Основные этапы развития витражного искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития витражного искусства



История витража отражает развитие этого искусства от несложных технических приёмов в декоративно-прикладном искусстве через совершенствование художественного ремесла к изысканным произведениям монументально-декоративного искусства [1].

В литературных источниках есть упоминания о витражах эллинистического Египта и Сирии (обе страны являются родиной стеклоделия) IV–III веков до нашей эры. Они были «накладными»: кусочки разноцветного стекла, как мозаику, накладывали на бесцветное [2, 3].

В Византии, а также в средневековой архитектуре Равенны и Венеции, раннехристианских базиликах Рима окна забирали ажурными мраморными решётками либо закрывали тонкими просвечивающими на солнце пластинами из мрамора, алебастра или селенита. Но сохранились и фрагменты витражей, в частности окон апсиды первой церкви монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. Они выполнены не позднее 1120 года и представляют собой куски стекла, оправленные в свинец и расписанные синей, жёлтой, пурпурной и зелёной эмалями. По литературным описаниям известно о несохранившихся витражах в окнах храма Св. Софии в Константинополе.

Искусство витража не получило значительного развития в романскую эпоху. Апогей витражного искусства приходится на эпоху готики. Аббат Сугерий (Сюжер) при строительстве церкви Сен-Дени близ Парижа особое значение придавал символике света, и это открыло новые возможности искусства витража в храме. Витражи перехватывали свет солнца и озаряли цветными лучами пространство церкви, что создавало мистическое ощущение. Среди сохранившихся верхних витражей хора церкви Сен-Дени есть окно с изображением аббата, держащего в руках «витражное творение» (création de vitraux) (1144 г.). Сохранились также северная и южная розы трансептов, квадрифолии и трифолии больших стрельчатых окон нефов[4].

В «паечных витражах» готических соборов свинцовые перемычки (в пересечениях их спаивали оловом) следовали контуру рисунка, а цветные стёкла дополняли росписью шварцлотом (чёрной краской из окислов меди и железа) – прорисовывали лица и руки фигур, складки одежд и детали орнамента – и закрепляли посредством обжига. Чёрный контур перемычек усиливал контраст красок. Французское название «паечного», или «перегородчатого», витража – клуазонé (фр. cloisonné – разделённый перегородками, от cloison – перегородка, перемычка). Для окраски стёкол в массе применяли сульфит железа (красно-коричневый цвет), нитрат серебра (жёлто-оранжевый цвет), окислы марганца (фиолетовый), кобальта (сине-голубой). Для получения зелёных оттенков использовали наложения стёкол. Мастеров именовали витрариями (лат. vitrarius) [5].

В XIV–XV веках свинцовые перемычки становились тоньше и незаметнее, увеличивался размер стёкол, расписанных гризайлью. В конце концов в качестве перемычек остались лишь рамы, разделяющие большие стёкла с полихромной росписью. Мастера применяли дублирование – совмещение разноцветных стёкол, что позволяло использовать множество оттенков.

В эпоху Северного Возрождения XVI века в окнах рыцарских замков появлялись расписные витражи с геральдикой владельцев. Получили распространение кабинетные витражи в том числе с использованием «лунного стекла». Круглые «лунулы» в свинцовых оправах составляли фон, в центре которого помещали расписные клейма с портретами или гербами владельцев замка. Расписные ренессансные витражи воспроизводили композиции популярных гравюр А. Дюрера, М. Раймонди и других художников.

Возрождение витражного дела происходило во второй половине XIX века в мастерских «Искусства и ремёсла» Уильяма Морриса в Англии и к концу столетия, в период модерна в Германии. В 1880-х годах центром нового витражного искусства стал город Мюнхен, столица Баварии. Традиции искусства росписи по стеклу сохранялись в народном творчестве и художественных ремёслах разных стран. Во Франции витражи использовал выдающийся художник стиля ар-нуво Э. Гимар, в Шотландии – Ч. Р. Макинтош, в США – Л. К. Тиффани. В искусстве модерна (стиле ар-нуво) и позднее, в стиле ар-деко, помимо паечной техники художники стали использовать моллирование стекла, травление, пескоструйную обработку, «мраморное» стекло (матированное со свилями) нежных палевых, перламутровых оттенков. Наборные витражи использовали в дверцах буфетов и сервантов, в окнах лифтов и лестничных клеток (с электрической подсветкой), в оформлении интерьеров роскошных экспрессов и океанских лайнеров. В 1949–1951 годах французский живописец Анри Матисс использовал витраж в оформлении Капеллы Чёток – выдающегося произведения модернистского искусства.

Стекло в России не было традиционным и столь любимым материалом, таким как дерево или керамика. Тем не менее в период национального романтизма, в первой трети XIX века витражи эпизодически появлялись в садово-парковых сооружениях, стилизованных под западноевропейскую готику, или в загородных дворцах,

Развитие искусства витража в России во многом связано с деятельностью мюнхенского художника Ф. Станика [14]. В 1883 году в Москве Ф. Станик организовал мастерскую обучения «стекольно-живописному искусству».

Одним из самых выдающихся мастеров расписного витража был латышский художник Эрнст Тоде.

Для архитектуры модерна Санкт-Петербурга и Москвы типичны паечные (перегородчатые) витражи, вызывающие ностальгию по классике и одновременно соответствующие стилизаторским устремлениям архитекторов.

В 1960-х годах литовские художники стали использовать глубокое травление массивного стекла, оклейку с помощью эпоксидной смолы и, наконец, эрклёз (массивные куски колотого стекла, оправленного в бетонную основу). Такая технология отражала эстетику «сурового стиля», распространённого в те годы в искусстве СССР. В 1970–80-х годах художники осваивали индустриальные методы набора витражей из разноцветных стеклоблоков на металлической арматуре, в частности «армированный литой витраж», когда арматура, вплавленная в стекло, формует контуры заданного художником рисунка. Существует также роспись стеклоткани, рисование и гравировка по акрилату и многие другие приёмы, которые, однако, мало привносят в художественное развитие витражного искусства, расцвет которого остался в прошлом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.005 с.)