Особенности проведения инвентаризации сырья, материалов, готовой продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проведения инвентаризации сырья, материалов, готовой продукции



В ходе осуществления инвентаризации материалов выполняются следующие задачи:

Проверка обоснованности отнесения объектов к материалам.

Проверка порядка оценки поступления материалов.

Проверка установления характера и назначения (производственного и непроизводственного) использования материалов.

Проверка полноты документального оформления учета движения материалов (наличие до­кументов, подтверждающих право собственности, инвентарных кар­точек учета материалов, накладных на получение материалов).

Проверка правильности расходования сырья и материа­лов в производстве, обоснованности материалов и соблюдениянорм расхода в производстве, фактического расходования сырья и материалов в подразделениях (це­хах) организации.

Минимальная периодичность проведения инвентаризации сырья и материалов составляет не реже одного раза в год, не ранее 1 октября отчетного года. Периодичность инвентаризации материалов может быть установлена чаще, в зависимости от решения руководителя, что обязательно должно быть отражено в учетной политике экономического субъекта. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях инвентаризация может быть проведена в период наличия наименьших остатков сырья и материалов.

Инвентаризируемым имуществом являются сырье и материалы, покупные полуфабрикаты, находящиеся в собственности экономического субъекта, закрепленных за материально ответственными лицами на местах хранения (кладовых, складах) и также находящихся у доверенных лиц.

В состав инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации материалов целесообразно включить работников сферы снабжения или производства, способных идентифицировать различные виды материалов и определить их состояние и качество.

Инвентаризационная опись по собственным материалам, находящимся по местам хранения в месте нахождения экономического субъекта, составляется по данным бухгалтерского учета с указанием наименований, вида, группы, количества, сорта и т.д. материалов. Когда по условиям организации производственного процесса в местах хранения материалов нет возможности сразу получить данные бухгалтерского учета и составить инвентаризационную опись, то при осуществлении пересчета, перевеса, перемера по месту нахождения материалов. то члены комиссии заполняют инвентаризационный ярлык № ИНВ-2. Инвентаризационный ярлык используется в дальнейшем для заполнения инвентаризационной описи материалов по каждому складу, цеху и т.д.

В процессе проведения инвентаризации материалов, наряду с указанной инвентаризационной описью составляются и другие отдельные инвентаризационные описи. К примеру, на материалы, находящиеся на хранении в других организациях, на основании договоров и передаточных накладных на ответственное хранение, заполняется отдельная инвентаризационная опись с указанием наименования материалов, их количества, сорта, стоимости (по данным учета), дата принятия и места хранения, номера и даты передаточных документов.

На материалы, переданные в переработку в другую организацию (давальческое сырье), также составляется отдельная инвентаризационная опись, где должно быть указано наименование перерабатывающей организации, наименование, количество, стоимость переданных материалов, дата и номер передаточных документов.

Составляется отдельная инвентаризационная опись на материалы, выданные в эксплуатацию материально-ответственным лицам до момента их фактического использования и списания. Когда инвентаризируются материалы (спецодежда), находящиеся в индивидуальном пользовании у работников, то может быть составлена опись на группу материалов (групповая инвентаризационная опись) с указанием в ней материально ответственного лица, на которого открыта личная карточка. При этом материалы (спецодежда), пришедшие в негодность и не списанные на момент проведения инвентаризации не включаются в инвентаризационную опись. По ним составляется акт с указанием причин негодности, периода эксплуатации и невозможности дальнейшего использования материалов в процессе производства продукции, работ, услуг. Также на основании документов, подтверждающих нахождение материалов в пути на момент проведения инвентаризации, членами комиссии составляется акт по форме.

Особенностью инвентаризации материалов является то, что в целях обеспечения бесперебойности процесса производства во время проведения инвентаризации материалов допускается их принимать и отпускать со склада в цех.

Прием материалов во время проведения инвентаризации осуществляется материально-ответственными лицами с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в присутствии членов инвентаризационной комиссии. На поступившие во время инвентаризации материалы составляется отдельная опись "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации" с указанием наименования поставщика, даты и номера приходного документа, наименования количества, цены и суммы материалов. Одновременно на приходном документе председателем инвентаризационной комиссии (или по его поручению членом комиссии) ставится подпись и делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти материалы.

При отпуске материалов со склада в процессе проведения инвентаризации на них также составляется отдельная инвентаризационная опись "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации», оформленная аналогично поступлению материалов во время инвентаризации, в расходных документах ставится подпись председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии и делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи.

Пересчет и осмотр материалов осуществляется членами инвентаризационной комиссии в присутствии материально ответственного лица в порядке расположения материалов в каждом изолированном складском помещении. При хранении материалов в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно, и, закончив инвентаризацию в одном помещении, опломбировав вход в него, члены комиссии после этого приступают к пересчету материалов в следующем изолированном помещении.

Когда материалы хранятся в смежных помещениях, то проверка фактического наличия материалов путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания, начинается с дальнего помещения.

При проведении инвентаризации материалов выявляются следующие результаты: полное соответствие фактического наличия материалов данным по бухгалтерскому учету и несоответствие фактического наличия материалов данным, отраженным в инвентаризационных описях на основе бухгалтерского учета. Несоответствия могут быть в сторону увеличения фактического наличия материалов по сравнению с данными по бухгалтерскому учету – излишек, в сторону уменьшения фактического наличия материалов по сравнению с данными по бухгалтерскому учету – недостача. Особенностью результатов инвентаризации материалов является то, что одновременно по одному наименованию материалов по одному его сорту может быть выявлен излишек, а по другому сорту может быть выявлена недостача, т.е. пересортица. Зачет пересортицы материалов допускается, когда она выявлена при инвентаризации материалов, закрепленных за одним материально ответственным лицом, обнаруженная в один и тот же период, в равном количестве (сумме). Это не относится к случаям естественной убыли, когда недостача материалов происходит по причине естественного изменения их состава и качества в процессе их хранения и изменения их физико-химических свойств: усушка, утруска, раскрошка, утечка, улетучивание, распыл, т.е. это уменьшение количества продукта по естественным физическим причинам при соблюдении условий хранения, но не в результате порчи.  

В бухгалтерском учете излишек отражается по дебету счета 10 «Материалы» и по кредиту счета 91.1 «Прочие доходы». Недостача материалов должна быть зафиксирована по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и по кредиту счета 10 «Материалы», затем начислена на виновное лицо дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и по кредиту 94 счета «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Погашение задолженности виновным лицом отражается по дебету счета 50 «Касса» или счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту 73 счета «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Недостачи в пределах норм естественной убыли должны быть отнесены на расходы организации (по дебету счета 91.2 «Прочие расходы» и по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценности») в соответствии с п.28 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.006 с.)