Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Главное и второстепенное, композиционный центрСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В качестве основных составляющих любого композиционного произведения выступают элементы и пространство композиции. Пространство фона, графические элементы переднего плана, цвета, второстепенные графические элементы, освещение и ракурс составляют основу композиции. Цельность произведения определяется возможностью сразу охватить его взглядом и одновременно определить основную часть, вокруг которой располагаются не столь значимые, но тем не менее необходимые элементы. В конкретных заданиях нужно расставить определенные акценты в этом отношении. Под элементами формальной композиции понимают формы, которые имеют определенные пропорции и достаточно читаемый выразительный силуэт. Для рассмотрения таких понятий, как доминанта и акцент, необходимо разобраться в общих категориях, таких как главное, второстепенное и соподчиненность [11, с. 29]. Соподчиненность - взаимовлияние, взаимосвязь, взаимодополнение между главным и второстепенным в системе целого. Соподчиненные части композиции имеют долю общих признаков, что определяет их как целое. Главное - место в композиции, выделяющееся на общем фоне более броско, чем все другое. Это место в композиции подчиняет себе всех участников по иерархии значимости и удаленности. Чем дальше от главного находится второстепенный элемент, тем менее он с ним связан. Второстепенное - подчиненная общность фигур, зависит от расположения фигур относительно главного элемента. Закон соподчинения позволяет выстроить порядок выделением главного и подчинения ему второстепенного. Любое композиционное качество может быть максимально или минимально проявлено. Акцент есть ударение на оси или центре композиции, их точная фиксация; это более деликатное отношение между главным и второстепенным, так как его роль указующая, но не господствующая. Центр композиции - это фокусирующее место, вокруг которого объединяются элементы на принципах соподчиненности; соответствует главной части композиции, может совпадать с геометрическим центром схемы или центром равновесия масс. Центр композиции дает возможность создать цельность композиционных связей элементов. Выделение композиционного центра может достигаться с помощью определенных характеристик: количества, центрального расположения, качества, смыслового фактора [11, с. 29-33]. Характеристика количества - часть целого, большего по величине, объему, массе или количеству, которая будет выделяться над остальными частями. Характеристика центрального расположения - центральное расположение части по отношению к другим при прочих, относительно равных, условиях; выделяет эту часть и делает ее главной, доминирующей. Характеристика качества - выделение части целого другим свойством, изменением качества, пластики. Характеристика смыслового фактора выделяет часть целого над остальными частями с помощью смыслового значения. Ось композиции - это условная линия, визуально воспринимаемая в качестве главной, формируемая равнозначными элементами. Это линия, объединяющая вдоль себя фигуры в единое целое, что дает ощущение стабильности. Ориентация главной оси может быть различной: вертикальной, горизонтальной, наклонной (диагональной), сложноорганизованной (изогнутой, криволинейной). Существует три основных соотношения в организации формальной композиции: преобладание элемента, преобладание пространства, органичное единство композиционных связей элементов и пространства. В организационной структуре каждый составляющий ее элемент участвует не сам по себе, своим физическим контуром, а в единстве с тем пространством, которое органически принадлежит элементу. Интенсивность воздействия силового поля элемента зависит не только от его конфигурации, масштаба, цвета, тона, фактуры и положения в пространстве, но и от того, какие элементы находятся рядом с ним. Эффект композиционного объединения элементов в целостную структуру достигается за счет силовых полей всех элементов. Свободные места на листе так же активны, как и объекты, составляющие композицию. Критерием визуальной целостности композиции является ощущение того, что ее трудно разделить на независимые части. Если такое разделение напрашивается, то между силовыми полями элементов не установилась необходимая композиционная связь. Модульная система подбора композиционных элементов облегчает поиск наиболее оптимального решения комбинации всех составляющих и большего количества вариантов композиции. Элементы композиции, расположенные ближе к центру, воспринимаются лежащими в глубине - в этом случае ровное плоское поле становится пространством. Элементы, расположенные на однородном поле близко к краю, как бы лежат на поверхности, в плоскости «рамы». Понятие главного и второстепенного должно четко прочитываться в композиционной организации. В основе композиционного центра и придания ему главенствующей роли лежат законы зрительного восприятия. Смещение относительно геометрического центра придает композиционному произведению большую внутреннюю напряженность и пластическую выразительность в раскрытии художественного образа и темы. Месторасположение, размерные характеристики и размещение композиционного центра в организации формальной композиции зависят от знаний законов гармонии, индивидуальной интуиции автора, решаемой проектной задачи. Формат листа композиции определяет компоновку всех элементов форм, ориентацию главных линий. С использованием таких понятий, как композиционный центр, доминанта и акцент, можно рассмотреть принципы построения замкнутой композиции. Она строится на конкретной плоскости, четко ограниченной заданными размерами. Компоновка и расположение всех элементов должны быть такими, чтобы создавалась замкнутая композиционная структура. При этом указанная замкнутость может быть или четко выражена, или только подразумеваться, зрительно угадываться. Важно обеспечить в общей структуре ритмическую организацию элементов на плоскости, создание композиционного центра, устойчивое зрительное равновесие всех форм. Организация образа доминанты или господствующей идеи реализуется путем ясного выделения одного или нескольких элементов по размеру, форме, фактуре, цвету. Существует и такой принцип композиционного построения, где центром может быть «пауза» - пустое пространство [11]. Особое значение при построении замкнутой композиции (монокомпозиции) приобретает организация композиционной доминанты как способа определения центра. Доминанта может быть выражена одним или несколькими объектами, одной точкой или значительным по площади элементом; функции доминанты иногда выполняет даже свободное пространство плоскости - так называемая композиционная пауза. Понятно, что по тем или иным внешним признакам и характеристикам доминанта должна зрительно преобладать в окружающей ее среде. Ниже представлены несколько способов реализации доминанты в композиции: - доминанта выделяется посредством группирования и концентрации нескольких элементов на одном из участков плоскости по сравнению с достаточно спокойным и равномерным их распределением на других участках; - доминанта выделяется только цветом, все элементы структуры имеют одинаковые размеры и форму; - доминанта реализуется посредством использования контрастной формы; - доминанта создается увеличением размеров одного из элементов структуры. Возможно наличие двух композиционных центров, причем один из них как бы подчиняется другому. Однако композиционного центра как такового в композиции вообще может не быть. Тогда функцию доминанты выполняет композиционная пауза. При организации доминанты следует учитывать законы визуального восприятия плоскости: соответственно этим законам доминанта должна, как правило, располагаться в активной центральной части плоскости. В художественных произведениях с сюжетным содержанием композиционный центр, помимо декоративного звучания, приобретает определенное смысловое значение, что дополнительно его усиливает. Важно подчеркнуть, что в большинстве случаев в монокомпозиции выделение определенного центрального акцента тесно связано с ритмической организацией объектов. Благодаря предпочтительному использованию асимметричного членения плоскости на части, пластически напряженных линий и форм, из-за динамической организации ритмических элементов в общей структуре (контраст форм, размеров, направлений, цвета и фактуры) для монокомпозиций более характерным является динамическое состояние. Принцип динамизма. Силовые линии композиции. Известно, что движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, композиция симметрична, устойчива и неподвижна, визуально в ней есть динамика, потому как детали, элементы художественной формы всегда выражают движение; их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, и ощущение непрерывности движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в картине, в изображении. Выстраивается пластическая структура композиции – точки, линии, пятна, соединенные зрительными напряжениями линии, которые можно четко проследить вне зависимости от объекта на каждом изображении, - это силовые линии. Они называются силовыми потому, что несут на себе всю картину, ее целостность. Силовые линии не видны глазом, они находятся лишь в нашем сознании. Грамотно расположенные, они способны усиливать образ и объединять композицию [11]. Уравновешенность частей в картине – первостепенное требование композиционного построения - означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, ко всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия [11].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.012 с.) |