Занятие № 5. Уверенное поведение. Умение высказывать свое мнение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 5. Уверенное поведение. Умение высказывать свое мнение



И доказывать, отстаивать свою точку зрения.

Умение задавать вопросы.

ОБОРУДОВАНИЕ: по 3 листочка и ручку каждому участнику; бланк с нарисованной лесенкой из 10 ступенек; любые предметы или игрушки для каждого члена группы; напечатанные описания имени каждого участника, полотно ткани (можно взять ватман или покрывало из занятия №3, желательно однотонное), булавки или иголочки для прикалывания цветов, листы А-4 для каждого ребенка, фломастеры или карандаши для всех детей, ножницы для вырезания (несколько штук); шкатулка с зеркалом внутри.

Добрый день! Как ваше настроение? Готовы получать новые знания и приятные эмоции? Проходите, занимайте уже привычные для вас места. Сегодня у нас особый день, последний день наших встреч.  Сегодня мы с вами будем учиться высказывать свое мнение и вести себя уверенно. Предлагаю сразу начать и конечно поздороваться друг с другом.

Упражнение № 1 «Здравствуй по секрету»

Участникам группы предлагается написать в записке приветствие, но не подписываться, а сложить записку и положить ее в волшебную шляпу. Затем каждый по очереди вынимает записку и читает приветствие, как будто это его собственное.

Оборудование: листочки и ручки каждому ребенку. [5;87]

- Ну,  теперь вы настроились на работу? Легко ли вам было говорить чужие слова от своего имени?

Упражнение № 2 «История»

Ведущий делит участников на две команды. Определяется время для выполнения первого задания (например, 5 минут). За это время каждая команда сочиняет о себе историю, используя реальные данные. Например: «Мы живем в Киеве, Париже и Москве. Дома у нас 9 собак, 14 кошек, 2 попугая и 1 черепаха. Трех наших мам зовут Ольгами, а еще у нас два папы по имени Саша» и т.д. По истечении назначенного времени каждая команда выбирает рассказчика, и обе команды как бы меняются местами, то есть команда «А» рассказывает про команду «Б» и наоборот.

Оборудование: листки бумаги для команд и ручки. [6;123]

- Понравилось упражнение? Как ваше настроение сейчас? Что понравилось больше всего? Теперь вы поняли, сколько бывает общего у людей.

Упражнение № 3 «Словесный автопортрет»

Участники на листах бумаги пишут сообщения о себе, но не подписывают их. Рассказывают о семье, в которой они живут, о классе, в котором учатся, о друзьях, о своих качествах, характере, поведении, об успехах в учебе и т.д. Затем листы собираются и перемешиваются. Каждый подросток выбирает лист и зачитывает группе сообщение. Задача читающего – узнать по словесному описанию, о ком идет речь. Если он не догадался, то просит помощи у группы. [6;112]

- Легко ли было догадаться, кто скрывается под описанием? Что было сложным? Легко ли было писать о себе? Как вам было слушать о себе обсуждения группы?

 

Мини лекция

Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком.

С момента вступления в контакт с обществом у человека начинает формироваться самооценка личности. Как известно, каждый человек наделен определенными характеристиками, что говорят о его мировоззрении, убеждениях, психологии в целом. Главной стороной человеческого самосознания является самооценка. Благодаря ей происходит регулирование поведенческой модели человека, удовлетворение личностных потребностей, поиск своего места в жизни и пр.

Самооценка личности в психологии

В психологии самооценка каждого индивида включает в себя способность более-менее объективно давать оценку собственным возможностям и силам, критически относиться к самому себе.

Личностная самооценка может быть как адекватной, так и неадекватной. Все это зависит от характера человека, который, в свою очередь, влияет на формирование определенных качеств.

Изучение самооценки личности показало, что правильная самооценка в основном присуща взрослым людям. Умение гибко оценивать свои способности, корректировать, если это необходимо, стиль поведения под влиянием опыта, является необходимым качеством, помогающим в быстрой адаптации к жизненным условиям.

Оценка и самооценка личности зависит также от одобрения, уважительного отношения со стороны окружающих человека людей. На этом основании возникает уважение к самому себе, что является одной из важнейших личностных потребностей.

Самооценка и самосознание личности

В психической деятельности человека самосознание есть не что иное, как сложный процесс познания самого себя. В результате активного взаимодействия с окружающим миром, каждый познает себя. Данный процесс никогда не завершается. Самопознание развивается параллельно с развитием самооценки.

Благодаря познанию собственного «Я», индивид способен сохранять постоянство личностного поведения, при этом испытывая ответственность за сохранение социальных ценностей, что были им усвоены. Самооценка – это главный стержень самопознания на всех этапах его существования.

Самопрезентация – умение формировать у других благоприятное впечатление о себе, т.е. «подать себя» в выгодном свете. В разной степени мы постоянно управляем впечатлениями, которые создаем. Мы всегда играем перед аудиторией: если мы хотим произвести благоприятное впечатление, или запугать собеседника, или показаться беспомощным. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ, как для других людей, так и для самих себя. Мы учимся управлять впечатлениями, которые производим. Таким образом, мы «самопрезентуемся», показывая себя как определенный тип человека. Правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствии с нашими данными. Способы самоподачи отношения можно разделить на вербальные и невербальные. Важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу.

Чтобы расположить людей к себе, очень важно уметь оказывать знаки внимания, к которым в первую очередь относятся комплименты.

Комплимент – один из знаков внимания, выраженный в вербальной форме. Умение делать комплименты – это специальное искусство, которому стоит поучиться.

Выделяют несколько функций комплиментов.

С помощью комплимента можно:

• расположить к себе;

• вызвать положительные эмоции;

• стимулировать какое-либо действие («Ты же такой умный, неужели ты не можешь помочь мне решить эту задачку?»);

• внушать уверенность в победе, снять «зажим» («Ты так хорошо умеешь говорить и выглядишь так симпатично, что тебе трудно отказать!»);

• вызвать раскаяние («Я всегда считал, что тебе можно доверять, как же ты мог так поступить?»);

Комплименты могут иметь разную направленность:

• на внешность;

• на внутренний мир человека (эти комплименты значительно выигрывают перед первыми по своему воздействию);

• на профессиональные качества (имейте в виду, что ничего не может быть приятнее для учителя, чем позитивная оценка его педагогических способностей);

• на объекты гордости, любви, хобби.

Как правильно делать комплименты. Чтобы комплимент действительно оказался комплиментом, желательно придерживаться следующих правил:

• смысл должен быть только один и положительный. Избегайте двойного смысла. Берегитесь нечаянно задеть уязвимое место.

• Не увлекайтесь преувеличением, иначе можно назвать заядлого бездельника великим тружеником.

• Если человек убежден, что у него феноменально развито какое-либо качество, то комплимент по этому поводу воспринимается как банальность.

• Без претензий. Не хвалите то, что человек не хотел бы в себе совершенствовать.

• Без поучений. Комплимент констатирует данное качество, а не содержит рекомендации по его улучшению.

• Без приправ. Не добавляйте противоположный комментарий («Руки золотые – но язык!».

• Лучший комплимент – на фоне антикомплимента к себе.

 Похвала – оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу.

Похвала вызывает неадекватные эмоции в следующих случаях:

1. Когда вас хвалят за то, что вы на самом деле считаете недостойным одобрения.

2. Когда вас хвалит человек, который не пользуется вашим уважением, которого вы считаете недостаточно компетентным, чтобы вас оценивать.

3. Когда вас хвалят, так очевидно сравнивая с другими, пусть и в вашу пользу, что возникает ощущение, что вас хвалят, а ругают другого.

Поддержка – знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно не успешен, и касающийся той области, в которой в данный момент он испытывает затруднения (Например: «Ничего страшного, у всех бывают ошибки! В следующий раз у тебя это обязательно получится!»). Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.

Психологические качества лидера. Вопрос о том, почему человек становится лидером и каждый ли может им стать, является совсем не простым. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе,острый и гибкий ум, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Лидером становится тот человек, который при возникновении в группе сложной ситуации проявляет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации в данной группе. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидеров.

Выделяют три типа лидеров:

1.   Вожак – самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. Он влияет словом, жестом, взглядом, активный, сильный физически, авторитетность, умение принять нужное решение, интуиция, легкость в общении, дипломатичность. Сочетание всех этих качеств не гарантирует успех, в эффективном руководстве играет стиль поведения.

2.   Лидер – менее авторитетен, побуждает к действию личным примером, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.

3.   Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивные соревнования, турпоход и т.д.

Качества, которыми должен обладать руководитель: организатор трудового процесса, специалист, компетентный в решении задач, человек высокой культуры поведения, владеющий знаниями и навыками в области этики деловых отношений. Лидер руководит (управляет) коллективом в силу своих организаторских способностей.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

- Я думаю каждый из вас хотел бы быть лидером в своей группе общения. Как вы думаете какими качествами должен обладать лидер? Давайте разберем это вопрос на примере человека, которого вы считаете лидером (дети предлагают варианты лидера и обсуждают его качества). Качества записываются тезисно: высокая самооценка, уверенное поведение, умение общаться, умение слушать, делать комплименты, сообразительность, высокий интеллект, чувство юмора, хорошее настроение, красивая улыбка, приятная и опрятная внешность и т.д.

-  А вы хотите знать какая у вас самооценка? Давайте проверим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.016 с.)