Правовые основы деятельности отдела рекламы и связей с общественностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы деятельности отдела рекламы и связей с общественностью



 

Современные правовые основы деятельности отдела рекламы и связей с общественностью заложены в общезначимых документах, таких как, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и др., в законах, которые регламентируют профессиональную деятельность специалистов по коммуникациям и смежным профессиям, среди которых законы «О товарных знаках», «Об авторском праве и смежных правах», «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О СМИ», «О связи», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», а также в подзаконных актах, среди которых, например, Указ Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы». Такого рода документы постоянно редактируются, обновляются и дополняются новыми.

Так, в Статье 29 Конституции Российской Федерации, которая, как известно, является Основным законом нашего государства, говорится:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

В России являются уголовно наказуемыми: нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (Ст. 138 Уголовного кодекса); нарушение авторских и смежных прав (Ст. 146 УК); незаконное распространение порнографических материалов (Ст. 242 УК); неправомерный доступ к компьютерной информации (Ст. 272 УК); создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (Ст. 273 УК).

Уголовная ответственность предусмотрена также за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, в том числе за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (Ст. 129 УК). Уголовным преступлением является оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (Ст. 130 УК). Все эти преступления наказываются штрафами, обязательными либо исправительными работами.

Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991 г., 2003 г.) актуален для отдела рекламы и связей с общественностью как с точки зрения взаимодействия со СМИ, так и с точки зрения создания собственного корпоративного издания. В первой статье этого закона под названием «Свобода массовой информации» указывается, что «в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации».

Законом о СМИ устанавливаются правила регистрации средств массовой информации, причины, по которым их деятельность может быть приостановлена или прекращена. Так, согласно Закону о СМИ, не допускается использование средств массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Запрещается также использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. Закон запрещает распространение в СМИ и в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств и психотропных веществ.

Главным документом, на который должна быть ориентирована рекламная деятельность отдела рекламы и связей с общественностью является закон «О рекламе». В Федеральном законе «О рекламе» обозначаются общие и специальные требования к рекламе. В нем разъясняется сущность недобросовестной рекламы (Ст. 6), недостоверной рекламы (Ст. 7), неэтичной рекламы (Ст. 8), заведомо ложной рекламы (Ст. 9), скрытой рекламы (Ст. 10). Согласно закону, использование недобросовестной, недостоверной и т.п. рекламы не допускается. Примером такого рода недобросовестной, неэтичной, скрытой рекламы является так называемая «нативная» реклама, которая, вероятно, по причине полной правовой безграмотности рекламопроизводителей получает в наше время достаточно широкое распространение, особенно в сетевых ресурсах.

Кроме того, в таком подзаконном акте, как Указ Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» (1994 г.), в п. 8 говорится: «Рекламодатель, чья реклама признана недобросовестной, обязан в 3-дневный срок снять свою рекламу с распространения».

Правовое регулирование охватывает также проведение массовых публичных мероприятий. Международно-правовое регулирование в этой области основано на таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года. В этих документах за каждым человеком закреплено право собираться свободно и без оружия, проводить собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей. 

В конституциях большинства стран проведение собраний и демонстраций относится к основным правам и свободам граждан. Однако даже в самых демократичных государствах для организации публичных мероприятий недостаточно формального уведомления о времени и месте их проведения. По мнению специалистов, «во всех без исключения странах власти в той или иной форме санкционируют массовое мероприятие, т.е. выдают разрешение, но при условии отражения в представлен­ном уведомлении сведений о цели меро­приятия, лозунгах, транспарантах, сроках, маршрутах следования (если мероприятие не является статичным), личных данных об организаторах, включая адреса, теле­фоны и предполагаемое местонахождение для оперативной связи с ними»[17].

Таким образом, все виды рекламной и PR-деятельности от создания и распространения информации до организации мероприятий имеют правовую регламентацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.004 с.)