Занятие № 1. Дружба между людьми. Умение знакомиться и находить новых друзей. Техники знакомства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 1. Дружба между людьми. Умение знакомиться и находить новых друзей. Техники знакомства.



План

1. Дружба между людьми. Умение знакомиться и находить новых друзей. Техники знакомства. 2 часа
2. Что такое общение. Роль общения в жизни человека. Виды, функции и особенности общения в школьном возрасте. 4 часа
3. Что такое конфликт или почему люди ссорятся? Причины непонимания и способы решения конфликтных ситуаций. 2 часа
4. Как понимать человека без слов? Техники невербального общения. 4 часа
5. Уверенное поведение. Умение высказывать свое мнение и доказывать, отстаивать свою точку зрения. Умение задавать вопросы. 4 часа

 

Ход тренинга

Занятие № 1. Дружба между людьми. Умение знакомиться и находить новых друзей. Техники знакомства.

ОБОРУДОВАНИЕ:  листочки с правилами тренинга для каждого участника, мяч.

Приветствие – знакомство. Организационные моменты.

- Здравствуйте дети. Меня зовут ……………………. Рада приветствовать вас на нашем тренинге. Рассаживайтесь на места, которые вам понравились. А знаете ли вы, что имя – это самое дорогое, что есть у человека и самое приятное для его слуха слово. Так - что давайте для начала познакомимся.  Как вы уже слышали, меня зовут ………….. а вас?

Упражнение № 2. Поменяемся

Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга. «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, у кого есть сестры", — и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

Когда упражнение завершено, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?». Как правило, упражнение проходит весело. Оно позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление [5;54].

 

- Молодцы, мы познакомились поближе и узнали много нового друг про друга. А теперь немного передохнём и порассуждаем на тему, что же самое важное при общении? С кем вам приятно общаться и дружить? (обсуждение 5-7 минут).  

Мини – лекция.

При общении важны: доброжелательность, внимание, диалог, информативность (смысл, который вы хотите передать). Знание и использование всего четырех принципов общения могут повысить ваши шансы на успех.

Любое общение – это процесс, состоящий из целого набора психологических приемов. Выигрывают те, кто овладел наиболее эффективными методами общения. Что мешает непринужденному знакомству, что отталкивает от нас людей? Это неуверенность, самоуглубленность, категоричность (упрямство), плохое настроение, чрезмерное умничанье, постоянные поддакивания, банальные (не интересные) темы.

Кстати, знаете ли вы, что «техники эффективного знакомства» – основа обучения во всех разведках мира. Система разведки строится по шаблону: необходимо войти в контакт, получить информацию, завербовать агента и создать агентурную сеть. Если перенести это на нашу с вами жизнь это выглядит так: непринужденное знакомство – вызов симпатии – доверительные дружеские отношения. [4;73]

(детям раздаются листочки с напечатанными правилами знакомства, на которых они могут делать свои пометки и разъяснения).

Правила знакомства

· Все начинается с первого взгляда: доброжелательный, уверенный, проникновенный взгляд располагает к контакту.

· Улыбка, комплимент при встрече расположат собеседника быстрее, нежели потоки красноречивых слов.

· Войти в роль известного вам, уверенного в себе человека, и поступить так, как в аналогичной ситуации поступил бы он.

· Чаще называйте собеседника по имени (Больше всего на свете люди любят свое имя)

· Проявите к собеседнику неподдельный интерес. (Дайте почувствовать человеку его значимость)

· Ваш настрой должен быть позитивным.

· Используйте прием «веер тем». (Перебирая одну за другой темы разговора, вы быстро сможете определить, что же действительно интересует вашего нового знакомого. Избегайте «переливания из пустого в порожнее» или повторять одно и тоже).

· Задавайте «открытые» вопросы. (А что вы думаете? А что вы чувствуете?)

· Прием «родственные души». (Общее: профессия, увлечения, взгляды на те или иные приятные события жизни)

· Спросите: «Чем вам помочь?»

· Идите на совместные действия. (Прогуляйтесь вместе до магазина, заварите вместе чай и т.д.)

· Используйте юмор.

· Определите дистанцию комфортного общения (межличностное пространство).

· Выразите уверенность в плодотворности дальнейших контактов. (Жалко с вами расставаться, было приятно с вами познакомиться, надеюсь, это не последняя наша встреча).[2;95]

 

- Может у вас возникли вопросы? Задавайте. Давайте обсудим правила знакомства. Как вы их поняли? Давайте обсудим их по кругу (обсуждение с детьми).

- Теперь вы знаете как правильно заводить знакомства. Давайте попробуем применить наши новые знания на практике.

Упражнение № 3 Диалог

- «Давайте для начала разделимся на пары. Теперь представьте, что вы не знакомы, но вам очень надо познакомиться с этим человеком. Глядя на правила знакомства придумайте диалог для знакомства и попробуйте заинтересовать собеседника, чтобы завязать с ним долгие дружеские отношения».

 

Сначала подходит знакомиться первый участник, затем пара меняется местами.

Это упражнение длится 30-40 минут.

По окончанию обязательное обсуждение: что получилось, что нет? Было ли легко? Удалось ли использовать все пункты правил? Удалось ли добиться результата и подружиться? Что узнали нового о своем собеседнике?

 

- Предлагаю продолжить наше занятие.

Упражнение №5 Комплементы

Участники садятся по кругу. «Давайте скажем друг другу комплименты. Сделаем это так. Тот, кто захочет начать, возьмет этот мяч, бросит его тому участнику, кого он выберет, и скажет этому человеку комплимент. Тот, кому предназначен мяч, бросит его следующему и произнесет свой комплимент и т. Д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого».

Тренер очень внимательно следит за тем, чтобы мяч попал к каждому частнику группы.

Данное упражнение позволяет решить несколько содержательных задач. К ним, в частности, относятся возможности установления межличностной обратной связи в более определенной персонифицированной форме. И, что особенно важно, эта обратная связь носит позитивный, поддерживающий характер. В то же время в ходе работы группы нередко возникают идеи, отражающие сложности установления позитивной обратной связи, формулирования своих впечатлений, суждений, относящихся проявлениям конкретных участников.

Реквизит: МЯЧ [5; 54]

Обратная связь

Поделитесь впечатлениями о занятии. 

Что вам понравилось? Что не понравилось?

Что бы вы хотели изменить в занятии? 

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Что полезного вы вынесете из этого занятия для себя?

 

- Сегодня был первый день нашего общения. Вы познакомились друг с другом, узнали новое о себе и других, научились заводить новые знакомства и друзей. Мы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы. Давайте похлопаем друг другу и поблагодарим за сегодняшний день.

 

Занятие № 2.   Что такое общение. Роль общения в жизни человека.

 Виды, функции и особенности общения в школьном возрасте.

 

Общайтесь с людьми так, как будто они

 на самом деле такие, какими хотели бы быть,

и вы поможете им стать такими.

Гете

ОБОРУДОВАНИЕ: 2 листа бумаги для каждого участника; 3 карандаша: красный, синий и простой для каждого участника; магнитофон, веселая музыка.

 

- Здравствуйте! Я рада вас видеть на нашей встрече. Проходите, занимайте свои места и мы начнем. Как ваше настроение? 

- Сегодня наше занятие я бы хотела предложить вам начать так.

Упражнение №1 Приветствие  «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»

Цель: восстановление в памяти имен участников группы и создание рабочей атмосферы.

Упражнение проводится в кругу.

Каждый поочередно говорит две фразы «Меня зовут...» и «Я люблю себя за то, что...». Не отвлекайтесь на споры и обсуждения по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро. Давайте начнем с меня: меня зовут ………….. и я люблю себя за ………...

Обязательно должны поучаствовать все. Никого нельзя пропустить.

- Вот мы и поздоровались друг с другом и напомнили имена. Как ваше настроение? Готовы продолжить нашу совместную работу? [6;143]  

- Я бы хотела вам напомнить правила наших занятий. Может все вместе вспомним их? (дети называют правила тренинга, тренер помогает вспомнить как можно больше).

Молодцы. Я знала, что у вас отличная память! Продолжим?

Мини - лекция

1. Общение – это многосторонний процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставался полу животным, лишь внешне напоминающим человека. В качестве примера можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен.

В школьные годы круг друзей ребёнка начинает быстро расти, а личные привязанности становятся более постоянными. Общение на качественно высокий уровень, так как дети начинают понимать мотивы поступков сверстников, что способствует установлению хороших взаимоотношений с ними. В начальный период обучения в школе, в возрасте от 6 до 8 лет, впервые образовываются неформальные группы детей с определёнными правилами поведения в них. Однако эти группы существуют недолго и обычно недостаточно стабильны по своему составу.

Дети младшего школьного возраста по-прежнему проводят много времени в различных играх, но их партнерами по игре всё чаще становятся не взрослые люди, а сверстники. В детских группах во время игры устанавливаются свои специфические взаимоотношения с более или менее выраженными мотивами межличностных предпочтений.  [2;93]

В процессе общения выделяют три стороны: перцептивную (восприятие), коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие).

• коммуникативная - включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди используют язык как одно из важнейших средств общения;

• интерактивная – взаимодействие общающихся и обмен информацией в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (продавец и покупатель общаются, даже если они не произносят слова);

• перцептивная - предполагает восприятие общающимися друг друга (очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем из сообщенного ему не разберется).

К средствам общения относятся:

• язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;

• интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;

• мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

• расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

4. Виды общения:

• «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия и т.д. – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику (например общение с бабушкой – соседкой);

• формально – ролевое – содержание и средства общения регламентированы ролями партнеров по общению: врач и пациент, продавец в магазине и покупатель, кондуктор и пассажир и т.д.

• деловое общение – целью которого является организация и оптимизация того или иного вида деятельности: производственной, научной, учебной и т.д. При таком общении учитываются особенности личности, характера собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника;

• светское – определяется формальной вежливостью, суть общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях;

• духовное, межличностное – раскрываются глубинные структуры личности. Характеризуется полным взаимопониманием (общение друзей и родных);

• примитивное – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, могут последовать агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;

• манипулятивное – направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.  [4;73]

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

1) обмен информации;

2) организация взаимодействия;

3)эмоциональное выражение;

4) познание другого человека и самопознание.

 Психологические функции общения

а) Функция обеспечения психологического комфорта личности

б) Удовлетворение потребности в общении

с) Функция самоутверждения

Мини – лекция 2

Упражнение № 4. Саймон

Участники группы садятся по кругу.

«Мы будем выполнять различные движения, действия. При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых я буду предварять словами: „Саймон сказал". Например, если я говорю: „Саймон сказал: поднимите правую руку", то вы делаете это, если же я скажу: „Поднимите руку" или „Я прошу вас поднять руку", — то это действие совершать не надо».

Характер действий, предлагаемых тренером, может быть различным: ходьба, повороты, поднимание рук, прыжки и т. д. При этом тренер может провоцировать группу: например, тренер говорит: «Давайте встанем и сам встает или: «Поднимите правую Руку» и сам поднимает и т. д. Упражнение надо проводить в быстром темпе. Обычно оно проходит весело, в результате чего снижается напряжение, усталость, улучшается настроение. В то же время оно способствует мобилизации внимания. [5; 54]

- Ну, вам понравилось это упражнение, вы немного размялись? Давайте продолжим.

 

Упражнение № 5  «Домино»

Время проведения: 20 мин.

Цель: помочь участникам ближе познакомиться, осознать, что внутри одной группы есть различия и сходства.

Материалы: не требуются.

Один из участников загадывает две индивидуальные черты, а затем говорит их группе, (для начала это может быть тренер) например: Слева – я хожу на танцы, а справа – у меня два брата. Те двое участников, которые подходят по этим определениям, берут за руку (правую или левую) первого участника (в зависимости от общих черт) и добавляют еще какую-нибудь черту для свободной руки. Например: слева – я хожу на танцы, справа – у меня карие глаза. Необходимо, чтобы участвовали все. В итоге должен получиться замкнутый круг.

Если объявленная черта не подходит ни к одному из участников, и домино не подбираются, необходимо, чтобы игроки придумали новый признак, так чтобы продолжить цепочку.

Важно, чтобы члены группы установили физические контакты, благодаря этому повысится чувство принадлежности к группе. [6;77]

 

- Ну как вам такая игра? Узнали что-то новое о группе? Что было самым интересным? Вы молодцы, справляетесь со всеми заданиями. Мы сегодня хорошо поработали, согласны?

- Давайте завершим наше сегодняшнее занятие так.

 

Мини лекция

Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком.

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». 

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей. В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликтов. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.

Типы конфликтов. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта:

• Межличностный конфликт – (самый распространенный тип конфликта) Может проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

• Конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.

• Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.

Причины возникновения конфликтов:

1. Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности.

2.Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.

3. Формирование агрессивных реакций человека.

4. Различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте.

5. Низкий уровень общения.

6. Низкая культура поведения.

Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, не совпадению интересов, желаний и т.д. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой – либо мелочи: не удачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и конфликт может начаться.

    Инцидент - повод, когда одна из сторон начинает действовать (пусть даже не умышленно), ущемляя интересы другой стороны.

     Разные люди склонны называть конфликтом совершенно разные ситуации. Так, для одних это выяснение отношений, для других «косой взгляд» партнера, а для третьего драка и т.д. Поэтому и понятия «конфликтная ситуация» носит не устойчивый характер, зависящий от многих факторов.

Этапы разрешения конфликта:

• создать атмосферу сотрудничества;

• стремиться к ясности отношений и общения;

• признать наличие конфликта;

• договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);

• очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;

• добиться соглашения;

• установить срок решения;

• воплотить план в жизнь;

• оценить принятое решение.

Основные приемы, необходимые для предотвращения конфликта:

• Не отвечайте на агрессию агрессией;

• Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

• Дайте возможность оппоненту высказаться;

• Старайтесь выразить свое понимание в вязи с возникающими у оппонента трудностями;

• Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;

• Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.

Упражнение № 2. Что нового?

Упражнение проводится в начале дня.

«Сейчас мы встанем, и будем подходить друг к другу в любом порядке. Надо подойти к каждому, никого не пропустить. Подойдя к другому участнику группы, постарайтесь заметить, что нового появилось в его облике, состоянии, поведении по сравнению со вчерашним днем и скажите ему о том, что вы увидели. При этом в вашем сообщении не должно быть интерпретаций. Например, можно сказать: „Ты выглядишь утомленным", но не стоит говорить: „Ты выглядишь утомленным, наверное, ты не выспался". Не ограничивайте себя какой-то одной областью изменений, попытайтесь найти их в походке, одежде, действиях, выражении лица, глаз и т. д.». В ходе обсуждения участникам можно задать вопрос: «Насколько то, что вы услышали о себе, соответствует вашим собственным впечатлениям, переживаниям, реальности»? [5;73]

Как вы думаете, по каким признакам другой человек мог сделать вывод о вашем настроении и состоянии, о том, как вы себя чувствуете, если вы им об этом не рассказывали? Давайте попробуем в этом разобраться.

Мини лекция

Говорим мы голосом, беседуем всем телом.

Публиций

Общение осуществляется по следующим каналам: речевому (вербальному – от латинского слова устный, словесный) и неречевому (невербальному).

Чувства, эмоции могут выражаться средствами невербального общения. Невербальное общение, известное как «язык тела», или «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

«Язык жестов» важно понимать по нескольким причинам:

1.Словами можно выразить только фактические знания, но для выражения чувств одних слов часто бывает недостаточно.

2.Знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой (невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности).

Невербальное общение как правило спонтанно и проявляется бессознательно, а при речевом общении человек взвешивает свои слова.

Невербальное общение человека связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального общения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности людей.

3.Средства невербального общения: поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт (взгляд), направлении движения, длина паузы, интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, кашель, рукопожатие, поцелуй, похлопывания, ориентация, дистанция.

Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Насчитывается около 1000 устойчивых поз. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, другие – закрепляются. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

- во время разговора говорящий наклоняется – говорит о внимании;

- разваливается на стуле, в кресле – неудобно с ним общаться;

- женщины предпочитают разговаривать склоняясь в сторону собеседника;

- мужчины предпочитают положение лицом к лицу;

- скрещенные руки или ноги – защитная установка;

- открытая поза – установка доверия;

- сидят, подбоченившись – неповиновение или готовность к работе;

- кивание головой – согласие или дает разрешение собеседнику продолжить разговор;

- руки, заведенные за голову – превосходство.

Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Жесты можно разделить на:

-коммуникативные: жесты приветствия, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.;

- модальные жесты (выражающие оценку и отношение): жесты одобрения, неудовлетворения, доверия, недоверия, растерянности и т.п.;

- описательные жесты: имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать, противоречие между жестами и смыслом высказывания является свидетельством лжи.

Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, отражающим внутреннее состояние человека. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10% информации.

Мимикой выражаются шесть основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, страдание, удивление, презрение.

Походка человека – это стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние. Исследования показали, что легко узнаются по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка – при страдании.

Взгляд – общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт при ее отсутствии. Взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается – больше. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и посылает ему сигналы обратной связи. Взгляд передает самую точную информацию о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не контролируется человеком.

Межличностное пространство – как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Им мы выражаем наше отношение к говорящему: держимся подальше, если нам не нравится человек или кого боимся; чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят.

Существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками:

- интимная (до 46 см): родственники, возлюбленные, друзья, встречается в спорте;

- личная (46 – 120 см): неформальные социальные и деловые отношения;

-социальная (120 – 360 см): официальное общение;

-публичная (более 360 см): сохраняется при обращении к аудитории, к группе людей.

Чрезмерно близкое или чрезмерно удаленное положение отрицательно сказывается на общении. Эти правила варьируются в зависимости от возраста, пола и уровня культуры, от социального статуса. [7;176]

________________________________________________________________

- Ну что, ребята понятно, что такое невербальное общение? У вас есть какие-то вопросы? Тогда предлагаю потренироваться.

Упражнение № 3 Шеренга

Участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону (при численности группы 14 — 16 человек можно выполнять упражнение в двух шеренгах, создав соревновательную ситуацию). Тренер встает около одного из концов шеренги.

«Все задания мы будем выполнять молча. Надо стремиться выполнить каждое задание как можно быстрее и в тоже время как можно точнее. Задание первое: надо расположиться в шеренге так, чтобы здесь, около меня стоял самый высокий из нас, а на противоположном конце шеренги — тот, у кого самый небольшой среди нас рост. Начали».

После того как группа выполнила задание, тренер проходит вдоль шеренги и проверяет точность его выполнения. Если задание выполняется в двух группах, можно предложить им взаимно проверить точность выполнения задания.

«Задание второе: около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, на противоположном конце шеренги — с самыми светлыми волосами».

Кроме названных двух, также можно использовать следующие задания: в начале шеренги должен стоять человек с самыми темными глазами. В конце — с самыми светлыми; начало шеренги — это 1 января, конец — 31-е декабря. Надо расположиться по датам (без учета года) рождения. Эффекты данного упражнения разнообразны. Улучшается настроение, возрастает непринужденность поведения членов группы, сокращается дистанция в общении. Кроме того, последнее задание дает возможность обсудить то, как удается достигать понимания в общении, что адекватно содержанию тренинга партнерского общения и тренинга деловых переговоров. [5;56]

- Легко ли было понять друг друга без слов? Кто взял на себя роль руководителя? Было ли сложно договориться о способе выстраивания? Кто предложил идею узнать дату рождения? И т.д.

Упражнение № 4 Телефон

Упражнение проводится в малых группах (4-5 человек).

«Сейчас мы немного поговорим по телефону. Сделаем это так: каждый по очереди „поговорит" по воображаемому телефону. С кем конкретно и о чем — решите сами. В ходе разговора не надо будет ничего произносить вслух, сохранив только беззвучную артикуляцию и все остальные невербальные проявления. При этом можно стоять или сидеть, ходить или оставаться на месте. Задача остальных — понять, с кем и о чем говорит наш коллега».

В ходе обсуждения удается выделить признаки, по которым делалось заключение о теме разговора и собеседнике. Если в группе есть люди, достаточно хорошо знающие друг друга, то результаты их, как правило, оказываются более точными, вплоть до того, что они называют конкретные имена тех людей, с кем ведется разговор.

- Вам понравилось это упражнение? Было легко говорить, не произнося ни слова? Легко ли было догадаться, о чем говорят? Что вам помогло понять тему разговора? Как вам такое общение? (обсуждение 7 минут) [5;132]

Упражнение № 5 Животное

«Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано „слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано „слон"».

Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки „вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?». Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников. В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим. После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

Реквизит: КАРТОЧКИ С ЖИВОТНЫМИ. [5;78]

- Удалось ли вам найти свою пару животного? Что помогло догадаться?

 

Упражнение № 6 Подарок

Все участники садятся по кругу. «Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать („вручить") молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча»

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы. Полученный материал позволяет обсудить идеи, относящиеся к закономерностям подготовки передачи и приема информации в процессе общения. При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере. [5;74]

Обратная связь

Поделитесь впечатлениями о занятии. 

Что вам понравилось? Что не понравилось?

Вам было приятно получать подарки?

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Что полезного вы вынесете из этого занятия для себя?

 

- Вот закончился еще один день нашего общения. Вы очень много узнали друг о друге и о себе. Сегодня мы научились передавать информацию без слов. Поняли, насколько важна мимика в общении. Давайте похлопаем друг другу и поблагодарим за совместную работу. Если кто-то хочет высказаться, он может это сейчас сделать. Спасибо всем за работу и до следующей встречи.

 

Упражнение № 2 «История»

Ведущий делит участников на две команды. Определяется время для выполнения первого задания (например, 5 минут). За это время каждая команда сочиняет о себе историю, используя реальные данные. Например: «Мы живем в Киеве, Париже и Москве. Дома у нас 9 собак, 14 кошек, 2 попугая и 1 черепаха. Трех наших мам зовут Ольгами, а еще у нас два папы по имени Саша» и т.д. По истечении назначенного времени каждая команда выбирает рассказчика, и обе команды как бы меняются местами, то есть команда «А» рассказывает про команду «Б» и наоборот.

Оборудование: листки бумаги для команд и ручки. [6;123]

- Понравилось упражнение? Как ваше настроение сейчас? Что понравилось больше всего? Теперь вы поняли, сколько бывает общего у людей.

Мини лекция

Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком.

С момента вступления в контакт с обществом у человека начинает формироваться самооценка личности. Как известно, каждый человек наделен определенными характеристиками, что говорят о его мировоззрении, убеждениях, психологии в целом. Главной стороной человеческого самосознания является самооценка. Благодаря ей происходит регулирование поведенческой модели человека, удовлетворение личностных потребностей, поиск своего места в жизни и пр.

Самооценка личности в психологии

В психологии самооценка каждого индивида включает в себя способность более-менее объективно давать оценку собственным возможностям и силам, критически относиться к само



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.147 с.)