Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общий порядок проведения инвентаризации в организацииСтр 1 из 7Следующая ⇒
Особенности проведения инвентаризации товаров отгруженных В ходе осуществления инвентаризации товаров отгруженных выполняются следующие задачи: Проверка наличия в договорах с покупателями особых условий перехода права собственности на отгруженную готовую продукцию. Проверка полноты и достоверности первичных документов на отгрузку готовой продукции. Проверка правильности оценки товаров отгруженных. Минимальная периодичность проведения инвентаризации товаров отгруженных составляет не реже 2 раз в год, если в учетной политике не установлена иная периодичность проведения инвентаризации товаров отгруженных. В состав инвентаризационной комиссии целесообразно включить работников, способных осуществить документальный контроль условий договоров с покупателями, первичных документов на отгрузку готовой продукции. Инвентаризируется отгруженная покупателю готовая продукция, товары, право собственности, на которую от продавца к покупателю переходит позже отгрузки, при выполнении особых условий договора. В связи с этим основная информация, которую проверяют члены инвентаризационной комиссии, содержится в документах, находящиеся в бухгалтерии и на складе у материально ответственных лиц, которые непосредственно осуществляли отгрузку готовой продукции с мест хранения (торговых баз, складов). Члены инвентаризационной комиссии проверяют достоверность остатка на счете 45 «Товары отгруженные», подтверждением первичными документами, к которым относятся товарно-транспортные накладные. Инвентаризационные описи составляются на товары отгруженные, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке и заполняются следующие данные: наименование товаров отгруженных, их количество и стоимость, дата отгрузки, наименование покупателя, а также перечень и номера товарно - транспортных накладных, на основании которых товары отгруженные учтены по дебету 45 счета «Товары отгруженные». В результате инвентаризации выявляются неточности и несоответствия, которые указываются в акте комиссии и в дальнейшем корректируются и устраняются работниками бухгалтерии.
Общий порядок проведения инвентаризации в организации
Инвентаризации является одним из основных методов бухгалтерского учета, аудита и внутреннего контроля экономических субъектов.
Согласно п.1 ст.7 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ обязанность по организации ведения бухгалтерского учета и хранению документов бухгалтерского учета возлагается на руководителя экономического субъекта. Инвентаризация является одним из обязательных методов бухгалтерского учета. С 01.01.2013 года случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, а также перечень активов и обязательств, подлежащих инвентаризации, определяются руководителем экономического субъекта в учетной политике, за исключением обязательного проведения инвентаризации активов и обязательств, которое должно быть установлено законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11). Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно: · при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; · перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков; · при смене материально ответственных лиц; · при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
· в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; · при реорганизации или ликвидации организации; · в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Форма первичных учетных документов для учета фактов хозяйственной жизни, в т.ч. для проведения инвентаризации активов и обязательств, в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ должен утверждать руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При проведении инвентаризации целесообразно руководствоваться требованиями Приказом Минфина РФ Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 11.04.2018 г.) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" В целях правильности постановки контроля за фактическим наличием активов и обязательств в экономическом субъекте создаются постоянно действующие и рабочие инвентаризационные комиссии, персональный состав которых утверждается руководителем экономического субъекта. Состав комиссии при проведении инвентаризации различных видов активов может состоять из опытных работников различных должностей и навыков, хорошо разбирающихся в инвентаризируемом имуществе, ценах, качестве, состоянии, также для проведения инвентаризации можно привлечь на условиях аутсорсинга сторонних специально подготовленных специалистов, которые в полном составе и присутствии вместе с председателем. Следует иметь в виду, что персональный состав комиссии должен быть подобран с такими условиями, что некоторые виды активов, к примеру, основные средства, остатки в незавершенном производстве, крупногабаритные материалы, товары, готовая продукция требуют физической работы по подсчету их фактического наличия. Или в иных случаях, когда инвентаризации подлежат, к примеру, товары отгруженные, расчеты, нематериальные активы, то исследованию подвергаются документы и тогда члены комиссии должны уметь их идентифицировать, оценить их состояние, принадлежность и достоверность. Одним из главных правил проведения инвентаризации является то, что она проводится полным составом инвентаризационной комиссии с обязательным присутствием материально ответственных лиц. При коллективной (бригадной) ответственности при проведении инвентаризации обязательно должен присутствовать бригадир или его заместитель и члены бригады, работающие на начало проведения инвентаризации. С ответственными лицами (кладовщиками, зав. складами, продавцами) должен быть заключен договор о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности (ст. 242 ТК РФ). В соответствии с Постановлением Минтруда России от 31.12.2012 г. № 85 утверждены перечни должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества. Указанный выше документ содержит также перечень работ, которые следует контролировать, в частности, работы по приему на хранение, обработке (изготовлению), учету, отпуску (выдаче) материальных ценностей. Наряду с этим, работы по проверке расчетов, товаров отгруженных и других видов активов и обязательств при инвентаризации связаны только с документальным контролем в присутствии должностных лиц, не являющихся материально ответственными.
Инвентаризация начинается с издания приказа, в котором указывается вид инвентаризируемого имущества, место его нахождения, дата начала и окончания инвентаризации, персональный состав инвентаризационной комиссии во главе с председателем. Приказ и пломбир (устройство для опечатывания входа) выдается на руки председателю комиссии, который после его регистрации в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации в бухгалтерии форма, осведомляет членов комиссии о предстоящей инвентаризации. Члены комиссии с помощью работников бухгалтерии проводят распечатку инвентаризационных описей того имущества, которое подлежит инвентаризации и подготавливают исправное весоизмерительное оборудование, таблицу для пересчета товарно-материальных ценностей из одних единиц измерения в другие единицы измерения. Инвентаризационные описи распечатываются в бухгалтерии по подразделениям организации. Отдельно предоставляется информация о соответствии подразделения конкретному материально ответственному лицу, общей стоимости вверенных материалов, наличие или отсутствие договора о материальной ответственности и заполнением графы количества материалов по данным бухгалтерского учета. Товарно - материальные ценности в инвентаризационной описи должны быть расположены по наименованиям и артикулам, значащимся в учете, что часто не всегда соответствует порядку их хранения и расположения на складе. В ходе инвентаризации члены комиссии заполняют в инвентаризационных описях графу о фактическом наличии и расхождения фактического наличия с бухгалтерскими данными. Инвентаризационные описи заполняются не менее чем в двух экземплярах без помарок и подчисток. Наименование инвентаризуемых товарно-материальных ценностей и объектов, их количество указывают в той номенклатуре и в тех единицах измерения, по которым они учтены в учете. На каждой странице инвентаризационной описи необходимо указать прописью число порядковых номеров и общий итог количества товарно-материальных ценностей в натуральных измерителях. Обязательно следует в инвентаризационных описях указывать полное наименование товарно материальных ценностей, их номенклатурные и прейскурантные номера, артикулы, сорта и другие отличительные признаки, предусмотренные прейскурантами, количество мест, единицы измерения, массу-брутто, массу-нетто или количество, цену за единицу и сумму, а также другие необходимые данные. Для проверки фактического наличия материальных ценностей могут составлять составляются акты инвентаризации, т.к. по некоторым видам инвентаризируемого имущества нет данных бухгалтерского учета, например по остаткам незавершенного производства, по готовой продукции в цехе, расчетам с поставщиками и подрядчиками и другим.
Товарно-материальные ценности в упаковке необходимо перед проверкой раскрывать и осматривать или выборочно проверять, когда распаковка влечет за собой снижение качества ценностей или их порчу. Незаполненные строки в инвентаризационной ведомости следует прочеркивать и на последней странице описи необходимо сделать отметку о проверке цен и подсчета итогов за подписями членов комиссии, производивших эту проверку. Члены комиссии должны подписать каждую страницу инвентаризационной описи.
Материально ответственное лицо дважды подписывает инвентаризационную опись: · перед началом пересчета товарно-материальных ценностей дают расписку в том, что им предъявлены для проверки все товарно-материальные ценности; · после завершения инвентаризации в конце описи о том, что инвентаризация осуществлена правильно, согласен с ее результатами и претензий к ревизионной комиссии у материально-ответственного лица нет. Члены комиссии после завершения инвентаризации предоставляют описи в бухгалтерию. При наличии в инвентаризационных описях расхождений работники бухгалтерии под наблюдением председателя инвентаризационной комиссии составляют сличительные ведомости по тем товарно-материальным ценностям, где обнаружено несоответствие фактических данных с данными бухгалтерского учета. Суммы их излишков и недостач в сличительных ведомостях указываются в соответствии с оценкой в бухгалтерском учете в натуральном и стоимостном выражении. Когда в учете не указана цена, а имеются сведения об общей стоимости и количестве товарно-материальных ценностей, то цена определяется расчетным путем. Когда учет ведется только по стоимости, например в магазинах, то итоги инвентаризации оформляют актом инвентаризации. Во избежание ошибок перед составлением сличительной ведомости необходимо проверить, соответствует ли учетная цена товарно-материальных ценностей их цене по прейскуранту или документам поставщика, проверить правильность таксировки приходных и расходных документов. Если имеются отклонения, нужно выявить причину и установить соответствие этих цен. Сличительная ведомость и акт инвентаризации должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии.За остатки товарно-материальных ценностей подписывается бухгалтер. В результате инвентаризации может быть выявлена недостача или излишек или пересортица. По всем выявленным расхождениям материально ответственные лица представляют подробные письменные объяснения. Взаимный зачет излишков и недостач от пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же материально ответственного лица и в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования в одинаковой сумме. Если при зачете недостач излишками по пересортице остается разница непогашенной недостачи, то ее должен погасить виновник, т.е. материально-ответственное лицо списанию в установленном порядке. Выявленные инвентаризацией неучтенные материалы должны быть оценены с учетом рыночных цен. На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения и указаны причины, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц. Результаты инвентаризации должны быть оформлены протоколом, в котором необходимо отразить: результаты инвентаризации, состояние складского хозяйства и условия сохранности материалов. На основании составленных сличительных ведомостей в протоколе члены комиссии делают выводы о результатах инвентаризации и дают предложения по устранению выявленных недостатков, списанию недостач в пределах норм естественной убыли, оприходованию излишков и т.д. Все документы: инвентаризационная опись, акт инвентаризации, сличительная ведомость, протокол должны быть утверждены руководителем экономического субъекта и отражены в бухгалтерском учете в течение 10 дней после окончания инвентаризации. Таким образом, процесс инвентаризации можно подразделить на пять этапов: регламентирующий, подготовительный, проведение инвентаризации, обработка и анализ информации, оформление и отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации. 1. Первый этап – регламентирующий, на котором осуществляется: · издание приказа (постановления, распоряжения) «Приказ · подписание приказа (постановления, распоряжения) руководителем организации и вручение приказа председателю инвентаризационной комиссии; · регистрация приказа в Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации; · формирование списка сотрудников для проведения инвентаризации; · определение сроков проведения и видов инвентаризируемого имущества; · проверка наличия договоров о личной (индивидуальной) или коллективной материальной ответственности, сроков действия этих договоров; · уведомление материально-ответственных лиц о проведении инвентаризации, чтобы они заранее были готовы к тому, что их работу проверяют, чтобы, например, весь товар находился на вверенном им складе, был оприходован и проверен. 2. Второй этап – подготовительный, в ходе которого осуществляется: · подготовка имущества, например, товарно-материальных ценностей, к проведению инвентаризации; · подготовка первичных документов и регистров бухгалтерского учета, необходимых для проведения инвентаризации; · распечатка инвентаризационных описей товарно-материальных ценностей «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей») отдельно на каждое материально ответственное лицо; · обязательность подписи материально-ответственных лиц на заглавном листе инвентарной описи «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей» и их ознакомление с приказом о проведении инвентаризации». · получение последних на момент инвентаризации приходных и расходных документов или отчетов о движении материальных ценностей и денежных средств, и визирование их председателем инвентаризационной комиссии обязан с указанием «до инвентаризации» по состоянию на конкретную дату; · подготовка весо измерительного оборудования или специальных таблиц пересчета одних единиц измерения в другие; · получение от материально ответственных и от подотчетных лиц организации, которым были выданы подотчетные суммы для покупки имущества или доверенности на его получение, расписки в том, что к началу инвентаризации они сдали в бухгалтерию или передали комиссии все расходные и приходные документы на имущество, а также в том, что все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Основательная подготовка ревизоров также осуществляется в направлении изучения необходимых законодательных и других нормативные правовых актов, технологических особенностей экономического субъекта и специфики его бизнеса, изучения имеющихся в ревизуемой организации плановых, отчетных и статистических данных, документации и результатов предыдущих инвентаризаций и тематических проверок и финансовое состояние ревизуемой организации. 3. Третий этап – проведение инвентаризации, заключающейся в следующих контрольных действиях: · выявление и проверка фактического наличия товаров, путем его обязательного физического пересчета, взвешивания и перемеривания, с заполнением соответствующих граф в инвентаризационных описях, · заполнение данных о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи, которые составляются в двух экземплярах; · прочеркивание в описях незаполненных строк на последних страницах; · подписывание всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами составленных инвентаризационных описей; · получение в конце описи от материально ответственного лица расписки, подтверждающей осуществление проверки имущества комиссией в присутствии мол, подтверждающей отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий и подтверждающей принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение; · составление актов на выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материалы и готовые изделия; · при автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей» содержит заполненные графы кроме одной, о фактическом наличии товарно-материальных ценностей в количественном выражении, которую и должны заполнить члены комиссии; · выявление материальных ценностей, не отраженных в учете, включение их в инвентаризационную опись. 4. Четвертый этап - это обработка и анализ информации при сопоставлении данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета, на котором происходит: · выявление расхождений в учете с фактическими остатками; · определение причин расхождений руководителем организации совместно с сотрудниками, проводившими инвентаризацию; · сверка при необходимости движения товарно-материальных ценностей за период с момента предыдущей инвентаризации; · заполнение бухгалтером сличительных ведомостей «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов», «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей») в двух экземплярах (один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально ответственному(ым) лицу(ам), в которых отражаются результаты инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей, по которым выявлены расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей; · для выявления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности соответственно применяются формы «Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств», Акт инвентаризации расходов будущих периодов», Акт инвентаризации наличных денежных средств, находящихся по состоянию на конкретную дату» и «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности», в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей; · составление отдельных сличительных ведомостей на ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении или арендованные, полученные для переработки). 5. Пятый этап - оформление и отражение результатов инвентаризации, на котором работники бухгалтерии по распоряжению руководителя экономического субъекта, при участии членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц составляют документы по учету результатов проверок. Следует отметить, что по п. 4 ст. 11 федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ в бухгалтерском учете выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием активов и обязательств и данными регистров бухгалтерского учета должны регистрироваться в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. На этом этапе осуществляются следующие действия: приведение данных бухгалтерского учета в соответствие с результатами инвентаризации и результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете; · привлечение лиц, виновных в неправильном учете имущества, к административной ответственности; · привлечение виновных материально ответственных лиц к материальной ответственности согласно индивидуальному или коллективному договору о материальной ответственности, погашение материального ущерба; · составление журнала учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации «Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации», для оформления проведения инвентаризаций и контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. Перед обобщением и оформлением результатов ревизии определяется размер ущерба. Должностные – материально ответственные лица могут быть привлечены только при наличии прямого действительного ущерба (ст. 238 ТК РФ). Величина прямого действительного ущерба определяется на основе действительных потерь, определенных: · в отношении ущерба денежных средств - исходя из их номинальной стоимости; · в отношении ущерба товарно-материальных ценностей - по рыночным ценам, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа; · в отношении ущерба по другим фактам хозяйственной жизни - по фактическим расходам. Взыскание причиненного материального ущерба с виновного материально ответственного лица осуществляется в пределах его среднего месячного заработка, в полном размере материальный ущерб подлежит только в строго установленных ст. 243 ТК РФ определенных случаях. В ходе инвентаризации для обоснования размера материального ущерба составляется расчет стоимости недостающих ценностей или потерь по рыночным ценам (со ссылкой на соответствующие источники информации). Не допускается возложение материальной ответственности на материально ответственное лицо за ущерб, причиненный в результате нормального производственно-хозяйственного риска и также не подлежат погашению материально-ответственным лицом упущенные выгоды или недополученные доходы. Посколькуинвентаризация являетсяосновным способом фактической проверки при ревизии то следует рассмотреть особенности проведения инвентаризации некоторых видов активов и финансовых обязательств. Особенности могут состоять в разной периодичности, персональном составе инвентаризационной комиссии и составе инвентаризируемого имущества, особенностях и необходимости применения измерительного оборудования, составления конкретных документов, применении различных (документального и фактического) методов, результатов инвентаризации и особенностей их отражения в бухгалтерском учете.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.054 с.) |