Ю. Ю. Трошкина, О. Б. Вешкина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ю. Ю. Трошкина, О. Б. Вешкина



Ю. Ю. Трошкина, О. Б. Вешкина

 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Донецк  2021


УДК 75

ББК 85.19

Т 766

 

 

Рекомендовано к изданию Ученым советом

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

 (протокол № 4 от 28.05.2021 г.)

 

Рецензенты:

Муза Д. Е. – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой мировой и отечественной культуры ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»;

Коханик Н. А. – кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»;

 

 

Трошкина Ю. Ю. - Декоративно-прикладное искусство:учебно-методическое пособие / Ю. Ю. Трошкина, О. Б. Вешкина. − Донецк: ДонНУ, 2021. − 185 с. 

 

В учебно-методическом пособии изложены теоретические основы декоративно-прикладного искусства, методические рекомендации к выполнению лабораторных и самостоятельных работ индивидуального задания, предоставлены критерии оценивания, список рекомендованной и использованной литературы, а также информационных ресурсов.

Для обучающихся направления подготовки 54.03.01 Дизайн, а также для студентов и аспирантов творческих, проектных, гуманитарных специальностей и специалистов-дизайнеров.

 

УДК 75

ББК 85.19

 

                                        © Трошкина Ю. Ю., Вешкина О. Б., 2021

 

             © ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», 2021


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………….

5

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...

8
 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ № 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ………………………………………………………………...

10
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. РАЗНОВИДНОСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА  
  1.1 Декоративный и прикладной виды искусства. Истоки декоративно-прикладного искусства………………………….. 10
  1.2 Разновидности декоративно-прикладного искусства …… 14
ТЕМА 2. ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ………………………… 37
  2.1 Основы композиции. ……………………………….………. 37
  2.2 Стилизация в декоративно-прикладном искусстве ……… 70
  2.3 Декупаж. История возникновения, виды, материалы …… 78
ТЕМА 3. ИСКУССТВО ОРНАМЕНТА……………………………..…. 92
  3.1 Виды орнаментов и их классификация……………………. 92
  3.2 Принципы построения орнамента……………..…………... 99
ТЕМА 4. ВИТРАЖ…………………………………………………………. 104
  4.1 Основные этапы развития витражного искусства. ……….. 104
  4.2 Разновидности технологии, применяемой в современных витражах………………………………………………………… 107

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ № 2

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

118
ТЕМА 5. БАТИК КАК ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО 118
  5.1 История батика…………………….…………………… 118
  5.2 Технология батика……………………………...………….. 129
ТЕМА 6. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ДИЗАЙН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: СИНТЕЗ ИДЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ 128
     

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ……………………………………………..

133
  Лабораторная работа № 1. Декупаж. Декорирование предметов………………………….. 133
  Лабораторная работа № 2. Декупаж.  Декоративное панно Выполнение работы на холсте 136
  Лабораторная работа № 3. Витраж Выполнение росписи по стеклу ………………………………… 141
  Лабораторная работа № 4. Батик Упражнения по применению различных приемов и техник…… 150
  Лабораторная работа № 5. Батик Роспись красками по шелку…………………………………….. 161

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА…………………………………... 164

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ роспись керамики

165

ОЦЕНИВАНИЕ……………………………………………………………….

168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

174

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….

176

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

178

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Подготовка будущих специалистов в настоящее время базируется на использовании компетентностного подхода. Анализ государственных образовательных стандартов высшего образования (ГОС ВО) укрупненной группы направлений подготовки 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств свидетельствует о необходимости подготовки выпускников – будущих графических дизайнеров к деятельности в различных видах художественного творчества. Под дизайном подразумевается художественное проектирование эстетического облика потребительских изделий. Дизайн как форма творчества является результатом расширения сферы действия прикладного искусства, его развития на промышленной основе. Объектами дизайна являются утилитарные вещи, которые имеют практическое значение и, помимо эстетической функции, выполняют множество других функций, причём красота вещей обусловлена практическими требованиями.

В современный период декоративно-прикладное искусство сохраняет художественно-образные особенности сложения искусства (символика отдельных изображений, их комбинация, сюжетная жанровая пластика фигуративных схем, воплощенных в декоративной форме; орнаментальные построения и напоминает о связи с изобразительным искусством и возможностях изображения, выраженных декоративными средствами.

Учебная дисциплина «Декоративно-прикладное искусство» относится к вариативной части профессионального блока образовательной программы. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими («Пропедевтика и композиция в графическом дизайне», «Академическая скульптура и пластическое моделирование», «Академическая живопись», «Академический рисунок», «Материаловедение в графическом дизайне») и сопутствующими дисциплинами («Проектирование в графическом дизайне»).

Цель изучения дисциплины - совершенствование проектно-графического и объёмно-пластического языка исполнения заданий; воспитание ценностного отношения к творчеству, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях; развитие творческих способностей, фантазии и объёмно-пространственного мышления будущих дизайнеров.

Задачи, стоящие перед обучающимися при освоении данной дисциплины: понимание ценности материальной культуры как формы выражения внутреннего переживания через внешние формы, как диалога традиций и современности; получение базовых знаний по художественной обработке различных материалов; освоение практических навыков художественной обработки различных материалов; развитие творческого мышления и возможности его реализации, создание условий для свободного выбора и специализации с углублением практических навыков в каком-либо виде художественной обработки материалов.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:

– знать историю декоративно-прикладного искусства; технологию и технику работы различными художественными материалами; художественно-выразительные средства декоративной композиции; технологию и технику создания произведений декоративно-прикладного искусства;

– уметь создавать эскизы по декоративно-прикладному искусству; создавать декоративные композиции различными средствами, приемами и материалами; художественно обрабатывать различные материалы, выполнять различные виды художественной обработки материалов; создавать произведения декоративно-прикладного искусства; анализировать художественные произведения декоративно-прикладного искусства; ориентироваться в условиях современного развития декоративно-прикладного искусства;

– владеть культурой мышления и поведения; навыками профессионального мастерства в области создания декоративной композиции; техникой и технологией создания художественных произведений декоративно-прикладного искусства; профессиональной терминологией.

Основной целью данного учебно-методического пособия была систематизация материала, необходимого для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине, а также самостоятельной работы обучающихся. Содержание учебно-методического пособия полностью соответствует программе дисциплины и включает шесть тем, которые сгруппированы в два содержательных модуля. В каждой теме приведены основные теоретические вопросы для обсуждения, план лабораторного занятия, алгоритм выполнения задания, образцы выполненных заданий, методические рекомендации. Также пособие включает описание критериев оценивания различных видов работ, списки использованной и рекомендованной литературы, информационных ресурсов. Материал пособия иллюстрирован, что способствует лучшему усвоению учебного материала.

 


ВВЕДЕНИЕ

Изучение декоративно-прикладного искусства занимает важное место в подготовке специалистов в области графического дизайна и наряду с живописью, рисунком, историей искусств является составной частью образовательной программы. Это связано с тем, что как творчество оно тесно соприкасается с вопросами формирования художественного вкуса, общих представлений о законах искусства, без которых будет неполным знание о дизайне, предметном мире, средствах художественного синтеза пространственной среды.

Цель издания – изучение декоративно-прикладного искусства как раздела изобразительного искусства, охватывающего создание художественных изделий, которые имеют  утилитарное и художественное назначение; ознакомление студентов с произведениями декоративно-прикладного искусства, которые составляют часть предметной среды, окружающей человека и эстетически ее обогащают, служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. К свойствам  декоративно-прикладного искусства относят исключительную содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.

Учебно-методическое пособие ориентировано на практическое освоение теоретической и методологической базы учебной дисциплины «Декоративно-прикладное искусство». При использовании данного учебно-методического пособия у обучающегося формируются способности к самостоятельной работе над декоративными объектами, выполненными в материале. Навыки, получаемые студентами при освоении дисциплин художественной подготовки, придают методике художественного образования необходимую практическую направленность, обеспечивают необходимый технологический набор знаний изобразительного искусства. Самостоятельная работа студентов предусматривает подготовку к лабораторным занятиям, изучение учебной и методической литературы, подготовку рефератов.

При использовании данного учебно-методического пособия обучающийся должен ознакомиться с теоретическими основами декоративно-прикладного искусства; ходом и примерами  лабораторных работ; выполнить задания, приведенные для самостоятельной работы; поэтапно выполнить индивидуальное задание; подготовить и защитить реферат. Более углубленное изучение дисциплины должно осуществляться с использованием рекомендованной в конце учебно-методического пособия литературы, имеющейся в полнотекстовом доступе в соответствующих электронно-библиотечных системах, а также информационных ресурсов.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ № 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ.

 РАЗНОВИДНОСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Лаковая миниатюра.

 

Рис. 33 – Палехская миниатюра. Пример работы

 

 

Рис. 34 – Федоскинская миниатюра. Пример работы

 

Рис. 35 – Холуйская миниатюра. Пример работы

 

Рис. 36 – Мстерская миниатюра. Пример работы

Основы композиции

    Знание средств, приемов и принципов построения композиции - основа профессиональной подготовки будущего дизайнера, база успешной творческой художественно-проектной деятельности.

Композиция (лат. Сompositio – соединение, связь) - составление, построение, структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением, связывающая отдельные элементы в единое целое. Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, стиля, эпохи. Как художественная форма композиция претерпевает с течением времени неизбежные изменения [3, с. 44].

Композиция - организация, расположение и связь разнородных элементов художественной формы, придающих произведению единство и целостность, важнейшая составляющая организации художественной формы.

Композиция - сочинение художественного произведения, композиция - само художественное произведение.

Композиция в графическом дизайне - выражение информации графическо-пространственными средствами. Все закономерности построения композиции подчинены основному закону - гармонии формы и содержания [8].

Термин «визуальная коммуникация» («графическое искусство», «художественное оформление», «искусство рекламы», «визуальное конструирование») относится к визуальной организации понятий и концепций, которые передают информационное сообщение зрителю. Задача графического дизайнера заключается в создании такого продукта, который был бы носителем визуальной информации. В этом заключается основное отличие графического дизайна от искусства. Произведения искусства передают переживания, несут в первую очередь эмоционально-смысловую нагрузку, в то время как произведения графического дизайна всегда являются инструментами визуальной коммуникации. Любое произведение графического дизайна или изобразительного искусства представляет собой систему визуальных образов, находящихся во взаимосвязи. Человеку свойственно искать гармонию и единство, порядок и систему во всем - именно на этом утверждении строится деятельность графического дизайнера, который осознанно создает из разрозненных частей стройную систему визуальных образов и четкую схему построений.

В произведениях искусства, дизайнерских разработках составом являются их элементы - фигуры, цвета, линии и т. д. Композиция является структурой, которая связывает все эти элементы воедино.

Она может быть определена таким образом:

- соединение частей в гармоничное целое;

- структура, логика эстетически связанной системы.

Психофизиологические особенности восприятия зрительной информации человеком определяют композиционное построение, гармоничную организацию изобразительной плоскости.

Целостность. Человек способен воспринимать как части, так и все изображение в целом одновременно. Информация о форме объекта, цвете, яркости и прочим сливается воедино в некий определенный образ. Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемых как целое, создают изображение, и человек подсознательно пытается объединить элементы изображения, увидеть «смысл».

Соотносительность.Особенность восприятия выражается в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов. Если на картинке изображен только один предмет, невозможно, скорее всего, не сможете сказать, большой он или маленький. Следует поместить его в какую-то среду, окружить другими предметами, сопоставить размеры с известными размерами других предметов. Соотносительность позволяет усилить впечатление многоцветности изображения при использовании ограниченного числа красок: темное на светлом фоне кажется более темным и наоборот. Подсознательное стремление человека сравнивать, объекты иногда приводит к глазомерным ошибкам и иллюзиям.

Иллюзорность. Обманчивость зрительного восприятия. Причина оптической иллюзии лежит как в физических свойствах предмета, так и в особенностях глаза и является следствием несовершенства органов чувств.

Ассоциативность. Устанавливаются связи между отдельными представлениями, вследствие чего одно из них вызывает другое, третье и т. д. В качестве простейшего примера можно привести эмоциональное зрительное восприятие линии. Разные формы линий, их направление - это элементы выразительности:

- горизонтальные линии символизируют основательность, спокойствие, тишину;

- вертикальные передают стремление вверх, рост, торжественность;

- спиральные характеризуют вращательное движение, развитие;

- ломаные ассоциируются с агрессивностью, неуравновешенностью;

- волнообразные выражают движение различной скорости;

- наклонные: восходящие, или активные, ассоциируются с надеждой, взлетом, подъемом; нисходящие, или пассивные, вызывают чувство нестабильности, грусть, тоску, бессилие.

Образность. Способность возбуждать в сознании художественные образы. Например, вид морской раковины вызывает в воображении океан, пучину моря. Порой объект, не виденный ранее, способствует возникновению какого-либо близкого, давно знакомого образа. Ассоциативность и образность зависят от развития человека: они тем богаче, чем выше его интеллект.

 

    Виды композиции

    Различают три основных вида композиции: фронтальная, объемная, глубинно-пространственная.

Фронтальная композиция является распространением элементов формы в одной плоскости в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном. Для создания фронтальной композиции используются плоские элементы. Визуально все элементы и пространство взаимодействуют и взаимосвязаны.

Объемная композиция представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Объемная форма взаимодействует с внутренним и внешним пространством, имеет пластические свойства и общую силуэтную конфигурацию. Масса элементов объемной композиции и окружающее пространство сочетаются так, что преобладает объем самой формы.

Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними. В данной композиции преобладают размеры пространства, где размещаются объекты. При этом каждый даже маленький элемент несет определенную нагрузку и участвует в организации пространства.

В области изобразительного искусства, помимо видов композиции, нужно различать специфику разных типов композиционной организации.

Сюжетная композиция строится на тех же принципах, что и литературное повествование, в котором участвуют реальные персонажи. С точки зрения психологии восприятия сюжетная композиция - это панорама реальной жизни в ее материальной трехмерности. В изображении, на картине жизнь присутствует в художественно преобразованной обобщенной форме, поэтому выглядит выразительнее, чем в самой реальности. Примерами данного типа организации композиции можно представить изобразительные произведения академического искусства [11].

Монтажная композиция - прямо противоположный тип, это не повествование, а констатация визуального факта. Если сюжетную композицию прочитывают, то монтажная воздействует, как вспышка, команда, сигнал. Принцип монтажной организации используется для достижения наибольшей самостоятельности объединенных в одно целое визуальных форм. Это тип композиционной организации, который отождествляется с понятием компоновки, составления, соединения, клипа (например, оформительское искусство, знаковые системы, полиграфическая продукция, визуальные коммуникации, мультимедиа и др.) [11].

Формальная композиция - это не повествование, не констатация факта, а сам процесс становления визуальной формы с ее собственным эмоционально-чувственным содержанием. Изображения, построенные на принципах формальной организации, теряют свою рационально-практическую значимость и живут в пространстве художественных образов. Именно принцип формальной композиции используется для формирования основ художественно-композиционной грамоты дизайнеров. Формы эти могут представлять и выражать сущность того или иного реального предмета, но быть и самостоятельно значимыми. Абстрактные пятна, эмоциональные линии, различные фактуры эстетически воздействуют на зрителя посредством неизобразительных форм и характера их взаимосвязи. Живое движение переплетающихся элементов композиции, плавных или угловатых, медлительных или энергичных, обладает сильным эмоциональным стимулом к творчеству [11].

 

Контраст, нюанс, тождество

    При сравнении каких-либо однородных первичных элементов формы (массы, конфигурации форм, линии, цвета и т. д.) возможны три вида их отношений: равенство (тождество), сходство (нюанс) и контраст [11, с. 25-29].

Тождество - полное сходство, совпадение по всем признакам, состояние идентичности, одинаковости элементов композиции. Тождественные элементы сами по себе имеют ограниченные худо­жественные возможности, создают множество, образуют фоновое пространство. Тождественные отношения могут лишь выражать некую множественность, массовость, протяженность. В зависимости от сочетания с другими средствами гармонизации можно создать сложный эмоциональный настрой произведения.

Контраст - это резко выраженная активная противоположность, противопоставление между элементами по какому-либо свойству или по всем свойствам одновременно.

Композиционные контрасты разнообразны. Сопоставление по принципу контраста видоизменяет и усиливает эффект каждого из них.

Эффекты контрастов: пространство - предмет - объем - плоскость; темное - светлое; серое - цветное; жирное - тощее; плоскость - линия; вертикальное - горизонтальное; активное - пассивное; прямое - косое; статическое - динамическое; геометрическое - органическое; симметрия - асимметрия; большое - малое; линия - точка; мягкое - жесткое; открытое - закрытое (замкнутое); четкое - неясное; гладкое - фактурное; неустойчивое - устойчивое; широкое - узкое; эксцентрическое - концентрическое.

Разнообразие композиционных контрастов способствует созданию активно-динамического ритма, эмоциональной окраски, смысловых и ориентирующих акцентов. Избежать единообразия в композиции можно, изменяя по принципу контраста основные формы объекта [8].

Путем контраста можно усилить выразительность любой формы. При умелом использовании контраст может сыграть решающую роль в композиции. Контраст активизирует форму маловыразительную и скучную, дает возможность быстрого прочтения темы, информации сюжета. В то же время контраст может помешать основной композиционной задаче и даже разрушить ее. Поэтому в создании гармоничной формы очень важен момент соотношения с другими средствами композиции. Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого, усиливают различия свойств форм, делая их единство более напряженным, впечатляющим. Контраст позволяет создать четко видимую иерархию элементов композиции, т. е. выявление главного на фоне второстепенного, расставляет акценты, выражает энергию и силу произведения. Контрастом также может являться ярко выраженное визуальное изменение каких-либо свойств форм. Контрастные отношения зрительно более выразительны, чем нюансные [3, с.71].

Нюанс несет в себе едва заметный переход, оттенок, слегка видимые тайные противоречия. Нюансными считаются такие отношения между сравниваемыми объектами, при которых явно преобладают сходства и имеются незначительные различия по одному из видов свойств. Нюанс может характеризоваться еле заметными изменениями определенного свойства или свойств. Нюансные изменения в рамках новой формы дают множественные вариации и направления. Нюанс - это разнообразная гамма вариантов в тончайших отношениях различных материалов, фактуры, цвета. Нюансировка формы требует самой высокой квалификации дизайнера, тонкого чутья. Нюансные отношения дают возможность максимально проявить целостность и слитность элементов композиции. Контраст и нюанс имеют общую цель выделить отдельные детали конструкции, подчеркнуть индивидуальность формы, избежать монотонности.

Нюанс и контраст присутствуют в какой-либо форме в каждой композиции. В зависимости от поставленных задач что-то из них выступает на передний план, становится лейтмотивом композиционной организации. Отношение контраста и нюанса затрагивает взаимозависимость и взаимовлияние между частями целого, а именно взаимоотношения главного и второстепенного в композиции, понятие соподчиненности и целостности. Если контраст считать активным противопоставлением между элементами по какому-либо вышеперечисленному свойству или по всем свойствам одновременно, а нюанс - небольшим, едва различимым отличием, визуально объединяющим элементы между собой в композиции, то нюанс становится проявленной категорией второстепенного, а контраст - главного.

Контраст и нюанс - взаимодополняющие средства, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Контраст и нюанс могут подразделяться по основным свойствам (размеру, форме, цвету, тону, фактуре, положению на плоскости или в пространстве), а иногда - по нескольким признакам одновременно [3, с.72].

Контраст, нюанс, тождество - это композиционные средства, помогающие организовать уравновешенную, цельную, гармоничную во всех отношениях композицию. Ритму подчинен порядок, связь, строй всех элементов художественного произведения, он побуждает к преодолению неподвижности изображения, заставляет его дышать и двигаться. В зависимости от доминирования одного средства над другим возникают различные ассоциации и художественные образы, создается сложное прочтение всей композиции.

Каждому композиционному средству отведена конкретная роль в ор­ганизации композиции, а степень его значимости в создании произведения каждый художник определяет самостоятельно, исходя из своих творческих задач. Не только индивидуальное предпочтение творческих личностей, но и виды искусства влияют на выбор этих средств.

Симметрия, асимметрия

Симметрия - принцип организации композиции, где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра. При повороте вокруг центра оси или плоскости симметричные элементы полностью совмещаются друг с другом. Зеркальная симметрия - наиболее простой вид симметрии, основанный на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой, как предмет и его отражение в зеркале. Зеркально-поворотная симметрия - вид сложносоставной симметрии, когда одни части совмещаются сами с собой при повороте, а другие зеркально отражаются. Конгруэнтная (осевая) симметрия - основной вид симметрии, обусловленный совместимостью получаемой при вращении фигуры относительно оси симметрии, т. е. линии, поворачиваясь вокруг которой фигура совмещается сама с собой. Симметрия переноса состоит из совмещения формы, являющейся частью целого, с самой собой путем перемещения вдоль оси переноса на определенное расстояние (простой, метрический ряд). Симметрия является одним из важнейших средств достижения единства и художественной выразительности композиции. Уравновесить симметричную композицию гораздо легче, чем асимметричную, так как симметрия уже создает предпосылки для композиционного равновесия.

Асимметрия - сочетание расположения элементов, при котором ось или плоскость симметрии отсутствуют. Асимметрия не есть полное отсутствие симметрии, а является самым сложным ее видом, когда равенство ощущается при фактической разности. В такой композиции важна зрительная уравновешенность всех ее частей по массе, фактуре, цвету. Баланс равенства масс относительно оси зрения создается развитым, сформированным или природным чувством меры. Асимметричный принцип организации композиции основывается на динамичной уравновешенности элементов, на впечатлении движения их несимметричных частей в пределах целого визуального равновесия относительно композиционного центра или оси [5, с. 91]. Обычно заинтересованность в использовании асимметрии возника­ет, когда нужно оживить интерес к стабильным формам. Композиция графического листа с использованием свойств асимметрии обладает наибольшей художественной выразительностью и визуальной активностью, но и определенной сложностью в исполнении.

 

Пропорции и масштаб

    Размерные отношения элементов формы изделий являются той основой, на которой строится вся композиция. Поэтому пропорции являются одним из наиболее важных ее средств. Исследованием пропорций занимались ученые, зодчие и художники с давних времен, так как это средство композиции, при умелом его использовании, дает непосредственный эффект гармонизации.

На многие проявления композиции пропорциональные отношения могут оказывать непосредственное влияние. Соподчинение элементов формы во многом обусловлено наличием определенной закономерности в размерных соотношениях между ними. С пропорциями связаны такие важнейшие закономерности, как усиление динамичности или статичности формы, увеличение ее зрительной устойчивости [13].

Пропорциональность - соразмерность целого и частей, которая прослеживается при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом; одно из классических средств в композиции, с помощью которого достигается организованность формы. Пропорция - это рассчитанная размерная система, в которой отношения элементов формы организуют объемно-пространственную структуру. Под пропорцией понимается пропорциональное отношение отдельных частей целого между собой и этим целым. Это сопоставление, или соразмерность, может быть основано на равенстве или противопоставлении любых характеристик элементов.

Пропорциональными отношениями называется результат сравнения двух величин одного свойства, например линейных измерений, площадей поверхности, объемов, цвета, фактур, масс и др. В эпоху Ренессанса среднее пропорциональное соотношение называли «божественной пропорцией». Леонардо да Винчи, занимаясь системой пропорций, дает ей название «золотое сечение». На практике применяется приближенное гармоничное «золотое сечение», в котором каждое последующее число является суммой двух предыдущих: 3:5, 5:8, 8:13 и т. д.

 Пропорциональные отношения можно подразделить на два вида: равные и неравные. В первом случае они основаны на равенстве и являются источником ощущения покоя, устойчивости; во втором случае поддерживаются контрастом и вызывают ощущение движения. Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров элементов и их составных частей, линейных характеристик форм и силуэтов и тому подобное определяют выра­зительность композиции.

Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой.

Масштабность - соразмерность принятому эталону (человеку). «Человек есть мера всех вещей». Эти слова, высеченные на мраморе Дельфийского храма, довольно точно выражают суть масштабности предметного мира - всего того, что создает человек.

Масштабность - отношение величины площади формы предметов в сравнении их друг с другом, соразмерность величины частей предметов между собой и ко всей форме. При проектировании промышленных изделий и сооружений необходимо соблюдать масштаб, чтобы их размеры соответствовали назначению, были увязаны с окружающей средой и соразмерны человеку. Масштаб не абсолютная, а относительная величина. Масштабность объекта определяется тремя моментами: отношением всего объекта к человеческому росту, отношением к пространству, окружающему или находящемуся перед ним, и отношением абсолютных размеров объекта к привычным и оптимальным размерам его элементов.

Соотношение элементов между собой и их моделировка меняются в зависимости от величины и среды. Объекты разного масштаба существенно различаются по форме. Восприятие абсолютного размера зависит от количества деталей, непосредственных размеров и формы, пропорций составных частей. От сложности формы в большей степени зависит, считать ли объект большим или маленьким. Закономерности масштаба формы в природе применимы в дизайне, скульптуре и архитектуре. С масштабностью связаны равновесие и устойчивость масс частей формы.

 

Равновесие

    Равновесие - это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Физиологически человек зрительно не может воспринимать форму изделия законченной, если размеры и масса ее частей не уравновешены. Равновесие в композиции можно визуально определить как баланс масс относительно центра или оси равновесия. Равновесие зависит от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым.

   Уравновешенность элементов может быть представлена в виде статического или динамического равновесия. Статическое равновесие - это абсолютное или относительное равенство элементов по массе относительно точки или линии в композиции, характеризуемое визуально эмоциональным ощущением покоя. Различают три варианта статического равновесия фигур на плоскости: формы ориентированы на центр, сдвинуты в верхнюю часть, расположены в нижней части. Более сложным и интересным способом равновесие достигается при нарушении симметрии в компоновке элементов. Динамическое равновесие - условное равенство совокупной массы элементов относительно точки или линии в композиции, взаимодействие разнонаправленных сил, ха­рактеризуемое скрытым или явно воспринимаемым ощущением движения. Одно направление движения композиционных элементов на плоскости листа компенсируется противоположным. Таким образом, одной из главных задач при работе над формальной композицией является создание устойчивого зрительного равновесия всех компонентов структуры вверху и внизу, справа и слева [16].

Статика и динамика



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.163 (0.085 с.)