Крымские татары: откуда они появились 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крымские татары: откуда они появились



Как в Крыму появились татары, до недавнего времени вызывал массу споров. Одни считали, что крымские татары наследники золотоордынских кочевников, другие их называли исконными жителями Тавриды.

Нашествие

На полях найденной в Судаке греческой рукописной книги религиозного содержания (синаксаря) сделана следующая пометка: «В этот день (27 января) впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира соответствует 1223 году от Р.Х.). Подробности татарского набега можно прочесть у арабского писателя Ибн-аль-Асира: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».
Побывавший в 1253 году в южной Таврике фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук оставил нам жуткие подробности этого нашествия: «А когда пришли Татары, Команы (половцы), которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки — трупы».
Опустошительное нашествие золотоордынских кочевников, без сомнения, кардинально обновило этнический состав населения полуострова. Однако преждевременно утверждать, что тюрки стали основными предками современного крымскотатарского этноса. Таврику издревле заселяли десятки племен и народов, которые благодаря изолированности полуострова, активно смешиваясь, соткали пестрый многонациональный узор. Крым недаром называют «концентрированным Средиземноморьем».

Крымские аборигены

Крымский полуостров никогда не пустел. Во время войн, нашествий, эпидемий или великих исходов его население не исчезало полностью. Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».
С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры. Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной». Еще раньше древнегреческий историк Геродот описывал обычай тавров, в котором они «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Как тут не вспомнить, что спустя многие века разбой и война станут постоянными спутниками «крымцев» (как называли крымских татар в Российской империи), а языческие жертвы, согласно духу времени, превратятся в торговлю рабами.
В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров. Его гипотеза заключалась в том, что «тавры, будучи в средние века сильно перенаселены татарами, остались жить на старых местах, но уже под иным именем и перейдя постепенно на татарский язык, заимствовав мусульманскую веру». При этом Кеппен обратил внимание, что татары Южного берега имеют греческий тип, в то время как горные татары близки к индоевропейскому типу.
В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе. Безымянный автор XVI века, хорошо знавший население Крыма своего времени, сообщает: «Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержанностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения».
Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.
Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. Русский ученый Станислав Сестреневич-Богуш отмечал, что и на рубеже XVIII-XIX веков живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык был похож на южно-немецкий. Ученый добавил, что «все они мусульмане и татаризованы».
Лингвисты отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка. Они также уверенно заявляют и о готском вкладе, пусть относительно небольшом, в крымскотатарский генофонд. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации», – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.

Пришельцы из Азии

В 1233 году золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру.
Вопрос, насколько современные крымские татары могут считаться наследниками ордынских завоевателей, а в какой степени иметь автохтонное либо другое происхождение, по-прежнему актуален. Так, петербургский историк Валерий Возгрин, а также некоторые представители «меджлиса» (парламент крымских татар) пытаются утвердить мнение о преимущественной автохтонности татар в Крыму, однако большинство ученых с этим не согласно.
Еще в средние века путешественники и дипломаты считали татар «пришельцами из глубин Азии». В частности, русский стольник Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) писал, что татары, которые «все страны около Дону, и моря Меотского (Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма) окрест Понта Евксинского (Чёрного моря) обладаша и поседоша» были людьми пришлыми.
Во время подъема национально-освободительного движения в 1917 году в татарской печати призывали опираться на «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», а также с честью держать «эмблему татар — голубое знамя Чингиса» («кок-байрак» – национальный флаг татар, проживающих в Крыму).
Выступая в 1993 году в Симферополе на «курултае» прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил, что «мы — сыновья Золотой Орды», всячески подчеркивая преемственность татар «от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче».
Впрочем, подобные заявления не совсем вписываются в этническую картину Крыма, наблюдавшуюся до присоединения полуострова к Российской империи в 1782 году. В то время среди «крымцев» довольно четко различали два субэтноса: узкоглазых татар – ярко выраженного монголоидного типа жителей степных деревень и горных татар – характерных европеоидным строением тела и чертами лица: высоких, нередко светловолосых и голубоглазых людей, говоривших на ином, чем степной, языке.

Что говорит этнография

До депортации крымских татар в 1944 году этнографы обращали внимание, что этот народ, пусть и в разной степени, несет на себе печать многих генотипов, когда-либо живших на территории Крымского полуострова. Ученые выделяли три основные этнографические группы.
«Степняки» («ногаи», «ногайцы») – потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVII столетии ногайцы бороздили степи Северного Причерноморья от Молдавии до Северного Кавказа, но позднее, большей частью насильственно, были переселены крымскими ханами в степные районы полуострова. Немалую роль в этногенезе ногаев сыграли западные кыпчаки (половцы). Расовая принадлежность ногаев европеоидная с примесью монголоидности.
«Южнобережные татары» («ялыбойлу») – в большинстве своем выходцы из Малой Азии, сформировались на основе нескольких миграционных волн из Центральной Анатолии. Этногенез этой группы в значительной степени обеспечили греки, готы, малоазийские турки и черкесы; в жителях восточной части Южного берега прослеживалась итальянская (генуэзская) кровь. Хотя большая часть ялыбойлу – мусульмане, некоторые из них долгое время сохраняли элементы христианских обрядов.
«Горцы» («таты») – жили в горах и предгорьях средней полосы Крыма (между степняками и южнобережцами). Этногенез татов сложный, до конца не изученный. По предположению ученых в формировании этого субэтноса поучаствовало большинство населявших Крым народностей.
Все три крымскотатарских субэтноса различались своей культурой, хозяйством, диалектами, антропологией, но, тем не менее, всегда ощущали себя частью единого народа.

Слово генетикам

Совсем недавно ученые решили прояснить непростой вопрос: Где искать генетические корни крымскотатарского народа? Изучение генофонда крымских татар было проведено под эгидой крупнейшего международного проекта «Genographic».
Одной из задач генетиков было обнаружение доказательств существования «экстерриториальной» группы населения, которая могла бы определить общность происхождения крымских, поволжских и сибирских татар. Инструментом исследования стала Y-хромосома, удобная тем, что передается только по одной линии – от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами, пришедшими от других предков.
Генетические портреты трех групп оказались не похожи друг на друга, другими словами поиск общих предков для всех татар не увенчался успехом. Так, у поволжских татар преобладают гаплогруппы, распространенные в Восточной Европе и Приуралье, для сибирских татар характерны «паневразийские» гаплогруппы.
Анализ ДНК крымских татар показывает высокую долю южных – «средиземноморских» гаплогрупп и лишь небольшую примесь (около 10%) «переднеазиатских» линий. Это значит, генофонд крымских татар в первую очередь пополнялся выходцами из Малой Азии и Балкан, и в значительно меньшей степени – кочевниками степной полосы Евразии.
При этом выявлено неравномерное распределение основных маркеров в генофондах разных субэтносов крымских татар: максимальный вклад «восточного» компонента отмечен у самой северной степной группы, а у двух других (горной и южнобережной) доминирует «южный» генетический компонент. Любопытно, что ученые не обнаружили сходства генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.

 4. Тмутараканский камень. Русские в Крыму за 400 лет до появления там крымских татар.

Тмутаракаанский камень — мраморная плита с высеченной на ней кириллической надписью на древнерусском языке. Найден в Тамани, в десяти-пятнадцати метрах от моря. Здесь летом 1792 года егеря Суворова построили для защиты пристани редут. И приспособили найденный большой мраморный блок в качестве порога своей казармы. Тут загадочную надпись и разглядел командир егерей. В настоящее время камень хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

2. Надпись дословно говорит: «В лето 6576 индикт 6, Глеб, князь, мерил море по леду от Тмутаракани до Керчи 30 054 сажени». Т. е. князь Глеб в 1068 году мерил море по льду от Тмутаракани до Керчи, измеряя ширину Керченского пролива между двумя частями своего княжества.

3. Впоследствие на месте находки камня археологи открыли древнерусский город – Тмутаракань

4. Филологическим особенностям надписи обнаружены аналогии в берестяных грамотах XI—XII вв., в киевских и новгородских граффити, источниках, которые не были известны первым исследователям памятника.

5. Не только готы и греки, но и русские жили в Таврии. Причем на 400 лет раньше появления предков крымских татар на полуострове.

6. Тмутаракаань — один из древнейших городов Tаманского полуострова, был расположен на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Город был основан греками с острова Лесбос. В VI веке город был завоёван Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название — Тумантархан, которое происходит от тюркского титула тархан и слова тумен, обозначавшего у кочевников войсковое подразделение в 10 тысяч человек. После разгрома Хазарского каганата в 965 году (или, по другим данным, в 968—969) князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Древней Руси. Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань) — столица древнерусского Тмутараканского княжества.

7. Крымские татары — это половцы и печенеги, кочевники, которые пришли на Русь из Азии в 10 веке, и совершали набеги на Русь, о борьбе с ними пишется в летописях. Позже, при нашествии монголов, половцы и печенеги были побеждены монголами и переняли у них название (одно из монгольских племен носило название татары), после чего поселились в Крыму, и позже перешли под

протекторат Турции. протекторат Турции.

 

https://vk.com/interesrysi

 

      КРЫШЕНЬ 1. (Кресень, Krsna/Кришна (инд.), Sirius (лат)Сотис (греч.), Тишья (инд.). Бог звёзд. Сын Перуна и Додолы. (26.б)

    2. В Лето 7522 от С.М.З.Х, месяца Элетъ (Месяц Посева и Наречения), 22 дня, Неделя, Славяне, Староверы почитают Бога Крышеня (Кресень, Кришна (инд.)) — Кресень- Крышень- Бог высекающий искры покрывающие защитный слой ауры человека.

(Отсюда воскрешение, возвращение тела в работоспособное состояние), а также он бог звёзд и небесный лучник, охраняющий сому, покровительствовал торговле и передавал просьбы и моления людей Всевышнему. К нему также обращались для приобретения професионального успеха. Он сын Перуна и Додолы (а по другим источникам сын Вышеня, или Велеса). Его Священное древо - Осина.

БОГ КРЫШЕНЬ – также Покровитель Древней Мудрости, Бог, управляющий совершением древних Обрядов, Ритуалов и Праздников, наблюдающий, дабы во время приношений бескровных Треб и Даров на всесожжение не было кровавых жертвоприношений. В мирные времена Крышень проповедует в различных Землях Сварги Пречистой Древнюю Мудрость, а в тяжелые для Родов Расы Великой времена Он берется за оружие и выступает как Бог-Воитель, защищающий женщин, стариков, детей, а также всех слабых и обездоленных. Так как Крышень является Богом-Покровителем Чертога Тура во Сварожьем Круге, Его называют Небесным Пастухом, который пасет стада Небесных Коров и Туров.

В ряду древних русских богов, Рода, Сварога, Перуна и других, обычно пропускают Крышня, а между тем, он — один из главных. Напомним о его деяниях. Крышень (в Индии его называли Кришной) появился на свет не случайно, а чтобы исполнить великую миссию. В то время на мир Яви обрушились великие холода. Люди утратили дар богов, огонь, и вымирали, замерзая. Причиной этих великих бедствии был Чернобог. Крышень слетел с небес на белогривом коне, дал людям огонь, а потом сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его. Это деяние Крышня воспето в священной «Книге Коляды»:

Зажигайте Огонь Священный!

Пусть пылают огни горючие — высоко до самого неба!

Почитайте и помните Крышня!

Победу бога небожители решили отпраздновать в Яви. Но сам герой воспротивился, спросил: «Почему вы пьете сами священной напиток сурью, но не даете ее людям?» И поскольку никто не захотел ему ответить, Крышень оседлал птицу Гамаюн и взлетел на ней в Синюю Сваргу. Там он наполнил чашу сурьей и принес на землю людям. Об этом также есть запись в «Книге Коляды»:

Сурья — мед, на травах бродивший!

Сурья — также и Солнце Красное!

Сурья — Вед понимание ясное!

Сурья — след Всевышнего Вышня!

Сурья — истина бога Крышня!

«Книга Коляды», II 6

3. БОГ Крышень - Небесный Бог-Покровитель Древней Мудрости и Чертога Тура на Сварожьем Круге. Бог Прави.                        (Слава предков)

 

               

Крюкова Марфа Семёновна родилась в 1876 году в деревне Нижня Зимняя Золотица (ныне Приморского района Архангельской области), русская советская народная сказительница. Первые записи от Крюковой сделаны в 1900-е гг. А. В. Марковым. В 30-е гг. был записан её репертуар, включающий почти все сюжеты русских былин (более 150 текстов), в которых сказительница особо выделяла патриотическое и социальное содержание. Создавала также "новины", посвященные советской действительности. Была членом Союза писателей СССР (с 1939). Награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Скончалась в 1954 году.                                                                                          СЛАВЯНЕ

Кряшены (тат. керәшен от рус. крещён) — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов

.  Исповедуют православие, проживают, в основном, в Татарстане, в небольшом количестве в Удмуртии, Челябинской области, а также Самарской и Кировской областях.
Происхождение кряшен
Согласно традиционной и наиболее обоснованной точке зрения на проблему возникновения кряшен, формирование этой этноконфессиональной группы как самостоятельной общности происходило длительное время при участии финно-угорских и тюркских компонентов. В то же время, несмотря на то, что в период Волжской Булгарии и Золотой Орды известны тюркские феодалы и их окружение христианского вероисповедания, и то, что в более поздний период некоторые татарские аристократы переходили в православие, отдельного «кряшенского» этнического образования не было.
Язык и алфавит
В языке кряшен выделяется четыре говора:
- говор кряшен Нижнего Прикамья;
- говор заказанских кряшен;
- говор чистопольских кряшен;
- говор молькеевских кряшен.
Кряшены в основном говорят на среднем диалекте татарского языка. Говор молькеевских кряшен является исключением, он ближе к западному диалекту татарского языка. Главные отличия языка кряшен — малое количество арабизмов и фарсизмов, сохранение архаичных старотатарских слов.
Кряшены пользуются алфавитом Н. И. Ильминского, который отличается от современного татарского алфавита. Этот алфавит разрабатывался, начиная с 1862 года, и окончательно оформился к 1874 году. По сравнению с русским алфавитом, алфавит Ильминского имел четыре дополнительных буквы, необходимых для передачи звуков татарского языка. Официальные государственные инстанции алфавит не утверждали. Считалось, что печать литературы ведётся на «крещёно-татарском наречии русскими буквами». В 1930 году, после введения яналифа, использование алфавита Ильинского было прекращено на несколько десятилетий. Возобновлено использование в начале 90-х годов XX века, когда на нём начали издаваться богослужебные книги и издания кряшенских общественных организаций.
Художественная литература
Наиболее известным кряшенским поэтом XIX века является Яков Емельянов, получивший в народе прозвище «певец Яков». Пробовать перо начал ещё в период обучения в Казанской центральной крещёно-татарской школе. Поэт подготовил два поэтических сборника, которые были изданы под общим названием «Стихи на крещёно-татарском языке. Дьякон Я. Емельянов стихлары» в 1879 году. Также известны такие кряшенские писатели, как Давид Григорьев-Саврушевский, Дарҗия Аппакова, Н. Филиппов, Александр Григорьев, В. Чернов, Гаврила Беляев  http://vk.com/detizemlirusskoy

 

КСТОВО – 1.Город в Нижегородской обл. Нгпз – Лукойл Бывш.. С мордоаск. (Эрзя) Кста-земляника, ВО – Бор, поляна.

2.«Земляничные поляны» – для сокрытия посевов опиумного мака его часто высаживают в зарослях земляники.

(Некоторые странности в истории «Битлз» и их творчества. http://www.kramola.info/vesti/metody-genocida)

3. Кстово упоминалось в старинной книге «Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию»

Немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий совершил это путешествие в 1636 году. Приводим отрывки из книги, связанные с селом Кстово и Кстовским районом. Давайте окунемся в прошлое, в 17 век!

 

«11-го Июля, миновавши прекрасные и веселые селения, лежащие на правом и левом берегах, каковы: Избылец (ныне в черте г. Горбатова. Ф.Д.), Троицкую Слободу (что это сейчас за населенный пункт, пока непонятно), Дуденево и Новинки, прибыли мы под вечер к знатному городу Нижнему Новгороду…
1-го Августа… когда ветер все еще продолжал дуть против, мы попытались было плыть на веслах; но только что продвинулись вперед на ружейный выстрел, как засели опять на мель...


3-го числа дело пошло, впрочем, несколько лучше: мы оставили позади несколько сел и островов, на коих важнейшие: Столбищи (ныне в черте г. Кстово), в 3-х милях от Нижнего. Село Великий Враг, в долине между двумя горами; село Зименки, на одном холме, и за тем остров Теплый, в 20-ти верстах от Нижнего. Здесь мы встретили большой струг (или большую лодку), плывший из Астрахани; на котором было 200 человек рабочих людей; ибо Русские, если дует ветер не попутный, не плавают на парусах, но завозят на особой лодке якорь один за другим, за четверть мили вперед, и за веревку, привязанную к якорю, тянут с судна человек 100 разом, и таким образом продвигают его против течения. Но такое плавание очень медленно, и в день можно, проплыть небольшим две мили. Такие струги имеют плоское дно, поднимают вообще 400, или 500, ластов, и нагружаются большею частию солью, икрою и крупною соленой рыбой,

Селения, которые мы в этот день миновали, все лежали на правом берегу и были следующие: Безводное, Кадницы, где высота полюса равняется 56° 21’. Далее: Работки, Чеченино, Татинец, Юркино. У этого последнего села, отстоящего на 10 миль от Нижнего, находятся два острова (Малый и Большой Юркинские), между которыми водный проход был в 21 фут. Когда ветер начал несколько крепчать, мы, в этот и на следующий день, пустили в ход мачтовой парус, прошли мимо многих небольших селений: Маза, Кременки. За последним из этих селений, 4-го числа, мы держали ночлег наш..."
Полную версию читайте в источнике: https://vk.com/feed?c[q]=?4??4??4??4??4??6?&secti..

Куб    Этимология слова

Куб = К-Б = Кон Боя (Й) = Ограничение (упорядочивание) Стихии (свободной энергии).

Куб это ограниченное замкнутое качество (энергия, объём). Куб (геометрический и физический объект)
это конкретный пример пределов и границ - граней вершин сторон (стен) и символ (прототип) структуры
кристаллической решётки.
Чем Куб ограничивает пространство-объём? - собою - своими БоКами (гранями рёбрами углами (Кутами));
КуБ = БоК = БаК (ёмкость).

В древнеславянском Къбьлъ - Чан, сосуд, корец, ковш, мера.
Украинский Коб, кобель - корзина, кошель.
Сербохорватский - Ка̀бао - ведро.
Словенский Кǝbǝ̀l, Чешский Кbel - чан, ушат, ведро, лохань.
Древненемецкий Кubil Кюbel- подойник.
Литовский Кùbilas, латышский Кubls - чан.

Названия для "БАК (ёмкость ведро и т. п.)"...:
Каталанский: cubell cubeta
Албанский: kovë
Волапюк: böket
Греческий: κουβάς
Западно-фризский: bak boaits
Ирландский: buicéad
Испанский: balde cubo cuba cubeta cubo cuban
Немецкий: Bütte Krug Zober Zuber
Турецкий: kova
Французский: baquet cuve.

कुब्र KubRa (санскрит) - Кольцо круг.
Куб - как раз и есть КОНкретный ограниченный оБъём,
- символ границ Боя (свободного объёма-пространства),
- упорядоченный замКНутый (КОНец-начало) оБъеКт.

У Даля:
"КАБА жен., новг.-тихв., небольшой, вбитый в землю кол. Вбей кабу. Причаль лодку за кобу! Каба,
кава, коба, кобель, заключая в себе понятие об укрепе, слово древнее коренное (которого нет в общих
словарях), в связи со словами: кобь ворожба, а стало быть и с кабалою; скобка (где с предл.),
скрепа, соединенье; ковать ковы; кобенить, гнуть, ломать силою; кобеняк, обнимающий голову; кобень,
упрямец; копыл, рожон и пр....
КАБЕЛ — КАБЕЛ, КОБЕЛ, каб, каба, коба, кова (см. коба), короткая свая, пень, кол, тумба, столбик для
причала или охраны чего. Ка(о)белки жен., мн., волжск. подвязки на плутни (поплавки) и ляпки (грузила) невода....
КОЛОБ муж. -бок, -бочек; колобур, колобух, колобушек, колобуха жен. -бушка, кообка, колобан муж. - башка ·
об. -банчик муж. колобишка; колобища, скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец; небольшой,
круглый хлебец; кокурка, толстая лепешка,...
БУК, бучало – "щелок, в котором парят белье", деревянная посудина, кадка, в которой парят белье",
бученье – мочка белья в бучале для выбелки."

Фасмер:
Ка́ба "кол для привязывания лодок", новгор., тихвинск., олонецк., псковск. Также ко́ба, ко́ва "кол,
шест, пень", новгор, Заимств. из вепс. kavi, люд. ku̯avi – то же; см. Калима. FUF 18, 154 и сл. (тем
самым отменяется стар. объяснение Калимы (96) из фин. kарu, род. п. kavun "гвоздик".
Ка́бьи кабе́йки мн. "нижняя часть ног от колен у рогатого скота", олонецк. (Кулик.). Из карельск.
kabia, kabie "копыто", фин. kavio; см. Калима 97."

"Каб (пустой сосуд) (4Цар.6:25) — мера объема жидких и сыпучих тел, равная примерно 1,3 л (см. меры)..."
Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии. В.П. Вихлянцев. 2003.
"Каб название меры еврейской, которая может вместить куриных двадцать четыре яйца. (4 Цар. 6, 25)."
Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений).
Сост. свящ. Григорий Дьяченко. 1900.            http://ustierechi.ucoz.ru/

 

КУБАНЬ -

Кубанские шлемы VII - VI века до н. э.
Кубанские шлемы — тип шлемов, использовавшихся скифами и некоторыми другими народами. Назван так, поскольку большинство находок из Кубани.
Данные шлемы отливались из бронзы. Они отличались полусферической «котловидной» формой. Спереди был вырез в виде двух дуг, сходящихся в угол на переносице. Сзади тоже иногда был небольшой прямоугольный вырез. На макушке шлема могло быть небольшое коническое возвышение, либо кольцо; иногда спереди назад шёл небольшой гребень, который в ряде случаев мог быть связан с отливкой в форме. Иногда также по бокам и сзади были выпуклые декоративные валики. По краям шлема пробивались отверстия, которые служили для крепления подшлемника, а также чешуйчатой бармицы (или же наушей с назатыльником) на кожаной или войлочной основе. В среднем высота шлемов составляла 15—21 см, длина и ширина — 17—18 см, толщина металла могла достигать 3,0—3,5 мм, вес — 1,6—1,9 кг. Данные шлемы, скорее всего, отливались в трёхсоставных формах, включавших одну внутреннюю и две симметричные внешние части.
Находки кубанских шлемов, помимо Кубани, имеются в Средней Азии, Поволжье, Алтае. Их точное время появления неизвестно. Черненко датирует его VIII веком до н. э.. У скифов они имели хождение до VI века до н. э.. Позднее они иногда переделывали в «кубанском» стиле импортные шлемы Древней Греции. В VI—V веках до н. э. кубанские шлемы использовались саками. Шлемы, аналогичные кубанским, также найдены на территории Монголии и Китая. В результате различных модификаций кубанских шлемов получилось много новых типов. В частности, по мнению Горелика, сакские шлемы кубанского типа в первые века н. э. стали прототипом для некоторых парфянских шлемов и шлемов хунну; а модификации, выполненные из железа, получили распространение по всей Центральной и Восточной Азии. https://vk.com/public_ecumene

 

КУБАРЬ — деревянный конус с резьбой, на которую наматывалась веревочка. Дергая за веревочку, дети заставляли кубарь быстро вращаться и гоняли его при помощи кнутика.

Игра эта пользовалась большой популярностью у древних славян (другие ее названия: «Точка», «Ленивец», «Дзыга», «Волчок»). Об этом свидетельствуют и находки археологов. Так, например, на раскопках древнего Новгорода они обнаружили в слое, относящемся к X веку, более пятидесяти вытесанных из прочного дерева конусообразных снарядов. Называли их кубарями…
Об увлекательной игре славян упоминается и в древнерусских рукописях. В чем ее суть?
В разгар зимних праздников (в русских селах в*«Кубарь» в основном играли зимой) выходили на ровную ледяную площадку удальцы-молодцы. В руках — небольшие плетеные кнуты, а под мышкой — кубарь, или, говоря по-современному, «волчок».


На льду проводили две линии: с внешней стороны одной из них располагался один игрок, по другую — его соперник. Площадка между линиями (ширина ее ‘ 1,5—2 м) называлась зоной игры.
Один из игроков ставил кубарь в центр зоны и ладонями раскручивал его. «Волчок» весело набирал обороты, а добры молодцы стояли и… наблюдали. Зрители же — а их собиралось много — тоже бездействовали. Это длилось недолго. Как только кубарь замедлял вращение, начинал вздрагивать и валиться набок, все оживлялись: игроки крепче брались за кнуты, зрители плотнее сжимали кольцо. Состязание начиналось…
Игроки, ударяя кнутами по замирающему кубарю, раскручивали его. Подпрыгивая, он начинал передвигаться по льду в сторону… В какую? Вот это уже зависело от сноровки игроков! Задача — перегнать кубарь на сторону противника.
Зрители поддерживали игроков возгласами, советами. Как только кому-то из игроков удавалось перегнать кубарь на сторону соперника, игра заканчивалась. На смену неудачнику выходил другой удалец-молодец.
Но это один из самых простых вариантов игры. Есть и «высший пилотаж».
Суть этого состязания в том, чтобы, подстегивая кубарь кнутом, прогнать его по размеченной на льду извилистой дорожке. Да так, чтобы он ни разу не упал. Выполнить упражнение нелегко — на пути кубаря устанавливают еще и различные препятствия: ворота, груды камней, деревянные чурбаки, поленья…
В некоторых районах Древней Руси использовали для игры кубарь-перевертыш — заостренный с двух сторон снаряд. В этом случае в ледовый слалом включали довольно забавное упражнение — что-то вроде акробатического сальто.
Раскручивая кнутом перевертыш, игрок в нужный момент подсекал его — резко ударял по нижнему конусу. Не переставая вращаться, кубарь делал в воздухе сальто и снова продолжал движение. Ледовая акробатика считалась у игроков в кубарь высшим классом мастерства.
На Руси устраивали и бои кубарей.
Состязались обычно два игрока, у каждого свой кубарь. Раскрутив кнутами снаряды, соперники с разгону сталкивали их, а потом, снова подхлестывая кнутами, поддерживали их вращение. Побеждал, конечно, тот, чей кубарь был устойчивее и не валился набок.
В больших селах играли команда на команду — это, пожалуй, самое захватывающее.» (Автор Е. Евгеньев. Журнал Юный техник). https://vk.com/detizemlirusskoy

КУВАДКА (Куватка) - одна из первых кукол, которая встречает ребёнка при рождении.

Для изготовления куклы Кувадки используют лоскутки яркой разноцветной ткани и надёрганные из них нити. Подвешивают этих куколок над колыбелью, как погремушки, число кувадок в связке должно быть обязательно нечётным, так было принято в старину – они оберегают ребёнка.                          https://vk.com/detizemlirusskoy

 

КУВЯКУШКА - Cлово «кувякушка» отсутствует в российском сегменте сети Интернет. Его не обнаруживает ни Google, ни «Яндекс», ни интеллектуальная поисковая система «Нигма» - что, впрочем, не мешает кувякушке быть украшением и гордостью деревенского дома каждого уважающего себя псковитянина. Пример употребления: «Сходи на двор, проведай, как там кувякушки...» Кувякушкой псковитяне называют домашнюю курицу.

 

КУД (КУТ) (эрз) дом, жилище (ср. закуток)

КУДУЛИЦА — святодень, отворяющий волчий месяц, отмыкающий зиму, встречаемый ритуальными пирами, ради которых откармливают бычка, чтобы разделить жертвенное мясо с богами и предками. Девушки заканчивают льняные и конопляные кудели, бывшие уроком на посиделках осени.
С этого времени волки стаятся и начинают бродить, подбираясь к домам людей. Впереди волчьи свадьбы, вышел на лесные тропки Велес — волчий сват. https://vk.com/heritage_of_yoytsu

КУДЕСНИК — 1. происходит от слова «кудесы» (бубны).

2. знающий святочные игрища и гадания, бьющий в кудесы, очищающий от нечисти. «кудесы» - Бубны.                                                                                                                                                              (26,б)

3. ведун, владеющий узелковой писменностью – кудесами.                                   (44)


КУДЕСЫ — это особое состояние, в которое входит ведающий для того, чтобы установить связь с божественным. Славянская магия и ведовство, практика занятий магии делается именно в таком состоянии, иначе никак.                               http://vk.com/belai_magia

Кудесы — день угощения домового, празднуется 28 января. Домовой — запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Название праздника — кудесы (бубны) — указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:

Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу.

Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать.

В сей день почитается как сам Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу — главе небесных воинств.

Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес — стали лешими, кто в воду — водяными, кто в поле — полевыми, а кто в дом — домовыми.

Домовой — дух добрый. Обычно он — рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Кормят и приговаривают:

Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!

В некоторых областях праздник отмечается по новому стилю — 10 февраля.

                                                                                                                                                  Источник: calend.ru

Герасим Матвеевич Курин — партизан, народный герой 1812 года

9 часов назад 0

КУРИН Герасим Матвеевич
Партизанское движение 1812 года началось ещё под Смоленском с отряда Ф.Ф. Винценгероде численностью 3000 казаков.
Отряд крайне успешно действовал на коммуникациях противника, громя обозы снабжения, замедляя продвижения войск, а порой и совершал успешные нападения на регулярные части французов. То была лишь «первая ласточка» масштабной партизанской войны против французской армии. Сопротивление нарастало по мере движения вглубь российских территорий, к взятию Москвы достигло своего пика и уже не спадало до выдворения Наполеона за границы Российской Империи. Население вооружалось целыми деревнями и посадами. Уходили в леса, совершая дерзкие нападения на обозы и подкрепления, а порой и выбивая французов из взятых городков и деревень.

Одна из самых известных фигур крестьянского движения — Герасим Матве-евич  Курин. Несмотря на известность имени, фигура Герасима Матвеевича обросла многочисленными историческим байками, которые до сих пор тиражи-руются. Начались они с повести Н.С. Голубова «Герасим Курин», вышедшей в 1942 году. Там содержится множество неточностей и исторических ошибок, вплоть до имени отца Герасима Курина, который в повести назван Пахомом. Впрочем, строго судить художественное произведение не стоит, тем более что целью его было взбудоражить народный дух в тяжелейший 1942 год, да и вре-мени на детальную работу с архивами у автора не было. Современные краевед-ческие исследования историческую достоверность восстановили.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.159 (0.095 с.)