Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства гармонизации формальной композиции

Поиск

     Процесс создания композиции - это процесс гармонизации художественной формы.

Гармония (гр. αρμονία – созвучие, согласие) – философско-эстетическая категория, обозначающая высокую степень упорядоченности составных частей в чем-то целом, едином, и соответствие этого целого эстетическим критериям совершенства и красоты. Гармония – это согласованность, слаженность, взаимная обусловленность частей в целом, их непротиворечивое сочетание. В процессе работы над графической и пластической композицией особое значение приобретает как композиция отдельных элементов, так и их сочетание в едином ансамбле. Композиция в данном случае является средством создания единства, цельности, рациональной организованности художественного произведения. Композиционный поиск в художественном проектировании направлен на придание форме (плоскостной или объемной) свойств, обеспечивающих получение зрителем полезных гармоничных эффектов [ 4 ]. Существуют два способа художественного видения при гармоничной организации композиции:

    - сосредоточение внимания на отдельных элементах (частях) композиции и восприятие остального только по отношению к отдельным элементам;

    - видение в целом, без выделения отдельного элемента композиции. При этом любые детали, части должны подчиняться целому - они утрачивают свою самостоятельность.

Основные средства композиции: контраст, нюанс, тождества, симметрия, асимметрия, пропорциональность, масштабность, ритм, модуль.

Контраст, нюанс, тождество

    При сравнении каких-либо однородных первичных элементов формы (массы, конфигурации форм, линии, цвета и т. д.) возможны три вида их отношений: равенство (тождество), сходство (нюанс) и контраст [11, с. 25-29].

Тождество - полное сходство, совпадение по всем признакам, состояние идентичности, одинаковости элементов композиции. Тождественные элементы сами по себе имеют ограниченные худо­жественные возможности, создают множество, образуют фоновое пространство. Тождественные отношения могут лишь выражать некую множественность, массовость, протяженность. В зависимости от сочетания с другими средствами гармонизации можно создать сложный эмоциональный настрой произведения.

Контраст - это резко выраженная активная противоположность, противопоставление между элементами по какому-либо свойству или по всем свойствам одновременно.

Композиционные контрасты разнообразны. Сопоставление по принципу контраста видоизменяет и усиливает эффект каждого из них.

Эффекты контрастов: пространство - предмет - объем - плоскость; темное - светлое; серое - цветное; жирное - тощее; плоскость - линия; вертикальное - горизонтальное; активное - пассивное; прямое - косое; статическое - динамическое; геометрическое - органическое; симметрия - асимметрия; большое - малое; линия - точка; мягкое - жесткое; открытое - закрытое (замкнутое); четкое - неясное; гладкое - фактурное; неустойчивое - устойчивое; широкое - узкое; эксцентрическое - концентрическое.

Разнообразие композиционных контрастов способствует созданию активно-динамического ритма, эмоциональной окраски, смысловых и ориентирующих акцентов. Избежать единообразия в композиции можно, изменяя по принципу контраста основные формы объекта [8].

Путем контраста можно усилить выразительность любой формы. При умелом использовании контраст может сыграть решающую роль в композиции. Контраст активизирует форму маловыразительную и скучную, дает возможность быстрого прочтения темы, информации сюжета. В то же время контраст может помешать основной композиционной задаче и даже разрушить ее. Поэтому в создании гармоничной формы очень важен момент соотношения с другими средствами композиции. Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого, усиливают различия свойств форм, делая их единство более напряженным, впечатляющим. Контраст позволяет создать четко видимую иерархию элементов композиции, т. е. выявление главного на фоне второстепенного, расставляет акценты, выражает энергию и силу произведения. Контрастом также может являться ярко выраженное визуальное изменение каких-либо свойств форм. Контрастные отношения зрительно более выразительны, чем нюансные [3, с.71].

Нюанс несет в себе едва заметный переход, оттенок, слегка видимые тайные противоречия. Нюансными считаются такие отношения между сравниваемыми объектами, при которых явно преобладают сходства и имеются незначительные различия по одному из видов свойств. Нюанс может характеризоваться еле заметными изменениями определенного свойства или свойств. Нюансные изменения в рамках новой формы дают множественные вариации и направления. Нюанс - это разнообразная гамма вариантов в тончайших отношениях различных материалов, фактуры, цвета. Нюансировка формы требует самой высокой квалификации дизайнера, тонкого чутья. Нюансные отношения дают возможность максимально проявить целостность и слитность элементов композиции. Контраст и нюанс имеют общую цель выделить отдельные детали конструкции, подчеркнуть индивидуальность формы, избежать монотонности.

Нюанс и контраст присутствуют в какой-либо форме в каждой композиции. В зависимости от поставленных задач что-то из них выступает на передний план, становится лейтмотивом композиционной организации. Отношение контраста и нюанса затрагивает взаимозависимость и взаимовлияние между частями целого, а именно взаимоотношения главного и второстепенного в композиции, понятие соподчиненности и целостности. Если контраст считать активным противопоставлением между элементами по какому-либо вышеперечисленному свойству или по всем свойствам одновременно, а нюанс - небольшим, едва различимым отличием, визуально объединяющим элементы между собой в композиции, то нюанс становится проявленной категорией второстепенного, а контраст - главного.

Контраст и нюанс - взаимодополняющие средства, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Контраст и нюанс могут подразделяться по основным свойствам (размеру, форме, цвету, тону, фактуре, положению на плоскости или в пространстве), а иногда - по нескольким признакам одновременно [3, с.72].

Контраст, нюанс, тождество - это композиционные средства, помогающие организовать уравновешенную, цельную, гармоничную во всех отношениях композицию. Ритму подчинен порядок, связь, строй всех элементов художественного произведения, он побуждает к преодолению неподвижности изображения, заставляет его дышать и двигаться. В зависимости от доминирования одного средства над другим возникают различные ассоциации и художественные образы, создается сложное прочтение всей композиции.

Каждому композиционному средству отведена конкретная роль в ор­ганизации композиции, а степень его значимости в создании произведения каждый художник определяет самостоятельно, исходя из своих творческих задач. Не только индивидуальное предпочтение творческих личностей, но и виды искусства влияют на выбор этих средств.

Симметрия, асимметрия

Симметрия - принцип организации композиции, где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра. При повороте вокруг центра оси или плоскости симметричные элементы полностью совмещаются друг с другом. Зеркальная симметрия - наиболее простой вид симметрии, основанный на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой, как предмет и его отражение в зеркале. Зеркально-поворотная симметрия - вид сложносоставной симметрии, когда одни части совмещаются сами с собой при повороте, а другие зеркально отражаются. Конгруэнтная (осевая) симметрия - основной вид симметрии, обусловленный совместимостью получаемой при вращении фигуры относительно оси симметрии, т. е. линии, поворачиваясь вокруг которой фигура совмещается сама с собой. Симметрия переноса состоит из совмещения формы, являющейся частью целого, с самой собой путем перемещения вдоль оси переноса на определенное расстояние (простой, метрический ряд). Симметрия является одним из важнейших средств достижения единства и художественной выразительности композиции. Уравновесить симметричную композицию гораздо легче, чем асимметричную, так как симметрия уже создает предпосылки для композиционного равновесия.

Асимметрия - сочетание расположения элементов, при котором ось или плоскость симметрии отсутствуют. Асимметрия не есть полное отсутствие симметрии, а является самым сложным ее видом, когда равенство ощущается при фактической разности. В такой композиции важна зрительная уравновешенность всех ее частей по массе, фактуре, цвету. Баланс равенства масс относительно оси зрения создается развитым, сформированным или природным чувством меры. Асимметричный принцип организации композиции основывается на динамичной уравновешенности элементов, на впечатлении движения их несимметричных частей в пределах целого визуального равновесия относительно композиционного центра или оси [5, с. 91]. Обычно заинтересованность в использовании асимметрии возника­ет, когда нужно оживить интерес к стабильным формам. Композиция графического листа с использованием свойств асимметрии обладает наибольшей художественной выразительностью и визуальной активностью, но и определенной сложностью в исполнении.

 

Пропорции и масштаб

    Размерные отношения элементов формы изделий являются той основой, на которой строится вся композиция. Поэтому пропорции являются одним из наиболее важных ее средств. Исследованием пропорций занимались ученые, зодчие и художники с давних времен, так как это средство композиции, при умелом его использовании, дает непосредственный эффект гармонизации.

На многие проявления композиции пропорциональные отношения могут оказывать непосредственное влияние. Соподчинение элементов формы во многом обусловлено наличием определенной закономерности в размерных соотношениях между ними. С пропорциями связаны такие важнейшие закономерности, как усиление динамичности или статичности формы, увеличение ее зрительной устойчивости [13].

Пропорциональность - соразмерность целого и частей, которая прослеживается при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом; одно из классических средств в композиции, с помощью которого достигается организованность формы. Пропорция - это рассчитанная размерная система, в которой отношения элементов формы организуют объемно-пространственную структуру. Под пропорцией понимается пропорциональное отношение отдельных частей целого между собой и этим целым. Это сопоставление, или соразмерность, может быть основано на равенстве или противопоставлении любых характеристик элементов.

Пропорциональными отношениями называется результат сравнения двух величин одного свойства, например линейных измерений, площадей поверхности, объемов, цвета, фактур, масс и др. В эпоху Ренессанса среднее пропорциональное соотношение называли «божественной пропорцией». Леонардо да Винчи, занимаясь системой пропорций, дает ей название «золотое сечение». На практике применяется приближенное гармоничное «золотое сечение», в котором каждое последующее число является суммой двух предыдущих: 3:5, 5:8, 8:13 и т. д.

 Пропорциональные отношения можно подразделить на два вида: равные и неравные. В первом случае они основаны на равенстве и являются источником ощущения покоя, устойчивости; во втором случае поддерживаются контрастом и вызывают ощущение движения. Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров элементов и их составных частей, линейных характеристик форм и силуэтов и тому подобное определяют выра­зительность композиции.

Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой.

Масштабность - соразмерность принятому эталону (человеку). «Человек есть мера всех вещей». Эти слова, высеченные на мраморе Дельфийского храма, довольно точно выражают суть масштабности предметного мира - всего того, что создает человек.

Масштабность - отношение величины площади формы предметов в сравнении их друг с другом, соразмерность величины частей предметов между собой и ко всей форме. При проектировании промышленных изделий и сооружений необходимо соблюдать масштаб, чтобы их размеры соответствовали назначению, были увязаны с окружающей средой и соразмерны человеку. Масштаб не абсолютная, а относительная величина. Масштабность объекта определяется тремя моментами: отношением всего объекта к человеческому росту, отношением к пространству, окружающему или находящемуся перед ним, и отношением абсолютных размеров объекта к привычным и оптимальным размерам его элементов.

Соотношение элементов между собой и их моделировка меняются в зависимости от величины и среды. Объекты разного масштаба существенно различаются по форме. Восприятие абсолютного размера зависит от количества деталей, непосредственных размеров и формы, пропорций составных частей. От сложности формы в большей степени зависит, считать ли объект большим или маленьким. Закономерности масштаба формы в природе применимы в дизайне, скульптуре и архитектуре. С масштабностью связаны равновесие и устойчивость масс частей формы.

 

Равновесие

    Равновесие - это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Физиологически человек зрительно не может воспринимать форму изделия законченной, если размеры и масса ее частей не уравновешены. Равновесие в композиции можно визуально определить как баланс масс относительно центра или оси равновесия. Равновесие зависит от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым.

   Уравновешенность элементов может быть представлена в виде статического или динамического равновесия. Статическое равновесие - это абсолютное или относительное равенство элементов по массе относительно точки или линии в композиции, характеризуемое визуально эмоциональным ощущением покоя. Различают три варианта статического равновесия фигур на плоскости: формы ориентированы на центр, сдвинуты в верхнюю часть, расположены в нижней части. Более сложным и интересным способом равновесие достигается при нарушении симметрии в компоновке элементов. Динамическое равновесие - условное равенство совокупной массы элементов относительно точки или линии в композиции, взаимодействие разнонаправленных сил, ха­рактеризуемое скрытым или явно воспринимаемым ощущением движения. Одно направление движения композиционных элементов на плоскости листа компенсируется противоположным. Таким образом, одной из главных задач при работе над формальной композицией является создание устойчивого зрительного равновесия всех компонентов структуры вверху и внизу, справа и слева [16].

Статика и динамика

     Статика - состояние покоя, равновесие формы, устойчивость во всем ее строе, в самой геометрической основе, визуальная неизменяемость, неподвижность массы и пространства по всем направлениям в границах композиции. У статичных предметов есть явный центр, своего рода ось, вокруг которой организуется форма. Квадрат имеет две перпендикулярные плоскости симметрии, следовательно, силуэты, вписывающиеся в квадрат, наиболее стабильны. В композиции графического листа свойства статики выявляются за счет преобладания крупных, весомых по размерам элементов. Понятие статики часто ассоциируют с понятием «медленно», динамики - с понятием «быстро».

Динамика - зрительное восприятие движения, стремительная форма. Динамичная форма может быть присуща как неподвижным объектам, так и быстро движущимся предметам. Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других. Треугольник имеет одну плоскость симметрии, фигура более динамична. Движение может быть направлено в сторону контраста или изменения формы. Динамика формы возникает также в неравном членении формы на части, проявляется в тоновых, цветовых и фактурных отношениях. Более активные цвета, тона и фактуры создают впечатление движения. При явном преобладании какого-либо направления можно утверждать о превосходстве вертикально­го, горизонтального, восходящего или нисходящего движения в целом. Состояние динамики в пространстве листа усиливается при визуальном сравнении легких, небольших форм и крупными, массивными [11, c. 23-24].

    Метр и ритм

    Одно из наиболее часто применяемых средств гармонизации композиции является ритм. Это средство отражает связь человеческой природы и деятельности, в том числе и творческой, с мирозданием. Ритм - элемент самой жизни: день и ночь; зима, весна, лето, осень; детство, юность, зрелость, старость. Любая личность находится в системе развития всего человечества и не только реагирует на свои собственные ритмы, но и способно усваивать ритмы, идущие извне [3, с. 65].

Ритм - это равномерное чередование или изменение размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей. Ритм действует на наши чувства, мы воспринимаем его не только зрительно, но и на слух (стук колес, музыка, танец). Источник звука воспринимается ритмическим потому, что выдержан одинаковый интервал между звуками, ударами. Ритм свойственен не только движению, но и статичным предметам (архитектура, орнамент). Это четко видимая изменяемость от большего к меньшему или, наоборот, выраженная в какой-либо последовательности. Ритм можно определить как порядок в движении. Он может развиваться по гиперболе, параболе, эллипсу, прямой, спирали и т. д.. При этом композиция, помимо всего прочего, может иметь устойчивый или неустойчивый характер. Ритм может быть спокойным и беспокойным, направленным в одну сторону, сходящимся к центру, метричным и хаотичным. Из всех признаков формы наиболее значимым является размер, затем - интервал. Сила связи ритма наиболее значительна, из всех других связей в композиции листа.

Неоднократное повторение какого-либо элемента с одинаковым интервалом называется метрическим повтором, или метром. Роль метрического повтора в композиции зависит от многих условий и прежде всего - от активности повторяющегося элемента. Метрические ряды могут быть различной сложности. Простой основан на повторе одного элемента, в более сложном один ряд скоординирован с другим, в очень сложном одновременно развивается несколько метрических повторов [13, с. 60-64].

Ряд, состоящий из одинаковых элементов и интервалов между ними, называется простым метрическим рядом. Ряд, составленный сочетанием двух или более простых метрических рядов, называется сложным метрическим рядом.

Ритмические порядки могут быть представлены четырьмя схемами. Первая схема - чередование равных элементов при изменении интервалов между ними, вторая - элементы формы меняются, а интервал - нет, третья - меняются, т. е. возрастают или убывают, и элементы формы, и интервалы между ними; четвертая - элементы формы и интервалы возрастают или убывают при их радиальном расположении.

Ритм может быть явным (орнамент, архитектурные элементы, строение растений) или скрытым (строения домов, группы людей, случайные капли). Ритму могут быть подчинены не только изменения формы, но и цвет, пластика и другие изобразительные свойства. Повтор облегчает восприятие композиции, делает ее ясной, лаконичной и упорядоченной. Поэтому при решении определенных композиционных задач используется сложное развитие ритма параллельно с другими законами композиции.

Ритм – средство создания композиции, ее окраски и придания ей звучания [8]. В ритмах концентрируются или пересекаются различные категории композиции: масштабность, пропорциональность, масса, цветность, контраст, симметрия, временная и пространственная протяженность. Пронизывая композицию и конструкцию, ритм помогает выявить содержание объекта проектирования.

Художественный ритм - это форма свободного движения определенных схем, управляемых дизайнером. Он содержит большой эстетический потенциал художественной выразительности произведения. Существует два типа ритма: активно-динамичный и пассивно-динамичный. Активно-динамичные ритмы существуют в музыке, песне, танцах, где элементы исчезают и появляются в рамках определенного времени, т. е. они не статичны. Пассивно-динамичные ритмы есть в архитектуре, живописи, графике, скульптуре, графическом дизайне, где пластические формы статичны, все их элементы появляются лишь в нашем сознании. В пассивно-динамичном ритме важны протяженность элементов, их пространственное положение,  равномерность и размеренность ритма. Ритм является раздражителем, который способствует заданному типу движения по форме, направляя его и придавая ему определенный темп. Ритм дает возможность ощутить цельность художественной формы - соподчинение ее элементов, границы, монолитность.

Ритм в искусстве - пространственно-временная категория.

Динамика ритма - закономерное чередование однородных элементов, их поступательное движение. Ритмические ряды не всегда и не все симметричны, но симметрия для ритма органична и поэтому легко усваивается. Симметрия гасит ритм. Ритм симметрии - излюбленный ритм замкнутой формы  [8]. Закон симметрии - повторяемость по обеим сторонам оси. Для закона симметрии, как и для закона чередования, характерна динамика ритма. Асимметрия делает ритм сложным.

Простая форма ритма - простой повтор одинаковых элементов. Сложная форма ритма появляется тогда, когда модулем ритма, ритмическим акцентом становится сложная группа форм. Ритм создает эмоциональный строй. Он бывает мягким, уравновешенным, возбуждающим, холодным, жестким и т. д. Совпадение ритмических и смысловых акцентов обеспечивает логичность композиции, ее архитектоничность.

Ритмическая организация объекта - слагаемое множества ритмических рядов, сложно переплетенных между собой, строго соподчиненных в композиционном и функциональном выражении.

 

 

Структурность

 Понятие «структура» в теории композиции рассматривается, прежде всего, как внутреннее строение художественной формы. Цель структурного формообразования - нахождение гармоничной связи между элементами, составляющими форму. Такая связь выражается в соподчиненности элементов композиции. В соответствии с ней принцип структурности означает соподчиненность, т. е. четкость, ясность, слаженность внутреннего строения формы. При отсутствии соподчиненности форма выглядит монотонной, аморфной, вялой или, наоборот, пестрой, распадающейся на части. В этом случае элементы либо вообще не выделяются в композиции, образуя однообразную массу, либо имеют исключительно самостоятельное композиционное значение, нарушающее целостность формы [14].

Структурная гармонизация происходит при разделении элементов композиции на главные и второстепенные. Ее цель - наиболее яркое выявление художественных свойств каждого элемента и в то же время нахождение гармонической связи между элементами. Пример - установление соподчиненности между разными цветовыми пятнами в графической композиции или пластическими элементами в объемной форме. Чем четче и ярче раскрыты свойства каждого элемента и вместе с тем органичнее структурная связь между элементами, тем композиция выразительнее. Однородная соподчиненность основывается на взаимодействии элементов, равных по всем своим композиционным свойствам. Предел, за которым она не прочитывается, - форма, состоящая из одинаковых и равнозначных элементов. При крайней их простоте и плотности она приобретает элементарный характер, граничащий с однообразием, упрощенностью и невыразительностью композиции. Разнородная соподчиненность - это структурная связь элементов, имеющих разное композиционное значение (разделяющихся на главные и второстепенные) и отличающихся разными композиционными свойствами. Виды структурных соподчинений элементов композиции весьма разнообразны.

Композиция разрушается, если она построена на элементах, отличающихся по всем своим композиционным свойствам и обладающих структурной самостоятельностью [14].

Самым распространенным является выделение главного элемента на основе контрастного сопоставления его с второстепенными элементами. Контраст может быть выражен в цвете, пластике, расположении, размерах и других композиционных свойствах элементов. Он позволяет четко выделить главные структурные элементы композиции, сохраняя ее цельность. Нюансная композиция предполагает сглаживание различия между разными по структурному значению элементами.

 

Гибкость

     Понятие гибкости вошло в теорию композиции сравнительно недавно и не получило еще своего достаточно четкого разъяснения, хотя сама гибкость как композиционный принцип на практике осваивается уже давно и широко в различных областях искусства, в том числе и в дизайне. В современном понимании композиция - это художественная система, способная к развитию и сохраняющая при этом свою целостность. В таком виде она всегда относительно завершена. Гибкость часто обуславливается функцией формы. Она обнаруживается в природном мире, где изменение - явление закономерное, возникающее под действием на форму как внутренних, так и внешних сил. Живые формы, изменяясь, остаются целостными организмами [14].

В композиционном значении гибкость часто приравнивается к динамичности, которая выражается в чисто зрительном или механическом движении формы. Зрительно воспринимаемая динамика достигается разными композиционными приемами (о них мы говорили в разделе, посвященном динамике). Ее может дополнять физическое изменение формы в пространстве и времени за счет перегруппировки элементов, их добавления, убавления, сдвига, вращения и пр. Весьма распространенный прием - комбинаторика элементов. Это особый вид гибкого формообразования, суть которого - изменение формы на основе разного сочетания одних и тех же элементов. При таком сочетании образуются новые комбинации элементов и, соответственно, новые формы. Одна из характерных черт комбинаторики - открытость в плане свободного развития формы в пространстве. Такому развитию в практике дизайна отвечают дизайн-системы, приспосабливаемые к изменяющимся функциональным и художественным требованиям. Их построение основывается на совмещении двух общих, противоположных, по сути, тенденций - универсализации и индивидуализации формы. Такое совмещение заключает в себе целый ряд специфических приемов построения гибких композиций:

- установление структурного порядка на основе складывания одинаковых по форме элементов (эффект кирпичиков),

- сборка разных элементов по единым стыковочным узлам (эффект конструктора),

- образование замкнутых, но изменяющихся внутри себя систем (эффект матрешки),

- изменение положения формы с изменением функций (эффект перевертыша),

- изменение внешнего вида формы в прямой связи с выполнением ее динамичной функции (эффект трансформации: складывания, опускания, задвижки, надувания и т. п.) [14].

Все эти приемы допускают применение разных композиционно-динамических средств - меняющейся графики и пластики (цвета, расположения элементов, их пластической обработки и пр.). В результате такого применения выявляется определенный характер гибкой формы. Он четко раскрывается, например, в так называемых раппортных системах, состоящих из одинаковых повторяющихся элементов. На основе подобных гибких (способных к свободному развитию) систем строится графическая орнаментика и орнаментальная пластика.

Весьма эффективно и выразительно комбинирование форм на основе применения уже отмеченных нами модульных элементов. Эти элементы подвержены изменению в рамках тех же модульных сеток. Разделяются такие сетки на пять основных геометрических видов: квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбовидные и шестигранные. Из них создаются разнообразные сетчатые и решетчатые (плоскостные и объемные) композиционные структуры, которые могут свободно развиваться в разных координатных направлениях [14].

Накопленный опыт разработки комбинаторных структур позволил выдвинуть ряд условий, при которых они легче и лучше компонуются:

- простота элементов, составляющих гибкую структуру;

- композиционная незавершенность, открытость форм, т. е. их обращение наружу, а не внутрь, к центру формы;

- сохранение инвариантной масштабности, отвечающей изменению структуры;

- независимость внешней формы от конструктивной основы;

- кратность размеров по всем координатам или та же модульность;

- наличие унифицированных узлов соединений.

Прямым следствием соблюдения принципа гибкости в дизайне является органичная модификация дизайн-формы. Она может быть связана с решением проблемы физического и морального старения объекта.

Можно выделить два основных вида модификации: полная и неполная. Первая характеризуется частичным изменением формы, как, например, при разработке пластического знака на основе графического символа. Вторая есть переход «старой» формы в совершенно новое состояние. Предел полной модификации - метаморфоза, или изменение формы до неузнаваемости. Ее пример - превращение одного знакового изображения через ряд промежуточных графических или пластических форм в совершенно другое композиционное состояние.

Модификации могут быть подвержены конструкция, материал, цвет, любые другие композиционно-художественные свойства формы, вплоть до самой ее утилитарной функции. Важно учитывать, что изменение одного свойства вовсе не влечет за собой трансформацию другого. Так, изменяться может форма при сохранении цвета объекта или внутренняя конструкция при сохранении внешней формы. Форма может выполнять одну и ту же функцию или приспосабливаться для выполнения разных функций.

Формообразование на основе соблюдения рассмотренного принципа - чрезвычайно перспективная тенденция в современном дизайне. Она проявляется уже на первых стадиях композиционной работы, когда происходит отбор вариантов решения одной и той же формы, когда по-разному составляются (сочетаются, комбинируются, полностью изменяются) ее элементы. Особое значение ей придается в современный период при дизайнерской работе на компьютере [14].

 

Органичность

    Этот принцип определяет собой построение композиции с учетом закономерностей формообразования, проявляющихся в природе. Природа всегда являлась для человека не только источником вдохновения, но и образцом для подражания. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не о механическом подражании природным формам, а об их творческом осмыслении с целью органичного преобразования в дизайн-формах.

Осмысление форм природы может идти в нескольких направлениях. Главным из них можно назвать анализ:

- морфологии, т. е. строения так называемых биоформ как функциональных организмов,

- закономерностей тектонического (конструктивно-пластического) формообразования в природе,

- особенностей движения биоструктур,

- пластики живых организмов,

- их окраски,

- пропорционального строения.

Последнее направление предполагает, в частности, выявление «золотого сечения» в формах живой природы. При анализе выделяются разные типы биоформ по разным признакам: по морфологии, конструкции, геометрическому виду и пр. Выделяются разные «стандартные» структуры. В частности, находят типологическое обоснование «гибкие системы», «спиралевидные образования», «декоративные формы» и др. На основе такой типологии разрабатываются подобные им переосмысленные дизайнерские формы. В композиционной работе этим формам придается условный характер.

В практическом дизайне биоразработка ведется с учетом строгих функциональных и художественных требований, предъявляемых к формам. В результате рождаются структуры, четко отвечающие принципу органичности.

Следует отметить, что современная тенденция бионизации дизайн-форм обусловлена все более глубоким изучением и освоением человеком мира природы. Она закономерна и более чем перспективна. Из этой тенденции вытекает способность биодизайна решать самые сложные вопросы композиционно-художественного формообразования. К ним относятся, в частности, это раскрытие основ органичного построения композиции в дизайне, выявление объективных закономерностей образования целостных функционально-художественных дизайн-систем, расширение композиционно-художественных средств их построения, повышение тектонических качеств дизайн-форм, развитие комбинаторного метода построения композиций и др. [14].

 

 

Образность

     Данный принцип отражает четкое и глубокое раскрытие в композиции определенной художественной идеи. На такое раскрытие направлена всякая дизайнерская, как, впрочем, и любая другая художественная деятельность. Выраженный в форме образ наполняет ее глубоким духовным содержанием, делает впечатляющей. Образная форма оказывает на зрителя более сильное и глубокое эмоционально-эстетическое воздействие, чем простая утилитарная форма. От того, насколько глубоко и ярко раскрыто образное содержание в форме, зависит степень ее художественной выразительности.

Что же составляет суть принципа образности в композиционном формообразовании? Главное - это гармонизация образной структуры формы. Дело в том, что всякий образ в художественной форме носит сложный, противоречиво-двойственный характер. Он складывается из единства следующих, противоположных, по сути, его составляющих: объективного и субъективного, общего и единичного, рационального и эмоционального, наконец, содержательного и формального [14].

Конкретно эти пары означают следующее. Объективное содержание образа есть некое идеальное представление о форме как объекте действительности. Оно носит абсолютный характер, сложившийся на основе отношения к этому объекту многих людей. Такое содержание не зависит от мнения отдельного человека. Субъективное содержание выражает мысль автора по поводу разрабатываемой формы. Оно носит относительный характер, который к тому же выражает мнение каждого воспринимающего форму зрителя. В этом смысле образ субъективен. Устранение противоречия (крайнего различия) между объективным и субъективным содержанием образа и есть искомый момент его гармонизации, или, по-другому, соблюдение в композиции принципа образности.

 Пара «общее - единичное» означает отражение в образной форме, с одной стороны, общей стилевой направленности, характерной для того или иного времени, и ее единичного художнического прочтения автором - с другой [14]. При расхождении составляющих этой пары или превалировании в форме одной из них образ получается неглубоким, односторонним. Образная форма приобретает либо ложно стилизаторский, либо сугубо вкусовой характер. Разрешая противоречие между общим и единичным, она наделяется глубокими типическими чертами, т. е. общезначимыми стилевыми признаками, и в то же время художественным своеобразием.

 Единство в образной форме рационального и эмоционального означает соответствие, с одной стороны, идеям целесообразного ее формообразования и интуитивному видению автором - с другой. При таком соответствии рождается глубокий и яркий художественный образ, имеющий строго рациональный и вместе с тем «живой», эмоциональный характер. Если рациональная составляющая превалирует, форма выглядит «сухой», неинтересной, маловыразительной. При чрезмерной ее эмоциональной обусловленности она становится неопределенной, размытой по смыслу, несобранной. Форма, выражающая одни эмоции, впечатляет, «проникает в душу». Но она не «захватывает сознание, не возвышает дух.

И, наконец, последняя пара составляющих образа - его содержа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.017 с.)