Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация результатов оценки действующего предприятия

Поиск

 

В результате оценки предприятия тремя методами оценщик получает три различных значения стоимости. В ряде случаев пользователя оценки интересует только одно значение. Для «трансформации» трех значений в одно существует специальная процедура интерпретации результатов оценки.

В самом простом случае значения стоимости, полученные разными методами, отличаются незначительно (15% от среднего). Тогда не самым плохим подходом является простое усреднение значений стоимости.

Если эти значения отличаются в значительно бόльшей степени, то можно использовать 2 основных метода:

а) усреднение значений стоимости с определенными удельными весами, отражающими специфику предприятия и то, насколько инвесторы, принимая решения, основываются на результатах, полученных тем или иным методом (иногда используется в оценочной практике развитых стран). Метод обладает рядом заметных недостатков. Во-первых, в условиях Украины подобных исследований никто не проводил, поэтому удельные веса обосновать практически невозможно. Во-вторых, рассмотрим следующий пример.

Пример

Предприятие было оценено тремя методами. Стоимость, полученная методом аккумуляции активов, составила 3 000 у.е., методом капитализации дохода – 1 100 у.е., методом рыночного сравнения – 1 400 у.е. Заметим, что каждое из этих значений стоимости имеет под собой экономическое обоснование. Далее оценщик предполагает, что, по его мнению, типичный инвестор, принимая решение о приобретении предприятия, в 20% случаев ориентируется на значение стоимости, полученное методом аккумуляции активов, в 50% – на значение, полученное методом капитализации дохода, в 30% – на значение, полученное методом рыночного сравнения. Используя эти удельные веса, он определяет стоимость предприятия как

С точки зрения математики все выглядит обоснованно, но результирующее значение стоимости 1 570 у.е. значительно (минимум на 12%) отличается от трех базовых значений и, что характерно, с точки зрения логики типичного инвестора, в отличие от этих 3 значений, не имеет разумного экономического обоснования.

 

б) выбор одного значения, которое, по мнению оценщика, получено методом, наиболее отражающим представления типичного инвестора, действующего на данном рынке.

Организация процесса оценки действующего предприятия (бизнеса)

 

В числе основных этапов оценки бизнеса необходимо отметить следующие:

0-й этап: предварительная работа с Заказчиком, в результате которой определяется:

- состав работ в соответствии с договором об оценке (предварительная характеристика активов, подлежащих оценке, а также характер оценки – оценка основных фондов, оценка бизнеса и т.д.). На практике из состава объекта оценки могут исключаться некоторые подразделения предприятия, объекты незавершенного строительства, социально-культурного и бытового назначения, финансовые вложения в другие предприятия и т.п., о чем необходимо договориться «на берегу»,

- цель оценки (в некоторых случаях Заказчик сам не очень понимает, для чего ему нужна экспертная оценка – тогда вопрос требует совместной проработки),

- понимание предполагаемых ограничений относительно возможного использования выводов оценщика,

- сумма, которую Заказчик готов заплатить за оценку.

1-й этап: заключение Договора на проведение работ по экспертной оценке. Необходимо помнить, что существенными условиями Договора, которые имеет смысл непосредственно в нем и отразить, являются:

- объект оценки,

- цель оценки,

- база оценки объекта (то есть вид стоимости, который необходимо определить),

- дата оценки,

- объем и порядок ответственности оценщика,

- сроки выполнения работ по Договору,

- стоимость работ по Договору и размер аванса,

- форма Отчета (письменная полная, письменная плюс выписка (заключение), сокращенная (в форме письма), устная),

- возможно, порядок предоставления информации службами предприятия (устная, письменная форма за подписью представителей соответствующих служб, необходимость аудиторского подтверждения);

- возможно, определение последствий несогласия Заказчика с выводами оценщика и порядок урегулирования взаимных претензий сторон;

- возможно, урегулирование права собственности на Отчет (права его издания, цитирования, передачи третьим лицам).

Отсутствие в Договоре тех или иных условий не освобождает оценщика от обязанности следовать требованиям профессиональной этики и, в первую очередь, тем требованиям, которые выработаны с целью максимальной защиты интересов клиента.

2-й этап: выезд на объект и сбор информации, необходимой для оценки.

Обычно для сбора информации оценщик использует специальные анкеты (опросники). К основным вопросам относятся следующие.

- идентификация прав собственности на активы, прав относительно оцениваемого предприятия, юридического статуса предприятия, прав пользования, прав на осуществление тех или иных видов хозяйственной деятельности,

- бухгалтерская, экономическая, техническая и рыночная информация об отдельных активах предприятия, в том числе характеристики:

· земельных участков,

· зданий и сооружений, элементов внешних инженерных систем,

· оборудования с указанием технических характеристик,

· прочих активов (оборотные, нематериальные, долгосрочные финансовые и т.д.),

- классификация активов на операционные и неоперационные – на основании инвентаризационных описей активов и комментариев соответствующих служб предприятия,

- идентификация пассивов предприятия – краткосрочных и долгосрочных (сроки погашения, условия обслуживания долгосрочных кредитов и т.д.) – на основании инвентаризационных описей и комментариев соответствующих служб предприятия,

- бухгалтерская отчетность, экономическая, техническая, маркетинговая (по данным предприятия) и прочая информация, характеризующая деятельность предприятия.

Оценщиков в первую очередь должна интересовать информация о тех денежных средствах, которые предприятие реально получает или расходует для обеспечения своего функционирования и уплаты налогов.

3-й этап: проверка, анализ, уточнение и обработка полученной информации.

В подавляющем большинстве случаев информация, полученная от представителей Заказчика путем простого ответа на вопросы анкеты, не является исчерпывающей и / или не отвечает потребностям оценщика. Поэтому обычно сведения, полученные в рамках 2-го этапа, являются только основой для последующих вопросов к представителям администрации или соответствующих служб предприятия.

В особо ответственных случаях финансовую отчетность имеет смысл получать с заключением аудитора.

Интервьюирование владельцев и ответсвенного персонала предприятия в большинстве случаев представляет оценщику возможность получить важную информацию как о состоянии отрасли и перспективах ее развития, уровне конкуренции, так и о степени компетентности административно-управленческого персонала, отношениях с поставщиками и по целому ряду других частных вопросов, являющихся немаловажными для выполнения работы (конкурентоспособность продукции, наличие неоперационных активов и т.д.).

К дополнительным источникам могут быть отнесены независимые эксперты, отраслевые периодические издания, служащие банков, обслуживающих предприятие, должностные лица отраслевого министерства, основные кредиторы и клиенты и т.д.

Проводя сбор и анализ информации, оценщик должен стремиться к достижению разумного баланса между глубиной исследования и широтой охвата анализируемой информации, необходимостью применения наиболее совершенной методологии и затратами времени, сил и средств, необходимыми для проведения оценки. Среди основных принципов необходимо отметить следующие:

- процедуры, позволяющие уточнить оценки тех или иных исходных данных, влияние которых на конечные выводы по значению не соизмеримы с величиной допустимой погрешности в оценке, целесообразны только в том случае, когда их проведение не вызывает качественного изменения в объеме затрат времени, труда или средств,

- допущения и оценки, которые основываются на косвенных данных и влияние которых на выводы оценщика существенно, должны делаться на основании максимально тщательного (в пределах возможного) анализа,

- оценочные процедуры, основанные на исследованиях, которые определенно не проводил бы потенциальный покупатель объекта оценки, равно как и информация, которой он, вероятнее всего, не воспользовался бы в своих исследованиях, ведет не к уточнению, а к искажению оценки.

4-й этап: выполнение расчетов, необходимых для оценки объекта.

5-й этап: оформление Отчета об экспертной оценке объекта.

6-й этап: защита Отчета перед Заказчиком или перед третьими лицами – пользователями Отчета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.007 с.)