Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития витражного искусства
История витража отражает развитие этого искусства от несложных технических приёмов в декоративно-прикладном искусстве через совершенствование художественного ремесла к изысканным произведениям монументально-декоративного искусства [1]. В литературных источниках есть упоминания о витражах эллинистического Египта и Сирии (обе страны являются родиной стеклоделия) IV–III веков до нашей эры. Они были «накладными»: кусочки разноцветного стекла, как мозаику, накладывали на бесцветное [2, 3]. В Византии, а также в средневековой архитектуре Равенны и Венеции, раннехристианских базиликах Рима окна забирали ажурными мраморными решётками либо закрывали тонкими просвечивающими на солнце пластинами из мрамора, алебастра или селенита. Но сохранились и фрагменты витражей, в частности окон апсиды первой церкви монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. Они выполнены не позднее 1120 года и представляют собой куски стекла, оправленные в свинец и расписанные синей, жёлтой, пурпурной и зелёной эмалями. По литературным описаниям известно о несохранившихся витражах в окнах храма Св. Софии в Константинополе. Искусство витража не получило значительного развития в романскую эпоху. Апогей витражного искусства приходится на эпоху готики. Аббат Сугерий (Сюжер) при строительстве церкви Сен-Дени близ Парижа особое значение придавал символике света, и это открыло новые возможности искусства витража в храме. Витражи перехватывали свет солнца и озаряли цветными лучами пространство церкви, что создавало мистическое ощущение. Среди сохранившихся верхних витражей хора церкви Сен-Дени есть окно с изображением аббата, держащего в руках «витражное творение» (création de vitraux) (1144 г.). Сохранились также северная и южная розы трансептов, квадрифолии и трифолии больших стрельчатых окон нефов[4]. В «паечных витражах» готических соборов свинцовые перемычки (в пересечениях их спаивали оловом) следовали контуру рисунка, а цветные стёкла дополняли росписью шварцлотом (чёрной краской из окислов меди и железа) – прорисовывали лица и руки фигур, складки одежд и детали орнамента – и закрепляли посредством обжига. Чёрный контур перемычек усиливал контраст красок. Французское название «паечного», или «перегородчатого», витража – клуазонé (фр. cloisonné – разделённый перегородками, от cloison – перегородка, перемычка). Для окраски стёкол в массе применяли сульфит железа (красно-коричневый цвет), нитрат серебра (жёлто-оранжевый цвет), окислы марганца (фиолетовый), кобальта (сине-голубой). Для получения зелёных оттенков использовали наложения стёкол. Мастеров именовали витрариями (лат. vitrarius) [5].
В XIV–XV веках свинцовые перемычки становились тоньше и незаметнее, увеличивался размер стёкол, расписанных гризайлью. В конце концов в качестве перемычек остались лишь рамы, разделяющие большие стёкла с полихромной росписью. Мастера применяли дублирование – совмещение разноцветных стёкол, что позволяло использовать множество оттенков. В эпоху Северного Возрождения XVI века в окнах рыцарских замков появлялись расписные витражи с геральдикой владельцев. Получили распространение кабинетные витражи в том числе с использованием «лунного стекла». Круглые «лунулы» в свинцовых оправах составляли фон, в центре которого помещали расписные клейма с портретами или гербами владельцев замка. Расписные ренессансные витражи воспроизводили композиции популярных гравюр А. Дюрера, М. Раймонди и других художников. Возрождение витражного дела происходило во второй половине XIX века в мастерских «Искусства и ремёсла» Уильяма Морриса в Англии и к концу столетия, в период модерна в Германии. В 1880-х годах центром нового витражного искусства стал город Мюнхен, столица Баварии. Традиции искусства росписи по стеклу сохранялись в народном творчестве и художественных ремёслах разных стран. Во Франции витражи использовал выдающийся художник стиля ар-нуво Э. Гимар, в Шотландии – Ч. Р. Макинтош, в США – Л. К. Тиффани. В искусстве модерна (стиле ар-нуво) и позднее, в стиле ар-деко, помимо паечной техники художники стали использовать моллирование стекла, травление, пескоструйную обработку, «мраморное» стекло (матированное со свилями) нежных палевых, перламутровых оттенков. Наборные витражи использовали в дверцах буфетов и сервантов, в окнах лифтов и лестничных клеток (с электрической подсветкой), в оформлении интерьеров роскошных экспрессов и океанских лайнеров. В 1949–1951 годах французский живописец Анри Матисс использовал витраж в оформлении Капеллы Чёток – выдающегося произведения модернистского искусства.
Стекло в России не было традиционным и столь любимым материалом, таким как дерево или керамика. Тем не менее в период национального романтизма, в первой трети XIX века витражи эпизодически появлялись в садово-парковых сооружениях, стилизованных под западноевропейскую готику, или в загородных дворцах, Развитие искусства витража в России во многом связано с деятельностью мюнхенского художника Ф. Станика [14]. В 1883 году в Москве Ф. Станик организовал мастерскую обучения «стекольно-живописному искусству». Одним из самых выдающихся мастеров расписного витража был латышский художник Эрнст Тоде. Для архитектуры модерна Санкт-Петербурга и Москвы типичны паечные (перегородчатые) витражи, вызывающие ностальгию по классике и одновременно соответствующие стилизаторским устремлениям архитекторов. В 1960-х годах литовские художники стали использовать глубокое травление массивного стекла, оклейку с помощью эпоксидной смолы и, наконец, эрклёз (массивные куски колотого стекла, оправленного в бетонную основу). Такая технология отражала эстетику «сурового стиля», распространённого в те годы в искусстве СССР. В 1970–80-х годах художники осваивали индустриальные методы набора витражей из разноцветных стеклоблоков на металлической арматуре, в частности «армированный литой витраж», когда арматура, вплавленная в стекло, формует контуры заданного художником рисунка. Существует также роспись стеклоткани, рисование и гравировка по акрилату и многие другие приёмы, которые, однако, мало привносят в художественное развитие витражного искусства, расцвет которого остался в прошлом.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.005 с.) |