Понятие метричности, мотива, раппорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие метричности, мотива, раппорта



    Орнамент представляет собой самый упорядоченный, почти математически точный вид композиционного построения. Он в первую очередь подчиняется законам гармонии и пропорций. В орнаменте можно наблюдать все виды симметрии, о которых уже шла речь выше. Традиционные приемы построения орнаментальной композиции выполняются на основе зеркального отражения, вращения, переносов, сетки.

Метричность - это равномерность в движении механиче­ского типа. Если развитие ритма в композиции имеет пределы, то метрическая композиция может повторяться бесконечно. Ярким примером метрического ряда служит орнамент. В отличие от метра ритм придает композиции динамизм и порождает движение с более сложной характеристикой. Вполне возможно использование в композициях сочетания метра и ритма.

 Метрическое повторение ритмических рядов помогает создавать весьма оригинальные произведения. Метрические композиции называют раппортными. Раппорт - это минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива, способная без промежутков заполнить всю плоскость поверхности материала.

Большое значение при создании орнаментальных композиций имеет выбор темы, творческого источника. В орнаменте тема - это единство развития того или иного предметно-декоративного мотива. Мотив - это главный элемент орнамента; условно обобщенное преобразование реальных и нереальных форм; может состоять из одного или нескольких элементов [11].

Условия создания мотива:

- должен пройти стадию типизации, обобщения, стилизации;

- разновидовые элементы и мотивы в рисунке объединяются по принципу единого стилевого решения;

- выразительные графические средства эскиза должны быть едины и гармоничны для всех его частей;

- для переработки в орнаментальный мотив выбираются наиболее выразительные ракурсы, силуэты;

- пластическая форма мотива может быть выражена прямо- и криволинейными очертаниями и условно разделена на тяжелые и легкие;

- сложные мотивы геометризируются и упрощаются, многодетальная форма преображается в более условную и лаконичную;

- все мотивы и их элементы должны вызывать у зрителя положительные эмоции.

Графическая трактовка мотивов:

-линеарное решение – одинаковой и разной толщины линия (ажурно, легко);

-пятновое решение(тяжеловесно, активно);

-линеарно-пятновое решение (наибольшие выразительные возможно­сти).

Условия гармонизации орнамента:

-яркий, выразительный образ орнаментального мотива;

-движение мотивов, их элементов, пространства (фона) между мотивами; ономожет быть ритмическим (с промежутками) и пластическим (непрерывное);

- цельное цветовое решение орнамента.

В организации композиции орнамента участвуют такие сред­ства композиции, как симметрия, статика, динамика, ритм [11].

 

Виды орнаментов

     Разнообразие связей орнамента с несущей поверхностью, которую он организует, определяет типологию орнаментальных композиций. Орнамент для удобства изучения условно подразделяют на поясной (фризовый, в том числе меандр), центрический, обрамляющий, геральдический, заполнительный (раппортный) или же сочетающий некоторые из этих разновидностей в более сложных комбинациях.

Классификация орнаментов

    Технический орнамент.

    Возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при производстве ее на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.

Символический орнамент.

Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов.
Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия. Появившись в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, символический орнамент и в современный период продолжает играть важную роль.

Геометрический орнамент.

Первоначально этот орнамент возник благодаря слиянию технического и символического орнаментов, образовав более сложные комбинации изображений, лишенные конкретного повествовательного значения. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Ведь любая геометрическая форма – это изначально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная. Постепенное развитие первоначальных и в то же время основных геометрических форм привело к тем художественным формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического искусства.

Растительный орнамент.

Это самый распространенный орнамент после геометрического, для него характерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена. Растительный орнамент по сравнению с другими его видами представляет наибольшие возможности для создания разнообразных мотивов, приемов исполнения, для оригинальной трактовки формы. Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.007 с.)