструкторов на специальном семинаре. 3. Практическая работа подростков-инструкторов в группах своих сверстников с обязательным сопровождением волонтеров со стороны куратора или педагога (супервизия). 4. Самостоятельная работа волонтеров с целевой группой подростков с периодической аудио- и видеозаписью. Программа «Видеть, слышать, понимать» (уровень педагогического коллектива) является центральным разделом модели, а по содержанию выступает как программа по формированию навыков раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних. Вместе с тем невозможно строить эффективную систему профилактики без тщательной проработки проблем самого учителя (который, как все специалисты помогающих профессий, склонен к эмоциональному выгоранию и, следовательно, к социальной дезадаптации). Создание психологически безопасной образовательной среды в школе требует совершенствования работы по профилактике профессиональной деформации педагогов. Цель программы, ориентированной на педагогический коллектив - повышение социально-психологической компетентности педагога в сфере диагностики, анализа и профилактики риска суицидального поведения в образовательном учреждении. Соответственно, в качестве задач программы выступают задачи повышения уровня психологических знаний и психологической культуры педагогов; овладение педагогами индивидуальными и групповыми способами и методиками личностно ориентированной диагностики, направленной на изучение аутодеструктивных процессов, авитальной активности и эмоциональных состояний подростков группы риска; освоение педагогами поведенческих паттернов реагирования в кризисных ситуациях. Несомненно, специалисты, осуществляющие профилактику суицидального поведения в рамках образовательного учреждения, должны отвечать ряду требований. Прежде всего, каждый педагог должен представлять ответы на 5 вопросов: 1) «что делать?» 2) «каким образом?» 3) «на каких основаниях?» 4) «ради чего?» 5) «как поддержать ребёнка и вселить желание жить?» Применительно к профилактике суицидального поведения это означает иметь системные представления о: - сущностной характеристике суицидального поведения; - возрастных особенностях суицидального поведения; - факторах и ситуациях суицидального риска; - способах, формах, которыми информирует ребенок окружающих о намерении суицида; - первичной экспертной оценке суицидального поведения; - маркерах суицидального состояния; - способах совладания с проблемной ситуацией и тех ресурсах, которыми располагает сам ребенок; - ресурсах, которые может использовать сам педагог в качестве поддержки детей; - видах профилактики (первичная, вторичная, третичная); - возможностях получения помощи (для всех субъектов образовательной среды) в преодолении кризиса (с указанием мест ее получения). Несомненно, одним из существенных направлений профилактической работы по предотвращению суицидального поведения несовершеннолетних является работа с родителями. В частности, весьма эффективной во многих школах России оказалась идея проведения Родительского всеобуча, в рамках которого у родителей формируются навыки активного слушания; адекватного для понимания ребенка выражения собственных чувств; умения разрешения конфликтных ситуаций на основе принципа «оба правы, или выиграть - выиграть» и т.п. На занятиях с родителями широко используются активные методы обучения. Предлагаемая модель психолого-педагогического сопровождения превенции суицидального риска может быть использована не только в школах, имеющих развернутую инфраструктуру психолого-педагогического сопровождения, но и в школах, не имеющих в штате психолога, социального педагога, врача. В этом случае, при сохранении идеологии, направлений и этапов психолого-педагогического сопровождения, методы и содержание деятельности специалистов могут быть модифицированы в соответствии с возможностями образовательного учреждения. Приложение II. КАРТА ИНДИКАТОРОВ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА [12] ФИО обучающегося
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.053 с.) |